Пришли к убеждению,
только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.- Во алкоголиков. Второй Шаг — отправная точка на пути к здравомыслию. Правильное отношение к Богу.
12X12
Как только новые члены АА знакомятся с содержанием Второго Шага, перед ними часто возникает довольно сложная дилемма. Как часто мы слышали от них: “Посмотрите, алкоголики и не способны управлять своими жизнями. Доведя нас до состояния полной беспомощности, вы теперь заявляете, только Высшая Сила может освободить нас от нашего пагубного пристрастия. Некоторые из нас не хотят верить в Бога, другие не могут, кое-кто верит, Бог есть, но отказывается верить, Он совершит ожидаемое от Него чудо исцеления. Да, вы заставили нас отказаться от спиртного, а дальше?”
Давайте рассмотрим случай, когда человек говорит, он не хочет верить, когда он — воинствующий “безбожник”. Его умственное состояние может быть описано как состояние дикаря. Вся его жизненная философия, которой он так гордился, оказывается под угрозой. Достаточно уж, говорит он, признания, алкоголь навсегда “согнул его в бараний рог”. И вот теперь он, все еще испытывая боль от этого признания, вынужден предстать перед чем-то поистине невозможным. Как он гордится тем, человек, возникнув столь величественно из единственной клетки в первичном питательном иле, является венцом творения и потому единственным известным божеством во Вселенной! И все это он должен отвергнуть, спасти себя?
Здесь опекающий его член АА обычно начинает смеяться. И новичок считает, это последняя капля. Это и на самом деле начало конца. Но это конец старой жизни и начало новой. Его наставник, возможно, говорит ему примерно следующее: “Успокойся, обруч, сквозь который тебе предстоит прыгнуть, намного шире, чем тебе кажется. По крайней мере, так оказалось со мной и с моим другом, который когда-то был вице-президентом Американского общества атеистов, тем не менее, он умудрился проскочить с большим запасом”.
“Хорошо, — говорит новичок, — я , ты не обманываешь меня. Я не сомневаюсь, в АА полно людей, у которых когда-то были такие же взгляды, как и у меня. Но неужели в моих обстоятельствах человеку говорят “успокойся”? Вот мне хотелось бы знать”.
«Прекрасный вопрос, — отвечает наставник. — Мне кажется, я знаю, как тебя успокоить. И тебе не придется для этого делать больших усилий над собой. Обрати внимание на три момента. Во-первых, Содружество Анонимных Алкоголиков не требует, ты верил во -либо. Все наши Двенадцать Шагов не более чем предложения. Во-вторых, стать трезвенником и оставаться им, не обязательно с самого начала целиком принимать всю суть Второго Шага. Я помню, сам я не сразу принял его. В-третьих, все, тебе нужно, — это отказаться от предубеждений. Откажись от бесконечных споров и выяснения глубоких истин типа "что было раньше — курица или яйцо". Снова повторяю: главное — отказаться от предубеждений».
Наставник продолжает: «Возьмем, к примеру, мой случай. По профессии я научный работник. Естественно, я уважал, чтил и даже боготворил науку. К слову сказать, я ее до сих пор уважаю и чту, но более не боготворю. Мои преподаватели без конца повторяли мне основной принцип научного прогресса: поиск и исследование, снова и снова, и всегда без предвзятости. Когда я в первый раз познакомился с Программой моя реакция была такой же, как и твоя. Эти их занятия, думал я, не имеют ничего общего с наукой. Все это я не смогу принять. Я даже не буду пытаться всерьез разобраться в такой чепухе.
Но потом я прозрел. Я вынужден был признать, деятельность АА приносит результаты и эти результаты поразительны. Я понял, мой подход к этой проблеме был далеко не научным. Предвзятость проявляли не члены а я. Только прекратив спорить, я начал видеть и воспринимать. Именно тогда смысл Второго Шага медленно и осторожно начал входить в мою жизнь. Я не могу точно сказать, когда и при каких обстоятельствах я начал верить в Силу более могущественную, чем я, но в настоящий момент у меня есть такая вера. Для достижения этого мне пришлось отказаться от борьбы и с энтузиазмом следовать всем остальным пунктам Программы АА.
Конечно, это всего лишь мнение одного человека, основанное на его жизненном опыте. Спешу заверить тебя, в поисках веры члены АА идут самыми разными путями. Если тебе не по душе предложенный мною путь, ты наверняка найдешь свой собственный, если только будешь наблюдать и слушать. Многие такие же, как ты, пытались решить эту проблему методом замены. Ты можешь тоже, если тебе так хочется, считать АА “Высшей Силой”. Ведь это довольно большая группа людей, которые решили проблему алкоголизма. В этом отношении они, конечно же, — сила более могущественная, чем ты, поскольку ты нисколько не приблизился к решению своих проблем. Ты вполне можешь верить в них. Даже этого минимума веры будет достаточно. Многие члены АА сумели преодолеть барьер именно этим способом. Все они скажут тебе, , как только они прошли через это, их вера расширилась и углубилась. Освобождение от пристрастия к алкоголю необъяснимым образом изменило их образ жизни, они поверили в Высшую Силу, и большинство из них стали говорить о Боге».
Теперь обратимся к судьбе тех, кто когда-то верил, но утратил веру. Среди них есть ставшие безразличными, есть самонадеянные, отошедшие от веры сознательно, есть люди, предвзято относящиеся к религии, есть, наконец, такие, кто отринул Бога, не сумевшего выполнить их требования к Нему. Можно ли, основываясь на опыте сказать им всем, они смогут обрести веру, которая будет действенной?
Порой оказывается, принципы АА труднее воспринимаются теми, кто утратил или отверг веру, чем теми, кто не имел ее, — потому первые считают, они обращались к вере и это не помогло. Они испытали и веру, и неверие. Поскольку и то, и другое привело к горькому разочарованию, эти люди пришли к убеждению, выхода нет. Равнодушие, распространенная самонадеянность, предрассудки, неповиновение воле Бога часто оказываются более серьезными и труднопреодолимыми препятствиями, чем те, выдвигаются агностиками или даже воинствующими атеистами. Религия утверждает, существование Бога доказуемо, агностик утверждает, недоказуемо, атеист приводит доказательства отсутствия существования Бога. Ясно, отошедший от веры находится в состоянии крайнего замешательства. Он думает, ему-то уж не обрести утешения в вере. Он ни в коей мере не обладает убежденностью верующего, агностика или атеиста. Он просто сбит с толку.
Многие члены АА могут сказать этому путанику следующее: “Да, мы тоже отошли от нашей детской веры. И нас одолела чрезмерная уверенность юности. Конечно, мы были довольны, хорошая семья и религиозное воспитание помогли нам выработать определенную систему ценностей. Мы были все еще уверены, нужно быть честными, терпимыми и справедливыми, а также стремиться к большим целям и отличаться трудолюбием. Мы убедились, эти правила честной игры и соблюдения приличий вполне достаточны для жизни.
