ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы — авторы этой книги — мужчины и женщины, преодолевшие свою
зависимость от алкоголя, наркотиков, нездоровых отношений с близкими, азартных игр, компульсивных покупок, переедания — список зависимостей можно продолжать долго. Всех нас объединяет то, что мы в большей или меньшей степени пользовались программой «
12 шагов» для избавления от зависимости. Однако многие из нас, избавившись от одной зависимости, через некоторое время обнаруживали себя зависимыми от чего-либо другого, более приемлемого социально, но не менее разрушительного для нашей жизни.
Помня историю создания книги «Анонимные Алкоголики» 85 лет тому назад, мы решили собрать группу людей, страдающих от разных зависимостей, и попробовать инструментами программы «
12 шагов» на научной основе вместе найти общий подход к избавлению от зависимости как таковой, без связи с тем или иным веществом или поведением, описав свой опыт в виде книги.
Результат этой работы перед вами.
I. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАВИСИМОСТИ
85 лет тому назад доктор Уильям Силкуорт описал
алкогольную зависимость как одержимость ума и аллергию тела. За эти годы наука пополнилась новыми знаниями. Исходя из современных научных представлений, мы попробуем сформулировать понятие зависимости.
Есть базовый закон биологии — организм стремится к постоянству внутренней среды. Именно из этого закона медицина выводит показатели нормы: кислород крови, сахар крови и т.д. и т.п.
Когда какой-то показатель отклоняется от нормы, возникает потребность вернуть этот показатель к исходному. Понизился сахар крови — появилась потребность в пище, накопилась моча в мочевом пузыре — потребность в мочеиспускании.
Причина любых действий живого — потребность поддерживать постоянство внутренней среды.
При возникновении потребности мозг начинает собирать из памяти и из внешнего мира информацию о том, как можно удовлетворить эту потребность. В биологии это называется афферентным синтезом. В результате строится план действия для удовлетворения потребности.
В тот момент, когда внешние обстоятельства дают возможность удовлетворить потребность, совершается действие. Если действие оказывается успешным, потребность удовлетворена — включается механизм подкрепления, закрепляющий в памяти обстоятельства и действия, приведшие к положительному результату. В следующий раз, когда возникнет та же потребность, внешний стимул извлекает из памяти всю цепочку успешных действий, которая в прошлый раз привела к удовлетворению потребности. Все мы помним со школьной скамьи, что это условный рефлекс или рефлекторное действие.
Рефлекторная теория И.П.Павлова представляет рефлексы механизмами действия живого. Ударили по коленке, в ответ на удар нога дернулась — безусловный рефлекс. Сотню раз перед кормлением собаки зажигали свет, и после этого на зажигание света у собаки начинает течь слюна — условный рефлекс.
Но следует понимать, что выработка слюны нужна собаке не сама по себе, а для смачивания проглатываемой пищи. Если собака не голодна, она не будет есть, и на зажженный свет слюна не потечет. Если собаке дать неограниченное количество пищи, собака съест то количество, которое удовлетворит ее потребность. Кроме того, собака ела пищу и вырабатывала слюну и до того, как экспериментаторы начали перед кормлением зажигать лампочку.
Таким образом мы понимаем, что условно-рефлекторная дуга — это некая выученная конструкция между возникновением и удовлетворением потребности.
Связь между потребностью и достижением результата описывает теория функциональных систем П.К.Анохина и В.Б.Швыркова. Механизмы работы функциональной системы одинаковы для всего живого от бактерии до человека.
Основа жизни — обмен веществ, как внутри организма, так и между организмом и окружающей средой. Обмен веществ — это не только обмен химическими веществами. Ранение — проникновение постороннего предмета в тело — тоже обмен веществ, вызывающий ряд потребностей от поиска безопасного места до получения медицинской помощи.
При возникновении потребности включается функциональная система, и первым делом происходит целеполагание: формирование представления о результате действий, удовлетворяющих потребность. Например, при позыве в туалет целеполагание создаст образ туалетной комнаты или безлюдного места за кустами.
Сразу же за этим начинается афферентный синтез — сбор информации о возможности удовлетворения потребности. Мозг извлекает из памяти прошлый опыт, включая выученные знания, и интегрирует их с информацией об окружающей обстановке, полученной от органов чувств.
Длительность афферентного синтеза может составлять доли секунды, например, при внезапной опасности. В иных случаях афферентный синтез может занимать довольно продолжительный промежуток времени; иногда, например, от возникновения чувства голода до возможности его утоления проходят часы или даже дни.
Разные исходные данные имеют разную значимость, в зависимости от личного жизненного опыта. Если собаке раз за разом перед кормлением зажигают лампу, свет от лампы приобретает высочайшую значимость о скором получении пищи. В рефлекторной теории такой фактор называется стимулом, запускающим рефлекс. При этом все мы понимаем, что у сытой собаки свет лампы не вызовет выделения слюны: рефлекс — это та же функциональная система, повторяемая однотипно и многократно, но без наличия потребности функциональная система не запускается.
В процессе афферентного синтеза человек испытывает чувства голода, страха, любопытства, раздражения — весь спектр чувств, многим из которых даже нет названий.
Результатом афферентного синтеза становится принятие решения, формируется первичный план действий.
За принятием решения следуют действия. Физиологи называют их поведенческим актом, в быту мы говорим о поступке — действиях для достижения результата. В процессе действий может происходить корректировка плана — по сути, продолжение афферентного синтеза в процессе действий.
Поступки человека — это не только механические действия. «Мотором» для них служат душевные качества: смелость, трусливость, ярость, гнев, любовь, забота — весь спектр душевных качеств, многим из которых нет названий.
Действия завершаются при достижении результата.
В зависимости от того, удовлетворена ли потребность, и если удовлетворена, то насколько и какой ценой, организм испытывает оценочные чувства — мы будем называть эти чувства «послевкусиями», чтобы не путать с чувствами, испытываемыми при возникновении потребности, до того, как начать действовать. Весь спектр послевкусий в конечном счете сводится к двум основным: доволен или не доволен собой.
Любая биологическая система стремится работать на упреждение.
Если какой-то элемент афферентного синтеза повторился несколько раз, (в рефлекторной теории этот элемент называется «стимулом»), и каждый раз достигался положительный результат, подкрепляющий стимул, в мозге формируется рефлекторная дуга между стимулом и подкреплением.
В следующий раз, получив стимул, организм не будет тратить время и силы ни на афферентный синтез, ни на принятие решения: сработает рефлекс — упрощенная до минимума функциональная система.
Одна из важнейших потребностей человека — потребность в комфорте, производная от базовой потребности всего живого в безопасности.
В обычных условиях для удовлетворения потребности в комфорте требуется довольно много предварительных действий: нужно работать и зарабатывать, на заработанные деньги нужно обустроить дом и быт, обзавестись близкими и друзьями — множество ежедневных действий продолжительностью в годы и годы.
Но все иначе, если употребить алкоголь. В некомфортном доме, с плохой пищей, в окружении несимпатичных людей или вообще в одиночестве, достаточно выпить некоторое количество спиртного, и дом становится уютным, еда вкусной, люди близкими по духу, болезненное одиночество становится приятным уединением. Система подкрепления фиксирует удовлетворение потребности, и в следующий раз сработает рефлекс: некомфортно — алкоголь.
