• Семинар проходит в форме спикерских выступлений с последующими вопросами спикеру и ответов спикера. Беседы "семинаристов" друг с другом не допускаются и будут удаляться без предупреждений и объяснений.
  • Сейчас готовы спикерить трое; каждый может присоединиться к числу спикеров; единственное условие: готовность поделиться опытом всех двенадцати традиций.
  • Спикер создает новую тему, в которой описывает свой опыт обсуждаемой традиции. В этой теме все прочие могут задавать вопросы спикеру.
  • Спикер имеет право не отвечать на вопрос, если не знает что ответить, или не хочет отвечать... Спикер имеет полное право отвечать в чужих темах на вопросы, заданные другому спикеру. "Семинаристам" отвечать на вопросы не разрешается.
  • Модераторы "поднимают" темы на время их обсуждения, ориентировочно 1-2 недели на обсуждение каждой традиции.
  • "Семинаристы" могут в любое время создавать новые темы для обсуждения традиций между собой. Такие темы будут существовать на общих основаниях в "курилке" и не будут считаться топиками семинара.
  • При обсуждении опыта групп и конкретных лиц, настоятельно рекомендуется пользоваться кнопкой user posted image (у кого есть доступ к этой кнопке) для соблюдения принципа анонимности.
  • Семинар - это живой опыт. Литература по обсуждаемым темам будет выкладываться и обновляться в этом топике, не ищите ее в выступлениях спикеров.
Это лишь проект регламента, он может обсуждаться и уточняться.



Традиция Первая
“Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА”.

Без единства АА перестанет существовать. Индивидуальная свобода, но высокая степень единства. Ключ к парадоксу: жизнь каждого члена АА зависит от следования духовным принципам. Группа должна выжить, иначе никто индивидуально не выживет. Прежде всего — общее благополучие. Как лучше всего сообща жить и работать в группе.

Полный текст
Единство Анонимных Алкоголиков — самое ценное, чем владеет наше Содружество. От этого зависят наши жизни и жизни всех тех, кто собирается присоединиться к Содружеству в будущем. Либо мы сохраним единство, либо АА прекратит свое существование. Если мы не сохраним единства, сердце АА перестанет биться, наши артерии перестанут нести животворную Божью благодать, Его дар будет бессмысленно утрачен. Вернувшись в свои пещеры, алкоголики будут упрекать нас, говоря: “Каким замечательным делом могло бы стать АА!”

“Значит ли это, — воскликнет кто-нибудь испуганно, — что индивидуальность в АА не ценится высоко? Не будет ли группа давить на меня и не поглотит ли она мою индивидуальность?”

В ответ на это мы, конечно, можем громко сказать: “Нет!” Мы считаем, что нет такого товарищества на земле, которое уделяло бы так много внимания его отдельным членам. Нет другого товарищества, которое так ревностно ограждало бы право каждого члена думать, говорить и действовать, как ему хочется. Ни один член АА не может заставить другого члена что-либо сделать, никого нельзя наказать или исключить из группы. Наши Двенадцать Шагов к выздоровлению являются всего лишь предложениями, а Двенадцать Традиций, которые гарантируют единство АА, не содержат ни одного “нельзя”. В них постоянно говорится: “Нам следует” или “Мы должны”, но никогда не говорится: “Вы должны!”

Для многих свобода индивидуальности означает чистый анархизм. Каждый новичок и каждый друг Содружества, впервые знакомясь с АА, бывают озадачены. Они видят свободу на грани вседозволенности, но сразу же признают, что АА обладает неотразимой силой целеустремленности и активности. “Как, — говорят они, — в принципе может функционировать такая толпа анархистов? Как могут они ставить общее благо превыше всего? Что вообще держит их вместе?”

Те, кто внимательно присмотрятся к деятельности АА, подберут ключ к этой загадке. Каждый член АА должен соблюдать принципы, которые обеспечивают его выздоровление. Фактически его жизнь зависит от следования духовным принципам. Если он отклоняется от них достаточно далеко, наказание бывает скорым и непреложным — он заболевает и умирает. Сначала он следует Программе потому, что должен следовать, но позже он находит для себя образ жизни, который ему по-настоящему нравится. Более того, он приходит к выводу, что если не будет делиться с другими, то не сможет удержать свой бесценный дар. Никто из нас не может выжить, если не несет людям идеи АА. Когда выполнение программы Двенадцатого Шага приводит к созданию группы, все делают еще одно открытие: в большинстве своем алкоголики не могут выздороветь, если не являются членами группы. Каждый начинает понимать, что он лишь небольшая частица большого целого, что никакая личная жертва не слишком велика для сохранения Содружества. Он понимает, что надо заглушить в себе желания и амбиции, если они могут принести несчастье группе. Становится ясным, что группа должна выжить, чтобы выжил каждый человек.

Поэтому с самого начала вопрос, как жить и работать в группе, становится самым главным. В окружающем нас мире мы видим людей, уничтожающих целые народы. Борьба за богатство, власть, престиж как никогда раньше разъединяет человечество. Если сильные, здоровые люди загнаны в тупик в попытках обрести мир и гармонию, то что же станет с этим неустойчивым сборищем алкоголиков? Так же серьезно, как когда-то мы боролись и молились за то, чтобы выздоравливать, мы начинаем бороться за принципы, позволяющие выжить АА. Структура нашего Содружества обрела форму в горниле практики.

Бесчисленное количество раз во многих градах и весях мы разыгрывали историю Эдди Рикенбакера и его мужественных товарищей, чей самолет рухнул в Тихий океан. Подобно нам, они неожиданно обнаружили, что спаслись от смерти, несмотря на гибель самолета; однако им снова грозила смерть, потому что они едва держались на плаву в открытом море. Как хорошо они поняли, что их общее благо важнее всего. Никто не должен эгоистично относиться к запасам хлеба и воды. Каждый должен думать о других, а все вместе они должны сохранять веру, чтобы обрести силу. И они обрели ее в достаточной мере, чтобы преодолеть все на своем пути, — все дефекты своей утлой посудины, все испытания неопределенностью, болью, страхом, отчаянием и даже смерть одного из своих товарищей.

Так же было и с Содружеством АА — вера и деятельность стали основой приобретенного нами огромного опыта. Он живет в Двенадцати Традициях Анонимных Алкоголиков, которые с Божьей помощью сохранят наше единство до тех пор, пока Он нуждается в нашем существовании.

Спикеры:


Традиция Вторая
“В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители — всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают”.

Кто руководит АА.? Наш единственный авторитет в АА — это любящий нас Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Образование группы. Болезни роста. Комитеты, в которых заняты все по очереди, являются обслуживающим персоналом группы. Лидеры не управляют, они служат интересам всех. Есть ли настоящее лидерство в АА? “Заслуженный деятель” и “сострадающий проповедник”. Говорит коллективное сознание группы.

Полный текст
Кто направляет деятельность АА? Кто руководит этой организацией? Это тоже загадка для новичков и друзей АА. Когда мы говорим, что наше Содружество не имеет президента, обладающего руководящими полномочиями, что у нас нет казначея, который может заставить какого-либо члена уплатить долг, что у нас нет совета директоров, который может исключить провинившегося члена из общества, что ни один член АА не может отдать распоряжение другому и потребовать его выполнения, наши друзья восклицают удивленно: “Но это просто невозможно. Тут что-то не так”. Потом эти практичные люди читают то, что написано во Второй Традиции, и узнают, что единственным авторитетом в АА является любящий Бог, каким Его себе представляют члены группы. Они с сомнением спрашивают опытного члена АА, работает ли такая система. И тот, внешне вполне разумный человек, сразу же отвечает: “И еще как!” Тогда друзья бормочут, что все это кажется неопределенным, туманным и довольно наивным. Они начинают наблюдать за нами критическим взглядом, потом узнают кое-что из истории АА и скоро вооружаются всеми необходимыми фактами.

Каковы же факты деятельности АА, которые привели к выработке принципа, кажущегося столь непрактичным?

Джон Доу, хороший парень из АА, переезжает, скажем, в Миддлтаун (США). Оказавшись один, он понимает, что не может остаться трезвым или даже выжить, если не будет передавать другим алкоголикам то, что получил сам. Он чувствует в себе духовную и нравственную потребность помочь сотням страдающих от алкоголизма людей, живущих рядом с ним. К тому же он скучает по группе, существующей там, где он жил раньше. Ему нужны другие алкоголики не меньше, чем он нужен им. Он посещает проповедников, врачей, редакторов, полицейских, барменов... в результате чего в Миддлтауне появляется группа, основателем которой он является.

Будучи основателем группы, он поначалу является и ее руководителем. Кто же еще? Вскоре, однако, ему предстоит поделиться взятой на себя властью с теми первыми алкоголиками, которым он помог. В этот момент милосердный диктатор становится председателем комитета, состоящего из его друзей. Так складывается служебная лестница растущей группы, которая формируется по принципу самоназначения, потому, конечно же, что другой принцип невозможен. Через несколько месяцев в Миддлтауне развивается бурная деятельность АА.