Поскольку благодаря этим принципам к нам пришел материальный успех, мы почувствовали, выиграли в жизненной игре. Это вскружило нам головы и создало ощущение счастья. Почему мы беспокоимся о каких-то там теологических абстракциях и религиозных обязанностях или о том, будет с нашей душой ныне и в будущем? То, существует здесь сейчас, нас вполне устраивает. Воля к победе поведет нас и дальше. Но тут алкоголь стал овладевать нами. Когда же мы обнаружили, наши завоевания сведены на нет и еще один удар может навсегда выбить нас из игры, мы вынуждены были начать поиск утраченной веры. Мы обрели ее в АА. И вы можете сделать то же самое”.
Теперь мы подошли к проблеме иного рода: интеллектуально независимые мужчины и женщины. Им члены АА могут сказать: “Да, мы были такими же, как и вы, — слишком сообразительными, это пошло нам на пользу. Нам так нравилось, когда люди называли нас не по летам развитыми. И хотя мы и скрывали это от окружающих, но надувались как воздушные шары от гордости и сознаниясобственной образованности. Про себя мы считали, способны возвыситься над другими только за счет умственных способностей. Научный прогресс учил нас, нет ничего такого, было бы не под силу человеку. Знание было всесильно. Интеллект мог подчинить всю природу. Поскольку мы умнее большинства людей (как мы считали), трофеи победы должны принадлежать нам за наши интеллектуальные усилия. Бог разума вытеснил из наших сердец Бога наших предков. Но Джон Ячменное Зерно имел на этот счет свои соображения. Мы, кто столь убедительно одерживал верх, в мгновение ока стали проигрывать во всем. Мы поняли, нам надо пересмотреть свою жизнь или мы умрем. Мы нашли среди членов АА многих, думавших в свое время так же, как мы. Они помогли нам осознать истинные размеры своего “я”. На их примере мы убедились, смирение и интеллект совместимы, если смирению отдается первенство. Начав жить по-новому, мы обрели дар веры, действенной веры. И для вас открыт этот путь”.
В АА есть люди, которые говорят: «Мы испытывали отвращение к религии и ко всем ее проявлениям. В Библии, говорили мы, полно бессмыслиц; можно цитировать главы и песни и, застряв на бесконечной родословной, так и не добраться до благословений. Местами мораль Библии слишком высока, местами — слишком низменна. Но касается морали самих служителей религии, то она оставляет желать лучшего. Мы злорадствовали по поводу лицемерия, фанатизма и поразительного самодовольства многих “верующих” самого высокого полета. Как мы любили громкие разоблачения того, миллионы “добрых прихожан” все еще убивают друг друга во имя Божие. Все это говорило о том, мы предпочитали отрицать, вместо того утверждать. Став членами мы поняли, эта черта способствовала развитию нашего себялюбия. Обвиняя в грехах некоторых верующих, мы могли ощущать свое превосходство над всеми ними. Более того, мы могли не слишком пристально следить за своими собственными недостатками. Самодовольство — черта, с презрением осуждаемая нами в других, была нашим собственным неискоренимым пороком. Наша фальшивая респектабельность мешала нам обрести веру и была губительна для нас. Но в конце концов, примкнув к мы прозрели.
Психиатры отмечают, непокорность — весьма характерная черта алкоголиков. Неудивительно поэтому, многие из нас, случалось, открыто бросали вызов Богу. Иногда это происходило потому, Бог не обеспечил нас теми жизненными благами, которых мы жаждали, напоминая при этом жадного ребенка, предъявляющего немыслимый перечень желаемого Деду Морозу. Чаще, однако, с нами случалось какое-нибудь большое несчастье, и мы считали, причина его в том, Бог оставил нас. Например, мы хотели жениться на девушке, которая не пожелала выходить за нас, и молили Бога, она согласилась, но этого не произошло. Мы молились, наши дети были здоровыми, а они рождались болезненными, или их не было вообще. Мы молились за успех в делах, но он все не приходил. Тех, кого мы любили, от кого зависела наша жизнь, отбирали у нас по так называемой Божьей воле. Потом мы становились пьяницами и просили Бога избавить нас от этого пристрастия, но ничего не происходило. И это было ужаснее всего. “Будь проклята эта вера!” — говорили мы.
Когда мы знакомились с членами ошибочность нашей непокорности раскрывалась перед нами. Мы ни разу не спросили Бога, какова Его воля в отношении нас, вместо этого мы все время говорили Ему, Он должен для нас сделать. Мы поняли, ни один человек не может одновременно любить Бога и бросать Ему вызов. Вера подразумевает чувство опоры, а не вызов. В Содружестве АА мы увидели результаты этой веры — мужчин и женщин, спасенных от грозившего им смертью пристрастия к алкоголю. Мы видели, как они встречаются и как преодолевают все свои страдания и испытания. Мы видели, как они спокойно принимают немыслимые, казалось бы, ситуации, не пытаясь ни спастись бегством, ни свалить все на других. Это была не просто вера, это была вера, которая сохраняется в любых условиях. И тогда мы пришли к убеждению, , каким бы ни было наше унижение, мы готовы заплатить эту цену, выздороветь».
А теперь возьмем пример верующего парня, от которого разит алкоголем. Он считает себя благочестивым человеком. Он безупречно соблюдает все религиозные обряды. Он все еще верит в Бога, но подозревает, Бог больше не верит в него. Он без конца обещает бросить пить. После каждого очередного обещания он не только пьет, но каждый раз ведет себя хуже, чем раньше. Он пытается вести героическую борьбу с алкоголем, умоляя Бога помочь ему, но помощь не приходит. В чем же дело?
Для священников, врачей, друзей и членов семьи алкоголик, который имеет благие намерения и старается вовсю, представляет собой загадку, вызывающую глубокую печаль. Но для членов АА эти люди не представляют ничего загадочного. Многие из нас были такими же, поэтому мы знаем отгадку этой загадки. Дело здесь в качестве веры, а не в ее количестве. Долгое время это для нас было “белым пятном”. Мы считали, в нас есть смирение, а на самом деле это было не так. Мы предполагали, всерьез относимся к религии, но, взглянув правде в глаза, можно было обнаружить, наша вера оказывалась весьма и весьма поверхностной. Или, если взять другую крайность, нас захлестывали эмоции, а мы принимали их за истинные религиозные чувства. В обоих случаях мы о чем-то просили, не давая ничего взамен. Дело в том, мы не произвели “генеральной уборки” в нашем доме, которая позволила бы Божьей милости снизойти на нас и победить наше пристрастие. Если мерить по большому счету, то мы так и не удосужились произвести серьезную и глубокую критическую оценку своих душевных качеств, не возместили ущерб тем, кого мы когда-то обидели, никому ничего не дали, не потребовав для себя за это вознаграждения. Мы даже не умели по-настоящему молиться. Мы всегда говорили: “Исполни мои желания”, вместо того сказать: “Да исполнится воля Твоя”. Мы не понимали ни любви к Богу, ни любви к людям. Поэтому мы обманывали самих себя и были не способны воспринять благодать, которая восстановила бы наше душевное здоровье.
