Мой отец рассказывал, как в командировках в Германию в советское время у советских инженеров часто возникал диспут с немцами на тему воровства с работы.
Немцы говорили - нести с работы казённое добро нельзя, даже если оно не нужно и всем пофиг.
Наши говорили - "так ведь никто не увидит и не узнает!"
А немцы в ответ - "как это никто?? Но ведь ТЫ видишь и знаешь!"
Я не знаю, про что это, про совесть, этику, ВС. Скорее всего про более высокую культуру восприятия себя.
Недавно я сделала одну вещь по мелочи. С моей точки зрения - ничего ужасного, вполне допустимое для меня деяние. Но послевкусие было неприятное. Из-за того, что другим людям (совершенно для меня посторонним) по башке может нехило прилететь. Отмотала всё обратно
Примерно так тестирую я реальность в том, что касается актов нейтральных или не очень пока мне понятных.
Но есть вещи, которые мною на данный момент однозначно котируются как "плохо", "так делать не следует". Не потому, что ВС не велит. А потому что это моё личное внутреннее убеждение, знАчимое для меня. Потому что я уже знаю, что эти вещи наносят ощутимый вред и страдание каким-либо живым существам. Для меня этот момент важен, ибо я ощущаю сопричастность к жизни.
А не делать чего-то из-за того, что некая могучая внешняя сила не велит - это не мой путь, я так долго не протяну. Как раз именно что будет срыв, ибо выпаду в потерю себя - для меня это самый ужасный ужас и кошмар.
Но внимательно почитавши тут ваши диспуты, подумала я, что идея верующих, которых я условно называю "религиозными", о послушании некоему высшему авторитету под названием ВС, воля которого зафиксирована в писании (что бы под этим ни понимать), в декалоге, в слове уважаемого человека (духовника, проповедника, наставника,
спонсора) - неплохая идея для некоторых людей. У которых нету вот этого послевкусия. Ну бывает. Не знаю почему. Значит, таким людям нужна именно эта идея и это хороший путь для них. Может быть, временно, как этап развития. Может быть, навсегда. Почему нет.
Спасибо
Вадиму Ж. и
Евгению1973 за новое понимание этого явления. Вы открыли мне глаза.
Не нравится лично мне, когда такие люди эту же идею начинают тулить как обязательную к исполнению всем вокруг (ну и мне заодно). Ибо, как я выше написала, для меня сие смерти подобно. Я по этой причине вышла из РПЦ и из православия вообще.
Ещё обдумавши всё, что вы здесь написали, я пожалуй лучше стала понимать, в чём заключается мой принципиальный гуманизм (я принципиальный гуманист).
В общем, тема хорошая. А начиналась так невинно и незатейливо
_____________
Принципиальный гуманист. Обращайтесь