Основатель и его друзья передают свое стремление к духовному росту новичкам, снимают помещения для собраний, помогают устроиться в больницу и уговаривают своих жен варить кофе литрами. Будучи всего лишь простыми смертными, основатель и его друзья могут некоторое время наслаждаться славой. Они говорят друг другу: “Будет неплохо, если мы и впредь будем руководить АА в этом городе. В конце концов, у нас есть опыт. И потом посмотрите, каких успехов мы добились с этими пьяницами. Они должны быть благодарны нам!” Правда, иногда основатели и их друзья мудрее и скромнее, чем в описанном примере. Но чаще всего на этом этапе они именно таковы.

И тут в группе возникают все более серьезные проблемы. Попрошайки продолжают попрошайничать. Одинокие продолжают томиться в одиночку. Проблемы обрушиваются как лавина. Начинаются разговоры в кулуарах, переходящие со временем в громкие возгласы: “Что же эти “старики” думают, что они будут вечно руководить группой? Давайте назначать выборы!” Основатель и его друзья обижены и подавлены. Они пытаются заделать то одну, то другую брешь, пытаются заручиться поддержкой то одного, то другого члена группы. Но все напрасно — революция началась. Групповое сознание берет верх.

Назначают выборы. Если основатель и его друзья работали добросовестно, они могут, к их удивлению, на этот раз снова быть выбраны. Если же они сопротивлялись нараставшему демократическому движению, то их без промедления “спишут на берег”. В любом случае в группе появляется так называемый “ротационный комитет” с довольно ограниченной властью. Его члены по существу не могут руководить или управлять группой. Они обслуживают группу. Иногда это неблагодарная привилегия выполнять разного рода черную подготовительную работу. Под руководством председателя они осуществляют связь с общественностью за пределами группы и организуют собрания членов АА. Их казначей, неукоснительно ответственный перед группой, извлекает деньги из шапки, пущенной по кругу, кладет их в банк, платит за помещение, платит по другим счетам и регулярно отчитывается в своих расходах на рабочих, организационных собраниях группы. Секретарь следит за тем, чтобы в наличии всегда была необходимая литература, чтобы с интересующимися людьми поддерживалась телефонная и почтовая связь и вовремя рассылались оповещения о собраниях. Именно эти несложные услуги позволяют группе функционировать. Комитет не дает никому советов по проблемам духовного роста, не обсуждает поведение членов и не издает приказов. Если кто-либо из руководства попытается сделать что-либо подобное, на следующем же перевыборном собрании он может не пройти в состав комитета. Такие руководители с некоторым опозданием могут обнаружить, что они слуги, а не господа. Таков наш многолетний опыт. Во всех группах АА именно групповое сознание определяет условия, на которых руководители осуществляют свою деятельность.

Это подводит нас к прямому вопросу: “Есть ли в АА руководство?” Следует ответить на него вполне определенно: “Да, есть, несмотря на его кажущееся отсутствие”. Давайте вернемся к смещенному основателю и его друзьям. Что же будет с ними? Когда их грусть и печаль развеются, начнется незаметный процесс внутренних перемен. По прошествии времени этих бывших руководителей можно подразделить на два класса, которые на жаргоне АА называются “заслуженный деятель” и “сострадающий проповедник”. Первый понимает мудрость решения группы и не обижается на то, что лишился своего положения. Его суждения, подкрепленные большим жизненным опытом, разумны, и он согласен тихо отойти в сторону, ожидая дальнейшего развития событий. Второй же глубоко убежден, что группа не может обойтись без него, он постоянно стремится быть переизбранным в “руководящие” органы и не может освободиться от жалости к самому себе. Некоторые страдают столь сильно, что, забыв о духе и принципах АА, начинают прикладываться к бутылке. Временами атмосфера местной организации АА бывает перенасыщена такого рода страданиями. Почти все старожилы АА в той или иной форме прошли через этот процесс. К счастью, в большинстве своем они его перенесли хорошо и стали “заслуженными деятелями”. Эти люди становятся постоянными и подлинными лидерами АА. Их скромно высказанное мнение, их знания и пример личной скромности часто помогают выходить из создавшихся кризисных ситуаций. В трудных случаях группа всегда обращается к ним за советом. Они становятся выразителями коллективного мнения группы, подлинным голосом АА. Они не правят по мандату, они ведут за собой личным примером. Именно этот опыт заставил нас понять, что мнение группы, в котором большую роль играет опыт старейшин, в конечном счете, мудрее, чем опыт одного, пусть и мудрого, лидера.

Когда нашей организации было только 13 лет, произошло событие, продемонстрировавшее истинность этого принципа. Один из первых членов АА против собственного желания вынужден был подчиниться мнению группы. Вот как он сам рассказывает свою историю:

“Однажды я работал по программе Двенадцатого Шага в одной больнице Нью-Йорка. Ее владелец Чарли как-то пригласил меня в свой кабинет. “Билл, — сказал он мне, — мне кажется несправедливым, что тебе материально живется так трудно. Все эти пьяницы вокруг тебя выздоравливают и преуспевают в делах. Ты же занимаешься своей работой весь рабочий день, и при этом ты полностью разорен. Это нечестно”. Он пошарил в ящиках стола и достал старый финансовый отчет. Вручив его мне, он продолжал: “Здесь ты увидишь, какой доход приносила эта больница в двадцатые годы. Тысячи долларов в месяц! Она и сейчас могла бы приносить столько же и будет приносить — если только ты поможешь мне. Почему бы тебе не перенести сюда всю свою деятельность? Я дам тебе кабинет, выделю приличный бюджет для ведения работы, и ты станешь получать бóльшую долю дохода. Три года тому назад, когда мой главный врач Силкуорт рассказал мне о духовной помощи пьяницам, я считал все это выдумками безумцев, но с тех пор я изменил свое мнение. В один прекрасный день все эти бывшие пьяницы, с которыми ты возишься, смогут заполнить Мэдисон Сквэр Гарден, и я не понимаю, почему все это время ты должен голодать. То, что я предлагаю, вполне этично. Ты сможешь стать непрофессиональным целителем, причем более успешным, чем кто-либо другой в этой области”.

Я был в замешательстве, и все же ощущал некоторые угрызения совести, но потом решил, что предложение Чарли и в самом деле вполне этично. Почему бы мне и вправду не стать профессиональным целителем? Я подумал о Луизе, которая ежедневно возвращается из универмага совершенно изможденная, а дома готовит ужин для нескольких пьяниц, которые за это ничего не платят. Я подумал о той сумме денег, которую я все еще должен кредиторам с Уолл-стрит. Я подумал о нескольких друзьях-алкоголиках, зарабатывающих не меньше, чем раньше. Почему бы и мне не сделать то же самое?

Хотя я попросил немного времени у Чарли, чтобы подумать, фактически я уже принял решение. В метро, по дороге домой домой в Бруклин мне показалось, что я ощущаю направляющую длань Бога. Мне показалось, что голос прямо из Библии говорит мне: “Работник всегда достоин платы за свою работу”. Приехав домой, я увидел, что Луиза как всегда готовит еду, а три алкоголика следят за ней с голодным блеском в глазах. Я отвел ее в сторону и рассказал ей свои чудесные новости. Она как будто заинтересовалась, но не обрадовалась, как я ожидал.

В этот вечер у нас было собрание группы. Хотя никто из алкоголиков, столовавшихся у нас в доме, не перестал пить, некоторые другие уже были на пути к выздоровлению. Вместе со своими женами они толпились на первом этаже в нашей гостиной. Я немедленно рассказал им о представившейся возможности. Я никогда не забуду их неподвижные лица и остановившиеся взгляды, которыми они смотрели на меня. По мере того как я говорил, мой энтузиазм улетучивался. И наступила долгая пауза.

Один из моих друзей начал говорить как-то застенчиво: “Мы знаем, как тебе трудно сейчас, Билл. И нас это очень беспокоит. Мы давно думаем, чем мы можем тебе помочь. Но мне кажется, что я выражу общее мнение, если скажу, что твое предложение беспокоит нас гораздо больше”. Его голос стал более уверенным: “Неужели ты не понимаешь, — продолжал он, — что ты не можешь становиться профессионалом? Как бы ни был великодушен Чарли, неужели ты не понимаешь, что мы не можем связывать свою деятельность с больницей или каким-то другим учреждением? Ты говоришь, что предложение Чарли вполне этично. Конечно, оно этично, но то, что мы делаем, должно быть не просто этичным, оно намного выше соображений этики. Конечно, идея Чарли хороша, но она недостаточно хороша. Ведь речь идет о жизни и смерти, а в таких случаях годится только самое лучшее”. Мои друзья смотрели на меня с вызовом, а говоривший продолжал: “Билл, не говорил ли ты сам на одном из собраний, что иногда хорошее — враг самого лучшего? Это как раз такой случай. Ты не сделаешь этого!”

