Понятия “духовный опыт” и “
духовное пробуждение” многократно употребляются в этой книге, которая, при внимательном чтении, показывает что изменения личности, достаточные для выздоровления от алкголизма проявляются среди нас в большом разнообразии форм.
Однако же верно и то, что у читателей первого издания сложилось впечатление, что это изменение личности или религиозный опыт должен иметь характер внезапного и яркого переворота. К нашему общему счастью, это заключение ошибочно.
В нескольких первых главах описываются такие случаи внезапных коренных перемен. Хотя мы не стремились создать такое впечатление, многие алкоголики, тем не менее, сделали вывод, что для выздоровления они должны обрести непосредственное и переполняющее “осознание Бога”, за которым сразу же последует моментальная перемена во взглядах и восприятии.
Среди нашего растущего, многотысячного содружества алкоголиков такие перевороты хотя и не редки, но отнюдь не являются правилом. Большинство случаев из нашего опыта относится к тому, что психолог Уильям Джеймс называет “образовательной разновидностью”, поскольку в этих случаях развитие происходит медленно, на протяжении некоторого времени. Очень часто друзья новичка осознают эту перемену гораздо раньше его самого. В конце концов и он понимает, что в его реакции на жизнь произошли глубинные изменения; что такую перемену едва ли можно отнести на счет его лишь собственных усилий. То, что часто происходит в течение нескольких месяцев, редко достигалось за годы за годы самодисциплины. За редким исключением, члены АА обнаруживают, что они открыли в себе не известный ранее внутренний ресурс который они ныне отождествляют со своим собствееным пониманием Силы, более могущественной, чем они сами.
Большинство из нас считает, что осознание некой Силы, более могущественной, чем мы сами, составляет суть духовного опыта. Более религиозно настроенные члены АА называют его “осознанием Бога”.
Особенно мы хотел бы подчеркнуть, что любой алкоголик, способный честно взглянуть на свои проблемы, способен, как показывает наш опыт, выздороветь, при условии, что он не закроет свой ум для всех духовных понятий. Он может портерпеть поражение, только встав на позицию нетерпимости, или воинствующего отрицания.
Мы находим, что духовность Программы не должна вызывать трудностей. Решимость, честность и непредубежденность, являются сущностноми качествами, лежащими в основе выздоровления, и это то, без чего не обойтись.
"Существует принцип, встающий на пути любой информации, являющийся , защитой от любых аргументов, неустанно поддерживающий в человеке вековечное невежество. Этот принцип - презрение, прежде рассмотрения.