Шаги 4–5
Прежде, чем говорить о четвертом шаге, мы хотим сделать важное замечание.
Четвертый шаг большой и трудоемкий, и, в отличие от других шагов, в процессе работы по этому шагу не понятно, куда он ведет.
Это не удивительно: четвертый шаг — фундамент нашей новой жизни. Глядя на фундамент, трудно увидеть в нем будущее здание.
Опыт множества собраний групп по шагам и
спонсорской работы с новичками показал, что самый большой отсев из программы происходит именно на четвертом шаге.
Мы настоятельно рекомендуем внимательно прочитать главу «Заглянем в ваше будущее» прежде, чем вы приступите к работе по четвертому шагу.
Строя фундамент, не лишним будет держать перед глазами будущую картину строящегося здания.
Итак, мы переходим к работе по четвертому шагу программы выздоровления.
В первых трех шагах мы убедились, что нам надо менять себя и свою жизнь. Не начинать жить заново, с нуля, мы не можем родиться заново, — нам предстоит перестраивать наши мысли, чувства и привычки, чтобы наша жизнь нравилась нам.
Но прежде нам предстоит провести инвентаризацию самих себя.
Наверное, каждому из вас приходилось делать инвентаризацию в собственном холодильнике: что испортилось и полетит в мусорный бак, что свежее и пригодно в пищу.
Аналогично мы провели инвентаризацию своих чувств, своих душевных качеств и своих поступков за прожитые годы: от чего мы хотим избавиться, а что мы хотим оставить и пользоваться всю дальнейшую жизнь.
Мы хотим предостеречь всех, приступающих к четвертому шагу, от самобичевания и от смакования давних обид. Разбирая холодильник, можно проливать слезы над протухшим дорогим деликатесом, вспоминая, где и почем он был куплен, подсчитывая, сколько чего можно было бы купить на эти деньги, но если мы хотим закончить инвентаризацию до того, как в холодильнике испортятся даже консервы, следует без долгих размышлений просто выбросить испорченное и перейти к следующему. Аналогично и в инвентаризации своей жизни, оценивая каждый памятный случай, не следует тратить на него времени больше, чем потребуется для анализа и записи в строку таблицы. Наш опыт показал, что, освоив на нескольких первых строках метод анализа, последующие строки занимали никак не больше 5 минут времени. Некоторым из нас потребовались 2–3 недели на составление таблицы, другие справились буквально за один день. У многих из нас таблица разрослась до нескольких сотен строк.
Перед нами стоит важный вопрос: критерии инвентаризации. С продуктами в холодильнике все просто: внешний вид, запах, срок годности на упаковке легко подскажут, что свежее, а что испорчено.
Книга «Анонимные Алкоголики» говорит про «moral inventory» — английский язык не видит разницы между моралью и нравственностью. Нам же предстоит выбрать, будем ли мы опираться на моральные критерии, или на нравственные.
Мораль — продукт общества: «10 заповедей христианства» или «моральный кодекс строителя коммунизма» — примеры морали разных общественных групп.
Те из вас, кто принадлежит к одной из мировых религий, могут воспользоваться готовым: моральным кодексом своей религии.
Нравственность — личная система ценностей, частично полученная от родителей в детстве, из книг, прочитанных в детстве, и, главным образом, сформированная собственным жизненным опытом.
Мораль и нравственность — крайности; в жизни каждого человека моральные и нравственные нормы сосуществуют, но в разных пропорциях. Мы будем говорить об инвентаризации себя и своей жизни с нравственной точки зрения. Мы называем нравственными те поступки, за которые нам потом не стыдно, которые потом приятно вспомнить, даже если кто-то посчитает их аморальными. В конце концов, даже очень религиозные люди, мы думаем, хотят, чтобы их жизнь нравилась прежде всего им самим, а не только их религиозной общине.
Те из нас, кто полностью придерживаются христианских заповедей, пользовались ими для ответа на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо».
Еще один важный вопрос: что и в каком порядке мы будем инвентаризировать.
Книга «Анонимные Алкоголики» предлагает анализировать обиды: «
Я обижен на Г-на Брауна…», «
Я обижен на Г-жу Джонс…», «
Я обижен на своего начальника…» (стр. 63). При этом, на господина Брауна приходятся 3 разных обиды, и все 3 в одной строке таблицы.