Таким было мнение группы. Они были правы, а я не прав. Голос в метро не был голосом Бога. Настоящий голос я услышал от моих друзей. Я послушал их и — слава Богу — подчинился их мнению”.

Спикеры:


Традиция Третья
“Единственное условие для того, чтобы стать членом АА, — это желание бросить пить”.

Нетерпимость, основанная на страхе на ранних этапах деятельности. Отнять у алкоголика шанс стать членом АА — это иногда значит вынести ему смертный приговор. Отказ от правил членства. Два примера из опыта АА. Каждый алкоголик является членом АА, если он себя таковым считает.

Полный текст
Эта традиция имеет глубокий смысл. Мы говорим каждому алкоголику: “Ты являешься членом АА, если ты заявляешь об этом. Ты можешь объявить себя членом, никто не может вывести тебя из организации. Неважно, кто ты, как низко ты пал, насколько серьезны твои эмоциональные расстройства, даже твои преступления, — мы все равно не можем отказать тебе в членстве. Мы не хотим, чтобы ты оставался за пределами нашей организации. Мы нисколько не боимся, что ты навредишь нам, как бы ни было извращено твое сознание и каким бы буйным ты ни был. Мы лишь хотим быть уверенными в том, что ты получишь такой же отличный шанс вернуться к трезвой жизни, какой получили мы. Поэтому ты становишься членом АА, как только заявляешь об этом”.

Понадобились годы мучительного опыта, чтобы прийти к этому принципу приема членов. Вначале группы АА были очень неустойчивыми и легко распадались. Многие алкоголики, к которым мы обращались, не принимали нас всерьез. Большинство из тех, кто становился членами, были похожи на огоньки зажженных свечек, мерцающие в бурю. Время от времени эти слабые огоньки гасли, и их нельзя было зажечь снова. Нашей постоянной мыслью, хотя и не высказанной вслух, было: “Кто из нас следующий?”

Один из членов АА очень живо описывает то время: “Было время, — говорит он, — когда каждая группа имела множество правил членства в АА. Все мы до смерти боялись, что кто-то или что-то перевернет нашу лодку и утопит нас вновь в море алкоголизма. Наша штаб-квартира — Foundation Оffice* — просила каждую группу прислать ее перечень “защитных” правил. Общий перечень был длиной с милю. Если бы все эти правила были введены повсеместно, никто вообще не смог бы вступить в АА, столь велика была общая сумма нашего страха и беспокойства.

Мы решили, что не будем никого принимать в АА никого, кроме гипотетического класса людей, которых мы назвали “чистыми алкоголиками”. Кроме пьянства и его прямых последствий, у них не должно было быть никаких осложнений. Поэтому нищие, бродяги, пациенты психиатрических больниц, заключенные, гомосексуалисты, просто помешанные и падшие женщины не принимались. Да, сэр, мы будем иметь дело только с почтенными алкоголиками в чистом виде! Потому что все остальные просто уничтожат нас. К тому же, если мы примем всех этих странных людей, то что скажут о нас порядочные люди? Мы построили вокруг АА заграждение, через которое было нелегко проникнуть.

Теперь все это звучит почти комично. Вы, наверное, думаете, что “старички” были довольно нетерпимыми. Но, я скажу вам, — что ничего забавного в тогдашней ситуации для нас не было. Мы были мрачны, потому что чувствовали, что существует угроза нашему дому и даже нашим жизням, а это дело нешуточное. Вы называете это “нетерпимостью”? Что ж, мы были напуганы. Естественно, что мы вели себя как все люди, когда боятся. В конечном счете, разве страх не является настоящей причиной нетерпимости? Да, мы действительно были нетерпимыми”.

Откуда нам было знать тогда, что все наши страхи окажутся беспочвенными? Откуда нам было знать, что тысячи этих, пугавших нас людей удивительным образом исцелятся начнут замечательно работать в АА и станут нашими близкими друзьями? Могли ли мы поверить, что уровень разводов среди членов АА будет ниже среднего по стране? Могли ли мы предположить, что самые трудные и недисциплинированные из нас станут нашими главными учителями в вопросах терпения и терпимости? Могли ли мы тогда представить себе сообщество, в котором окажутся люди самых разных характеров, с необыкновенной легкостью преодолвающие все расовые, религиозные, политические и языковые барьеры?

Почему мы отказались от всех ограничений членства в АА? Почему мы позволили каждому новичку самому решать, алкоголик ли он и является ли членом АА? Как решились мы заявить, вопреки опыту общественных организаций и государственных учреждений, что мы не будем наказывать членов АА и лишать их членства, что мы не будем никого заставлять платить какие-либо деньги, верить во что-либо или подчиняться каким-то правилам?

Ответ, содержащийся в Третьей Традиции, необычайно прост. Опыт научил нас, что лишить алкоголика шанса выздороветь означает иногда вынести ему смертный приговор, и почти всегда — обречь на бесконечные страдания. Кто решится быть судьей, присяжным или палачом своего больного собрата?

Когда одна группа за другой увидела, чем грозит отлучение от Содружества, все они упразднили всякие условия членства в АА. Несколько драматических эпизодов заставили нас принять окончательное решение, которое было закреплено как Традиция. Приведем два таких примера:

АА шел второй год. В то время существовало всего две, боровшиеся за свое существование, группы алкоголиков, которые пытались пробиться к свету.

В одной из групп появился человек, который постучал в дверь и попросил впустить его. Он откровенно поговорил с самыми старыми членами группы. Вскоре оказалось, что он представляет собой почти безнадежный случай, но что, несмотря на это, он хочет исцелиться. “Но, — сказал он, — позволите ли вы мне присоединиться к группе, поскольку я жертва еще худшего, чем алкоголизм, пристрастия, поэтому, может, вы не захотите, чтобы я присоединился к вам. Или вы примете меня?”

Вот такая возникла дилемма. Как следовало поступить членам группы? Самый старый член группы позвал еще двоих и под большим секретом изложил им все тревожащие факты. Он сказал: “Ну, как мы решим? Если мы отвергнем его, он скоро умрет. Если мы примем его, он может причинить нам массу неприятностей. Что же нам сказать ему — да или нет?” Сначала старшие члены рассматривали только минусы. “Мы имеем дело, — говорили они, — только с алкоголиками. Не стóит ли нам пожертвовать одним человеком во имя многих?” Дискуссия продолжалась, а судьба новичка висела на волоске. Потом один из трех заговорил по-другому: “На самом деле, — сказал он, — мы боимся за свою репутацию. Мы гораздо больше боимся того, что скажут люди, чем тех неприятностей, которые нам может причинить этот человек. Пока мы говорили, у меня в голове вертелся простой вопрос, а что бы сказал Вседержитель?” После этого не было произнесено ни слова. Что можно было добавить к сказанному?

Обрадованный новичок с головой окунулся в работу по программе Двенадцатого Шага. Он неутомимо передавал принципы АА десяткам людей. А так как это была одна из первых групп, то к нынешним временам эти десятки приумножились до тысяч. Никогда он не причинил нам неприятностей из-за своего второго пристрастия. Содружество АА сделало тогда первый шаг в направлении Третьей Традиции.

Вскоре после описанного случая в другую группу АА попросился человек, отмеченный двойным набором недостатков. Это был коммивояжер, которого мы назовем Эд. Способный и нахальный, как и положено коммивояжеру, он каждую минуту предлагал какие-нибудь новшества для АА. Свои идеи членам группы он предлагал с таким же рвением, с каким он продавал краску для автомобилей. Но ни одну его идею никто не принимал. Эд был атеистом. Он носился с идеей, что АА может функционировать еще лучше без всякой “божественной чепухи”. Этим он всех от себя отталкивал, и все считали, что скоро он начнет пить снова, потому что в то время АА стояло на религиозных позициях. Все думали, что кощунство будет наказано, и очень сурово. Однако, к всеобщему изумлению, Эд оставался трезвым.

Наконец настало время, когда он должен был выступить на собрании. Мы нервничали в ожидании того, что должно произойти. Он отдал должное Содружеству, рассказал, что воссоединился с семьей, воздал должное такому качеству как честность, вспомнил о радости, которую доставила ему работа по программе Двенадцатого Шага, а потом сразу утихомирил все радости. Он кричал: “Я терпеть не могу все эти россказни о Боге. Это выдумки для слабаков. Нашей группе это не нужно. К черту все это!”

Всех охватила волна возмущения и гнева, и все решили: “Он должен уйти из группы!”

Старшие члены отвели Эда в сторону и сказали твердо: “Здесь нельзя так говорить. Тебе придется прекратить это или уйти из группы”. С большим сарказмом Эд накинулся на них: “Вот оно что! Я должен уйти?” Он достал с полки кипу бумаг. Сверху лежало предисловие к книге “Анонимные Алкоголики”, которая в то время готовилась к изданию. Он прочитал громко: “Единственным условием членства в АА является желание бросить пить”. “Когда вы писали это, — продолжал он неумолимо, — вы ведь это имели в виду, не так ли?”

