Шаги 10–11
Первые 9 шагов дали нам возможность освободиться от груза прошлого. Пришло время начинать независимую жизнь — жизнь без зависимости.
Десятый шаг начинается со слов: «продолжали инвентаризацию». Это значит, что мы продолжаем работу, начатую в четвертом шаге: нравственную инвентаризацию себя и своей жизни. В четвертом шаге мы проделали огромную работу, оценив себя и свои поступки за всю жизнь до начала
работы по программе. Десятый шаг означает, что мы ежедневно проводим такую же оценку каждого прожитого дня.
Многие из нас обращаются к десятому шагу вечером, перед сном: вспоминают прошедший день и задают сами себе те же вопросы, которые задавались в четвертом шаге: есть ли яркие воспоминания о своих поступках за прошедший день, довольны ли мы собой, или же в этот день было что-то, чего мы теперь стыдимся, или испытываем страх последствий, или как-то еще недовольны собой.
Есть хороший инструмент для работы по десятому шагу: вопрос про «день сурка». Мы спрашивали сами себя: если бы у нас была возможность прожить этот день заново, как бы мы хотели прожить этот день — так же, как прожили, или хотели бы что-то изменить в своих чувствах, мыслях и поступках?
Если ответ на этот вопрос: «да, я прожил хороший день, я я хотел бы прожить его еще раз, ничего не меняя» — значит, прожит еще один счастливый день в программе. Если жизнь течет так, что не хочется в ней ничего изменить — это и есть счастье, которое доступно нам в программе выздоровления.
Один из нас, практикующий десятый шаг уже третий десяток лет, так описывает изменения своей жизни в программе:
«Чувство недовольство собой было у меня всю жизнь, сколько я себя помню.
Дойдя в программе до десятого шага я надеялся, что у меня появятся счастливые дни, за которые мне не придется стыдиться, дни, когда не будет чувства нелюбви к самому себе. Вскоре, в один из выходных с семьей, это получилось в первый раз: я провел целый день без конфликтов, день, который приятно было вспомнить. Со временем, благодаря инструментам 6–7 шагов, мне стало удаваться достойно проживать и конфликты. Если я не рефлексирую, а удерживаю в голове, что и зачем я делаю, как минимум, мне не приходится стыдиться своих поступков, а чаще всего конфликт превращается в вопрос, которому находится конструктивное решение.
Примерно к году в программе счастливые дни стали у меня получаться 2–3 раза в неделю. Слова „делай что должен, и будь что будет” перестали быть для меня пустым звуком и стали образом жизни. Сейчас, на третьем десятке лет работы программы, большинство моих дней счастливы, и лишь иногда, 2–3 раза в месяц, у меня бывают дни, когда я недоволен собой, своими поступками или, чаще, словами или интонациями».
Некоторые из нас предпочитают оценивать вчерашний день рано утром, до того, как события нового дня захватили нас и вовлекли в новый водоворот мыслей и чувств.
Из четвертого шага мы узнали о ценности послевкусий — приятно или неприятно нам вспоминать о прошлых событиях. Когда мы дошли до десятого шага, мы обнаружили, что из послевкусий состоит вкус жизни.
Вечером мы, возможно, еще остаемся во власти мыслей и чувств завершающегося дня, а утром уже начался новый день, вчерашние события остались в прошлом, и мы можем более точно оценить послевкусия: нравится ли нам наша жизнь, довольны ли мы вчерашним днем, не сожалеем ли о своих вчерашних поступках, хотим ли мы, если бы была возможность, что-то изменить в своем вчерашнем поведении.
Так или иначе, вечером или утром, если прошедший день оставил нам неприятное послевкусие, мы разбираем всю цепочку, приведшую к этому: ситуация, что мы чувствовали, попав в ситуацию, душевное качество (ресурс), которым мы воспользовались, наши действия, которые привели к состоянию, когда мы снова недовольны сами собой. Иными словами, мы проделываем ту же работу, которую делали в четвертом шаге, но не за всю прошлую жизнь, а за один прошедший день.
Дальше мы переходим к одиннадцатому шагу; мы продолжаем
работу по программе с этим событием, так, как мы это делали в шестом и седьмом шагах. Мы делаем «домашнюю заготовку» — каких ситуаций мы ждем и каким ресурсом хотим в них воспользоваться. Затем настраиваем себя на желание как можно скорее прожить подобную ситуацию с радостью, воспользовавшись подходящим ресурсом и совершив хороший поступок. Таким образом, мы повторяем кусочки шестого и седьмого шагов на один день.
