12 шаг
Мы уже упоминали, что программа выздоровления началась с открытия Биллом Уилсоном «принципа заботы»: алкоголик утратил способность заботиться о собственной трезвости, но он может оставаться трезвым сколь угодно долго, пока он заботится о трезвости другого алкоголика.
Многие из нас, лишь только начав знакомиться с программой выздоровления, только начав посещать собрания групп «Анонимных Алкоголиков / Наркоманов / Игроков / Должников/ Переедающих / Депрессивных и т.п.», испытывали острое желание рассказать всему миру о своем открытии. Мы рассказывали своим давним знакомым и случайным встречным, к месту и не к месту, иногда навязчиво и невразумительно — рассказывали, как мы начали выздоравливать. Мы звали этих людей на наши собрания, вели с ними долгие разговоры, иногда оказывались впутанными в их бытовые проблемы, одалживали им деньги, после чего, нередко, эти люди стремительно исчезали из поля нашего зрения, так и не начав выздоравливать. Очевидно, наше навязчивое желание помогать не помогло этим людям. Но наши усилия оказались не напрасными — мы сами остались трезвыми и постепенно, шаг за шагом, дошли до двенадцатого шага нашей программы.
Мы до сих пор иногда одалживаем деньги или иным образом помогаем материально. Что изменилось: мы не даем в долг больше, чем готовы подарить этому человеку.
В «Анонимных Алкоголиках» двенадцатый шаг начинается словами: «Достигнув
духовного пробуждения, [к которому привели первые 11 шагов]…»
Это значит, что наша программа духовна — программа использует в своей работе духовные принципы.
Для религиозных людей слово «духовность» имеет точное значение в рамках их веры. Мы же попробуем дать светское определение этого понятия: стремление к общечеловеческим ценностям.
Наши предки были стайными животными: вместе жили, вместе добывали пищу, вместе защищались от врагов. Или, скажем точнее, коллективными животными: для выживания всей стаи было необходимо распределение ролей между членами стаи.
Простой пример распределения ролей мы видим у муравьев. Одни муравьи находят и приносят в муравейник пищу, другие защищают от врагов, третьи ищут стройматериалы и строят муравейник, четвертые заботятся о матке и личинках.
Муравей, лишенный своей роли, не может освоить другую роль и погибает. Так муравьи, заботящиеся о матке и личинках, в случае гибели матки и личинок не становятся добытчиками пищи или строителями.
Подобное, только намного более сложное, распределение ролей есть и в человеческом обществе.
Человек, безусловно, намного сложней муравья, и роли в человеческой стае намного сложней и более многоплановы, чем в муравейнике.
Роли — это не только выбранные профессии, это и роль в семье, и роль в коллективе, и даже манера поведения с незнакомыми людьми.
Духовность — это гармония с миром людей. Как любой идеал, духовность недостижима, но к ней можно стремиться и, в большей или меньшей мере, приблизиться.
Первые 11 шагов программы выздоровления вернули нас в мир людей, помогли найти свое место в этом мире. Мы перестали страдать от своей зависимости, и двенадцатый шаг — это наша возможность помочь тем зависимым, которые все еще страдают.
Потом мы узнали, что
программа не для тех, кто в ней нуждается для выздоровления, а для тех, кто хочет выздоравливать при помощи духовных принципов.
Как бы сильно ни было наше желание помочь другому человеку, выздоравливали не обязательно те, кому мы страстно желали выздоровления; выздоравливали те, кто предпринял достаточно действий для выздоровления.
И теперь у нас возникло иное отношение к двенадцатому шагу: не мы выбираем, кому помочь выздоравливать, нас выбирают желающие выздоравливать, если мы достаточно однозначно дали им понять, что мы можем и готовы помочь.
Мы перестали охотиться за зависимыми и навязывать им свое знание программы выздоровления.
Некоторые из нас, члены сообществ АА и NA, следуя традициям этих сообществ, все же ходят в больницы и реабилитационные центры для алкоголиков и наркоманов «с
двенадцатым шагом», но никто не делает этого поодиночке — это, скорее, выполнение пятой традиции группы, а не личного двенадцатого шага.
