Шаги 6–7
В книге «Анонимные Алкоголики» шестой шаг формулируется: «
Были полностью готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков» (стр. 57). Здесь планка поднята так высоко, что тут же делается оговорка: «
Мы не святые. Главное в том, что мы хотим духовно развиваться» (стр. 58). Эти слова можно понимать так, что мы будем избавляться, но так до конца и не избавимся от всех наших недостатков; что шестой и седьмой шаги нам никогда не удастся сделать до конца.
При всем уважении к базовому тексту, позволим себе с ним не согласиться.
В светской программе выздоровления мы называем недостатками не нарушения моральных норм или заповедей, а те наши действия, которых мы потом стыдились или о которых нам потом было неприятно вспоминать; те душевные качества, которые через неблаговидные поступки оставляли в памяти неприятные послевкусия.
Современная наука рассматривает «недостатки характера» не врожденными дефектами, а сформировавшимися в детстве неверными стереотипами использования естественных природных качеств. Процитируем Джеффри Манна: «Большинство из так называемых „дефектов характера” на самом деле являются нашими активами, доведенными до негативной крайности в ответ на жизненные обстоятельства. Например, если мы эгоистичны, вполне может быть, что в детстве наши потребности не были удовлетворены, и поэтому мы были чрезмерно сосредоточены на себе (распространенный предшественник нарциссизма). В то время это была стратегия выживания, но теперь наши обстоятельства изменились, и эта тенденция приносит больше вреда, чем пользы».
Мы настрадались от своих недостатков, и четвертый шаг продемонстрировал нам, сколь велика была мера нашего страдания. Теперь мы хотим жить счастливо, каждый день, не стыдясь себя и не сожалея о своих вчерашних поступках, и мы понимаем, что для этого надо избавиться от
всех своих недостатков.
Некоторым из нас не все недостатки казались «такими уж страшными»: «да, я стыжусь мелкой нечестности, но при моем невысоком заработке это существенное подспорье семейному бюджету», или «я резок и нетерпим, но зато справедлив». В таких случаях мы возвращались к четвертому шагу и заново анализировали ситуацию.
Вот один пример такого пересмотра ситуации:
Один из нас работал водителем легкового автомобиля и обманывал работодателя, предоставляя завышенные отчеты о поездках, чтобы иметь возможность в нерабочее время использовать машину в личных целях. Каждый раз, подавая работодателю месячный отчет дальности поездок, он испытывал «легкий укол совести». Несмотря на «уколы совести», он не хотел прекращать пользоваться машиной в личных целях, у него есть множество светлых воспоминаний о поездках с семьей и посещенных местах.
Ключевым моментом в этой истории является фактор времени: «укол совести» происходит в момент написания отчета, и через несколько секунд забывается, а приятные ощущения от поездок сохраняются годы и годы.
То есть, послевкусие этой ситуации положительное, а «укол совести» — не послевкусие, а чувство в ситуации. Строка таблицы четвертого шага из негативной становится позитивной.
Если читатель осуждает такого рода мелкую кражу у работодателя, напомним: программа «12 шагов» — это не путь к святости или к восхищению окружающих, а способ так наладить свою жизнь, чтобы она нравилась самому себе.
Если мы в самом деле хотим избавиться от всех наших недостатков, мы приступаем к практическим действиям шестого шага: мы пишем «домашние заготовки». «Домашней заготовкой» мы называем описание ситуации вместе с чувством, испытываемым в это время, и душевное качество (ресурс), которым мы хотим пользоваться в этой ситуации.
Продолжим один из примеров, который мы приводили, когда говорили о четвертом шаге:
Экзаменатор (вступительный экзамен в институт) | Указывает мне на ошибку в решении задачи, ставит «двойку» | Злость | Спрашиваю, где ошибка. Получив ответ, быстро беру авторучку и решаю до конца правильно. Экзаменатор, видя мое умение решать задачи, исправляет «двойку» на «пятерку» | Авантюризм | Гордость своими успехами |
Моя начальница | Указывает мне на мое упущение в работе | Злость | Делаю вид, что слушаю и соглашаюсь, в следующий раз повторяю ту же ошибку, что приводит к увольнению | Торопливость, опрометчивость | Обида на самого себя |
Если в работе по четвертому шагу мы еще не сгруппировали строки таблицы по типичным ситуациям, потребуется доделать эту работу в шестом шаге.