Раздосадованные старейшины смотрели друг на друга, они поняли, что Эд одержал верх. Так он остался в группе.

Он не только остался, он месяц за месяцем оставался трезвым. Но чем дольше он оставался трезвым, тем громче он высказывался против Бога. Группа была в таком беспокойстве, что забыла о братском милосердии. “Когда, ну когда же, — говорили они друг другу, — он напьется?”

Некоторое время спустя Эд выехал по делам службы в другой город. Через несколько дней мы получили от него известие. Он прислал телеграмму, в которой просил денег, и все поняли, что это значит. Потом он позвонил. В то время мы готовы были поехать хоть на край света по делам Двенадцатого Шага, даже если случай был безнадежным. Но на этот раз никто не шевельнулся. “Пусть остается один! Пусть попробует выкарабкаться без нашей помощи, может быть, это послужит ему уроком!”

Через две недели Эд прокрался ночью в квартиру одного из членов АА и, не замеченный никем из семьи, лег спать. Утром хозяин дома пил кофе с одним из своих друзей, как вдруг послышался шум на лестнице и, к их удивлению, появился Эд. С вопросительной улыбкой на лице он поинтересовался: “Ну, что, ребята, ваша утренняя медитация уже закончена?” Они быстро сообразили, что он говорит всерьез. Скоро стала известна вся история Эда.

В соседнем штате Эд отсиживался в дешевом отеле. После того как все просьбы о помощи остались без ответа, в его воспаленном мозгу прозвучали примерно такие слова: “Они бросили меня. Меня бросили люди, у которых судьба сходна с моей. Это конец... больше у меня ничего не осталось”. Мечась в постели и возя рукой по тумбочке рядом с кроватью, он случайно задел какую-то книгу. Открыв ее, он начал читать. Это была Библия Гидеона. Эд никогда больше не рассказывал, что он понял и прочувствовал в этом номере отеля. Был 1938 год. С тех пор Эд ни разу не пил.

Сейчас, когда те “старички”, что знали Эда, собираются вместе, они говорят: “А что было бы, если бы нам удалось исключить Эда за богохульство? Что было бы со всеми нами и с теми, кому он потом помогал?”

Так рука Провидения дала нам знак, что любой алкоголик является членом нашего Содружества, когда он сам заявляет об этом.

___________________________
* В 1954 году название Alcoholic Foundation, Inc. было заменено на General Service Board of Alcoholic Anonymous, Inc., a Foundation Office называется теперь General Service Office.


Спикеры:


Традиция четвертая
“Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом”.

Каждая группа АА ведет свои дела по своему усмотрению, за исключением тех случаев, когда это может грозить организации в целом. Опасна ли такая свобода? Группа, как и каждый отдельный ее член, должна действовать в соответствии с принципами, гарантирующими выживаемость. Два предупреждения об опасности: группа не должна предпринимать ничего, что могло бы нанести ущерб всей организации АА и не должна иметь побочных интересов, лежащих вне прямых задач АА. Пример: “Центр АА”, оказавшийся недееспособным.

Полный текст
Самостоятельность — слово из многих составляющих. Но для нас оно значит лишь то, что каждая группа АА ведет свою деятельность по своему усмотрению, кроме тех случаев, когда ее действия угрожают организации в целом. Здесь возникает тот же вопрос, что мы обсуждали в Первой Традиции: “Не опасна ли такая свобода?”

За долгие годы мы испытали все мыслимые отклонения от наших Двенадцати Шагов и Двенадцати Традиций. И это было неизбежно, поскольку мы представляем собой сборище крайне эгоцентричных личностей. Дети хаоса, мы на все лады вызывающе играли с огнем, однако вышли из огня невредимыми и, как мы полагаем, более мудрыми. Эти самые отклонения и вызвали обширный процесс проб и ошибок, который, по милости Божьей, привел нас к тому, что мы есть теперь.

Когда в 1946 году впервые были опубликованы Традиции АА, мы были убеждены в том, что любая группа АА способна вынести любые испытания. Мы убедились, что группа, как и каждый отдельный человек, должна рано или поздно подчиниться тем испытанным принципам, которые гарантируют выживание. Мы пришли к выводу, что процесс проб и ошибок совершенно безопасен. Наша уверенность была столь велика, что в первом варианте Традиций АА было вот такое важное положение: “Любые два или три алкоголика, которые объединились, чтобы начать вести трезвый образ жизни, могут называть себя группой АА, при условии, что они не имеют никаких связей с другими объединениями, имеющими иные цели и задачи”.

Это означало, что у нас хватило мужества провозгласить каждую группу отдельной организационной единицей, которая руководствуется в своих действиях коллективным сознанием ее членов. Провозглашая эту неограниченную свободу, мы сочли необходимым обнародовать всего лишь два предупреждения: группа не должна делать ничего, что могло бы нанести серьезный вред всей организации в целом и не должна связывать свою деятельность с деятельностью других организаций или отдельных лиц. Если бы мы стали делиться на группы сторонников и противников “сухого” закона, “республиканцев” и “коммунистов”, “католиков” и “протестантов”, возникла бы серьезная опасность. Группа АА должна заниматься только своим основным делом, иначе она обречена на гибель. Ее единственной целью является трезвость. Во всем остальном у каждой группы есть абсолютная свобода мнений и действий. Каждая группа имеет право на ошибки.

В начале деятельности АА в различных городах появилось немало групп. В городе, который мы назовем Миддлтауном, начался настоящий бум. Жители города вошли, что называется, в раж. Размечтавшись, старейшины придумали новшество. Они решили, что городу нужен большой алкогольный центр, своего рода учреждение по распространению передового опыта, который мог быть повсеместно подхвачен группами АА. На нижнем этаже этого сооружения должен был быть клуб. На втором этаже нечто вроде вытрезвителя, где, как предполагалось, алкоголикам будут вручать деньги, чтобы они могли оплатить свои долги. На третьем этаже планировалось вести общеобразовательные занятия, в программе которых не должно было быть никаких тем, вызывающих разногласия. В воображении инициаторов этот сверкающий центр должен был иметь еще несколько этажей, но для начала было достаточно и трех. На все это требовалось много денег, денег не алкоголиков. Хотите — верьте, хотите нет, но богатые люди этого города ухватились за идею.

Однако среди алкоголиков нашлись несколько консерваторов, не согласных с проектом. Они написали в штаб-квартиру Foundation А.А. в Нью-Йорк, и поинтересовались, что там думают о таком новшестве. Они предполагали, что старейшины, чтобы подкрепить эту идею, собирались писать в Foundation А.А. в надежде получить официальный документ в поддержку. Консерваторы, написавшие письмо, были обеспокоены и относились к самой идее скептически.

Конечно, в этом деле был организатор — и организатор с выдающимися способностями. Своим красноречием он удалил все опасения, несмотря на то, что из Foundation А.А. пришел ответ, в котором говорилось, что официального одобрения не последует и что в других местах различные начинания, в которых группы АА действовали совместно с медицинскими и просветительными организациями, закончились крахом. Чтобы действовать наверняка, организатор решил создать три корпорации и стал президентом всех трех. Здание центра сияло свежей краской и своим существованием распространяло тепло и доброту. Скоро дело закипело. Для защиты от любых опасностей и обеспечения непрерывной деятельности было выработано 61 правило и указание.

Но, увы, яркий свет горел недолго. Душевный покой сменился неразберихой. Выяснилось, что некоторые любители выпивки стремились получить образование, но не были уверены, что они алкоголики. Личные недостатки других, похоже, мог излечить только денежный заем. Некоторым нравился клуб, но в основном потому, что они ощущали себя одинокими. Иногда желающие были готовы записаться на все три этажа. Некоторые начинали с верхнего и в результате спускались на первый, становясь членами клуба; другие начинали с клуба, напивались до бесчувствия, попадали в больницу, а оттуда отправлялись на третий этаж получать образование. Активность была как в улье, но, в отличие от улья, здесь была полная неразбериха. Группа АА была просто не в состоянии справиться с таким проектом. Понимание этого пришло слишком поздно. Затем последовал неизбежный взрыв — наподобие того, что случился, когда на фабрике Уомбли лопнул паровой котел. Холодный удушливый страх и разочарование овладели группой.

Когда потрясение прошло, случилось замечательное событие. Главный организатор написал в штаб-квартиру, что ему следовало бы учесть опыт АА. Потом он совершил поступок, который стал классикой Анонимных Алкоголиков. Все свелось к небольшой карточке, на лицевой стороне которой было написано: “Первая Группа Миддлтауна. Правило № 62”. Когда же карточку раскрывали, то внутри обнаруживали лишь одно язвительное предложение: “Не слишком задирай нос”.