Аналогичным образом работают наркотики, переедание, азартные игры, секс, спонтанные покупки — на сегодняшний день медицинской науке известны более трех сотен зависимостей.
Из сказанного выше можно понять, что зависимость вырастает на почве получения незаслуженной награды. Это первый, но не единственный критерий зависимости: большинство здоровых взрослых людей время от времени употребляют спиртное, не становясь
зависимыми от алкоголя, большинство разумных взрослых людей живут рядом с алкоголиками, не приобретая черт
созависимости, все мы ежедневно принимаем пищу, но лишь немногие становятся компульсивными переедающими. Поэтому второй и главный критерий зависимости как болезни — причинение вреда самому себе, своему здоровью, своей жизни, своим отношениям с близкими и значимыми людьми. Здоровый человек, спьяну «наломав дров», сделает выводы и научится выпивать умеренно, или не будет больше выпивать совсем. Алкоголик, «наломав дров», вскоре напьется снова, чтобы сгладить душевную боль от последствий прошлой выпивки. Очевидно, имеется зависимый тип личности.
До сих пор нет единого мнения, является ли зависимый тип личности врожденным, или же возникает в результате формирования личности в раннем возрасте. В любом случае, у большинства зависимых специфические особенности личности наблюдались еще в детском возрасте, задолго до того, как началась их болезнь.
Также нет единого мнения, является ли зависимый тип личности самостоятельным расстройством, или же это синдром, свойственный нескольким разным расстройствам. Но в любом случае есть общие черты характера, способствующие развитию болезненного пристрастия.
Первой и значимой для формирования болезни чертой является негативное мировоззрение: если спросить зависимого, зачем он выпивает, или употребляет наркотики, или переедает, или иным образом затуманивает свое сознание, честным ответом будет: ради облегчения. По причине негативного мировоззрения зависимые люди воспринимают жизнь как источник страданий. Они не всегда признаются себе в этом, ибо с самого раннего детства другого отношения к своей жизни они не знали.
Второй чертой является полярность самооценки: самооценка меняется от «я гений» до «я ничтожество» и очень редко соответствует реальности.
Еще одна черта зависимого типа личности — асоциальность. У некоторых она настолько выражена, что их еще в детстве признают больными с диагнозом «диссоциальный тип личности». Большинство зависимых с точки зрения психиатрии здоровы, но всегда имеется более или менее выраженная склонность противопоставлять себя обществу и его писаным и неписаным правилам. Зависимому всегда в большей или меньшей мере «закон не писан». И чем больше социальное осуждение той или иной зависимости, тем заметнее эта черта: чтобы стать инъекционным наркоманом, надо в самый первый раз решиться получить инъекцию наркотика — большинство людей никогда в жизни не решится так грубо нарушить закон и традиции общества.
Другие, напротив, ничем не выделялись, или даже были «душой компании», но и они с детства часто ощущали себя «белой вороной».
Формирование болезненного пристрастия может занимать разное количество времени. Есть немало алкоголиков, проявивших все признаки
алкоголизма буквально с первой пробы алкоголя, другим для этого требуются десятилетия социально приемлемого умеренного употребления спиртного.
Когда болезненное пристрастие уже сформировалось и стало приводить к заметным потерям в уровне жизни, работе, отношениях с близкими и социально значимыми людьми, зависимые люди совершают попытки изменить себя и свою жизнь: перестать делать то, от чего они зависимы, на время или навсегда сменить круг общения, работу или место жительства, обратиться к специалистам. Если человек действительно зависимый, эти попытки, скорее рано, чем поздно, заканчиваются провалом — срывом.
В одном известном в США тесте на
алкогольную зависимость разные вопросы оцениваются разным количеством баллов; 9 или больше баллов считаются критерием
алкогольной зависимости. За положительный ответ на вопрос: «посещали ли Вы собрания „Анонимных Алкоголиков”?» — дается как раз 9 баллов.
Итак, резюмируем.
Зависимые — это люди, как правило, с детства имеющие негативное мировоззрение, неадекватную самооценку, склонные противопоставлять себя обществу и поступать вопреки писаным и неписаным правилам, раз за разом повторяющие зависимые действия, о которых они позже сожалеют. Эти люди время от времени предпринимают попытки перестать совершать зависимые действия, но раз за разом терпят неудачу.
II. МЫ ЗАВИСИМЫЕ
Зависимость — лишь иное название потребности. Люди зависимы от воздуха для дыхания, от пищи и воды. Не меньше все мы зависимы и от социальных контактов, не случайно лишение возможности общения — одиночное заключение — считается одной из самых мучительных пыток. Мы зависимы от того, в чем нуждаемся в жизни.
Совсем иначе выглядит зависимость, когда она перерастает в болезнь. Объесться до рвоты, выпить спиртного до потери сознания, проиграть в азартные игры чужие деньги, употребить опасную для жизни дозу наркотика — это не удовлетворение насущных потребностей, скорее, это действия одержимого.
Одержимость — то, что отличает больного той или иной зависимостью от здорового, удовлетворяющего свои естественные потребности. Одержимость заставляет сексуально-зависимого продолжать искать новых контактов даже тогда, когда он физически изможден сегодняшними контактами, заставляет алкоголика продолжать выпивать даже тогда, когда он не стоит на ногах, заставляет страдающего булимией продолжать поглощать пищу сразу после рвоты, вызванной перееданием.
Но одержимость — это не только и не столько излишества. Одержимость заставляет алкоголика придумывать самые невероятные причины, чтобы выпить. Одержимость заставляет компульсивно переедающего просыпаться в середине ночи и идти к холодильнику, и так ночь за ночью, каждый раз зная, что последующий день будет разбит недосыпанием и плохим физическим самочувствием. Одержимость заставляет игрока брать в долг деньги перед тем, как пойти в игровое заведение. И всегда после этого мы испытывали чувство вины.
Многие из нас, а мы, — люди, страдавшие от разных зависимостей, — вспоминая детство, вспоминаем проявления типичного зависимого мировоззрения: недовольство собой и другими людьми по пустякам, завышенные требования к себе и окружающим, восприятие окружающего мира некомфортным, недоброжелательным и угрожающим. Возможно, мы просто родились такими, или в нас сформировалось это мировоззрение настолько рано, что мы не помним причин.
Если спросить зависимого, зачем он или она это делает, скорее всего, в ответ прозвучит: «чтобы отвлечься от жизненных проблем», или «чтобы расслабиться», или что-то подобное, несоразмеримое с последствиями зависимого поведения.
Мы — зависимые. Когда мы, начав выздоравливать, спрашивали сами себя: «Зачем я раз за разом делаю то, о чем завтра буду сожалеть?» — мы в конце концов приходили к честному ответу: «Я не знаю». Очевидно, мы просто не могли поступать иначе, возможно, у нас был другой выбор, но мы его не видели.
Многие из нас меняли зависимости, пытаясь таким образом решить жизненные проблемы: заменяли наркотики алкоголем или «успокаивающими» лекарствами, прекращали компульсивные покупки и начинали компульсивно переедать, бросали азартные игры и начинали работать по 16 часов в сутки без выходных. Может быть, наши зависимости становились более приемлемыми социально, но одержимость не прекращалась, а лишь меняла свои проявления.