Итак, мы видим в этом примере, что один из нас в ситуации, когда ему указывали на допущенную ошибку, мог воспользоваться одним из двух душевных качеств: опрометчивостью или авантюризмом. Совершенно не важно, считается ли кем-то авантюризм достоинством, важно, что нашему другу авантюризм раньше помогал, для него это качество — достоинство.
Итого, «домашняя заготовка» по этой ситуации будет выглядеть так:
Ситуация | Ресурс |
Значимый для меня человек указывает на допущенную мной ошибку | Авантюризм |
Мы для наглядности записали эту «домашнюю заготовку» в таблицу. Не важно, будет ли список в виде таблицы или строками, важно, чтобы весь список был записан в памяти — с этим мы переходим к седьмому шагу программы выздоровления.
Те из нас, кто верит в Бога, обращались к Богу, как они Его понимают, с просьбой дать им сегодня те ситуации, в которых они раньше проявляли дефекты своего характера, и дать им разума сначала выбрать подходящее душевное качество, а затем, пользуясь верным ресурсом, совершить правильные поступки.
Так или иначе, по воле Бога или стечением обстоятельств, мы попадали в те ситуации, в которых раньше рефлекторно работали наши дефекты характера. Практически всегда мы не оказывались беспомощными перед лицом трудностей: так или иначе, по воле Бога или стечением обстоятельств, рядом оказывались люди, с которыми мы советовались, получали моральную, а нередко и действенную поддержку и помощь. Это были наши товарищи по группе выздоровления, наши близкие и родственники, наши друзья и коллеги или случайные встречные.
С помощью других людей мы смогли то, что не мог сделать сам по себе ни один из нас: мы начали менять себя и свою жизнь.
Верующие, атеисты, материалисты или агностики, мы действовали, исходя из планов на сегодня. Примерно представляя, где мы сегодня будем находиться и чем будем заниматься, мы, таким образом, заранее предполагали, в каких ситуациях мы окажемся, и к каждой ситуации готовились: с какими чувствами, каким душевным качеством мы воспользуемся, чтобы прожить эту ситуацию, кого мы можем попросить о помощи и поддержке.
Несколько примеров работы по седьмому шагу:
«Я с детства привык все делать быстро, походка у меня быстрая, и, даже если я никуда не опаздываю, я все равно хожу быстро, на эскалаторе вниз никогда не стою, бегу по эскалатору. Идущие впереди меня раздражают: они идут медленнее меня, и мне все время приходится лавировать, обгоняя их. В четвертом шаге у меня есть несколько неприятных воспоминаний, связанных с такими ситуациями. Однажды стоящий слева на эскалаторе, где все бегут, на мою вежливую просьбу уступить дорогу ответил грубо: „Подождешь!” — и я толкнул его так, что он покатился вниз по эскалатору. В четвертом шаге я считаю, что во мне в этот момент работала поспешность.
Но были и другие ситуации, когда я выходил слишком рано, и я специально шел медленно, чтобы потом меньше ждать на месте встречи. Мне лень было бежать, чтобы потом дольше ждать.
Итак, в ситуации, когда люди вокруг меня и, в особенности, передо мной, действуют медленнее, чем мне бы хотелось, во мне могут работать либо поспешность, либо лень, причем лень оказалась достоинством, а поспешность недостатком.
Сегодня я, работая по седьмому шагу, выхожу из дома немного загодя, чтобы не было объективной причины спешить, и перед выходом из дома настраиваюсь лениться. Я выбираю взглядом перед собой кого-нибудь массивного и медленно идущего, лучше всего пенсионерку с сумкой на колесиках, иду за ним, не обгоняя, смотря по сторонам, получая расслабленное удовольствие от неторопливой ходьбы. Для меня ходьба по делу превращается в приятную спокойную прогулку».
«В ситуации угрозы моей личной безопасности, если у меня есть возможность кого-то подставить вместо себя, во мне может сработать трусость, и я подставлю кого-то другого, или же может сработать «праведный гнев», когда я встаю на защиту того самого другого.
В некоторые дни я могу заранее знать о возможно предстоящей опасности: вызовы в дирекцию по работе, ожидаемая встреча с человеком, с которым у меня вялотекущий конфликт и т.п. В такие дни у меня есть возможность поработать по седьмому шагу для этой ситуации: я заранее готовлюсь с «праведным гневом» защищать того, кого я могу подставить».