Таблица по обидам имеет большой смысл — она практически целиком переходит в 8–9 шаги. Видимо, авторы книги «Анонимные Алкоголики» недооценили возможности 6–7 шагов для изменения себя и своей жизни, отнеся всё на волю Бога. Не отвергая методики АА, светская программа выздоровления предполагает много самостоятельных действий по изменению себя и своей жизни именно в рамках 6–7 шагов, для чего потребуется более глубокий анализ в четвертом шаге. Список обид и имен обидчиков мы тоже собираем в четвертом шаге, но этим не ограничиваемся.
Еще один важный момент: шаги 4 и 5 помогают избавиться от ресентимента, о котором в книге «Анонимные Алкоголики» говорится: «наши обиды и претензии, а также их внутренние основы», сопровождающие нас в течение длительного времени (стр. 63).
Прописав свои обиды в четвертом шаге, а потом рассказав о них другому человеку в пятом шаге, многие испытывают катарсис, чувство избавления от груза обид.
Это тоже может быть важным, но этим четвертый и пятый шаги программы не ограничиваются.
Нам этот метод представляется неудобным по трем причинам:
Во-первых, с одним и тем же человеком у нас могли происходить очень разные события, в которых мы проявляли разные черты характера; в общении с начальником таких событий, скорее всего, был не один десяток — в итоге, некоторые строки получаются чудовищно перегруженными.
Во-вторых, что важнее, анализ обид — это, в конце концов, анализ наших неудач с этими людьми. Инвентаризация одних лишь недостатков сродни разборке холодильника, в ходе которой мы составляем список испорченных продуктов. После такой инвентаризации холодильника непонятно, чем сегодня поужинать, а после такого четвертого шага впору повеситься, ибо не понятно, с чем продолжать жить.
В-третьих, начиная с обид, мы волей-неволей испытываем всю гамму негативных чувств от обиды и унижения до страха и гнева. Как бы ни стрались мы подходить к работе отстраненно, мы живые люди, и получим много отрицательных эмоций. Не случайно в малых группах по прохождению шагов самый большой отсев происходит именно на четвертом шаге: люди не справляются с таким количеством отрицательных эмоций и возвращаются к привычной «анестезии» — возвращаются к своей зависимости.
Поэтому мы предлагаем начинать заполнять таблицу не по обидам и не по людям, а по воспоминаниям, начиная буквально с сегодняшних или вчерашних, по самым незначительным на первый взгляд событиям.
Это, по сути, элемент десятого шага, в котором мы анализируем лишь один прожитый день. Приступая к четвертому шагу, мы учимся анализировать один день своей жизни — вчерашний день — с нравственной точки зрения.
Через несколько дней или через несколько месяцев, когда мы освоили этот инструмент и научились без особых затруднений заполнять строки таблицы, мы переходили к нравственной инвентаризации прошлых лет.
Мы не предлагаем «запрягать телегу впереди лошади», делая десятый шаг раньше четвертого. Мы предлагаем, приступая к анализу себя и своей жизни, начинать с последних событий.
Во-первых, прошло не так много времени, и мы хорошо помним все подробности. Это позволит нам направить все внимание на освоение нового для нас навыка анализировать свои чувства, душевные качества и поступки. Во-вторых, на этих простых случаях мы можем «набить руку» в заполнении строк таблицы, доведя эти действия до автоматизма, что позволит нам без лишних эмоций подвергнуть инвентаризации тяжелые моменты нашей зависимой жизни.
Итак, мы приступаем к заполнению таблицы четвертого шага.
Один из нас поделился двумя ситуациями. Вот что он пишет:
«
Две довольно простые ситуации произошли одна за другой.
Приезжаю по делам, навигация не работает, и я не знаю, правильно ли приехал. На доме, который по моим предположениям тот, что мне нужен, написан совсем другой номер. Спрашиваю у прохожего как найти нужный мне адрес, он не знает. Я расстроен.