Между болезненным пристрастием и здоровым удовлетворением собственных потребностей, на первый взгляд, нет четкой грани. Можно ли назвать алкоголиком человека, употребляющего спиртное каждый день? В некоторых странах традиционно пьют вино с каждым приемом пищи, и это не приводит ни к каким медицинским проблемам до глубокой старости. Человек, раз за разом проигрывающий в казино крупные суммы, не обязательно компульсивный игрок, возможно, он достаточно богат, чтобы позволить себе это развлечение без ущерба для своего бюджета. Страдающий избыточным весом не обязательно компульсивно переедающий, возможно, у него такая конституция, или он страдает от нарушения обмена веществ, или проходит лечение лекарствами, влияющими на обмен веществ и аппетит. Что говорить, даже с наркотиками, где на первый взгляд все однозначно, медицине известны миллионы больных, длительное время получавших наркотики по медицинским показаниям и не ставших зависимыми.
Нам кажется, что в самом начале у нас была возможность осознать свою проблему и своими силами перестать делать то, о чем мы потом будем сожалеть. Но сейчас мы понимаем, что «точка невозврата» была пройдена задолго до того, как мы в первый раз осознали необходимость что-то менять в своей жизни.
Совсем иначе мы это видим, когда начинаем выздоравливать. Мы — зависимые, и каждый из нас может с точностью до нескольких месяцев или даже дней указать время, когда началась болезнь, момент, когда наши жизни перестали принадлежать нам, момент, когда мы предавали себя и своих близких, влекомые своей одержимостью. У одних из нас это были пьяные поступки, которых мы потом стыдились, ненавидели сами себя за это и боялись последствий. У других это были наркотики, или съеденное ночью содержимое холодильника, попытки управлять жизнью другого человека или азартные игры. Какова бы ни была наша зависимость, каждый из нас может вспомнить, когда в первый раз испытал стыд, презрение к самому себе и страх последствий.
Когда зависимость грозила нам тюрьмой, или разрушала наше здоровье, разрушала семью или лишала работы, многие из нас искали и находили не выздоровление, а другие зависимости вместо прежних: вместо наркотиков алкоголь или успокаивающие лекарства в количествах, способных успокоить слона, вместо азартных игр секс или алкоголь, вместо алкоголя компульсивное переедание или спонтанные покупки.
Часто мы пытались «бросить навсегда» — бросить ради работы, ради семьи и детей, ради сохранения здоровья. Но здесь нас подстерегала ловушка, которую в Анонимных Алкоголиках называют «зловонным мышлением». Мы бросали свое пагубное пристрастие ради семьи и детей, и наши больные мозги тут же начинали изобретать способы, как можно выпить, употребить наркотик или поиграть, чтобы наши семьи и дети об этом не узнали и не пострадали от наших действий. После длительных периодов воздержания — пару лет, или пару дней — «зловонное мышление» начинало шептать нам, что мы уже так давно ведем правильный образ жизни, что, наверное, выздоровели, и нам «уже можно» вновь вернуться к предмету нашей страсти, конечно же, «без излишеств, как все нормальные люди». Разумеется, за этим следовал неизбежный срыв, после которого мы снова испытывали унижение, страх и презрение к самим себе.
Многие из нас честно пытались справиться со своей зависмостью. Мы давали клятвы своим близким и самим себе, а потом обманывали и делали украдкой; обращались за помощью к врачам и целителям, а потом нарушали назначенный курс лечения; изобретали сложные планы, ограждающие нас от предмета нашего вожделения, а потом придумывали самооправдания или нелепые отговорки, чтобы вновь вернуться к прежнему. Мы считаем, что срыв — самое достоверное подтверждение зависимости. Ибо одержимость сильнее силы воли, а «зловонное мышление» сильнее здравого смысла, честности и порядочности.
Но одержимость — не абсоютное зло. В конце концов, одержимость идеей выздоровления помогла многим из нас не сорваться в первые, самые трудные, месяцы выздоровления. Ибо невозможно продвигаться по программе нетрезвым, а для трезвости нужны все
12 шагов программы выздоровления. Одержимость идеей выздоровления и
работой по программе может стать первым инструментом воздержания, необходимого для движения вперед.
III. ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕРЖАНИЯ
У нас появилось 2 новых понятия: «трезвость» и «инструменты воздержания».
Для алкоголиков с «трезвостью» все просто и однозначно: не пить спиртного. Для Анонимных Алкоголиков с «инструментами воздержания» тоже все просто: не держать спиртного дома, поедать шоколадки, пить сладкие напитки и так далее по тексту книжки «Жить Трезвыми», которую часто дарят новичкам в АА.
Тех из нас, кто страдает от других зависимостей, эти термины могут вводить в заблуждение.
Не важно, совершали ли мы те или иные поступки, будучи опьяненными алкоголем, или в состоянии крайнего раздражения от нетрезвых поступков близкого и любимого человека, или проснувшись ночью от «нестерпимого» голода, или опьяненные азартом, — в любом случае, мы совершали зависимые поступки, в которых позже раскаивались, которых стыдились и за которые винили самих себя. Мы часто чувствовали, что как бы не мы это делали, а нами управляла чуждая нам сила. Позже мы узнали, что эта чуждая сила называется зависимостью.
Всё просто, трезвость — это возможность жить своей собственной жизнью, не подчиняясь зависимости; жизнь без стыда и чувства вины за свои действия.
Нам говорили, что программа «
12 шагов» позволяет избавиться от зависимости. Но на первых порах, пока мы еще не освоили этот метод выздоровления, пока зависимость еще сильна в нас, нам нужны инструменты воздержания для сохранения трезвости. Не все инструменты универсальны. Не хранить спиртного дома — отличный инструмент воздержания алкоголика, но компульсивно переедающий не может себе позволить не иметь дома никакой еды,
созависимый не всегда может выгнать из дома своего зависимого родственника, азартный игрок не может совсем отказаться от денег. В этой главе мы расскажем об универсальных инструментах, которые помогали нам на первых порах, и которые можно использовать при любой зависимости.
Один инструмент мы уже упомянули: увлечься, стать буквально одержимым программой выздоровления. Не случайно начинающим в АА рекомендуют «90*90»: в первые 90 дней трезвости посетить не менее 90 собраний. Некоторые из нас посещали по несколько собраний в день, заполняя заботой о выздоровлении все свое свободное время. Как минимум, это было хорошей профилактикой срыва. Как максимум, это позволило нам быстрее освоить программу и быстрее вернуться к нормальной жизни.
Да, увлечение программой выздоровления может перерасти в одержимость, некоторые из нас слышали упреки от родственников: «Раньше вся твоя жизнь была заполнена пьянками (наркотиками, игрой и т.д.), теперь вся твоя жизнь заполнена собраниями, тебя как не было в семье, так и нет». Мы не видим в этом большой опасности: если увлечение программой не становится профессией «консультанта реабилитационного центра», насущные жизненные потребности берут своё, жизнь входит в ровное русло, приходя к разумному балансу между собраниями и работой с новичками с одной стороны, и жизнью в семье и обществе с другой. Одержимость выздоровлением уходит сама собой, у кого через несколько месяцев, у кого через пару лет, становясь разумной частью жизненных интересов.
Второй инструмент, который мы предлагаем, это научиться отделять себя от своего пристрастия: не «я хочу выпить», а «моя болезнь тянет меня выпить», не «я хочу съесть этот большой торт», а «моя болезнь тянет меня съесть больше, чем мне нужно».