Так, в соответствии с Четвертой Традицией, одна группа АА осуществила свое право на ошибку. Более того, она оказала неоценимую услугу Анонимным Алкоголикам, потому что с готовностью и смирением извлекла выводы из случившегося. Группа вновь встала на ноги, и члены ее, смеясь, продолжили свой путь совершенствования. Даже главный архитектор замысла, стоя среди руин своей мечты, оказался способным посмеяться над собой — а это высшее проявление смирения.


Спикеры:


Традиция пятая
“У каждой группы есть лишь одна главная цель —донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают”.

Лучше уж делать что-нибудь одно, но хорошо, чем несколько дел плохо. Жизнь нашего Содружества зависит от этого принципа. Способность каждого члена АА понять новичка и добиваться его исцеления — дар Божий... передача его другим — наша единственная цель. Нельзя сохранить трезвость, если не наделять ею других.

Полный текст
“Если ты сапожник, то оставайся им до конца своих дней!..” Лучше делать что-то одно по-настоящему хорошо, чем многое плохо. Такова центральная тема этой Традиции. Благодаря ей формируется единство нашего Содружества. Самое существование АА требует сохранение этого принципа.

АА можно сравнить с группой врачей, которые обнаружили метод лечения рака и от чьей совместной работы зависела бы судьба многочисленных людей, страдающих этим заболеванием. Правда, у каждого врача в этой группе могла бы быть своя особая специальность. Каждый из них временами испытывал бы желание полностью посвятить себя избранной им специальности вместо своей работы только в составе группы. Но, как только эти люди нашли средство лечения от рака, как только стало очевидным, чего можно добиться объединенными усилиями, они сочли своим долгом целиком посвятить себя помощи больным. В связи со столь чудесным открытием всякий доктор сумел бы побороть собственные амбиции и пошел бы на любые персональные жертвы.

Именно таким обязательством связаны между собой члены АА, которые продемонстрировали, что они могут помочь алкоголикам, как никто другой. Уникальная способность каждого члена АА на основании собственного опыта понять новичка и обеспечить его выздоровление не зависит от его образования, красноречия или каких-то индивидуальных способностей. Единственное, что имеет значение, это то, что он алкоголик, который сам нашел ключ к трезвости. Легко обменяться друг с другом в среде алкоголиков этими прошлыми страданиями и рассказом об исцелении. Способность к такому контакту — это дар, полученный нами от Бога, и его передача другим является единственной целью, которую ставят перед собой группы АА во всем мире.

Есть еще одна причина, объясняющая, почему у АА должна быть только одна цель. Самый большой парадокс в деятельности Анонимных Алкоголиков заключается в том, что члены этого Содружества редко могут удержать драгоценный дар трезвости, если они не помогают другим достичь того же, чего достигли сами. Если бы группа врачей знала средство лечения рака, то ее члены испытывали бы угрызения совести, отказавшись от своей миссии из корыстных соображений. И, тем не менее, такой отказ не угрожал бы им тем, что они не смогут выжить. Для нас же, если мы не будем помогать тем, кто болен, существует постоянная угроза нашим жизням и нашему душевному здоровью. Требования самосохранения, долга и любви вынудили нас признать, что у нас только одна миссия — делиться своим опытом с теми, кто еще не знает, что спасение возможно.

Вот рассказ одного члена АА, подтверждающий мудрость выбора Анонимными Алкоголиками только одной цели:

“Однажды, чувствуя смутное беспокойство, я решил выполнить какую-нибудь работу по программе Двенадцатого Шага. Пусть это будет страховкой против возможной ошибки, думал я. Итак, нужно найти какого-нибудь бедолагу и помочь ему.

Я доехал на метро до городской больницы и спросил доктора Силкуорта, есть ли у него кто-нибудь на примете. “Ничего подходящего нет, — ответил доктор. — Есть тут один парень на третьем этаже, с которым ты мог бы попытаться что-то сделать. Но он ужасно несговорчивый ирландец. Я никогда не встречал более упрямого человека. Он вопит, что, если бы партнер относился к нему лучше, а жена оставила бы в покое, он сразу решил бы свои алкогольные проблемы. У него тяжелый случай белой горячки, сумеречное сознание, и он относится с подозрением ко всем. Звучит не очень обещающе, правда? Но работа с ним может кое-что дать тебе, поэтому можешь попробовать”.

Скоро я сидел рядом с массивным мужчиной. Он намеренно недружелюбно смотрел на меня щелочками глаз на красном опухшем лице. Я вынужден был согласиться с доктором — выглядел он неважно. Но я все же рассказал ему свою историю. Я объяснил ему, какое замечательное у нас Содружество, как хорошо мы понимаем друг друга. Я подчеркнул трудности борьбы с алкоголем в одиночку. Я утверждал, что очень немногие могут бросить пить без посторонней помощи, но что в нашей группе мы способны совместно сделать то, что каждый из нас не может сделать один. Он поднял меня на смех и заявил, что сам способен справиться с женой, с партнером и с собственным алкоголизмом. Он спросил меня саркастически: “И сколько же это мне будет стоить?”

К счастью, я мог ответить ему: “Ровным счетом ничего”.

Его следующий вопрос был: “А ты сколько получишь за это?”

Мой ответ был, конечно: “Только собственную трезвую и счастливую жизнь”.

Все еще сомневаясь, он спросил: “Ты действительно хочешь сказать мне, что ты здесь для того только, чтобы попытаться помочь мне и тем самым помочь себе?”

“Да, — сказал я. — Только в этом все дело, никакого подвоха”.

Потом, не без колебаний, я решился рассказать ему о духовном аспекте нашей Программы. Каким же холодным презрением окатил меня этот пьяница! Как только я произнес слово “духовный”, он яростно набросился на меня. “А, вот оно что! — сказал он. — Я все понял! Ты работаешь на какую-то вонючую религиозную секту. А говорил, что никакого подвоха. Я принадлежу к великой церкви, и она значит все для меня. Как ты посмел прийти сюда с разговорами о религии!”

Слава Богу, и на это у меня был подходящий ответ. Он прочно базировался на единственной цели АА. “У тебя есть вера, — сказал я, — и, возможно, твоя вера глубже, чем моя. Не сомневаюсь, что ты более сведущ в религиозных вопросах. Поэтому мне нечего сказать тебе о религии. Я и пытаться не буду. Я уверен, что ты мог бы дать мне точное определение того, что такое смирение. Но, судя по тому, что ты рассказал мне о себе и своих проблемах и о том, как ты собираешься их решать, мне кажется, я знаю, в чем твоя беда”.

“О’кей,— сказал он. — Скажи мне всю правду”.

“Хорошо, — ответил я, — я думаю, что ты — самоуверенный ирландец, который думает, что может вертеть всеми вокруг”.

Это его потрясло. Но, успокоившись, он начал слушать меня, пока я старался внушить ему, что главным ключом к трезвости является смирение. Наконец он понял, что я не пытаюсь изменить его религиозные взгляды, а хочу найти в его религии ту благодать, что поможет его выздоровлению. С этого момента мы с ним поладили.

“Ну, а теперь, — закончил ветеран, — давайте предположим, что я был бы вынужден строить разговор с этим человеком на религиозной основе. Или же я бы сказал ему, что АА требует круглую сумму за излечение или занимается образованием, содержит больницы и реабилитационные лечебницы? Или я бы предложил ему помощь в его домашних делах или на работе? Чем бы закончился наш разговор? Разумеется, ничем”.

Прошли годы, и этот несговорчивый ирландец любит говорить: “Мой наставник продал мне всего одну идею — трезвость. В то время я и не мог купить что-либо другое”.


Спикеры:


Традиция шестая
Традиция Шестая

“Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели”.

Полный текст
Как только мы нашли путь избавления от алкоголизма, мы решили (и в то время это казалось нам разумным), что мы сможем решить множество других проблем. Группы АА, как считали многие, могут заняться бизнесом, финансировать любое начинание в области борьбы с алкоголизмом. Фактически мы считали своим долгом использовать весь авторитет, связанный с именем нашей организации, на пользу любого достойного дела.

Вот то, о чем мы мечтали. В больницах не очень жалуют алкоголиков — мы построим сеть собственных больниц. Нужно рассказывать людям, что такое алкоголизм, — мы займемся образованием широкой общественности, даже перепишем школьные и медицинские учебники. Мы соберем всех отверженных из районов притонов, отделим тех, которых можно вылечить, а остальным позволим зарабатывать на жизнь в закрытых учреждениях. Может быть, эти учреждения станут приносить такие доходы, что часть денег можно будет использовать на проведение разных других мероприятий. Мы всерьез думали об изменении законов страны таким образом, чтобы в новой версии алкоголики провозглашались больными людьми. Их больше не будут сажать в тюрьмы, судьи будут отпускать их нам на поруки. Мы организуем группы АА среди наркоманов и преступников. Мы создадим группы для лиц с депрессивными и параноидальными наклонностями; нас не пугают самые серьезные неврозы. Нам казалось естественным, что если мы сумели победить алкоголизм, то в состоянии решить и любые другие проблемы.