Навигатор и без спутникового сигнала может проложить маршрут от одного адреса до другого, собственно, так я и ехал, но сейчас я не знаю, где я нахожусь. И тогда я решаюсь спросить у этого прохожего адрес того места, где мы находимя. Он сильно удивляется, но отвечает. Я прокладываю маршрут и благополучно добираюсь до нужного мне места. Сейчас, спустя несколько дней, мне приятно об этом вспомнить.
Свободных мест для парковки не находится, места есть только во дворе, но двор закрыт шлагбаумом. Паркуюсь в нарушение правил, ибо выходной день и мне буквально на четверть часа. Но по возвращении вижу на лобовом стекле квитанцию на штраф. Вспоминая эту историю сейчас, я испытываю досаду, что не позвонил тем, к кому я приехал, с просьбой открыть мне шлагбаум».
В первую колонку мы записывали, как и в книге «Анонимные Алкоголики», тех людей, организации или учреждения, на которых мы обижены или же, наоборот, которых мы вспоминаем с большим удовольствием:
Если с одним и тем же человеком связано несколько памятных ситуаций, мы отводили каждой ситуации новую строку.
Ситуации мы писали во вторую колонку:
имя | ситуация |
Прохожий | Мне нужна помощь найти адрес |
— | Мне нужна помощь узнать адрес, где я сейчас нахожусь |
Определить ситуацию не всегда оказывается простым делом. Попробуем пояснить на примере.
Один из нас, вспоминая вчерашний день, отметил, что было два ярких приятных впечатления: после двух недель поисков наконец купил ребенку осенние сапоги и сходил с ребенком на детский праздник. На первый взгляд, налицо две ситуации. Но вот его история более подробно:
За лето ребенок вырос, и прошлогодние сапоги стали малы. Начались дожди, две недели ребенок ходил в летних кроссовках. Две недели родители искали подходящие сапоги, но так и не нашли. Утром праздничного дня был сильный дождь, и за час до праздника ребенок насквозь промочил последние сухие кроссовки. Праздник оказался под угрозой срыва. Отец ребенка, всегда с недоверием относившийся к рынку, все же поехал туда с ребенком. На рынке нашлись ровно такие сапоги, какие требовались; тут же переобув ребенка, они успели на праздник.
Мы предлагаем в этой истории говорить об одной ситуации, — об угрозе срыва детского праздника, — а не о двух событиях с покупкой сапог и походом на праздник.
В четвертом шаге мы анализируем свои действия от принятия решения действовать до нравственной оценки результатов своих действий. Принятие решения было одно — решение срочно поехать на рынок. Действие тоже было одно — поездка на рынок. И нравственная оценка тоже одна — радость за «спасенный» детский праздник и нужную покупку.
Соответственно, в первую колонку таблицы запишется имя ребенка, а во вторую — угроза срыва праздника.
В третью колонку мы записали чувства, которые испытывали
в тот момент:
имя | ситуация | чувство |
Прохожий | Мне нужна помощь узнать адрес, где я сейчас нахожусь | Страх создать неудобство другому |
Клиент | Мне нужна помощь найти место парковки | Страх создать неудобство другому |
В следующую колонку мы записали свои действия в этой ситуации:
имя | ситуация | чувство | мои действия |
Прохожий | Мне нужна помощь узнать адрес, где я сейчас нахожусь | Страх создать неудобство другому | Прошу о помощи |
Клиент | Мне нужна помощь найти место парковки | Страх создать неудобство другому | Не прошу о помоща, решаю проблему самостоятельно, нарушая правила |
Прежде, чем заполнить следующую колонку таблицы, мы предлагаем представить содержимое дамской сумочки: расческа, помада, кошелек, кредитка, проездной, носовой платок, мобильник, ключи от дома, ключи от машины… несколько десятков предметов.
Мужчинам может быть легче представить багажник автомобиля: масло, тосол, незамерзайка, бутылка воды помыть руки, бутылка питьевой воды, тряпка для вытирания рук, тряпка подстелить, если лечь под капот, старая куртка, перчатки, набор ключей, запаска, домкрат…
Будем галантными, мы будем дальше говорить о дамской сумочке. Суть не меняется. Это набор инструментов на разные случаи жизни.