Наивно было бы ожидать результата от этих слов в первый же день. Но, продолжая отделять себя от своей болезни в мыслях, мы были удивлены, как быстро стали меняться наши поступки, и первые результаты мы увидели уже через несколько дней.
Некоторые из нас давали своей болезни имя: «Галя разбудила меня пожрать в 3 часа, когда я хочу спать», «Федя знает все „точки” (места нелегальной продажи наркотиков), но мне это совершенно не интересно», «Лена опять убеждает мужа идти к врачу, но мне некогда сегодня этим заниматься». Чем лучше мы будем различать свою болезнь, чем четче мы прочертим линию между собой и болезнью, тем проще нам будет жить своей собственной жизнью.
Третий инструмент, предлагаемый нами — забота о своей жизни. Подобно тому, как мы растождествили себя и свою болезнь, глядя на болезнь со стороны, мы пробуем так же со стороны смотреть на свою жизнь.
Наверное, каждый человек хотел бы быть идеальным. И теперь у нас есть возможность хотя бы в мыслях приблизиться к идеалу. Нас трое: стремящийся к идеалу я, все еще далекая от идеала моя жизнь и моя совсем не идеальная болезнь. Я нахожусь между болезнью и реальностью и стараюсь уйти от зависимости к своей жизни, которая становится действительно моей по мере того, как я отдаляюсь от болезни.
Каждый из нас применял заботу о своей жизни по-разному. Трезвые алкоголики угощали сами себя шоколадками, компульсивно переедающие кормили свой организм здоровой пищей по плану так, чтобы их тело никогда не оказалось голодным.
Все мы разные, и не существует единых для всех рекомендаций, как заботиться о себе. Правильные мысли и чувства подскажут каждому его личные действия.
Близкий к предыдущему инструмент: перестать рефлексировать.
Все мы знаем, что такое рефлекс: ударили по коленке — нога дернулась, показали голодной собаке пищу — начала выделяться слюна. Рефлекс — это автоматическое или полуавтоматическое действие в ответ на стимул.
Рефлексия — образ жизни, при котором действия отвечают на вопрос «почему?».
Почему я выпиваю или употребляю наркотик? — Потому, что меня вывели из себя, и мне надо успокоиться. Или потому, что наступила календарная дата, в которую принято выпивать.
Почему я должен сегодня играть? — Потому, что мне надо отыграться. Или потому, что давно не играл, или потому, что сегодня «удачный» день.
Все наше зависимое поведение построено на рефлексии.
Есть только одно надежное средство от рефлексии: услышав в голове вопрос «почему?», тут же задать самому себе вопрос: «зачем?», «для чего?».
Зачем мне сегодня выпивать, если сегодня праздник? — Незачем, ведь я алкоголик. Зачем мне идти к холодильнику, если я проснулся посреди ночи? — Незачем, я плотно ужинал, и мое тело не голодно.
Жизнь без рефлексии становится целенаправленной и осознанной.
Конечно же, мы помним о «программе одного дня» и ее спутнике: принципе «здесь и сейчас». Мы не даем обещаний измениться раз и навсегда или обещаний начать новую жизнь. Каждый из нас хочет прожить трезвым лишь один день: сегодня; каждый из нас здесь и сейчас готов сделать для этого все необходимое.
Еще один инструмент — говорить и думать о себе только в первом лице. Когда нам в первый раз говорили об этом правиле, мы не понимали. Нам казалось, что мы и так всегда думаем и говорим о себе: «я». Потом, наблюдая за собой, мы были удивлены, как часто мы думаем и говорим о себе в других лицах. Часто мы говорили сами себе: «ты должен это сделать», или «это невозможно для нас», имея в виду лишь себя одного. На собраниях некоторых групп двенадцатишаговых сообществ в обязанности ведущего входит прерывать выступающего фразой: «Говори о себе» — когда в выступлении звучит «ты», «вы» или «мы». Жаль, что этот инструмент не входит в программу выздоровления каким-нибудь тринадцатым или четырнадцатым шагом.
Кроме перечисленных нами «универсальных» инструментов, мы настоятельно рекомендуем всем, начинающим выздоравливать от зависимости, посещать собрания, изучить и начинать применять те инструменты воздержания, которые уже опробованы впередиидущими товарищами в каждом конкретном 12-шаговом сообществе.
IV. ПРОГРАММА ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ
Впервые текст программы «
12 шагов» был опубликован в книге «Анонимные Алкоголики», вышедшей в 1939 году. С первых лет АА возникали споры практически по каждому слову текста программы. С появлением других 12-шаговых сообществ, стали появляться тексты программы с другими формулировками предмета зависимости. Это не удивительно, ведь в
первом шаге программы АА говорится о
бессилии перед алкоголем; страдающие от других зависимостей использовали вместо слова «алкоголь» другие слова. Сообщество Анонимных Наркоманов решило отказаться не только от слова «алкоголь», но и от слова «наркотик», поэтому в
первом шаге программы NA говорится о
бессилии перед
зависимостью.
Некоторые из нас предлагали отказаться и от слова «
бессилие», ибо из него логично вытекает, что нам нужна сила, превосходящая нашу собственную, то есть Бог, что делает программу религиозной.
Мы хотим рассказать о светской программе выздоровления. Понимая, что абсолютно неверующих в мире меньшинство, мы не решились менять суть программы. Но все же мы позволили себе не упоминать Бога всуе и исключили Его упоминания из текста
двенадцати шагов, при этом сохранив дух
двенадцати шагов АА и всей программы выздоровления. Мы надеемся, что верующие люди увидят, что их вера не только не противоречит светской программе духовного выздоровления, но наоборот, поможет им легче освоить новые духовные принципы, предлагаемые программой.
- Мы признали свое бессилие перед алкоголем — признали, что наши жизни стали неуправляемыми.
- Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
- Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
- Тщательно и бесстрашно провели нравственную инвентаризацию собственной личности.
- Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
- Были полностью готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших дефектов характера.
- Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
- Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
- Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
- Продолжали личную инвентаризацию и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
- Стремились путем молитвы и размышления улучшить свой сознательный контакт с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о знании Его воли в отношении нас, и силе для исполнения ее.
- Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.
светские 12 шагов зависимых
- Мы признали свое бессилие перед зависимостью, сделавшей нашу жизнь неуправляемой.
- Пришли к убеждению, что только сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.
- Приняли решение с помощью этой силы построить новый образ жизни на основе духовных принципов.
- Провели честную и беспристрастную инвентаризацию качеств своей личности, определявших наши поступки.
- С помощью другого человека выявили причину, побуждающую нас раз за разом пользоваться не лучшими качествами нашего характера.
- Составили подробные и реалистичные планы изменения всех наших привычек, основываясь на лучших чертах нашего характера.
- Начали пользоваться каждой предоставившейся возможностью реализовать эти планы.
- Составили список тех людей, которым мы причинили зло, и подробные планы заглаживания своей вины перед ними.
- Пользовались каждой предоставившейся возможностью загладить свою вину перед другими людьми, кроме тех случаев, когда это могло навредить им или кому-либо другому.
- Постоянно продолжали инвентаризацию качеств своей личности, и, если нашими поступками управляли дефекты нашего характера, старались сразу признать это и исправить.
- Стремились во всем полагаться на силу, более могущественную, чем наша собственная.
- Познав новые радости жизни, возникающие в результате изменений в нас, мы старались делиться этими знаниями с другими зависимыми и применять эти принципы во всех наших делах.
V. ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ
1 Шаг
Многие из нас признавали
бессилие перед зависимостью, но не соглашались с неуправляемостью своей жизни. «Да, я выпиваю лишнего, но я взрослый самостоятельный человек», «Я проиграл огромные деньги, у меня большие долги, но у меня есть работа, дом, семья и машина в гараже», «Я переедаю, мой вес намного выше нормы, но я работаю, справляюсь по дому и трижды в неделю хожу в спортзал» — так говорили многие из нас.
Не ставя никому диагноз, мы предлагаем каждому попробовать честно и внимательно всмотреться в текст
первого шага.
Мы признали свое бессилие перед зависимостью, сделавшей нашу жизнь неуправляемой.Первое слово: «мы». И это не вводное слово. Мы не знаем ни одного случая, чтобы зависимый прочитал книжку о программе выздоровления, выполнил все рекомендации и начал выздоравливать. Мы убеждены, что выздоравливать по программе можно только вместе с другими зависимыми.
История АА началась с открытия Билла Уилсона, что он, будучи алкоголиком, утратил способность поддерживать свою трезвость, но может оставаться трезвым сколь угодно долго, пока он будет заботиться о трезвости других алкоголиков. Пол-года после этого Билл искал страдающих алкоголиков, рассказывал им о трезвости, помогал, чем мог, давал денег и даже пускал в свой дом пожить какое-то время. За эти пол-года ни один из подопечных Билла не протрезвел, но сам Билл оставался трезвым. Затем протрезвел доктор Боб, второй алкоголик в АА, довольно скоро Билл с Бобом помогли протрезветь третьему. Так через 4 года набралась первая сотня трезвых алкоголиков, которые заботились о трезвости друг друга и вместе оставались трезвыми.
Мы не призываем обязательно начинать
работу по программе выздоровления с поисков другого страдающего от зависимости и агитации его выздоравливать вместе с вами. У первопроходцев не было другого способа, но у большинства людей есть более простой выход: найти группы поблизости от своего дома или присоединиться к онлайн-собраниям групп через интернет.
О зависимости мы много говорили в предыдущих главах, не будем повторяться.
Дальше в тексте
первого шага: «признали свое
бессилие».
Признать и согласиться — не одно и то же. Многие из нас соглашались, когда нас называли «алкоголиками», «наркоманами», «
созависимыми», «обжорами» или еще как-то. Это было обидно, но опровергнуть эти слова нам было нечем — мы соглашались. Согласие — это не действие, это слова.
Согласие возникает в ответ на слова другого человека. Мы согласились, на этом наши действия заканчиваются.
Признание — это начало самостоятельных действий. Как боксер признает поражение? Он ложится, ибо лежачего не бьют. Предусмотрительный профессиональный боксер избегает соревнований, в которых участвует заведо более сильный противник, чтобы избежать заведомого поражения. Как драчун признает поражение? Он убегает, или, если он достаточно предусмотрителен, избегает драки с более сильным противником.
За признанием
бессилия наступает действие — избегание. Алкоголик, признавший
бессилие, не хранит спиртное дома, наркоман не ходит в те места, где можно приобрести наркотик, компульсивно переедающий не хранит дома «триггеры» — продукты, провоцирующие на переедание,
созависимый дистанцируется от своего больного близкого.
Но признание не заканчивается избеганием. Упомянутый проигравший боксер, если он хочет оставаться в спорте, обращается за помощью к тренеру. Побитый в драке «качает мускулы» и ищет поддержки более сильных товарищей. Слова «мы признали
бессилие перед зависимостью» равнозначны словам «мы нуждаемся в помощи» — помощи таких же проигравших, таких же зависимых, как мы, но нашедших возможность освободиться от зависимости. Нам нужна помощь таких же зависимых потому, что вместе мы сильнее, вместе мы сможем то, чего не может каждый из нас.
Теперь о
бессилии перед зависимостью и неуправляемости жизни.
Для нас было очень важно признать, что мы были не распущенны, а больны. Не случайно одно из направлений медицинской науки рассматривает
химические зависимости как вариант эпилепсии и даже применяет в лечении зависимых противоэпилептические лекарства. Для зависимого почти так же невозможно справиться усилием воли с одержимостью, как больному эпилепсией остановить усилием воли судороги. Не потому, что сила воли слаба, а потому, что мысли о здоровом образе жизни исчезают так же, как теряется сознание во время судорожного приступа.
Если мы зависимы, наша сила воли, характер и решимость не только не работают, но наоборот, идут нам во вред: мы проявляем недюжинные силу воли, характер и решимость в вопросах достижения объекта нашего вожделения.
Существуют два вида
бессилия, и оба нам знакомы. Первый вид
бессилия — неспособность остановиться, уже начав зависимое действие. Алкоголик, не способный в понедельник утром встать с постели потому, что в пятницу вечером позволил себе пару рюмок, или сексуально зависимый, обнаруживающий себя уже неделю в другом городе после того, как решил провести пару часов с друзьями вдали от семьи — эти люди поймут, о чем мы говорим.
Второй тип
бессилия, это «срыв». Каждый из нас, — а мы люди зависимые, — не раз давал себе обещание «прекратить навсегда», а спустя непродолжительное время обнаруживал себя в положении хуже прежнего.
Чем больше зависимость охватывала нас, тем больше она меняла нашу жизнь. Не мы управляли своей жизнью, управляла зависимость. Алкоголики теряли работу и отказывались от мест работы, на которых были более высокие требования к неупотреблению спиртного, переедающие избегали общения со своими стройными друзьями и коллегами, игроки были вынуждены сменить любимую работу на быстрые заработки, отказывались от дорогих и заранее спланированных покупок. Каждый раз, влекомые зависимостью, мы теряли что-то дорогое и важное для нас. У каждого из нас есть свой личный список потерь.
Итак, мы подошли к
первому шагу программы выздоровления: мы признали свое
бессилие перед зависимостью, сделавшей нашу жизнь неуправляемой.
У некоторых из нас такое признание произошло до знакомства с программой, им оказалось достаточно прочитать текст
первого шага, чтобы однозначно сказать: «да, эти слова про меня». У других еще оставались сомнения, что, может быть, их болезнь не зашла так далеко, что у них есть еще возможность стать независимыми, лишь изменив образ жизни, или окружение, или еще что-то изменив в своей жизни.
Мы предлагаем сомневающимся написать свою историю болезни, отложить на несколько дней, а затем перечитать написанное. Многие из нас, даже те, у кого нет сомнений в своем
бессилии перед зависимостью, это сделали, и были поражены безысходностью своего положения.
Не всем может быть понятно, как писать историю болезни. Мы можем предложить написать в любом другом формате, главное, написать не приключенческую историю в духе «Трех мушкетеров» Дюма, а историю своей борьбы с болезнью и своих потерь в этой борьбе. Вот еще два формата, опробованные нами:
1. Письмо самому себе через время в тот возраст, когда еще не было зависимости: «Тебе сейчас 1Х лет, у тебя есть планы и мечты, и я расскажу тебе, как болезнь будет твоими же руками ломать эти планы и мечты».
2. Исковое заявление в прокуратуру: «Я обвиняю [алкоголь / наркотики / азартные игры / переедание … (нужное подчеркнуть или дописать, ненужное вычеркнуть) ] в том, что они причинили ущерб моей жизни» — и далее максимально полно и подробно перечислить весь причиненный ущерб.