Если мы вчера причинили кому-то ущерб, сегодня у нас есть возможность пополнить список восьмого шага и сделать этому человеку девятый шаг: извиниться за вчерашнее или возместить причиненный ущерб.
Если же оказывается, что мы опять были одержимы своей зависимостью, — если произошел срыв, — это возвращает нас к первым трем шагам. Мы спрашиваем себя, действительно ли мы признали полное
бессилие перед зависимостью, сделавшей нашу жизнь неуправляемой. Или, возможно, мы не смогли честно решить для себя, какова сила, более могущественная, чем наша собственная, которая поможет нам избавиться от зависимости. Или же мы снова понадеялись на свои силы и характер, проигнорировав поддержку
высшей силы.
В этом случае, скорее всего, нам понадобится не один день, чтобы вернуться к программе с самого начала и поработать по ней, доделав упущенное раньше.
Многие шаги в программе выздоровления парные: мы сначала готовимся, потом делаем. Мы сначала находим разные проверенные другими людьми
высшие силы, а потом выбираем из списка ту, которой мы готовы довериться — второй и
третий шаги. Мы сначала проводим нравственную инвентаризацию своего «я», а потом пользуемся результатами инвентаризации, чтобы с помощью другого человека найти истинную природу наших недостатков — четвертый и пятый шаги. Мы сначала составляем «домашние заготовки», какими душевными ресурсами в каких ситуациях мы хотим пользоваться, а затем реализуем эти планы в «боевых условиях» реальной жизни — шестой и седьмой шаги. Мы сначала составляем список людей, которым мы причинили зло, а затем идем к этим людям, чтобы извиниться и возместить причиненный нами ущерб — восьмой и девятый шаги. Точно так же десятый и одиннадцатый шаги — это шаги подготовки и действий: мы анализируем прожитый день, и, если обнаруживаем ошибку, мы исправляем эту ошибку инструментами программы от первого до девятого шага.
Нередко мы сразу замечали допущенную ошибку: сплетню, проявление гнева, поспешность суждений, ложь, нечестный поступок — то, что, как мы уже знаем, оставит после себя неприятное послевкусие. Неразумным будет ждать завтрашнего дня для исправления ошибки, если есть возможность исправить эту ошибку здесь и сейчас. Это так называемый «немедленный десятый шаг».
Исправить «здесь и сейчас» не означает «сию секунду». Мы не совершенны, и рискуем впопыхах еще больше испортить ситуацию. Программа научила нас во всем полагаться на силу, более могущественную, чем наша собственная. Верующие обращались к Богу, стараясь узнать Его волю. Те из нас, кто не верят в Бога, пытались представить реакцию значимых для нас людей, если бы они находились рядом и были бы свидетелями происходящего. Это не требует много времени, и мы быстро научились задавать вопрос
высшей силе и получать ответ за время одного вдоха.
В любом случае, даже вне связи с выздоровлением от зависимости, практика наблюдения за собой и своим поведением представляется нам полезной и желательной.
Некоторые из нас с этой целью пробовали некоторое время носить фиолетовый браслет.
Фиолетовый браслет – это необычный эксперимент, придуманный Уиллом Боуэном. В 2006 году он предложил надеть на руку фиолетовый браслет, чтобы всего за несколько недель навсегда изменить свою жизнь.
Суть техники довольно проста: вы надеваете на руку простой резиновый браслет, чтобы показать свое намерение в течение ближайших трех недель отказаться от злобы, раздражения, жалоб, нытья и сплетен. Если вы вдруг нарушили условие эксперимента, – выразили чем-то недовольство, начали критиковать окружающих или мысленно пожаловались на что-то, – нужно снять браслет и надеть на другую руку: с этого момента отсчет начинается заново.
Мы не ограничивались в списке дефектов характера «злобой, раздражением, жалобами, нытьем и сплетнями», и переодевали браслет каждый раз, когда проявлялись любые дефекты нашего характера. Иногда происходило забавное, когда браслет несколько раз переезжал с руки на руку за время одной беседы, но это позволяло провести беседу конструктивно без перерастания в конфликт.
В этих шагах, как и во всей программе, нам было не обойтись без помощи силы более могущественной, чем наша собственная.
Те из нас, кто принадлежит к религии, подразумевающей общение с Богом через молитвы, практикуют молитвы. Многим из нас помогают
медитации. Те, кто не верят «ни в Бога, ни в черта», обращаются за помощью к другим людям.
Независимо от представлений о
высшей силе каждого из нас, все мы пользуемся «принципом заботы»: «когда я что-то делаю, заботясь о ком-то другом, все получается легче и лучше, чем когда я что-то делаю, заботясь только о себе».
http://addictions.vesvalo.net/