Подобно дамской сумочке, внутренний мир человека (душа) с самого рождения наполнен множеством качеств (ресурсов): злобность и способность сострадать, эгоизм и щедрость, лень и любопытство — многие десятки разных качеств. Этими качествами, как инструментами, мы совершаем поступки — любые поступки в нашей жизни.
Следующую строку мы назовем «ресурсом», понимая под этим словом те душевные качества, которые всплыли в душе — те свойства характера, которые управляли нашими действиями в этой ситуации, те «инструменты», которыми работало наше сознание:
имя | ситуация | чувство | мои действия | ресурс |
Прохожий | Мне нужна помощь узнать адрес, где я сейчас нахожусь | Страх создать неудобство другому | Прошу о помощи | Доверие (способность довериться) |
Клиент | Мне нужна помощь найти место парковки | Страх создать неудобство другому | Не прошу о помоща, решаю проблему самостоятельно, нарушая правила | Самоуверенность |
Заполнив эти 5 колонок, мы возвращаемся мыслями в сегодняшний день.
Вспоминая сегодня давнюю ситуацию своей жизни, мы обнаруживаем, что чувства в моменте, как правило, не совпадают с чувствами, когда ситуация позади, когда прошли часы, дни или годы.
Чувства спустя длительное время — это наша эмоциональная оценка прошлых событий.
Чтобы избежать путаницы, мы будем называть такие чувства послевкусиями.
Ребенок, чувствовавший любопытство при виде выпавшего прута решетки, сегодня, давно взрослый, испытывает послевкусие: недовольство собой тогдашним, или стыд за опрометчивый поступок, или относится к ситуации с юмором. Наша задача описать послевкусие к каждой ситуации, записав его в последнюю, шестую колонку таблицы:
имя | ситуация | чувство | мои действия | ресурс | послевкусие |
Прохожий | Мне нужна помощь узнать адрес, где я сейчас нахожусь | Страх создать неудобство другому | Прошу о помощи | Доверие (способность довериться) | Доволен собой |
Клиент | Мне нужна помощь найти место парковки | Страх создать неудобство другому | Не прошу о помоща, решаю проблему самостоятельно, нарушая правила | Самоуверенность | Недоволен собой |
Послевкусие важно не путать с ресентиментом (обидой на других людей, причинивших нам вред): нам важно, что Маша ела кашу, а не каша насыщала Машу. В четвертом шаге мы анализируем свои поступки, а не поступки других людей.
Как бы ни были сильны наши чувства в ответ на обиды, причиненные нам другими людьми — это поступки и это жизнь других людей, мы же хотим изменить себя и свою жизнь, а не характер или жизнь других.
Ресентимент — наши чувства в результате поступков других людей в наш адрес — пусть останется на совести этих людей.
Послевкусие — наши чувства в результате наших поступков в адрес других людей.
При заполнении строк таблицы четвертого шага мы не будем заниматься ресентиментом, сосредоточимся на послевкусиях.
Для лучшего понимания читателем мы показали в нашем примере заполнение строк слева направо на примере сразу двух строк.
На практике строки заполняются по одной, на каждую ситуацию отдельная строка.
Наш опыт показал, что следует с осторожностью анализировать те события, которые происходили в измененном состоянии сознания. Многие из нас, будучи опьяненными алкоголем, наркотиками, азартом или иной одержимостью, совершали поступки, не укладывающиеся в голове трезвого. Мы вели себя так, словно в наше тело вселился чужой разум.
Если, вспоминая о таком событии, мы испытываем ужас, если наш мозг отказывается принять такое воспоминание, если мы чувствуем, что «я не мог такого сделать» — строки с анализом этих событий мы заполняли не полностью, а только первую колонку (имя пострадавшего от наших действий человека) и четвертую (описание наших действий).
Эти строки нам понадобятся в восьмом и девятом шагах, ибо мы ответственны за свои поступки.
Но в нравственной инвентаризации самих себя мы исключим эти строки из анализа, как события, совершенные не нами, а нашим отравленным мозгом.
