Версия для печати |
Журналы: Илья алкоголик -> ὀρθοδοξία |
09 марта 2013 |
11:03 Вселенская родительская суббота |
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ДЕРЗАЙТЕ! Вселенская родительская (мясопустная) суббота– один из основных поминальных дней православного календаря. Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала "днем покоя", – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого "обвеетшавшего" – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? "Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный". Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – "родительские субботы", названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей. Почему выбрана именно эта суббота? Перед Неделей о Страшном суде (иначе – Неделей мясопустной) Святая Церковь молится об усопших, чтобы и они вместе с нами стали одесную (по правую сторону) от Судии. Особенно же молится о тех, кто, как говорит триодное назидательное чтение (Синаксарь), были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погибли от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также о бедных и немощных и всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша (не получили)». Богослужебные тексты подробно раскрывают нам «богословие смерти и воскресения». «Особенно выразительна четвертая хвалитная стихира в субботу мясопустную. Она начинается пасхальным восклицанием "Христос воскресе! " Как знаменательно это радостное восклицание задолго до Пасхи в первый раз услышать именно в день поминовения усопших! Это – как обоснование самой молитвы нашей об усопших. И вместе – это радостное благовестие поминаемым, с которым Святая Церковь спешит (такова её любовь!) обратиться к усопшим раньше, чем к живым: "Христос воскресе… Дерзайте вси мертвии". <…> Ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет несколько ослабить страх этого грозного Дня, хочет приободрить усопших, а вместе и живых. "Христос воскресе… дерзайте! "» (Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб., 1999, с. 38.) |
Комментарии :0 |
Нет комментариев к выбранной записи. |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |