1. Абсолютное отрицание. «У меня нет проблем. У меня не может быть зависимости».
2. Минимизация. «Я не так уж много употребляю. Я знаю, что это проблема, но она не настолько серьезная, как думают другие».
3. Уход с помощью отказа. «Я не буду об этом говорить. Я готов говорить, о чем угодно, только не о моей зависимости».
4. Уход с помощью «забалтывания». «Я буду говорить, о чем угодно, только не о моей зависимости, у меня есть более интересные темы для разговора. Я могу заговорить тебя «до смерти»».
5. Уход с помощью скандала. «Ты горько пожалеешь, что заговорил(-а) со мною о зависимости. Я испорчу тебе не только настроение, но всю жизнь, если ты сейчас же не заткнешься».
6. Поиск козла отпущения. «Я употребляю исключительно из-за моей жены (отца, матери, брата, сестры и т.д.). Если бы вы были женаты на такой женщине как моя, (имели такую работу, как у меня), вы бы тоже употребляли и не меньше моего».
7. Рационализация. «Когда мне указывают на мое употребление, я могу «развести» кого угодно, приводя доводы в пользу употребления».
8. Интеллектуализация. «Проблема нарко потребления неразрывно связана с утверждением ценностей молодежной субкультуры, так же как вино питие уходит корнями в наши социокультурные традиции…».
9. Ссылка на авторитет. «Многие великие люди употребляли наркотики, многие гении были алкоголиками, употребление даже стимулировало их вдохновение».
10. Сравнение. «Я пью не столько, сколько мой начальник, а у него нет проблемы. Я знал человека, который колется уже 30 лет и ничего, живет».
11. Установка безнадежного диагноза для себя. «Я слишком далеко зашел, чтобы мне что-то помогло. Как можно ожидать от немощного человека, вроде меня, что он сможет изменить свои привычки?»
12. Прыжок в трезвость. «Я чист и трезв уже пять дней, понимаю, в чем моя проблема и чувствую, что она решена. Я достаточно многое понял и пережил, чтобы когда-либо вернуться к употреблению».
13. Обусловленная трезвость. «Я никогда снова не смогу употреблять, потому, что я заболею и умру. Эти последствия пугают меня и удерживают в трезвости. Поскольку я знаю, какой ужасной будет моя жизнь, если продолжу употреблять, то я уже никогда не буду употреблять, а поскольку я не буду употреблять никогда, то и не нуждаюсь в лечении».
14. Уступчивость. «Я сделаю то, что ты хочешь, лишь бы ты от меня отстал».
15. Манипуляция. «Я позволю тебе помочь мне решить проблему зависимости, пойду тебе навстречу, но только на определенных условиях, если ты кое-что сделаешь для меня. Но только не заставляй меня делать то, что я не хочу, иначе я продолжу употреблять».
16. Демократическая поддержка болезни. «Я имею право употреблять так долго, как сам пожелаю, даже если я и зависимый, и даже если я от этого умру».
17. Надежда на помощь «свыше». «Я буду употреблять, пока мне не надоест, а когда надоест, родители (друзья)смогут организовать мне сто процентное излечение в самом дорогом центре».
18. Позиция «профессионала в реабилитации». «Я сам много лет работал с проблемой зависимости и многих вывел в устойчивую ремиссию. Если надо будет – выведу и себя, когда захочу…».
Это далеко не полный список. Нужно понимать, что отрицание зависимости со временем не уйдет само по себе. Оно будет только менять формы, подстраиваясь под обстоятельства. Отрицание позволяет употреблять человеку, чувствуя себя в безопасности – комфортно. «ловит» человека и пытается вернуть его назад к употреблению, да так, чтобы он сам этого не заметил. Мышление же зависимого человека искажено отрицанием, что заставляет его «быть слепым» по отношению к своей зависимости.