Еще раз остановимся на «чувственных» моментах нашей таблицы, их три, и на первых порах их не всегда просто отличить. Первый: чувство в ситуации — что мы чувствуем, попав в ту или иную жизненную ситуацию, до того, как мы что-то успели сделать или сказать. Второй момент: ресурс или используемое душевное качество — это не чувство, но нередко его путают с чувством. Не всегда есть слово, чтобы его выразить. Легко отличить страх (чувство) от трусости (душевное качество), но слово «лень», например, одно и для чувства, и для ресурса, сравните: «мне лениво что-то сделать (я сейчас чувствую лень» и «я ленив по жизни (во мне есть лень)». И третий «чувственный» момент: послевкусие — оценочное чувство, когда ситуация закончилась, и у нас было время на осмысление произошедшего.
В книге «Анонимные Алкоголики» в таблице четвертого шага есть 3 колонки: «я обижен на», «причины обиды» и «задеты» (стр. 63). Аналогично и в базовых текстах других двенадцатишаговых сообществ. Плюс, многие в процессе работы по четвертому шагу добавляют четвертую колонку: «дефекты» — имея ввиду дефекты характера, которые проявились во мне в отношениях с этим человеком, в этой ситуации.
Эти 4 колонки во многом представлены и в нашей таблице: - «Я обижен на» — «имя». Разница в том, что мы пишем в первую колонку всех людей, память о которых не потускнела в нашей памяти, а не только наших обидчиков.
- «Причина обиды» — «ситуация». Ситуации в нашей таблице могут быть не только болезненные, но и весьма приятные.
- Колонка «задеты» состоит в книге как бы из двух частей. Например, в первой же строке: «Мои сексуальные отношения. Самоуважение. (страх)». Страх — чувство. Чувства в нашей таблице тоже в третьей колонке. Правда, мы живые люди, и список чувств у нас не ограничивается одним лишь страхом.
- Колонка «дефекты» у нас называется «ресурс» и включает в себя любые свойства характера, как отрицательные (дефекты), так и положительные (достоинства).
Для удобства дальнейшей работы с таблицей мы рекомендуем пользоваться электронными таблицами, чтобы в дальнейшем было удобно сортировать строки. Увидев похожие строки, их удобно будет разместить рядом, как в этом примере:
имя | ситуация | чувство | мои действия | ресурс | послевкусие |
Моя учительница в 1 классе | Ругает меня за некрасивый почерк, заставляет переписать | Злость | Переписываю поспешно, еще хуже | Торопливость, опрометчивость | Обида на самого себя: так и не выработал хороший почерк |
Моя начальница | Указывает мне на мое упущение в работе | Злость | Делаю вид, что слушаю и соглашаюсь, в следующий раз повторяю ту же ошибку, что приводит к увольнению | Торопливость, опрометчивость | Обида на самого себя |
Мы предлагаем обратить внимание на совпадение двух последних колонок в этих строках, с этим мы будем работать дальше. Совпадает и чувство на входе в ситуацию.
Если присмотреться, можно увидеть, что и ситуация однотипная: есть плохо сделанная работа, которую требуется исправить в ущерб личному времени и своим планам.
Мы записывали в таблицу все яркие воспоминания, не только негативные, но и позитивные. Если проследить за ситуациями и чувствами, обнаруживается, что строки таблицы группируются именно по ним, как в этом примере:
имя | ситуация | чувство | мои действия | ресурс | послевкусие |
Моя учительница в 1 классе | Ругает меня за некрасивый почерк, заставляет переписать | Злость | Переписываю поспешно, еще хуже | Торопливость, опрометчивость | Обида на самого себя: так и не выработал хороший почерк |
Моя начальница | Указывает мне на мое упущение в работе | Злость | Делаю вид, что слушаю и соглашаюсь, в следующий раз повторяю ту же ошибку, что приводит к увольнению | Торопливость, опрометчивость | Обида на самого себя |
Экзаменатор (вступительный экзамен в институт) | Указывает мне на ошибку в решении задачи, ставит «двойку» | Злость | Спрашиваю, где ошибка. Получив ответ, быстро беру авторучку и решаю до конца правильно. Экзаменатор, видя мое умение решать задачи, исправляет «двойку» на «пятерку» | Авантюризм | Гордость своими успехами |
По мере того, как наша таблица пополнялась несколькими десятками строк, мы обнаруживали все больше и больше таких соответствий, когда в сходной ситуации при одинаковых чувствах на входе в ситуацию, используя разный ресурс, мы совершали разные действия, и на выходе получали разное послевкусие. Но, что важно, выбор всегда происходит между двумя возможными ресурсами, и на выходе возможны соответствующие им два послевкусия, позитивное и негативное.