«Я часто нечестен в мелочах. В гостях, пролив соус на скатерть, понимая, что надо сразу замыть, а иначе вещь будет безвозвратно испорчена, я скрыл пятно тарелкой, чтобы никто не увидел мою неуклюжесть. Когда в таких ситуациях в итоге моя оплошность становилась явной, мне было стыдно. Когда в моей оплошности обвиняли кого-то другого, мне было стыдно вдвойне.
Я стараюсь быть аккуратным. Но если я все же допускаю оплошность, я стараюсь успеть подумать, кому моя оплошность навредила, и позаботиться о нем, постаравшись вместе исправить мою оплошность».
«В четвертом шаге у меня были детские воспоминания о ситуациях, когда передо мной возникает неожиданная возможность: имя | ситуация | чувство | мои действия | ресурс | послевкусие |
Мой отец | Мне меньше года, я еще не умею ходить, у детской кроватки решетчатые борта, мне холодно и мокро, я плачу, руки отца вынимают меня из кроватки | «Мне хорошо» | Перестаю плакать | Благодарность (способность быть благодарным) | Доволен собой |
— | Я играю прутьями решетки кроватки. Вдруг один прут выдергивается | Любопытство | Я просовываю в образовавшуюся щель голову, плечи не проходят, пытаюсь втянуть голову назад, голова обратно не проходит — я застрял | Авантюризм | Стыжусь |
Сейчас подобные ситуации возникают у меня много раз в день за рулем, когда в спорной ситуации мне нужно решить, пропускают меня, или мне следует пропустить.
Я уже знаю, что авантюризм может превратить спорную ситуацию в аварийную. Поэтому я ищу в маневрах других участников движения тех или иных действий, за которые я могу быть благодарным».
Некоторые ситуации могут быть неприятными или болезненными. Трудно желать событий, которые раньше много раз причиняли нам боль и страдания. В приведенном выше примере мы разбирали ситуацию, когда значимый человек указывал нам на допущенную серьезную ошибку, что угрожало значимыми потерями денег, времени или репутации. Никто по доброй воле не хочет оказываться в таких ситуациях. Но чем больше опыта работы по седьмому шагу у нас накапливалось, тем меньше мы боялись новых неприятных ситуаций. Мы на собственном опыте узнали, что не бывает плохих ситуаций, бывают наши неадекватные действия в этой ситуации. Пользуясь своими достоинствами там, где раньше рефлекторно работали наши недостатки, мы обнаружили, что нам даже нравится то, что раньше пугало или было неприятным.
Рано или поздно, мы попробовали новый способ действий во всех ситуациях, найденных в работе по четвертому шагу. Это значит, что мы освоили инструмент седьмого шага, и можем двигаться дальше. Работа по формированию и закреплению нового образа жизни продолжится в десятом и одиннадцатом шагах.
Мы уже говорили о рефлексии: о поступках, отвечающих на вопрос «почему?».
Когда мы с этих позиций посмотрели на свой 4 шаг, оказалось, что мы практически всегда рефлексировали. Почему я злился? — Потому, что меня разозлили. Почему я был непримирим? — Потому, что обстоятельства так сложились.
Шестой и седьмой шаги научили нас целенаправленному поведению: мы понимаем, какой результат наших действий мы хотим получить, выбираем для этого подходящий ресурс, и только потом начинаем действовать.
Чем больше наш опыт целенаправленных действий, тем больше новых рефлексов у нас формируется, и тем прочнее становятся новые рефлексы.
В конце концов, рефлексия — не дефект, с которым нужно бороться, а способ всего живого пользоваться накопленным жизненным опытом в повседневных действиях. Шестой и седьмой шаги — лишь переучивание: способ создать новые рефлексы на месте тех, которые причиняли нам страдания.
Один из нас так описывает произошедшие с ним изменения:
—
Когда я первый раз работал по программе «12 шагов», у меня в списке шестого шага было 37 строк — 37 ситуаций, в которых я раз за разом пользовался не лучшими чертами своего характера, и раз за разом совершал поступки, о которых потом сожалел. Несколько дней назад я помогал новичку пройти по этой программе, и «за руку» с ним сам снова прошел все 12 шагов. В этот раз у меня в списке шестого шага оказалось 13 строк. В остальных 24 ситуациях я могу позволить себе рефлексировать: я на «автопилоте» использую правильный ресурс, и мне не приходится потом жалеть о своих поступках.http://addictions.vesvalo.net/