Лишь немногие алкоголики понимают, насколько они иррациональны, и даже те, кто понимают, все равно не в состоянии взглянуть правде в глаза. Некоторые согласны называть себя “беспробудными пьяницами”, но решительно отвергают всякое предположение, они, в сущности, душевнобольные. Их слепота поддерживается отношением к ним окружающих, которые не понимают разницы между обыкновенным употреблением алкоголя и алкоголизмом. Душевное здоровье определяется как здравомыслие. Однако ни один алкоголик, трезво анализирующий свое разрушительное поведение, будь его объектом мебель в столовой или нравственные основы собственной личности, не может утверждать, сохранил здравый ум.
Поэтому Второй Шаг является отправной точкой для всех нас. Агностики, атеисты и бывшие верующие, мы можем совершить этот Шаг вместе. Подлинное смирение и непредвзятое отношение могут привести нас к вере, и каждое собрание АА есть гарантия того, Бог вернет нам здравомыслие, если мы найдем правильный способ общения с Ним.
вы сделали с нами! Вы убедили нас в том, мы Давайте рассмотрим случай, когда человек говорит, он не хочет верить, когда он — воинствующий “безбожник”. Его умственное состояние может быть описано как состояние дикаря. Вся его жизненная философия, которой он так гордился, оказывается под угрозой. Достаточно уж, говорит он, признания, алкоголь навсегда “согнул его в бараний рог”. И вот теперь он, все еще испытывая боль от этого признания, вынужден предстать перед чем-то поистине невозможным. Как он гордится тем, человек, возникнув столь величественно из единственной клетки в первичном питательном иле, является венцом творения и потому единственным известным божеством во Вселенной! И все это он должен отвергнуть, спасти себя?
Здесь опекающий его член АА обычно начинает смеяться. И новичок считает, это последняя капля. Это и на самом деле начало конца. Но это конец старой жизни и начало новой. Его наставник, возможно, говорит ему примерно следующее: “Успокойся, обруч, сквозь который тебе предстоит прыгнуть, намного шире, чем тебе кажется. По крайней мере, так оказалось со мной и с моим другом, который когда-то был вице-президентом Американского общества атеистов, тем не менее, он умудрился проскочить с большим запасом”.
“Хорошо, — говорит новичок, — я , ты не обманываешь меня. Я не сомневаюсь, в АА полно людей, у которых когда-то были такие же взгляды, как и у меня. Но неужели в моих обстоятельствах человеку говорят “успокойся”? Вот мне хотелось бы знать”.
«Прекрасный вопрос, — отвечает наставник. — Мне кажется, я знаю, как тебя успокоить. И тебе не придется для этого делать больших усилий над собой. Обрати внимание на три момента. Во-первых, Содружество Анонимных Алкоголиков не требует, ты верил во -либо. Все наши Двенадцать Шагов не более чем предложения. Во-вторых, стать трезвенником и оставаться им, не обязательно с самого начала целиком принимать всю суть Второго Шага. Я помню, сам я не сразу принял его. В-третьих, все, тебе нужно, — это отказаться от предубеждений. Откажись от бесконечных споров и выяснения глубоких истин типа "что было раньше — курица или яйцо". Снова повторяю: главное — отказаться от предубеждений».
Наставник продолжает: «Возьмем, к примеру, мой случай. По профессии я научный работник. Естественно, я уважал, чтил и даже боготворил науку. К слову сказать, я ее до сих пор уважаю и чту, но более не боготворю. Мои преподаватели без конца повторяли мне основной принцип научного прогресса: поиск и исследование, снова и снова, и всегда без предвзятости. Когда я в первый раз познакомился с Программой моя реакция была такой же, как и твоя. Эти их занятия, думал я, не имеют ничего общего с наукой. Все это я не смогу принять. Я даже не буду пытаться всерьез разобраться в такой чепухе.
Но потом я прозрел. Я вынужден был признать, деятельность АА приносит результаты и эти результаты поразительны. Я понял, мой подход к этой проблеме был далеко не научным. Предвзятость проявляли не члены а я. Только прекратив спорить, я начал видеть и воспринимать. Именно тогда смысл Второго Шага медленно и осторожно начал входить в мою жизнь. Я не могу точно сказать, когда и при каких обстоятельствах я начал верить в Силу более могущественную, чем я, но в настоящий момент у меня есть такая вера. Для достижения этого мне пришлось отказаться от борьбы и с энтузиазмом следовать всем остальным пунктам Программы АА.
Конечно, это всего лишь мнение одного человека, основанное на его жизненном опыте. Спешу заверить тебя, в поисках веры члены АА идут самыми разными путями. Если тебе не по душе предложенный мною путь, ты наверняка найдешь свой собственный, если только будешь наблюдать и слушать. Многие такие же, как ты, пытались решить эту проблему методом замены. Ты можешь тоже, если тебе так хочется, считать АА “Высшей Силой”. Ведь это довольно большая группа людей, которые решили проблему алкоголизма. В этом отношении они, конечно же, — сила более могущественная, чем ты, поскольку ты нисколько не приблизился к решению своих проблем. Ты вполне можешь верить в них. Даже этого минимума веры будет достаточно. Многие члены АА сумели преодолеть барьер именно этим способом. Все они скажут тебе, , как только они прошли через это, их вера расширилась и углубилась. Освобождение от пристрастия к алкоголю необъяснимым образом изменило их образ жизни, они поверили в Высшую Силу, и большинство из них стали говорить о Боге».
Теперь обратимся к судьбе тех, кто когда-то верил, но утратил веру. Среди них есть ставшие безразличными, есть самонадеянные, отошедшие от веры сознательно, есть люди, предвзято относящиеся к религии, есть, наконец, такие, кто отринул Бога, не сумевшего выполнить их требования к Нему. Можно ли, основываясь на опыте сказать им всем, они смогут обрести веру, которая будет действенной?
Порой оказывается, принципы АА труднее воспринимаются теми, кто утратил или отверг веру, чем теми, кто не имел ее, — потому первые считают, они обращались к вере и это не помогло. Они испытали и веру, и неверие. Поскольку и то, и другое привело к горькому разочарованию, эти люди пришли к убеждению, выхода нет. Равнодушие, распространенная самонадеянность, предрассудки, неповиновение воле Бога часто оказываются более серьезными и труднопреодолимыми препятствиями, чем те, выдвигаются агностиками или даже воинствующими атеистами. Религия утверждает, существование Бога доказуемо, агностик утверждает, недоказуемо, атеист приводит доказательства отсутствия существования Бога. Ясно, отошедший от веры находится в состоянии крайнего замешательства. Он думает, ему-то уж не обрести утешения в вере. Он ни в коей мере не обладает убежденностью верующего, агностика или атеиста. Он просто сбит с толку.