Таким образом, у нас появился критерий для оценки своих душевных качеств: если послевкусие позитивное, значит ресурс — наше достоинство; если послевкусие неприятное, значит в этой ситуации работал дефект нашего характера.
Но список наших открытий на этом не заканчивается. Еще одним открытием стало то, что свойства характера сами по себе не являются достоинствами или недостатками: беда происходит, когда в поведении используется не подходящий к ситуации ресурс.
Для примера сгруппируем строки таблицы чуть иначе — по ресурсу:
имя | ситуация | чувство | мои действия | ресурс | послевкусие |
Мой отец (не выручил меня сразу из беды) | Я играю прутьями решетки кроватки. Вдруг один прут выдергивается | Любопытство | Я просовываю в образовавшуюся щель голову, плечи не проходят, пытаюсь втянуть голову назад, голова обратно не проходит — я застрял | Авантюризм | Стыжусь |
Экзаменатор (вступительный экзамен в институт) | Указывает мне на ошибку в решении задачи, ставит «двойку» | Злость | Спрашиваю в где ошибка. Получив ответ, где ошибка, быстро беру авторучку и решаю до конца правильно. Экзаменатор, видя мое умение решать задачи, исправляет «двойку» на «пятерку» | Авантюризм | Гордость своими успехами |
Здесь мы видим, что один и тот же ресурс в разных ситуациях приводит к разным действиям и к разным послевкусиям: в одних ситуациях является достоинством, в других недостатком.
Это именно то, о чем говорил пастор Мартин: «Бог не создает ничтожеств». Мы не дефектны от рождения, и наши недостатки — это не дефектные качества нашего характера, а дефектное применение хороших качеств в неподходящих ситуациях. Таким образом, мы не нуждаемся в исправлении дефектов характера, мы нуждаемся в новых навыках использования своих ресурсов.
Вспоминая дамскую сумочку, о которой мы говорили в начале, ключи от машины хороши, только они не годятся, когда нам надо открыть дверь квартиры. Непримиримость хороша для общения с врагами, но не годится в общении с теми, кто любит нас. Нам не надо перед дверью квартиры избавляться от автомобильного ключа, нам просто нужно будет научиться доставать из сумочки своего «я» подходящий ресурс, чем мы и займемся в 6–7 шагах нашей программы.
По мере пополнения нашей таблицы, мы все больше и больше убеждаемся, что в однотипных ситуациях у нас всегда есть два варианта выбора: есть два ресурса, которыми мы можем воспользоваться, чтобы получить два разных послевкусия:
имя | ситуация | чувство | мои действия | ресурс | послевкусие |
Врач страховой компании (поддержал мою позицию) | Я оказываюсь замешанным в конфликт между больным и его родственниками | Любопытство | Занимаю сторону больного, поддержваю его. На меня подают иск в страховую медицинскую компанию. После разговора со мной врач страховой меня поддерживает, иск отвергнут | Сопереживание (больному) | Доволен собой |
Мой отец (не выручил меня сразу из беды) | Я играю прутьями решетки кроватки. Вдруг один прут выдергивается | Любопытство | Я просовываю в образовавшуюся щель голову, плечи не проходят, пытаюсь втянуть голову назад, голова обратно не проходит — я застрял | Авантюризм | Стыжусь |
— | — | — | — | — | — |
Экзаменатор (вступительный экзамен в институт) | Указывает мне на ошибку в решении задачи, ставит «двойку» | Злость | Спрашиваю где ошибка. Получив ответ, быстро беру авторучку и решаю до конца правильно. Экзаменатор, видя мое умение решать задачи, исправляет «двойку» на «пятерку» | Авантюризм | Гордость своими успехами |
Моя начальница | Указывает мне на мое упущение в работе | Злость | Делаю вид, что слушаю и соглашаюсь, в следующий раз повторяю ту же ошибку, что приводит к увольнению | Торопливость, опрометчивость | Обида на самого себя |
Здесь мы продемонстрировали две группы с однотипными ситуациями и чувствами на входе в ситуацию.