Нам пришло в голову, что мы пойдем со своими идеями на заводы и фабрики и заставим рабочих и капиталистов возлюбить друг друга. Наша бескомпромиссная честность может вызвать оздоровление в политике. Опираясь одной рукой на религию, а другой на медицину, мы устраним противоречия между ними. Научившись жить счастливо, мы покажем другим, как достичь этого. Наше Содружество может оказаться во главе нового духовного прогресса человечества. Мы сможем преобразовать весь мир.

Да, мы мечтали обо всем этом. Это было совершенно естественно, поскольку большинство алкоголиков — обанкротившиеся идеалисты. Почти каждый из нас хотел приносить добро людям, совершать великие дела, воплощать великие идеалы. Мы все стремились к совершенству и, не достигнув его, впали в другую крайность — выпивку и забытье. Провидение, действуя через АА, сделало досягаемыми самые высокие наши ожидания. Так почему бы нам не поделиться секретом нашего образа жизни со всеми другими людьми?

Мы начали с больниц АА — все эти начинания провалились, потому что нельзя внедрить группу АА в бизнес; слишком много кухарок портят похлебку. Потом группы АА занялись образованием, но, когда они стали открыто выступать в защиту той или иной его формы, люди приходили в недоумение. Чем же занимается АА — спасением алкоголиков или проблемами образования? Занимается ли АА медициной или духовными вопросами? Или это социально-реформаторское движение? Недоумевали и мы, так как сами видели, как нам приписывают участие в разного рода начинаниях, то хороших, то плохих. Видя, что алкоголиков помещают в тюрьмы и закрытые лечебницы против их воли, мы подняли шум: “Необходим соответствующий закон!” Члены АА начали стучать кулаками по столам различных комитетов и агитировать за законодательные реформы. Мы дали прекрасный материал для газет, но на этом дело и кончилось. Мы поняли, что увязнем в грязной политике. Даже внутри Содружества АА мы обнаружили, что нужно срочно снять наше название с клубов и домов, предназначенных для практики Двенадцатого Шага.

Эти пертурбации вселили в нас глубокую уверенность в том, что ни при каких обстоятельствах мы не должны заниматься побочными делами, какими бы привлекательными они ни казались. Мы не можем быть для людей всем и не должны к этому стремиться.

Много лет тому назад принцип “никаких побочных дел” подвергся испытанию жизнью. Несколько компаний по производству алкогольных напитков предложили нам заняться просвещением населения по вопросам алкоголизма. Они считали, что неплохо было бы, чтобы торговцы алкогольными напитками чувствовали ответственность перед обществом. Их идея заключалась в том, что алкоголь должен доставлять удовольствие, но его потребление должно быть умеренным. Те, кто пьют много, должны ограничить себя, а алкоголики вообще не должны пить.

В одной из их торговых ассоциаций встал вопрос о том, как надо проводить подобную кампанию. Конечно, придется использовать радио, прессу и кинофильмы, в которых затронута эта тема. Но кто возглавит работу? Все тут же подумали об Анонимных Алкоголиках. Если бы удалось найти среди нас человека, умеющего налаживать хорошие отношения с общественностью, — это, как им казалось, было бы идеально! Он-то уж, по крайней мере, разбирается в таких вопросах. Его связи с АА будут очень ценны, потому что Содружество имеет высокую репутацию в обществе и у него нет врагов.

Они нашли такого члена АА с необходимым опытом работы. Он тут же приехал в Нью-Йорк, в штаб-квартиру АА, и спросил: “Есть ли что-нибудь в наших Традициях, препятствующее тому, чтобы я занялся такой работой? Такого рода просветительская деятельность мне нравится, и она не может вызвать особенных протестов. Видите ли вы, ребята, в этом что-нибудь неприемлемое?”

На первый взгляд все казалось прекрасным. Потом появились сомнения. Ассоциация хотела использовать в рекламе имя и фамилию нашего члена, он должен был быть представлен как директор по связям с общественностью и член АА. Конечно, ни у кого не возникло бы возражений, если бы Ассоциация взяла на работу этого человека на основании его деловых качеств и понимания проблем алкоголиков. Но в данном случае член АА должен был нарушить свою анонимность перед широкой аудиторией и связать имя Анонимных Алкоголиков с этим просветительским проектом в сознании миллионов людей. Из этого неизбежно вытекало, что АА выступает в поддержку просвещения о вреде алкоголя, которое ведется в стиле Ассоциации по распространению алкоголя.

Как только мы поняли, что такой связью компрометируем свои цели, мы спросили будущего директора по связям с общественностью, что он об этом думает. “Боже мой! — воскликнул он. — Конечно, я не могу принять это предложение. Еще не просохнут чернила на первом рекламном объявлении, как в лагере сторонников “сухого” закона поднимется крик. Они начнут повсеместно искать честного члена АА, который бы рекламировал их разновидность просветительской программы. АА окажется в самом центре борьбы между сторонниками и противниками “сухого” закона. Половина людей в стране будет считать, что мы на стороне “сухих”, а вторая половина, что мы на стороне “мокрых”. Ну и бардак!”

“И тем не менее, — сказали мы, — у тебя есть легальное право принять это предложение”.

“Я знаю это, — сказал он. — Но тут не место для спора о правах. Анонимные Алкоголики спасли мне жизнь, и это самое главное. Я никогда не сделаю того, что может нанести серьезный ущерб АА, а как раз это и произойдет, если я приму предложение”.

Что касается поддержки сторонних начинаний, то наш друг сказал все, что нужно. Мы снова убедились в том, что нельзя предоставлять имя АА для каких-либо целей, кроме тех, для которых и было создано наше Содружество.

Спикеры




Спустя 52 минут, 11 секунд (3.01.2008 - 14:01) Lili M написал(а):
Выступление и ответы на вопросы дублировать в рассылку.

Спустя 3 минут, 52 секунд (3.01.2008 - 14:05) FatCat написал(а):
Цитата (Lili M @ 3.01.2008 - 17:01)
Выступление и ответы на вопросы дублировать в рассылку.

У нас как бы разные собрания. По мейлу одно собрание, в форуме другое, в чате третье.
Мы же не выкладываем логи чата в форум и рассылку...

Спустя 6 минут, 59 секунд (3.01.2008 - 14:12) Sir написал(а):
Предлагаю в выступление спикера, которое идет первым по Традиции еще и текст Традиции добавлять самой? Ну чтобы тем, кто наизусть тексты всех Традиции не знает, было проще?

Спустя 2 минут, 22 секунд (3.01.2008 - 14:14) Lili M написал(а):
Цитата (FatCat @ 3.01.2008 - 17:05)
Цитата (Lili M @ 3.01.2008 - 17:01)
Выступление и ответы на вопросы дублировать в рассылку.

У нас как бы разные собрания. По мейлу одно собрание, в форуме другое, в чате третье.
Мы же не выкладываем логи чата в форум и рассылку...

Жаль. НА форум заходит меньше народу, чем получает рассылку. В провинции этот семинар просто как золотая крупинка - у них там ничего нет и вообще все по-другому, поверь мне sad.gif

Спустя 2 минут, 27 секунд (3.01.2008 - 14:16) Sir написал(а):
Можно дать информационное письмо в рассылку, что на форуме идет семинар по Традициям, и желающие могут заходить, читать.

Спустя 26 минут, 43 секунд (3.01.2008 - 14:43) FatCat написал(а):
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 17:12)
Предлагаю в выступление спикера, которое идет первым по Традиции еще и текст Традиции добавлять самой?

Это дело спикера - цитировать текст традиции или нет.
Я, как ведущий семинара, буду пополнять первое сообщение этого топика по мере прохождения традиций.

Лично в свое выступление сейчас добавлю текст традиции, спасибо за подсказку.

Спустя 52 минут, 5 секунд (3.01.2008 - 15:35) Lili M написал(а):
Может, сделать подраздельчик для Семинара? Чтобы темы не терялись в общей болтовне?

Спустя 8 минут, 28 секунд (3.01.2008 - 15:44) Sir написал(а):
А если выступления спикеров не отдельными темами делать, а в одной теме все выступления спикеров и в этой же теме вопросы и т.д.?

То бишь возможная структура:
1. Кратко правила проведения семинара (или ссылка на них, или скрытым текстом).
2. Прилепленные выступления спикеров.
3. Остальное общение (вопросы спикерам и их ответы)

Спустя 2 минут, 14 секунд (3.01.2008 - 15:46) Lili M написал(а):
+ 1
Перенести мою тему?

Спустя 7 минут, 39 секунд (3.01.2008 - 15:53) Sir написал(а):
Цитата (Lili M @ 3.01.2008 - 18:35)
Может, сделать подраздельчик для Семинара? Чтобы темы не терялись в общей болтовне?