Многие члены АА могут сказать этому путанику следующее: “Да, мы тоже отошли от нашей детской веры. И нас одолела чрезмерная уверенность юности. Конечно, мы были довольны, хорошая семья и религиозное воспитание помогли нам выработать определенную систему ценностей. Мы были все еще уверены, нужно быть честными, терпимыми и справедливыми, а также стремиться к большим целям и отличаться трудолюбием. Мы убедились, эти правила честной игры и соблюдения приличий вполне достаточны для жизни.
Поскольку благодаря этим принципам к нам пришел материальный успех, мы почувствовали, выиграли в жизненной игре. Это вскружило нам головы и создало ощущение счастья. Почему мы беспокоимся о каких-то там теологических абстракциях и религиозных обязанностях или о том, будет с нашей душой ныне и в будущем? То, существует здесь сейчас, нас вполне устраивает. Воля к победе поведет нас и дальше. Но тут алкоголь стал овладевать нами. Когда же мы обнаружили, наши завоевания сведены на нет и еще один удар может навсегда выбить нас из игры, мы вынуждены были начать поиск утраченной веры. Мы обрели ее в АА. И вы можете сделать то же самое”.
Теперь мы подошли к проблеме иного рода: интеллектуально независимые мужчины и женщины. Им члены АА могут сказать: “Да, мы были такими же, как и вы, — слишком сообразительными, это пошло нам на пользу. Нам так нравилось, когда люди называли нас не по летам развитыми. И хотя мы и скрывали это от окружающих, но надувались как воздушные шары от гордости и сознаниясобственной образованности. Про себя мы считали, способны возвыситься над другими только за счет умственных способностей. Научный прогресс учил нас, нет ничего такого, было бы не под силу человеку. Знание было всесильно. Интеллект мог подчинить всю природу. Поскольку мы умнее большинства людей (как мы считали), трофеи победы должны принадлежать нам за наши интеллектуальные усилия. Бог разума вытеснил из наших сердец Бога наших предков. Но Джон Ячменное Зерно имел на этот счет свои соображения. Мы, кто столь убедительно одерживал верх, в мгновение ока стали проигрывать во всем. Мы поняли, нам надо пересмотреть свою жизнь или мы умрем. Мы нашли среди членов АА многих, думавших в свое время так же, как мы. Они помогли нам осознать истинные размеры своего “я”. На их примере мы убедились, смирение и интеллект совместимы, если смирению отдается первенство. Начав жить по-новому, мы обрели дар веры, действенной веры. И для вас открыт этот путь”.
В АА есть люди, которые говорят: «Мы испытывали отвращение к религии и ко всем ее проявлениям. В Библии, говорили мы, полно бессмыслиц; можно цитировать главы и песни и, застряв на бесконечной родословной, так и не добраться до благословений. Местами мораль Библии слишком высока, местами — слишком низменна. Но касается морали самих служителей религии, то она оставляет желать лучшего. Мы злорадствовали по поводу лицемерия, фанатизма и поразительного самодовольства многих “верующих” самого высокого полета. Как мы любили громкие разоблачения того, миллионы “добрых прихожан” все еще убивают друг друга во имя Божие. Все это говорило о том, мы предпочитали отрицать, вместо того утверждать. Став членами мы поняли, эта черта способствовала развитию нашего себялюбия. Обвиняя в грехах некоторых верующих, мы могли ощущать свое превосходство над всеми ними. Более того, мы могли не слишком пристально следить за своими собственными недостатками. Самодовольство — черта, с презрением осуждаемая нами в других, была нашим собственным неискоренимым пороком. Наша фальшивая респектабельность мешала нам обрести веру и была губительна для нас. Но в конце концов, примкнув к мы прозрели.
Психиатры отмечают, непокорность — весьма характерная черта алкоголиков. Неудивительно поэтому, многие из нас, случалось, открыто бросали вызов Богу. Иногда это происходило потому, Бог не обеспечил нас теми жизненными благами, которых мы жаждали, напоминая при этом жадного ребенка, предъявляющего немыслимый перечень желаемого Деду Морозу. Чаще, однако, с нами случалось какое-нибудь большое несчастье, и мы считали, причина его в том, Бог оставил нас. Например, мы хотели жениться на девушке, которая не пожелала выходить за нас, и молили Бога, она согласилась, но этого не произошло. Мы молились, наши дети были здоровыми, а они рождались болезненными, или их не было вообще. Мы молились за успех в делах, но он все не приходил. Тех, кого мы любили, от кого зависела наша жизнь, отбирали у нас по так называемой Божьей воле. Потом мы становились пьяницами и просили Бога избавить нас от этого пристрастия, но ничего не происходило. И это было ужаснее всего. “Будь проклята эта вера!” — говорили мы.
Когда мы знакомились с членами ошибочность нашей непокорности раскрывалась перед нами. Мы ни разу не спросили Бога, какова Его воля в отношении нас, вместо этого мы все время говорили Ему, Он должен для нас сделать. Мы поняли, ни один человек не может одновременно любить Бога и бросать Ему вызов. Вера подразумевает чувство опоры, а не вызов. В Содружестве АА мы увидели результаты этой веры — мужчин и женщин, спасенных от грозившего им смертью пристрастия к алкоголю. Мы видели, как они встречаются и как преодолевают все свои страдания и испытания. Мы видели, как они спокойно принимают немыслимые, казалось бы, ситуации, не пытаясь ни спастись бегством, ни свалить все на других. Это была не просто вера, это была вера, которая сохраняется в любых условиях. И тогда мы пришли к убеждению, , каким бы ни было наше унижение, мы готовы заплатить эту цену, выздороветь».
А теперь возьмем пример верующего парня, от которого разит алкоголем. Он считает себя благочестивым человеком. Он безупречно соблюдает все религиозные обряды. Он все еще верит в Бога, но подозревает, Бог больше не верит в него. Он без конца обещает бросить пить. После каждого очередного обещания он не только пьет, но каждый раз ведет себя хуже, чем раньше. Он пытается вести героическую борьбу с алкоголем, умоляя Бога помочь ему, но помощь не приходит. В чем же дело?