В первой группе ситуация открывшейся возможности, вызвавшая чувство любопытства.
Во второй группе злящее указание «начальника» на совершенную ошибку.
И там и там была возможность выбора из двух ресурсов, приводивших к разным послевкусиям.
Таким образом, в результате группировки большой таблицы у нас получается список типичных ситуаций, которые можно легко и быстро узнать по чувствам, возникающим на входе в ситуацию, и для каждой ситуации желательный и нежелательный для нас ресурс.
Так, из продемонстрированной нами таблицы можно составить список в 2 строки:
- Любопытство в ситуации выбора из нескольких возможностей: сопереживание / авантюризм.
- Злость на указание «начальника» о сделанной ошибке: авантюризм / опрометчивость.
Многие из нас были удивлены полученным результатам. До работы по четвертому шагу мы не могли и предположить, что в любой ситуации у нас есть хороший выбор, и что те душевные качества, которые мы считали своими дефектами, в иных ситуациях оказываются достоинствами.
В этом и заключается нравственная инвентаризация: узнать правду о своем «я», получить объективную информацию о том, что на самом деле движет нашими поступками.
Но мы были бы чересчур наивными, если бы предполагали, что проделанной работы достаточно, чтобы в самом деле разобраться с собственным «я». Все мы реальные живые люди, и все мы нередко обманываем самих себя, да и память имеет свойство со временем иначе преподносить прошлые события. Те из нас, кто раньше вели дневник, знают, как сильно могут отличаться сегодняшние воспоминания от описания тех же событий в дневнике годами ранее.
Мы не можем улучшить нашу память, но мы можем попросить другого человека выслушать нашу историю, посмотреть на нее со стороны критическим взглядом и указать нам на те моменты, где мы, возможно, продолжаем заблуждаться или обманываем самих себя.
И последний момент, в котором нам не обойтись без помощи другого человека — причина.
Пятый шаг в книге АА звучит: «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком
истинную природу наших заблуждений».
Светская программа выздоровления предлагает: «С помощью другого человека выявили
причину, побуждающую нас раз за разом пользоваться не лучшими качествами нашего характера».
Многие из нас, проводя нравственную инвентаризацию себя и своей жизни, задавались вопросом: «Почему я, вроде бы не моральный урод, раз за разом пользовался худшими качествами своего характера?»
Для ответа на этот вопрос нам и нужен взгляд со стороны — помощь другого человека.
Все мы в школе учили, как работает катализатор: в пробирке смешаны водород и кислород, подносится платиновая нить, и происходит взрыв — платина, катализатор, запустила реакцию кислорода с водородом.
В жизни «катализатором», запускающим слияние душевных и физических сил в действие, должен служить здравый смысл.
Вспоминая свои зависимые действия, приходится с сожалением признать, что здравый смысл там если и присутствовал, то где-то за горизонтом.
Так что же было «катализатором», когда мы раз за разом проявляли не лучшие черты характера? В этом бывает трудно признаться самому себе, именно поэтому нужен другой человек, который, узнав нашу историю жизни, сможет предложить очевидное на его взгляд. Нам лишь останется согласиться с его мнением или, не согласившись, попросить другую оценку, может быть, несколько раз, пока мы не услышим то, что отзовется в нас: «Да, это про меня, это моё».
Книга «Анонимные Алкоголики» подталкивает читателя к мысли, что «корнем зла» является гордыня-себялюбие-эгоцентризм: «
Себялюбие – эгоцентризм! В этом, мы полагаем, корень всех наших проблем» (стр. 60).
Тем из нас, кто не принадлежал к христианству, это порой представлялось попыткой «натянуть сову на глобус». Благодаря помощи другого человека в пятом шаге, истинная природа наших заблуждений у кого-то из нас оказалась низкой самооценкой, у кого-то равнодушием, у кого-то завышенной самооценкой или высокомерием.
Истинная природа наших заблуждений — тот самый «корень зла», «катализатор» не лучших наших поступков — по сути, такое же душевное качество, как и те, которые мы выявили в себе и записали в колонку «ресурс». Но, очевидно, его нет в в списке наших ресурсов. Как в химии: катализатор в химической реакции не участвует, но присутствует, запуская реакцию.