Мне кажется, можно пока в общей курилке. Просто название темы давать, например "Традиция Первая", а в описании темы писать "Спикерский семинар".
А потом можно будет, как несколько тем накопится, их уже оттащить куда-то в специально обученное место smile.gif

Спустя 4 минут, 54 секунд (3.01.2008 - 15:58) FatCat написал(а):
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 18:44)
в одной теме все выступления спикеров и в этой же теме вопросы и т.д.?
Я думал об этом.
Будет сложно разобраться с вопросами-ответами.


Цитата (Lili M @ 3.01.2008 - 18:35)
Может, сделать подраздельчик для Семинара?
Если будет большая активность - сделаем.


Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 18:44)
2. Прилепленные выступления спикеров.
3. Остальное общение (вопросы спикерам и их ответы)

Не-а!
В теме, начатой спикером, идут и вопросы и ответы.
Сейчас обсуждаем первую традицию - и прикреплены топики первой традиции.
Как перейдем ко второй - топики первой традиции открепим (но в них можно будет продолжать писать), и прикрепим топики второй.

Спустя 42 минут, 17 секунд (3.01.2008 - 16:41) Sir написал(а):
Цитата (FatCat @ 3.01.2008 - 18:58)
Не-а!
В теме, начатой спикером, идут и вопросы и ответы.
Сейчас обсуждаем первую традицию - и прикреплены топики первой традиции.
Как перейдем ко второй - топики первой традиции открепим (но в них можно будет продолжать писать), и прикрепим топики второй.


Я имела ввиду отдельный топик по каждой Традиции.
В каждом топике сначала прилепленные 3 выступления по этой конкретной Традиции спикеров (или меньше, если кто-то из спикеров не выскажется), потом вопросы и ответы спикерам по этой Традиции.
Вопросы можно адресовать как персонально кому-то, так и всем сразу спикерам.

Просто по 3 топика по каждой Традиции... ну не знаю...
Это же один семинар с тремя спикерами, а не три семинара.

Спустя 7 минут, 11 секунд (3.01.2008 - 16:48) Lili M написал(а):
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 19:41)
Это же один семинар с тремя спикерами, а не три семинара.

ага smile.gif

Спустя 3 минут, 51 секунд (3.01.2008 - 16:52) Sir написал(а):
Да я просто косноязычная стала, объяснять не умею.
Кот, видимо, подумал, что я предложила сложить все выступления спикеров по всем Традициям в одну тему и потом все вопросы тоже в этой же теме.

Как бы мне еще попроще-то сформулировать, блин. Щас перечитала еще раз свой пост последний - все равно непонятно, что я имела ввиду, по-моему sad.gif

Спустя 11 минут, 37 секунд (3.01.2008 - 17:03) Lili M написал(а):
веб, ты невнимателен http://vesvalo.net/index.php?showtopic=1821&st=0
почитай, модер потом почистит.

Спустя 7 минут, 26 секунд (3.01.2008 - 17:11) Sir написал(а):
Вот я поэтому в т.ч. и предлагала в начале каждого топика по каждой Традиции сначала кратко правила: 3 спикера, вопросы только им, обсуждения между собой не допускаются.

Потом выступления самих спикеров пришпиленные, потом вопросы.

Не все ж до топика с обсуждениями и регламентом добираются.

Спустя 38 минут, 31 секунд (3.01.2008 - 17:49) Sir написал(а):
Цитата (veb @ 3.01.2008 - 20:45)
Если это твоё спикерское, то я Лев Толстой.
Ладдно, признаю ошибку, сам удалю пост.

Вэбчик, погоди, не бузи.
Щас мы про формат ведения спикерского семинара по Традициям договоримся, и все переведем в понятную и доступную для большинства форму! smile.gif

Спустя 2 минут, 45 секунд (3.01.2008 - 17:52) Lili M написал(а):
Я что-то написала не так?
ОК. А как надо?

Спустя 5 минут, 36 секунд (3.01.2008 - 17:58) Sir написал(а):
Цитата (Lili M @ 3.01.2008 - 20:52)
Я что-то написала не так?
ОК. А как надо?

Юль, да все так smile.gif Просто вэб не понял, о чем речь.
Я, кстати, именно поэтому и предлагала "одна Традиция - один топик".
Думаю, что еще полчасика подожду, если Кот не появиццо, сама солью оба выступления ваши в одну тему и правила прицеплю.

Спустя 40 минут, 5 секунд (3.01.2008 - 18:38) FatCat написал(а):
Обсуждение регламента - в этой теме.
Перекинул сюда.


Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 20:58)
сама солью оба выступления ваши в одну тему

Не надо...

Спустя 5 минут, 24 секунд (3.01.2008 - 18:43) Sir написал(а):
То есть все-таки 3 темы по каждой Традиции?

Спустя 3 минут, 46 секунд (3.01.2008 - 18:47) Артверблюд написал(а):
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 21:43)
То есть все-таки 3 темы по каждой Традиции?

ИМХО. Три спикерских по одной теме.

Спустя 4 минут, 51 секунд (3.01.2008 - 18:52) Sir написал(а):
Ну да. Я ж технически спрашиваю - три темы по одной теме?
Тогда не совсем понимаю, почему именно 3 ведущих, если это три независимых параллельных спикерских семинара...
Ну ладно, пусть как будет smile.gif Время покажет, думаю!

Спустя 1 минут, 28 секунд (3.01.2008 - 18:53) FatCat написал(а):
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 21:43)
все-таки 3 темы по каждой Традиции?

Для меня это очевидно.
В случае совсем уж острой необходимости, есть возможность сделать дубль сообщения и поместить его в соседнюю тему.

Спустя 2 минут, 23 секунд (3.01.2008 - 18:56) Sir написал(а):
И даже если тебя просят, ты все равно никогда никому не объясняешь очевидных для тебя вещей? biggrin.gif

Спустя 7 минут, 27 секунд (3.01.2008 - 19:03) FatCat написал(а):
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 21:56)
никогда никому не объясняешь очевидных для тебя вещей?
Основная трудность - понять, чего не понимает спрашивающий.
Попробую объяснить общО...

Основное, увиденное мной в семинарах по шагам, - это очень разный опыт выполнения одних и тех же шагов.
Отсюда вывод, что спикеров должно быть как минимум три, и с очень разным опытом.

Из опыта тех же семинаров по шагам, вопросы почти никогда не перекрещивались: вопрос, заданный одному спикеру, почти никогда не требовал ответа других спикеров.
И здесь я могу предположить, что опыт мытья чашек на группе мало поможет работающему в совете обслуживания, и наоборот, опыт международных конференций мало поможет в мытье чашек...
Поэтому для меня очевидно разделение спикеров по разным топикам. Иначе есть риск обсуждать мытье международных чашек...

Спустя 7 минут, 37 секунд (3.01.2008 - 19:11) Sir написал(а):
Цитата (FatCat @ 3.01.2008 - 22:03)
Основная трудность - понять, чего не понимает спрашивающий.

Я ж говорю, что косноязычие sad.gif Кучу раз выразила непонимание, почему надо три топика отдельных делать, и в результате ты так и не увидел этого.

Ну хоть догадался, что я не понимала, и то хорошо! smile.gif

Впредь буду еще и еще тренировать умение выражаться яснее.

Спустя 24 секунд (3.01.2008 - 19:11) Артверблюд написал(а):
Цитата (Артверблюд @ 3.01.2008 - 21:47)
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 21:43)
То есть все-таки 3 темы по каждой Традиции?

ИМХО. Три спикерских по одной теме.

Уточню себя. biggrin.gif Три отдельных спикерских по одной теме (традиции).

Спустя 9 минут, 58 секунд (3.01.2008 - 19:21) FatCat написал(а):
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 22:11)
Кучу раз выразила непонимание, почему надо три топика отдельных делать

Это я понял с первого раза.
Но так и не понял, почему это было непонятно...
Предположил, что причина в отсутствие опыта таких семинаров.

Спустя 16 минут, 35 секунд (3.01.2008 - 19:38) Sir написал(а):
Угу, точно. Ни разу не была на семинаре по Традициям.

Была, правда, на семинаре по Шагам. Там было 4 спикера. Все по очереди свой опыт рассказывали, потом вопросы задавали или всем спикерам, или кому-то конкретному, или просто тому, кто знает ответ.
И все сидели в одной комнате, естественно - и все 4 спикера, и группа слушателей.
Поэтому, видимо, у меня и сложился такое видение.

Теперь будет новый опыт! И это хорошо! smile.gif

Спустя 1 минут, 54 секунд (3.01.2008 - 19:39) Lili M написал(а):
мне тоже казалось, что выступления один за другим в одной теме и в этой же теме вопросы - логично.
тем более, что вопросов много не ожидается, зачем форум захламлять дублирующими темами?

Спустя 29 минут, 41 секунд (3.01.2008 - 20:09) FatCat написал(а):
Цитата (Lili M @ 3.01.2008 - 22:39)
зачем форум захламлять дублирующими темами?

Если будет мало вопросов, слить топики намного проще, чем разделять большие топики по веткам.