Вот несколько примеров:
«В детстве пьяных я боялась, и дед, и отец, выпив, казались мне малость безумными.
Отношение к выпивке поменяли „Три мушкетера”, весело пившие дюжинами. С младшим братом изображали „мушкетеров в трактире”, вишневым компотом в бокалах заменяя бургундское. Это было в 13, в 15 попробовала настоящего вина и шампанского, с приятелем лето проводили уже с бутылкой шампанского раза три в неделю, в 16 впервые в ресторане на двоих (по незнанию) взяли бутылку коньяка и набрались до „еле помню”.
В 18 вместо намеченной безалкогольной свадьбы вышла (по настоянию родителей) вполне себе алкогольная, в первый день я пила лишь шампанское, на второй — уже водку и спирт. В медучилище быстро прибилась к пьющей компании, освоила пиво.
После окончания, распределившись на „скорую”, уже не раздумывая выбрала ту часть коллектива, где все делали как одержимые — работали по 2 ставки, пили все, что горит, и курили одну от одной. Перерыв на беременность и ребенка год, потом все там же все то же — сутки через сутки, между сутками — все, что горит.
К 25-ти познакомилась с похмельем, научили и похмеляться, и лечиться реланиумом, до наркотиков дело не дошло из-за твердого убеждения, что наркотики — это мне конец. Не слезу.
С 25-и до 40-а пила в одной и той же, постепенно вымирающей компании коллег, одновременно стали подходящими „знакомыми” и ранее игнорируемые пьющие соседи, пошли случайные знакомства, главной целью любого мероприятия стала выпивка.
В 41 год, на мини-запое между дежурствами после убойной капельницы от собутыльника-психиатра, допила 45-градусный бальзам 0,5 л, добавила пару пачек фенозепама, утром на автопилоте дошла до работы (принимала вызовы), работать не могла, была освидетельствована и уволена с уговором закодироваться и вернуться.
Закодировалась на год, не пила три года, очень нравилось жить трезвой. Решив, что могу позволить себе пару рюмок, на дне рождения друга выпила и вернулась к употреблению на 10 лет, даже не пытаясь снова остановиться.
Понимала, что жизнь уходит впустую, пыталась контролировать дозу, частоту приема, качество напитков, и только совсем перестать пить почему-то не пыталась.
По настоянию начальства на работе еще раз кодировалась, но без желания и без результата. Пили вместе с мужем, денег не хватало, брали кредит, долги. По совету соседа-алкоголика вдвоем пошли в наркодиспансер, пролечились, прошли реабилитацию.
Выйдя из больницы, я нашла в интернете форум Not Drink и через полгода записалась в первый марафон на 30 дней. За пару лет прошла несколько марафонов, по 30, 50 и 100 дней, постоянно читала информацию и темы пользователей форума, книгу Стеценко „Как не пить”, и в последние пару месяцев вместе с малой группой АА — книгу „Анонимные Алкоголики”.
В настоящий момент мне 58 лет, я в ремиссии 3 года 11 месяцев».
«Не люблю рассказывать как пил, не интересно, интереснее, что происходит сегодня, да и с памятью моей что-то стало. Ну, раз надо.
Мой роман с алкоголем похож на сотни слышанных ранее историй других алкоголиков. По шаблону.
1. Алкоголь — друг. Помогает сделать то, что делать неловко, страшно или попусту скучно. Ну, как бы лекарство такое, заменитель характера.
2. Алкоголь — мелкий пакостник. Есть первые звонки, но преимуществ употребления пока больше (или это так кажется, „пью, как все”).
3. Алкоголь — хозяин. Есть потери, пока в основном в социальной сфере (скандалы в семье, выговоры начальства, офигевшие родители и друзья-приятели). Организму тоже прилетело, сломан нос (грабили по пьяни), регулярные травмы („асфальтовая болезнь”), вполне серьезные проблемы с ЖКТ. О, вспомнил, клофелином еще поили, так себе история.
Появляются мыслишки, что жизнь свистит мимо, но нет понимания, как из этой ловушки выскочить.
К 30-и годам уже есть опыт разнообразных попыток ограничить выпивку: спорт, хобби, изучение иностранного языка и что там еще алкоголики делают, когда не понимают, с чем столкнулись. К этому времени уже две консультации у наркологов. Они так и не смогли разъяснить, что же со мной происходит, но один рассказал дивную историю про своего знакомого с аллергией на майонез, дескать, с тех пор, как тот не ест майонез, его жизнь перестала быть кошмаром. Надеюсь, вы оценили эту шутку. „Ты дурак? — подумал я тогда, — В жизни полно вкусных приправ и без майонеза. А мне что взамен? Что ты предлагаешь взамен алкоголя? Кодировку? Таблетки?”. (В скобках замечу, что до сих пор душа не принимает сравнение алкоголизма с аллергией).
Кстати, таблетки тогда я взял, они не помогли. Алкоголик хозяин своим таблеткам так же, как и слову: хочу — дал, хочу — забрал обратно.
В какой-то момент этих поисков забрел на городскую группу АА, нашел по объявлению в местной газете. Нет, сразу счастливой истории не случилось. Ушел с саркастическими мыслями о дебилах, которые молятся, взявшись за руки, вокруг чайника. Между прочим, чайник для меня до сих пор остается символом АА, а вовсе не треугольник в круге или вообще верблюд.
Следующий заход в АА был через интернет, когда отчаяние снова вынудило меня начать поиски выхода из замкнутого круга, и в этот раз получилось. Получилось загореться идеей, что алкоголики могут собираться не для того, чтобы выпить, а для того, чтобы остаться трезвыми. 12 Шагов, какая идея! Всю жизнь меня болтало, как дерьмо в проруби, а тут вдруг появилось какое-то направление. Мне всегда нужно было знать это — куда жить.
Правда, сейчас тогдашнее мое понимание программы выздоровления Анонимных Алкоголиков мне кажется похожим на известный анекдот:
— Сара, то, что мы 20 лет принимали за оргазм, оказалось астмой.
Тем не менее, случились трезвые годы. Сначала яркие, насыщенные, интересные. Было служение в группах (виртуальной и городской), от души, с увлечением. Пошел учиться вообще по другому профилю и сменил работу. Так мне было хорошо, что заниматься своим духовным здоровьем казалось излишним.
И однажды я выпил. Зачем выпил? По кочану. Да, я знаю, что это ответ на другой вопрос.
Никакие знания „психологии зависимостей” меня не спасли (был грешок, изучал для дела).
Последующую пору называю безвременьем, не понимаю, не помню вообще, как жил и зачем. „С тех пор всё тянутся передо мною кривые, глухие окольные тропы”. Вы же наверняка слышали эту фишку про „не пью только сегодня” и так каждый день? У меня было „только сегодня” наоборот: сегодня я выпью, мне же плохо, а брошу завтра..., и так каждый день. Дозы огромные, интоксикация — чудовищная. При этом как-то функционировал, другого слова нет, муляж человека.
... и тоска, морок без чувств, даже жалости к себе не было, кроме случаев, когда надо для кого-то изобразить, какой я несчастный. Я умею, я вообще артист в нашем деле.