Для священников, врачей, друзей и членов семьи алкоголик, который имеет благие намерения и старается вовсю, представляет собой загадку, вызывающую глубокую печаль. Но для членов АА эти люди не представляют ничего загадочного. Многие из нас были такими же, поэтому мы знаем отгадку этой загадки. Дело здесь в качестве веры, а не в ее количестве. Долгое время это для нас было “белым пятном”. Мы считали, в нас есть смирение, а на самом деле это было не так. Мы предполагали, всерьез относимся к религии, но, взглянув правде в глаза, можно было обнаружить, наша вера оказывалась весьма и весьма поверхностной. Или, если взять другую крайность, нас захлестывали эмоции, а мы принимали их за истинные религиозные чувства. В обоих случаях мы о чем-то просили, не давая ничего взамен. Дело в том, мы не произвели “генеральной уборки” в нашем доме, которая позволила бы Божьей милости снизойти на нас и победить наше пристрастие. Если мерить по большому счету, то мы так и не удосужились произвести серьезную и глубокую критическую оценку своих душевных качеств, не возместили ущерб тем, кого мы когда-то обидели, никому ничего не дали, не потребовав для себя за это вознаграждения. Мы даже не умели по-настоящему молиться. Мы всегда говорили: “Исполни мои желания”, вместо того сказать: “Да исполнится воля Твоя”. Мы не понимали ни любви к Богу, ни любви к людям. Поэтому мы обманывали самих себя и были не способны воспринять благодать, которая восстановила бы наше душевное здоровье.
Лишь немногие алкоголики понимают, насколько они иррациональны, и даже те, кто понимают, все равно не в состоянии взглянуть правде в глаза. Некоторые согласны называть себя “беспробудными пьяницами”, но решительно отвергают всякое предположение, они, в сущности, душевнобольные. Их слепота поддерживается отношением к ним окружающих, которые не понимают разницы между обыкновенным употреблением алкоголя и алкоголизмом. Душевное здоровье определяется как здравомыслие. Однако ни один алкоголик, трезво анализирующий свое разрушительное поведение, будь его объектом мебель в столовой или нравственные основы собственной личности, не может утверждать, сохранил здравый ум.
Поэтому Второй Шаг является отправной точкой для всех нас. Агностики, атеисты и бывшие верующие, мы можем совершить этот Шаг вместе. Подлинное смирение и непредвзятое отношение могут привести нас к вере, и каждое собрание АА есть гарантия того, Бог вернет нам здравомыслие, если мы найдем правильный способ общения с Ним.
о. Мартин
Продолжая нашу мини серию лекций о пяти Шагах
Первый Шаг - это, конечно, гигантский вперёд, однако в Первом Шаге мы говорим всё-таки некоторым образом о негативном явлении. Мы признаём колоссальную слабость. Алкоголик говорит себе: “Моё тело не в состоянии справиться с алкоголем, как это получается у нормально пьющих людей”. Но признание своей слабости вовсе не означает слабость. В этом как раз и есть сила наркомана или алкоголика: он знает, в чём его проблема, и учится тому, как можно с ней справиться. Многие ушли в могилу, так и не поняв, в чём их проблема, а многие из нас хранят на своём теле шрамы и следы своей болезни.
Макс Шнееринг предсказал свою победу в бое с Джи Луисом, и когда он выиграл бой, его спросили, как ему это удалось. Он ответил, изучал видеозаписи прошлых боёв Джи Луиса и обнаружил его слабые стороны. Он использовал эти слабые стороны своего противника и победил. Правда слабость Макса заключалась в том, он позволил опубликовать своё заявление. Джи Луис прочёл его, и в следующем бою... Ну, остальное вы знаете.
Тем не менее, если я знаю, в чём моя слабость, если я знаю, не могу контролировать алкоголь - я могу создать прочную систему защиты и не дать противнику добраться до моего слабого места.
Те из вас, кто страдает химической зависимостью, почти справились с ней, если вы признали наличие у вас этой проблемы и приобрели готовность к тому, определённые шаги защитить себя.
Как мы это делаем? Мы уже признали, не обладаем силой, способной справиться с алкоголем. Мудрый алкоголик приходит к убеждению, сила более могущественная, чем его собственная, находящаяся вне его, способна сделать это.
Как же вы подходите к этому моменту в вашей жизни? Когда вы приходите к убеждению, выздоровление возможно? Мы пришли... Мы пришли к... Мы пришли к убеждению... АА всегда настоятельно рекомендует своим сыновьям и дочерям: ходите на группы, ходите на группы, ходите на группы. Почему? Потому там вы встречаете выздоравливающих алкоголиков и наркоманов. Вот где вы встречаете людей, которым было возвращено здравомыслие. Через минуту-другую я ещё вернусь к этому слову - “здравомыслие”. Ведь во всех двенадцати слово “алкоголь” присутствует лишь один раз, а слово “трезвость” вообще не упоминается. В АА говорят о возвращении здравомыслия, но мы об этом ещё поговорим.
Алкоголику и наркоману нужно ходить туда, где можно увидеть, услышать, потрогать, послушать и поделиться с выздоравливающими алкоголиками и наркоманами. Но по прошествии некоторого времени может произойти следующее, многие годы идут разговоры об этом: Я слышал, как однажды один пациент лечебного центра жаловался на то, он испытывает чувство нетерпения и разочарования в связи с тем, он не наблюдает в себе никакого движения вперёд. И директор лечебного центра, где находился этот пациент, сказал ему: “Сколько лет потребовалось тебе, оказаться в том состоянии, которое привело тебя сюда? 18? 25? 35? Неужели же не логично предположить, потребуется относительно продолжительный период времени, выздороветь?” Время, время - вот здесь главное. И единственное, может помочь мне обрести терпение на пути к выздоровлению - это постоянное хождение на группы и общение с теми, кто выздоравливает. И постепенно сознание, которое подвергалось одурманивающему воздействию наркотиков столько лет начинает приходить к убеждению, а при наличии готовности принять то, говорят, человек начинает осознавать, те правила и рекомендации, которые выработала программа, действительно эффективны, и он приходит к убеждению, он тоже может выздороветь.
“Сила более могущественная, чем наша собственная...” - я хотел бы кратко прокомментировать это положение. Мы часто слышим в АА: “Если у тебя нет Высшей Силы, используй в качестве этой Силы дверную ручку, кофейную чашку, радиатор, угодно”. Я как-то не могу с этим согласиться. Мы имеем дело с разрушенной человеческой личностью. Божьим творением. А, фактически, те, кто рекомендуют использовать в качестве Высшей Силы кофейную чашку, призывают взять в качестве Высшей Силы неодушевлённый предмет, который по самой своей природе является низшим по сравнению с вами. Дайте-ка я вам скажу, как я рассматриваю эту болезнь: это самая разрушительная, самая ужасная, самая сложная и самая смертельная болезнь на земле. Эта болезнь опускает человеческое существо настолько, оно вынуждено подпрыгивать, достать своё дно. Пожалуйста, не призывайте его тянуться к чему-то низшему, вместо того, тянуться к чему-то более возвышенному.
Вы знаете, может быть Силой более могущественной, чем наша собственная? Просто пример другого трезвого алкоголика. Если ты не веришь в Бога, почему бы тебе не взять группу в качестве Высшей Силы? Группа людей сильнее, чем один человек. Проволочку можно порвать руками, но возьмите тысячу проволочек, сплетите в кабель, и этот кабель будет достаточно прочным, тащить на буксире авианосец. Вот так и сила алкоголика зависит от тесной связи с теми, кто обрёл трезвость раньше, чем он. Вот так и сила наркомана в тесной связи с теми, кто избавился от наркотической зависимости раньше, чем он.