Спустя 15 минут, 38 секунд (3.01.2008 - 20:25) Sir написал(а):
Логично.
А правила может все-таки разместить с объяснением, че это за 3 одинаковых топика вылезло вдруг, в начале каждого выступления спикера?

Спустя 17 минут, 27 секунд (3.01.2008 - 20:42) FatCat написал(а):
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 23:25)
А правила может все-таки разместить с объяснением, че это за 3 одинаковых топика вылезло вдруг

Цитата (FatCat @ 3.01.2008 - 16:08)
Спикер создает новую тему, в которой описывает свой опыт обсуждаемой традиции. В этой теме все прочие могут задавать вопросы спикеру.

Если не поленишься, отредактируй моё косноязычие.

Спустя 12 минут, 25 секунд (3.01.2008 - 20:55) Sir написал(а):
Похоже, у меня к косноязычию еще и дубоумие добавилось.
Не поняла, что и где надо редактировать sad.gif

Или ты глумишься что ли надо мной?

Спустя 2 минут, 19 секунд (3.01.2008 - 20:57) Sir написал(а):
Теперь вошла в Курилку просто как в курилку, а не через "новые сообщения" и поняла о чем ты.
Сверху прилеплено "регламент", под ним две темы ваши.
Ты это имел ввиду? Что уже все объяснено темой про регламент, что такое висит под ней?

Спустя 18 минут, 53 секунд (3.01.2008 - 21:16) FatCat написал(а):
Цитата (Sir @ 3.01.2008 - 23:57)
Ты это имел ввиду? Что уже все объяснено темой про регламент, что такое висит под ней?

Ага. smile.gif

Спустя 3 минут, 47 секунд (3.01.2008 - 21:20) Sir написал(а):
Ну тогда ладно! Надеюсь, что я одна тут такая тупая, и хожу только через "новые сообщения" biggrin.gif

Спустя 3 дней, 14 часов, 31 минут, 9 секунд (7.01.2008 - 11:51) Sir написал(а):
Вопрос для обсуждения:
"беседы слушателей между собой" не допускаются, а вот реплики на сообщение: "Спасибо, ты молодец! У нас тоже такое было и я знаю как это тяжело" - такие сообщения тоже хекаются или их оставляем?

Предлагаю еще беседы слушателей между собой не удалять, а создавать просто темку с обсуждением текущей Традиции и там все беседы из всех трех спикерских топиков по текущей Традиции скидывать.

Спустя 24 минут, 17 секунд (7.01.2008 - 12:15) FatCat написал(а):
По опыту семинаров "вживую", спикеров благодарят и дают обратную связь с собственным опытом.
Беседы между собой тоже происходят - в курилке.

ИМХО, диалоги со спикером пусть остаются. Диалоги между семинаристами выносятся в отдельную тему. Если пойдут осмысленные диалоги - ее можно тоже приколотить наверх.

Спустя 58 секунд (7.01.2008 - 12:16) Lili M написал(а):
не пора ли следующую традицию обсудить?

Спустя 7 минут, 13 секунд (7.01.2008 - 12:23) FatCat написал(а):
Цитата (Lili M @ 7.01.2008 - 15:16)
не пора ли следующую традицию обсудить?

Ага. Уже хочется следующую.
Я думаю, следует не закрывать темы обсужденной традиции, а лишь откреплять. Тогда опоздавшие смогут задать вопрос спикеру и в старой теме.
Да?

Спустя 24 минут, 53 секунд (7.01.2008 - 12:48) Sir написал(а):
Шустые вы какие biggrin.gif
Может быть две текущие Традиции не откреплять? А когда Третью сделаете, тогда первую открепить?
А то щас многие ж в отъезде. А так вниз может совсем уползти.
А?

Спустя 15 минут, 18 секунд (7.01.2008 - 13:03) FatCat написал(а):
Цитата (Sir @ 7.01.2008 - 15:48)
А то щас многие ж в отъезде. А так вниз может совсем уползти.

Пролинковал под спойлером.

Я планировал примерно по 7-10 дней на традицию. Это значит, что традиция будет приколоченой 7-10 дней, потом отколачивается.
Если спикер напишет следующую раньше, чем отколотится прошлая - пусть висят обе две приколоченные. smile.gif

Спустя 5 дней, 4 часов, 14 минут, 49 секунд (12.01.2008 - 17:18) Lili M написал(а):
а где Neli? Она мне обещала на вопрос ответить по 2 Традиции biggrin.gif

Спустя 20 минут, 27 секунд (12.01.2008 - 17:39) FatCat написал(а):
Цитата (Lili M @ 12.01.2008 - 20:18)
а где Neli?

Кот не брал! unsure.gif

Спустя 8 минут, 49 секунд (12.01.2008 - 17:48) Lili M написал(а):
Цитата (FatCat @ 12.01.2008 - 20:39)
Кот не брал!

тогда наверно... Енот! biggrin.gif

Спустя 9 дней, 16 часов, 20 минут, 8 секунд (22.01.2008 - 10:08) Сергей_М написал(а):
Сорри. Только врубился что тут проводится... Мне простительно.. Только с больницы... Извините может что и попутал....

Спустя 5 дней, 8 часов, 29 минут, 16 секунд (27.01.2008 - 18:37) Sir написал(а):
Предлагаю вне очереди провести и прилепить на постоянное место жительства темы по 5-й Традиции.

Сейчас прочитала разом несколько топиков тут и захотелось уйти на НД sad.gif Вспомнила, как пару недель назад туда зашла, почитала раздел "Если вы решили прекратить пить" и стало завидно. Поняла, что вот там по-настоящему работает 5-я Традиция, хотя о Традициях там никто слыхом не слыхивал.
Такой поддержки, такого чувства локтя, взаимопомощи я давно нигде не видела! Даже на живых собраниях. Ну разве что на Сретенке бывало несколько раз за чаем sad.gif

Спустя 4 минут, 32 секунд (27.01.2008 - 18:41) Lili M написал(а):
Можно и провести. Я не против временно перескочить через одну Традицию.

Спустя 3 минут, 4 секунд (27.01.2008 - 18:45) Sir написал(а):
Не, я не говорю, что перескочить. Я к тому, что вне очереди пустить пятую и прилепить ее на долгие века biggrin.gif
Может быть все-таки группа "Весвало" вспомнит, какая ее главная цель...
А может, я просто гоню, и ей место и время придет же через неделю уже?

Просто ей-ей, вот прямо руки чешутся на экскурсию водить на НД людей в разные темы. Чес-слово sad.gif
Может быть даже и сделаю где-то в дневнике у кого-то такую тему. Я тоже многому там учусь, заглядывая периодически в темы, где алкоголики, не знакомые с 12-м Шагом и 5-й Традицией помогают другим оставаться трезвыми и сами трезвеют без всякой "программности". А доброты и заботы там я увидела куда больше.
Поэтому и грустно мне совсем стало ... хоть плачь.

Спустя 1 минут, 31 секунд (27.01.2008 - 18:46) FatCat написал(а):
Цитата (Sir @ 27.01.2008 - 21:37)
Предлагаю вне очереди провести и прилепить на постоянное место жительства темы по 5-й Традиции.

Не вижу смысла.
Какая-то активность была в первой традиции.
Во второй я увидел преимущественно религиозные разборки.
В третьей вообще тишина в топиках спикеров.

Спустя 1 минут, 48 секунд (27.01.2008 - 18:48) Lili M написал(а):
Если тебе надоело вести семинар, ща кликнем клич, найдем кому интересно тебя заменить.

Спустя 1 минут, 37 секунд (27.01.2008 - 18:49) Sir написал(а):
Хм. А если бы в третьей бился народ, то смысл в 5-й Традиции бы был? biggrin.gif
Хотя ладно, это я уже шуточки шучу дурацкие, как выразился Раф в одной из тем. Или какие они там были...

Не суть. Я уже поняла, что возможно я поторопилась со своим предложением.
Будет время, будет темка и про 5-ю Традицию.
Извиняюсь, если кого перебаламутила.

Спустя 6 минут, 34 секунд (27.01.2008 - 18:56) Алена* написал(а):
Sir
А что если Чмоки попросить написать? Ну про 5-ю традицию? Уж она как раз из тех, кто традиции знает как свои 5 пальцев, да и заинтересована она в людях, в любых.. wink.gif




Спустя 1 год, 7 месяцев, 28 дней, 17 часов, 37 минут (1.09.2009 - 09:45) Фенечка написал(а):
В конце августа 2009 г. в Москве
прошел семинар по Традициям АА. Я писала об этом недавно в своем журнале.
Приезжала Джулия из Америки, 29 лет трезвости.
Я получила пользу, которой даже и не ожидала.
Теперь ума палата. smile.gif

Не совсем поняла, кто может в теме высказываться, только спикеры?
Я могу?

Решила поднять тему еще раз.


_____________
Малая группа по шагам
Спикерское
Светские 12 шагов
______________
Курю бакбук 14 лет, 20 дней.
______________
Если я вас напрягаю или раздражаю, вы всегда можете забиться в угол и поплакать.