В какой-то момент даже перестал мечтать, что брошу пить. Считал невозможным, пока однажды не смог выйти в магазин за опохмелом, начал одеваться, но понял, что если до магазина и дойду, то назад возможно и не вернусь, сдохну по дороге, не хватает воздуха, одышка, сердце.
Так я перестал пить во второй раз. Если моя первая ремиссия была обусловлена страхом экзистенциальным (что нажил, то теряю, а новое приобрести нет ресурса), то вторая — страхом смерти. Часто можно услышать, как день отказа от алкоголя называют вторым днем рождения. Не, не, это не про меня, для меня это день, когда стало по-настоящему страшно.
Когда-то очень давно я стеснялся своих алкогольных историй, дно казалось мелковатым, что ж, теперь эти истории есть у меня, не хуже других. Про „музыку в голове”, про один и тот же ночной кошмар, повторяющийся с момента пробуждения, ну а с черным человеком, который приходит в твое забытье и душит, наваливаясь тушей, знаком лично.
Не зря ранее упоминал о проблемах с памятью, кажется, напил себе сосудистые проблемы мозга, эпизоды периода жизни в срыве и рецидиве реально в тумане. Иногда кажется, что тогда у меня осталась только одна извилина в вышеупомянутом мозге. И знаете что? Мне прекрасно жилось с этой одной извилиной первые пару трезвых лет. Ходил по врачам, лечил тушку („эхо войны”, знаете ли), восстанавливал репутацию на работе и дома, спокойненько себе тарахтел, пока однажды не начал чувствовать по-настоящему и понял, что мне снова нужны трезвые алкоголики, если хочу куда-то жить, а не болтаться в проруби, как известная субстанция.
Поэтому я снова с вами».
«Привет, мелкий засранец! Сейчас я тебе расскажу как всё будет.
Тебе всего-то грёбаных 10 лет, и вчера ты купил себе первую бутылку пива.
Тебе ведь хотелось, ты ещё до этой бутылки знал, что тебе понравится. И ты открыл себе этот иллюзорный мир, все твои неприятности с одноклассниками, проблемы с деньгами в семье, твои проблемы на учёбе (ты ведь уже вовсю прогуливаешь уроки), всё на некоторые время задвинулось назад. Ты сразу понял, что это твоё, сразу захотелось ещё, и больше, больше. Ты выпил эту бутылку один, но тебе очень хотелось, чтобы твои друзья составили тебе компанию, и ты начал подбивать их. Так ты начал пить. На многие годы алкоголь стал для тебя приоритетом.
Сначала были всякие глупости, мелочи. Тебе было 14–15, ты напивался на дискотеках и с друзьями на улице, ты чудил, друзья таскали тебя на себе, ты уже успел поспать пьяный на лавочках, позорился по-мелкому и всякое такое. Твоя мать была в шоке, в 14 лет такого не должно быть, это слишком рано. Да и со взрослыми не со всеми такое бывает.
В то лето, когда ты отметил свои 14 лет и тебя мертвецки пьяного с повреждённой ногой принесли домой друзья, родители решили купить дачу и увезти тебя туда. Ты быстро освоился и споил соседских детей, кстати, один из них умер недавно, на твоё счастье не от пьянки.
Ты везде находил возможность, тебе компания — хорошо, одному пить — хорошо, главное пить.
Одноклассники у тебя тоже подробрались такие же. Ну, как подобрались, ты же из гимназии вылетелел в обычную школу, в обычной школе ты остался на летнюю школу, а потом и на второй год в соответствующий класс с отстающими.
Ты именно тот ученик, который научил остальной класс пить под партой на уроке. Это в 7-ом то классе!
Тебе ничего особо не нужно было кроме пьянки, она сразу тебя захватила целиком. В 10 классе ты попробовал наркотики, к окончанию школы ты начал употреблять амфетамин, все одноклассники знали это, и ты начал становиться изгоем. Кроме того, ты стал агрессивен, все это замечали.
Отец пристроил тебя в институт, там ты, к счастью, перестал торчать на наркоте, но начал пить уже по-взрослому. На учёбе ты удержался, сначала благодаря связям отца, потом благодаря тому, что начал работать и научился давать взятки преподавателям.
Потом ты женился, начал ездить в командировки, и уж там ты запил сурово.
Причём, ты значительно отличался от своих коллег, которые тоже пили, но больше были поглощены работой и личными делами. А ты пил, чтобы пить.
Шло время, работы менялись, ты пил всё больше, начал пить дома один. Сначала ничего ужасного, но потом ты полетел... Ты засыпал на столе, на полу, начал пить в будни. Выходные напролёт ты был в угаре. Потом и в будни.
Ты раз за разом обещал себе перестать, ты все больше осознавал проблему, и всё сильнее она тебя держала, ни рождение ребёнка, ни потеря работы (хоть и не впрямую из-за пьянки, но связано), тебя не остановили. Ты даже сделал график, чтобы пить по нему, постепенно уменьшая частоту употребления, однако начал пить от этого ещё больше.
Ты отчаялся и инстинктивно потянулся за помощью. Так ты нашёл форум алкашей, а потом АА.
Программа дала мне поначалу, казалось бы, не много, но на самом деле... Через год я начал осознавать, казалось бы, очевидное — если хочешь быть в порядке — отвали от окружающих! Перестань пытаться менять взрослых людей, ничего кроме испорченных нервов этим не добиться. На это тратится огромное количество энергии. Безусловно, не всегда, конечно, получается сохранять здравомыслие.
А ещё начало доходить, что я всё время жил в какой-то мнимой нехватке — алкоголя, тусовок, наркотиков, женщин. Но, если оглянуться назад, оказывается, что у меня этого было больше, чем у остальных. А я всегда считал себя таким маленьким и забитым существом, которое все время сидит дома. А в сущности, это был довольно агрессивный тип, который был готов бить слабых, бухать, торчать, обмануть того, кто его любит, тусить непрерывно и ни во что ни ставить близких.
Ну, уж какой был. Вроде стал чуть лучше».
Исковое заявление — Михаил
«Я обвиняю Зависимость в причинении мне тяжкого вреда.
Обвиняемая, поселившись в моем сознании, с раннего детства отравляла мне жизнь. Она постоянно шептала мне, что я не такой, как все, что нормы жизни, подходящие другим, мне не подходят: мне не нравится вставать утром в детский сад, мне не нравится тихий час в детском саду, во время которого я никогда не сплю и вынужден неподвижно лежать 2 часа, мне не нравится, что меня укладывают спать в 9 вечера. Ее влияние на меня было столь велико, что сейчас, взрослым, я не могу вспомнить ни одного радостного события из детства.
Когда мне было 14 лет, Зависимость дала мне первый раз почувствовать иллюзию радости жизни, предложив мне выпить со старшими приятелями треть бутылки портвейна. Безлюдная стройка, сырая мрачная погода, компания не самых приятных мне людей, страх, что потом родители унюхают от меня запах спиртного — я выпиваю, и мир преобразился: пустынная стройка стала самым прекрасным местом в мире, сырая ветреная погода стала самой комфортной в жизни, неприятные люди рядом со мной преобразились в самых близких друзей. Мне казалось, что ради этих минут не жалко отдать всю жизнь.
В течение года выпивки с этой компанией были регулярными.
Потом об этом узнали взрослые, был огромный страх, что дойдет до родителей, и я первый раз попробовал сопротивляться Зависимости, решив бросить пить.