Лично я в то, Бог действует через людей. Я в Бога, и я полагаю, большинство людей тоже верят. Но вам нет необходимости верить в Него. Всё, во вам необходимо поверить - это то, есть где-то на свете -то большее, чем вы. И между прочим, если вы не верите в это, попробуйте так называемую зеркальную терапию. Придя домой, посмотритесь в зеркало, и если вам не придёт в голову, где-то на земле есть -то большее, чем вы - вам действительно требуется серьёзная помощь особого характера.
Мы бессильны перед многими явлениями. Мы бессильны перед молнией, пожаром, наводнением. Неужели так трудно прийти к убеждению, мне нужна сила более могущественная, чем я, справиться с той болезнью, с которой я сам справиться не могу?
“Сила более могущественная, чем наша собственная...” Я говорил уже раньше, будучи священником, я посвятил сотни собраний АА и ещё ни разу в жизни на юбилейных группах АА я не видел, человек поднялся и сказал, указывая на кофейную чашку: “Вот мой спонсор, благодаря ему я трезв столько-то лет”. Но вот я слышал: Я слышал, как один член АА говорил другому, который не верил в Бога и страшно его боялся: “Вот я тебе скажу”, - говорил он, - “если у тебя нет своей Высшей Силы, попробуй мою, она помогает мне вот уже 18 лет”. Я думаю, эффект от такой беседы гораздо больше, чем от чего-либо.
Если ты не веришь - постарайся представить себе, ты веришь, с чего-то надо начать. В свои силы алкоголик уже не верит. Он сотни раз пытался бросить пить и каждый раз проигрывал бой. Но друзья мои, если вы спросите тех, кто выздоравливает, как им это удалось, произойдёт вот такой примерно разговор:
- Вы хотите сказать, вы сами не обладали силой, не пить?
- Да, это так.
- Где вы взяли эту силу?
- Дело в том, если её нет у меня внутри, значит она вне меня, и я обрёл её вне меня.
- О!
Алкоголик полагается на силу других выздоравливающих алкоголиков. Разве не там, на группах, вы получили ответы на свои вопросы, когда спросили других алкоголиков, как им это удалось? Разве вам не приходилось после группы сидеть в обществе за чашкой кофе где-нибудь в ближайшем кафетерии, просто общаясь друг с другом и делясь своим опытом и проблемами? Не с этого ли начали доктор Боб и Бил Вилсон? В то время ещё не было никакого они сами по себе были они были двумя пьяницами, которые тянулись друг к другу в попытке обрести силу. У меня самого нет силы, остаться трезвым, но делясь с тобой своим опытом я каким-то образом становлюсь сильнее, а ты можешь позаимствовать эту силу у меня, а я в свою очередь буду черпать эту силу у тебя.
Это первый урок, который усваивается в АА - сладкая зависимость друг от друга. Разве каждый алкоголик или наркоман не представляет собой остров страданий? Я говорил об этом уже много раз: человек, который говорил, алкоголик одинок в толпе людей, даже приблизительно не выразил безысходность алкоголика, и я тысячу раз видел эту молчаливую безысходность на лицах людей, которую невозможно описать. Вы видите разбитых, сломленных, обескураженных, отчаявшихся, испытывающих боль и проливающих слёзы людей. А всё, им нужно - это общение с несколькими людьми, испытывавшими то, испытывают они сейчас. И вы начинаете замечать, как туман, в котором находятся эти люди, постепенно рассеивается.
А как же насчёт этой штуки, которую мы называем здравомыслием? Я удостоился чести встретиться один раз с Биллом Вилсоном. Это было в 1960 году. Может быть среди вас есть люди, которые тоже встречали его. Вы пожимаете его руку, смотрите во все глаза на него и думаете: “Неужели это тот самый человек, который всё это совершил?” В тот день Билл выступал на конференции священников. Я слышал, он сказал: “Безумие алкоголика не в том, он творит в пьяном виде (ваша полная святости бабушка может натворить -нибудь похлеще, если напоить её; люди, не являющиеся алкоголиками, совершают идиотские поступки, если начинают проводить эксперименты со своими мозгами, вводя в свой организм алкоголь) - Билл объяснил, он имеет в виду под безумием алкоголика и конечно же под безумием любого наркомана - когда вы будучи физически абсолютно трезвым поднимаете первую рюмку в длинной цепи последующих”. Вот абсолютно иррациональное поведение - будучи трезвым начать употреблять химическое вещество, которое убивает тебя. Это абсолютно лишено всякого смысла.
Что делает АА? Оно как бы встаёт между алкоголиком и алкоголем и снимает тягу. Потому , видите ли, алкоголик или наркоман в действительности не обладает свободой выбора пить или не пить, и вот наркотическое безумие продолжается всю его жизнь, пока нужная терапия не встаёт между ним и алкоголем и не предотвращает тягу поднять следующую рюмку. Тяга уходит, и человек начинает вновь жить рационально и здраво.
И я , только провидение Бога позволило в своё время написать в двенадцати слово “здравомыслие” вместо трезвости. Потому эти принципы можно применять как лечение от любой болезни: переедание, страсть к азартным играм, наркотики - угодно. Любые действия людей, страдающих этими заболеваниями, являются иррациональными, потому они носят саморазрушительный характер. И когда человек начинает полагаться на силу более могущественную, чем его собственная, потому у него самого нет этой силы - он может восстановиться и начать жить здраво, рационально, нормально, по-человечески зрело, по-взрослому.
Именно это и происходит в программе. Человек, чей разум окутан туманом, считающий себя абсолютно беспомощным и безнадёжным, приходит на группу и видит людей, которые чувствовали себя совершенно так же, как и он, говорили так же, как и он, только теперь они не считают своё положение безнадёжным, потому они выздоравливают. И если он ходит на группы достаточно часто, сознание его просветляется, и он становится всё больше и больше рациональным. Он может прийти к убеждению, все эти чудесные и замечательные вещи, происходящие в трезвой жизни, могут произойти и с ним. Это замечательно, и эти двенадцать принципов подтверждают без всякого сомнения положение о том, людям нужны люди.
Только представьте себе, я бы был, как говорят, абсолютно самодостаточным и обладал ответами на все мои проблемы, а вы бы были сами по себе совершенно самодостаточными и имели ответы на все ваши проблемы - каким бы ужасным был этот мир. Вы не нужны были бы мне, но ещё хуже - я был бы не нужен вам, я был бы абсолютно бесполезным. Мы нужны друг другу, такими создал нас Бог. И те из вас, кому посчастливилось - да, да посчастливилось! - быть алкоголиками или наркоманами, познаете этот принцип уже на ранних стадиях выздоровления, потому ваше выздоровление зависит от этого. Вы познаете сладкую зависимость друг от друга. Никто из людей не является островом - это одно из самых мудрых выражений, когда-либо произнесённых на свете. И вот со дна ада поднимаются те люди, на которых смотрели сверху вниз, которых презирали, критиковали, унижали и оскорбляли. Они усваивают эти уроки, и приходит время, когда они начинают учить этим принципам других. Когда вы начнёте выздоравливать, вы будете теми людьми, на которых будет смотреть всё ещё больной человек, и вы поможете ему прийти к убеждению, он тоже, как и вы, может выздороветь.