Один из нас, врач по профессии, так это описывает: «
В работе с больным, в ситуации, когда от меня ожидают чего-то сверх минимума моих профессиональных обязанностей, у меня всегда есть выбор: воспользоваться состраданием и пойти навстречу просьбе, или воспользоваться ленью и проигнорировать или отказать. Наверное, не надо объяснять, где тут вмешивается равнодушие».
Прежде, чем обратиться за помощью по пятому шагу, нужно было выбрать, к кому обратиться, и решить, что и в каком объеме мы расскажем.
По очевидным причинам нам не следует обращаться к тем, кого мы упоминали в четвертом шаге в качестве источников наших обид: трудно построить конструктивный диалог с тем человеком, с которым есть взаимные обиды.
Кроме того, не следует обращаться с такой просьбой к родственникам и близким, которым некоторые факты нашей биографии могут причинить боль.
Прихожане религиозных конфессий, предполагающих таинство исповеди, могут обратиться к священнику в формате исповеди. Обращение к психологу или психотерапевту тоже будет неплохим решением.
Большинство же из нас обращались за помощью по пятому шагу к другим зависимым, которые уже прошли этот шаг.
Теперь несколько слов о том, что мы рассказывали другому человеку о себе в рамках пятого шага:
В тексте пятого шага нигде не написано: «прочитали другому человеку все, что мы написали в четвертом шаге». Некоторые из нас так делали; это занимало огромное время и изматывало и говорящего, и слушающего. Так тоже можно, но не обязательно.
Пятый шаг — не явка с повинной к следователю, пятый шаг, скорее, сродни исповеди. Перед следователем надо озвучивать мотивы преступления, место и орудия преступления; исповедь предполагает признание своих ошибок и раскаяние там, где мы причинили зло другим.
Пятый шаг, выполняемый в формате исповеди, дополнительно предполагает озвучивание механизмов своего поведения: какие душевные качества работали в каждой ситуации.
Нам, в конце концов, нужна конкретная помощь. Нам нужно, чтобы другой человек помог нам найти тот самый «корень зла» — истинную природу наших заблуждений. Нам нужно предоставить для этого достаточный объем информации о себе, излишние подробности будут избыточными и лишь помешают.
Как правило, мы рассказывали другому человеку, как мы анализировали каждый свой поступок: ситуацию, чувство в этой ситуации, душевное качество («ресурс» — душевный инструмент, которым мы совершали поступок), наши действия в ситуации, и что мы чувствуем сейчас («послевкусие»). Мы иллюстрировали этот анализ парой примеров из нашего четвертого шага. Затем мы переходили к выводам, которые мы сделали, сгруппировав строки таблицы по ситуациям и чувствам: какие ресурсы у нас есть для каждой ситуации.
Если мы хорошо поработали в четвертом шаге и не ждем, что собеседник будет делать за нас нашу работу по анализу нашего морального облика, пятый шаг не занимает много времени. В конце концов, описание даже нескольких десятков типичных ситуаций и перечисление душевных качеств, использовавшихся в каждой из этих ситуаций, займет не больше часа времени.
Если наш собеседник достаточно умен или имеет опыт 4–5 шагов, очень может быть, что он сумеет составить о нас представление после описания нами буквально нескольких ситуаций, и сразу же сможет назвать, что, по его мнению, является «корнем зла». Если его мнение отзовется в нас, цель пятого шага будет достигнута в считаные минуты.
У многих из нас был еще один «подарок» пятого шага.
Те из нас, кто годами носили в себе страшные воспоминания о своих поступках, которые, как они считали, «никто никогда не поймет и не простит», рассказав об этом другому человеку, как о совершенном их болезнью, — эти люди, увидев, что их слушатель не отворачивается от них с отвращением, смогли испытать чувство очищения, приняв, наконец, и для себя самих, что в самом деле виноваты не они, а их болезнь.
Благодаря четвертому и пятому шагам мы научились понимать механизмы работы нашего поведения.
Пришло время менять наше поведение так, чтобы было не стыдно вспомнить вчерашний день, чтобы наша жизнь начала нам нравиться.
http://addictions.vesvalo.net/