Я честно не пил 2 года, до конца школы. Но Зависимость и здесь меня обманула: я увлекался химией, втроем с еще двумя „юными химиками” мы залезли на склад химзавода в поисках химикатов, пригодных для пиротехники, и там Зависимость мне подсунула канистру хлороформа — как сын медика, я знал, что это такое. Очень удобно, 3–4 вдоха из пузырька, и приятный шум в голове, как от стакана портвейна, а через 2–3 минуты все проходит, нет ни запаха, ни каких-либо других следов употребления. Я стал брать хлороформ в школу, чтобы прямо посреди урока, нагнувшись к парте, сделать несколько вдохов. Поехав летом в пионерский лагерь, я взял с собой достаточный запас хлороформа. Постепенно количество вдохов за раз росло, и в конечном итоге доросло до остановки дыхания: я лежал в полном сознании, а вдохнуть не мог. Страх был такой, что я вылил в унитаз все запасы хлороформа и больше к нему не возвращался.
Я не пил спиртного 2 года до конца школы, и Зависимость снова меня обманула, убедив, что обещание не пить 2 года выполнено, значит, пришла пора выпить. Мой отец врач, на украденных у отца рецептах я выписал 150 грамм спирта, купил, перелил в плоскую фляжку, и на выпускном вечере в туалете в одиночестве украдкой выпил. Так произошла моя первая потеря памяти: я выпиваю спирт перед торжеством, и следующее воспоминание 5 утра, я один возвращаюсь домой. Потом провалы памяти стали постоянными, нередко выпадало из памяти по 3–4 дня.
Какое-то время меня удерживал рвотный рефлекс. В 18 лет Зависимость подсказала мне, что после рвоты я смогу дальше пить сколько влезет, второй раз рвоты не будет. Метод оказался верным, я выпил стакан дешевого кубинского рома, меня вырвало, после чего я ушел в первый в жизни запой, сразу на неделю.
До 21 года я жил с родителями, воспитание не позволяло мне показываться им на глаза пьяным, поэтому выпивать удавалось не так часто и не так много, как хотелось бы. Зависимость подсказала мне, что надо жениться и начинать жить отдельно от родителей.
В 21 год я женился. Точнее, Зависимость заставила меня жениться. Не по любви, а на первой попавшейся, которая не возражала, что я встречаюсь с ней каждый раз подвыпивший. Полугодовой период от знакомства до свадьбы я не видел свою избранницу трезвым ни разу, всегда выпивал перед встречей. На свадьбе напился так, что остановил посреди дороги праздничный кортеж и под фонарем, на самом видном месте, справил малую нужду. Наверное, что-то еще творил, не помню, жена так и не рассказала мне, что я делал, лишь ее слова, что свадьба была самым позорным событием в ее жизни. В первый раз трезвым я увидел свою жену уже после свадьбы.
Алкоголь требовал много денег и доставлял много проблем, а тут я как раз начал подрабатывать фельдшером на скорой помощи. Зависимость нашептала мне, что нужно сменить „лекарство от боли жизни”, в итоге я пересел на морфий. Морфий был лучше алкоголя: жизнь казалась светлой и доброй, запаха нет, провалов памяти нет, я не творю поступков, за которые было бы стыдно. Работа на скорой помощи не позволяла украсть больше пары ампул наркотика в неделю, поэтому дозы не росли. Я закончил институт с красным дипломом. За плечами была не только учеба, но и 6 лет научной работы в лаборатории, сделанное открытие; меня ждала именная аспирантура в Академии Наук.
И тут зависимость нанесла мне сокрушительный удар.
Придя на распределение в институте, я узнал, что час торжества перенесли, нужно было „убить” 3 часа, и мы с однокурсником пошли выпить по кружке пива. После пива я купил водки, и на распределение я пришел уже весьма выпившим. И тут моя болезнь вложила мне в голову мысль: в аспирантуре, которой я 6 лет добивался, я не смогу ни достать морфий, ни регулярно выпивать. Я устроил пьяный скандал, требуя, чтобы меня распределили на скорую помощь, а мою именную аспирантуру пусть выбросят в унитаз.
Так Зависимость в первый раз круто развернула мою судьбу, и вместо подающего надежды ученого с уже сделанным открытием я стал разъездным лекарем. Вместе с этим я предал мою научную руководительницу, вложившую в меня душу в течение 6 лет моей научной работы в ее лаборатории. У меня не хватило мужества объясниться, и я трусливо скрывался от общения с ней.
Последующие 7 лет я не был трезвым ни одного дня. Я оказался довольно знающим врачом, и мои знания помогли мне найти в аптеках те лекарства, про которые на тот момент еще не было известно, что они наркотики, и я использовал их все, чередуя и совмещая с алкоголем и морфием. Все это сопровождалось увольнениями с работ, поиском новых мест работы, скандалами в семье, нищетой. За 3 года до начала трезвости мы с женой решили попробовать вместе все исправить, и родить второго ребенка. Всю беременность я много работал и почти не пил. Употребления наркотиков жена не замечала, списывая мой больной вид на усталость от работы. Когда жену увезли в роддом, я ушел в запой настолько глубоко, что пропустил день выписки, и жене с новорожденным пришлось добираться домой на троллейбусе с пересадкой на трамвай.
Я хотел жить, работать, растить детей, но Зависимость уже полностью распоряжалась моей жизнью. За полтора года до трезвости меня в последний раз уволили с работы на скорой помощи. После этого меня никто в Москве и области не брал на врачебную работу. Какое-то время я проработал на медицинской статистике в страховой компании, но и оттуда пришлось уволиться из-за пьянства. Я пробавлялся частными массажами, одно время продавал газеты в подземном переходе, потом бывший однокурсник открыл первый в Москве медицинский кооператив по выводу алкоголиков из запоя, и я начал работать в этом кооперативе. Нередко приезжал на вывод из запоя пьянее, чем пациент. Денег зарабатывал много, поэтому количество наркотиков из аптеки росло как снежный ком. К сентябрю 1994-го мне был 31 год, я перенес клиническую смерть от передозировки „аптечных наркотиков”, пережил позиционную травму (некроз седалищного нерва с парализацией ноги, когда в алкогольной коме отключился на сутки, сидя на корточках, передавив нерв), перенес 2 „белые горячки” с многоуровневыми галлюцинациями. Как врач, я понимал, что умираю, что я на последней стадии алкоголизма, и что счет оставшейся жизни уже идет не на годы, а на месяцы или даже на недели.
Я признал поражение. Я признал, что Зависимость меня победила, и уже не боялся умереть, наоборот, я ждал смерти как облегчения.
7 сентября 1994-го года моя жена пожаловалась на мое пьянство своей подруге, та сказала, что знает алкоголика, который не пьет уже 4 года, позвонила ему, тот дал контактный телефон АА. Мне было все равно, я позвонил по телефону, оказалось, что собрание начнется через 15 минут через дорогу от моего дома. Я пошел не потому, что на что-то надеялся, а потому, что хотел выпить. Я вышел из дома, выпил, и, выпивший, пошел на первое в моей жизни собрание АА. Этим днем закончилась моя история болезни: с того дня я не употреблял ничего крепче кофе, с того дня началась история моего выздоровления».
Мы говорим, что первый шаг выполнен, когда чувствуем уверенность: «Я не могу сам с этим справиться, мне нужна помощь». Это приводит нас ко второму шагу.
http://addictions.vesvalo.net/