Вы знаете, прекрасно в этой болезни? Вам не нужны мозги, выздороветь, вам нужно обрести желание. И если вы обретёте желание, вы смирите свою гордыню и будете делать то, необходимо делать для того, выздороветь.
И из того, необходимо сделать, я хочу подчеркнуть следующее: необходимо прийти к убеждению, это может быть сделано.
Спасибо!
мы подошли ко Второму Шагу. “Пришли к убеждению, сила более могущественная, чем наша собственная, может возвратить нам здравомыслие”. Первый Шаг - это, конечно, гигантский вперёд, однако в Первом Шаге мы говорим всё-таки некоторым образом о негативном явлении. Мы признаём колоссальную слабость. Алкоголик говорит себе: “Моё тело не в состоянии справиться с алкоголем, как это получается у нормально пьющих людей”. Но признание своей слабости вовсе не означает слабость. В этом как раз и есть сила наркомана или алкоголика: он знает, в чём его проблема, и учится тому, как можно с ней справиться. Многие ушли в могилу, так и не поняв, в чём их проблема, а многие из нас хранят на своём теле шрамы и следы своей болезни.
Макс Шнееринг предсказал свою победу в бое с Джи Луисом, и когда он выиграл бой, его спросили, как ему это удалось. Он ответил, изучал видеозаписи прошлых боёв Джи Луиса и обнаружил его слабые стороны. Он использовал эти слабые стороны своего противника и победил. Правда слабость Макса заключалась в том, он позволил опубликовать своё заявление. Джи Луис прочёл его, и в следующем бою... Ну, остальное вы знаете.
Тем не менее, если я знаю, в чём моя слабость, если я знаю, не могу контролировать алкоголь - я могу создать прочную систему защиты и не дать противнику добраться до моего слабого места.
Те из вас, кто страдает химической зависимостью, почти справились с ней, если вы признали наличие у вас этой проблемы и приобрели готовность к тому, определённые шаги защитить себя.
Как мы это делаем? Мы уже признали, не обладаем силой, способной справиться с алкоголем. Мудрый алкоголик приходит к убеждению, сила более могущественная, чем его собственная, находящаяся вне его, способна сделать это.
Как же вы подходите к этому моменту в вашей жизни? Когда вы приходите к убеждению, выздоровление возможно? Мы пришли... Мы пришли к... Мы пришли к убеждению... АА всегда настоятельно рекомендует своим сыновьям и дочерям: ходите на группы, ходите на группы, ходите на группы. Почему? Потому там вы встречаете выздоравливающих алкоголиков и наркоманов. Вот где вы встречаете людей, которым было возвращено здравомыслие. Через минуту-другую я ещё вернусь к этому слову - “здравомыслие”. Ведь во всех двенадцати слово “алкоголь” присутствует лишь один раз, а слово “трезвость” вообще не упоминается. В АА говорят о возвращении здравомыслия, но мы об этом ещё поговорим.
Алкоголику и наркоману нужно ходить туда, где можно увидеть, услышать, потрогать, послушать и поделиться с выздоравливающими алкоголиками и наркоманами. Но по прошествии некоторого времени может произойти следующее, многие годы идут разговоры об этом: Я слышал, как однажды один пациент лечебного центра жаловался на то, он испытывает чувство нетерпения и разочарования в связи с тем, он не наблюдает в себе никакого движения вперёд. И директор лечебного центра, где находился этот пациент, сказал ему: “Сколько лет потребовалось тебе, оказаться в том состоянии, которое привело тебя сюда? 18? 25? 35? Неужели же не логично предположить, потребуется относительно продолжительный период времени, выздороветь?” Время, время - вот здесь главное. И единственное, может помочь мне обрести терпение на пути к выздоровлению - это постоянное хождение на группы и общение с теми, кто выздоравливает. И постепенно сознание, которое подвергалось одурманивающему воздействию наркотиков столько лет начинает приходить к убеждению, а при наличии готовности принять то, говорят, человек начинает осознавать, те правила и рекомендации, которые выработала программа, действительно эффективны, и он приходит к убеждению, он тоже может выздороветь.
“Сила более могущественная, чем наша собственная...” - я хотел бы кратко прокомментировать это положение. Мы часто слышим в АА: “Если у тебя нет Высшей Силы, используй в качестве этой Силы дверную ручку, кофейную чашку, радиатор, угодно”. Я как-то не могу с этим согласиться. Мы имеем дело с разрушенной человеческой личностью. Божьим творением. А, фактически, те, кто рекомендуют использовать в качестве Высшей Силы кофейную чашку, призывают взять в качестве Высшей Силы неодушевлённый предмет, который по самой своей природе является низшим по сравнению с вами. Дайте-ка я вам скажу, как я рассматриваю эту болезнь: это самая разрушительная, самая ужасная, самая сложная и самая смертельная болезнь на земле. Эта болезнь опускает человеческое существо настолько, оно вынуждено подпрыгивать, достать своё дно. Пожалуйста, не призывайте его тянуться к чему-то низшему, вместо того, тянуться к чему-то более возвышенному.
Вы знаете, может быть Силой более могущественной, чем наша собственная? Просто пример другого трезвого алкоголика. Если ты не веришь в Бога, почему бы тебе не взять группу в качестве Высшей Силы? Группа людей сильнее, чем один человек. Проволочку можно порвать руками, но возьмите тысячу проволочек, сплетите в кабель, и этот кабель будет достаточно прочным, тащить на буксире авианосец. Вот так и сила алкоголика зависит от тесной связи с теми, кто обрёл трезвость раньше, чем он. Вот так и сила наркомана в тесной связи с теми, кто избавился от наркотической зависимости раньше, чем он.
Лично я в то, Бог действует через людей. Я в Бога, и я полагаю, большинство людей тоже верят. Но вам нет необходимости верить в Него. Всё, во вам необходимо поверить - это то, есть где-то на свете -то большее, чем вы. И между прочим, если вы не верите в это, попробуйте так называемую зеркальную терапию. Придя домой, посмотритесь в зеркало, и если вам не придёт в голову, где-то на земле есть -то большее, чем вы - вам действительно требуется серьёзная помощь особого характера.
Мы бессильны перед многими явлениями. Мы бессильны перед молнией, пожаром, наводнением. Неужели так трудно прийти к убеждению, мне нужна сила более могущественная, чем я, справиться с той болезнью, с которой я сам справиться не могу?