Двенадцатый шаг не делается по расписанию, двенадцатый шаг — это образ жизни.
Некоторые из нас оставляли свой личный телефон контактным в социальных сетях, на сайтах или в объявлениях в газетах бесплатных объявлений и информационных досках у автобусных остановок. Двенадцатый шаг в этом случае — готовность помочь страдающему зависимому не по расписанию в удобное для себя время, а тогда, когда такая помощь понадобится.
Никто из нас не живет в изоляции, все мы окружены множеством людей. Соседи, сотрудники и коллеги, бывшие одноклассники или однокурсники, родители одноклассников наших детей и прочие друзья-приятели — все эти люди довольно много знают о нас, чтобы заметить изменения, происходящие в нас в результате влияния на нашу жизнь программы выздоровления.
Иногда нам задавали прямые вопросы: «Ты бросил пить?», «Ты заметно похудела. Как тебе это удалось?», «Поражаюсь твоему оптимизму, как тебе это удается?» Эти и подобные вопросы могут стать почвой, на которой мы выращиваем свой последующий двенадцатый шаг.
Не вдаваясь в лишние подробности, мы отвечали этим людям, что есть простая программа выздоровления, и, если у них самих или их близких и знакомых есть проблема с зависимостью, мы готовы ответить им на их вопросы, и, в меру сил, помочь тоже выздороветь.
История Михаила:
«В поисках новой работы я нашел вакансию „мечты моей жизни”. Правда, там требовалась молодая женщина инженер. Я позвонил, и честно сказал, что их вакансия — „мечта моей жизни”, но у меня есть 3 маленьких недостатка: у меня не инженерное образование, а медицинское, я уже не молод, и я не решусь стать женщиной. В ответ — смех и приглашение на собеседование.
Оказалось, собеседование к тому времени длилось уже больше недели, кадровик к моменту моего появления успела побеседовать с двумя сотнями кандидаток, и единственное, что она хотела в тот момент, это побыстрее от меня отделаться. С минуту послушав мой рассказ о моих достоинствах, она меня перебила:
— Вы хорошо описали свои достоинства, и, естественно, ничего не сказали о недостатках. Каков Ваш главный недостаток?
— Я запойный алкоголик.
После секунд 15 паузы, потребовавшейся кадровику, чтобы „переварить” услышанное, следующий вопрос:
— И когда же был последний запой?
Я, не промедлив ни мгновения, называю дату моего прихода в АА, ибо с того дня я больше ни разу не пил — дату восьмилетней давности.
У кадровика отвисает челюсть, и она тихо произносит, явно не осознавая, что я это слышу:
— Это обязательно должна увидеть И.М.
В итоге я получаю эту работу.
Через какое-то время я узнаю, что упомянутая кадровиком И.М. — сильно выпивающая сотрудница верхнего эшелона администрации. Мы начинаем общаться, и через какое-то время она перестает пить, найдя поддержку трезвости в религии».
Три принципа программы — честность, открытость и готовность — стали нашим повседневным образом жизни. Нам стала нравиться наша новая жизнь. Мы ощущаем себя выздоровевшими, а не выздоравливающими. Честность перед самим собой незаметно для нас стала все чаще и чаще становиться честностью перед другими. По большому счету, нам стало нечего скрывать. Обстоятельства, прежде ранившие нас, стали нас волновать не больше, чем события прочитанных книг или просмотренных фильмов. Мы перестали бояться говорить о своей болезни с другими людьми. Исчезло чувство собственной неполноценности, и, вместе с тем, у нас появился жизненный опыт, который может помочь другим людям. Мы не готовы променять даже худший день нашей новой жизни на самый лучший день былых времен. Наша жизнь стала не хуже, чем жизнь нормативных людей, никогда не страдавших от зависимости. Мы с оптимизмом смотрим в наше будущее.
http://addictions.vesvalo.net/