“Сила более могущественная, чем наша собственная...” Я говорил уже раньше, будучи священником, я посвятил сотни собраний АА и ещё ни разу в жизни на юбилейных группах АА я не видел, человек поднялся и сказал, указывая на кофейную чашку: “Вот мой спонсор, благодаря ему я трезв столько-то лет”. Но вот я слышал: Я слышал, как один член АА говорил другому, который не верил в Бога и страшно его боялся: “Вот я тебе скажу”, - говорил он, - “если у тебя нет своей Высшей Силы, попробуй мою, она помогает мне вот уже 18 лет”. Я думаю, эффект от такой беседы гораздо больше, чем от чего-либо.
Если ты не веришь - постарайся представить себе, ты веришь, с чего-то надо начать. В свои силы алкоголик уже не верит. Он сотни раз пытался бросить пить и каждый раз проигрывал бой. Но друзья мои, если вы спросите тех, кто выздоравливает, как им это удалось, произойдёт вот такой примерно разговор:
- Вы хотите сказать, вы сами не обладали силой, не пить?
- Да, это так.
- Где вы взяли эту силу?
- Дело в том, если её нет у меня внутри, значит она вне меня, и я обрёл её вне меня.
- О!
Алкоголик полагается на силу других выздоравливающих алкоголиков. Разве не там, на группах, вы получили ответы на свои вопросы, когда спросили других алкоголиков, как им это удалось? Разве вам не приходилось после группы сидеть в обществе за чашкой кофе где-нибудь в ближайшем кафетерии, просто общаясь друг с другом и делясь своим опытом и проблемами? Не с этого ли начали доктор Боб и Бил Вилсон? В то время ещё не было никакого они сами по себе были они были двумя пьяницами, которые тянулись друг к другу в попытке обрести силу. У меня самого нет силы, остаться трезвым, но делясь с тобой своим опытом я каким-то образом становлюсь сильнее, а ты можешь позаимствовать эту силу у меня, а я в свою очередь буду черпать эту силу у тебя.
Это первый урок, который усваивается в АА - сладкая зависимость друг от друга. Разве каждый алкоголик или наркоман не представляет собой остров страданий? Я говорил об этом уже много раз: человек, который говорил, алкоголик одинок в толпе людей, даже приблизительно не выразил безысходность алкоголика, и я тысячу раз видел эту молчаливую безысходность на лицах людей, которую невозможно описать. Вы видите разбитых, сломленных, обескураженных, отчаявшихся, испытывающих боль и проливающих слёзы людей. А всё, им нужно - это общение с несколькими людьми, испытывавшими то, испытывают они сейчас. И вы начинаете замечать, как туман, в котором находятся эти люди, постепенно рассеивается.
А как же насчёт этой штуки, которую мы называем здравомыслием? Я удостоился чести встретиться один раз с Биллом Вилсоном. Это было в 1960 году. Может быть среди вас есть люди, которые тоже встречали его. Вы пожимаете его руку, смотрите во все глаза на него и думаете: “Неужели это тот самый человек, который всё это совершил?” В тот день Билл выступал на конференции священников. Я слышал, он сказал: “Безумие алкоголика не в том, он творит в пьяном виде (ваша полная святости бабушка может натворить -нибудь похлеще, если напоить её; люди, не являющиеся алкоголиками, совершают идиотские поступки, если начинают проводить эксперименты со своими мозгами, вводя в свой организм алкоголь) - Билл объяснил, он имеет в виду под безумием алкоголика и конечно же под безумием любого наркомана - когда вы будучи физически абсолютно трезвым поднимаете первую рюмку в длинной цепи последующих”. Вот абсолютно иррациональное поведение - будучи трезвым начать употреблять химическое вещество, которое убивает тебя. Это абсолютно лишено всякого смысла.
Что делает АА? Оно как бы встаёт между алкоголиком и алкоголем и снимает тягу. Потому , видите ли, алкоголик или наркоман в действительности не обладает свободой выбора пить или не пить, и вот наркотическое безумие продолжается всю его жизнь, пока нужная терапия не встаёт между ним и алкоголем и не предотвращает тягу поднять следующую рюмку. Тяга уходит, и человек начинает вновь жить рационально и здраво.
И я , только провидение Бога позволило в своё время написать в двенадцати слово “здравомыслие” вместо трезвости. Потому эти принципы можно применять как лечение от любой болезни: переедание, страсть к азартным играм, наркотики - угодно. Любые действия людей, страдающих этими заболеваниями, являются иррациональными, потому они носят саморазрушительный характер. И когда человек начинает полагаться на силу более могущественную, чем его собственная, потому у него самого нет этой силы - он может восстановиться и начать жить здраво, рационально, нормально, по-человечески зрело, по-взрослому.
Именно это и происходит в программе. Человек, чей разум окутан туманом, считающий себя абсолютно беспомощным и безнадёжным, приходит на группу и видит людей, которые чувствовали себя совершенно так же, как и он, говорили так же, как и он, только теперь они не считают своё положение безнадёжным, потому они выздоравливают. И если он ходит на группы достаточно часто, сознание его просветляется, и он становится всё больше и больше рациональным. Он может прийти к убеждению, все эти чудесные и замечательные вещи, происходящие в трезвой жизни, могут произойти и с ним. Это замечательно, и эти двенадцать принципов подтверждают без всякого сомнения положение о том, людям нужны люди.
Только представьте себе, я бы был, как говорят, абсолютно самодостаточным и обладал ответами на все мои проблемы, а вы бы были сами по себе совершенно самодостаточными и имели ответы на все ваши проблемы - каким бы ужасным был этот мир. Вы не нужны были бы мне, но ещё хуже - я был бы не нужен вам, я был бы абсолютно бесполезным. Мы нужны друг другу, такими создал нас Бог. И те из вас, кому посчастливилось - да, да посчастливилось! - быть алкоголиками или наркоманами, познаете этот принцип уже на ранних стадиях выздоровления, потому ваше выздоровление зависит от этого. Вы познаете сладкую зависимость друг от друга. Никто из людей не является островом - это одно из самых мудрых выражений, когда-либо произнесённых на свете. И вот со дна ада поднимаются те люди, на которых смотрели сверху вниз, которых презирали, критиковали, унижали и оскорбляли. Они усваивают эти уроки, и приходит время, когда они начинают учить этим принципам других. Когда вы начнёте выздоравливать, вы будете теми людьми, на которых будет смотреть всё ещё больной человек, и вы поможете ему прийти к убеждению, он тоже, как и вы, может выздороветь.
Вы знаете, прекрасно в этой болезни? Вам не нужны мозги, выздороветь, вам нужно обрести желание. И если вы обретёте желание, вы смирите свою гордыню и будете делать то, необходимо делать для того, выздороветь.
И из того, необходимо сделать, я хочу подчеркнуть следующее: необходимо прийти к убеждению, это может быть сделано.
Спасибо!