Версия для печати |
Журналы: Илья алкоголик -> ὀρθοδοξία |
19 января 2013 |
08:39 С прздником Богоявления ! |
С прздником Богоявления ! Комментарий Илья алкоголик - 19.01.2013 - 08:46: "Царская иордань" на Неве В Петербурге, как и во всей России, этот праздник сопровождался особым ритуалом, проводившимся на реках или озерах. В столице таким местом была Нева у Зимнего дворца, напротив Петропавловской крепости. Во льду вырубалась обширная полынья, над ней сооружался временный деревянный храм с широкой террасой и открытой галереей. На террасе священники совершали молебен, а на галерее размещали знамена гвардейских полков. Их приносили для освящения водой из проруби – так называемой Иордани. От "иорданского" подъезда Зимнего дворца к реке и далее по льду строились сходни, и мостики покрывали коврами и украшали флагами и гирляндами. Вдоль них шеренгами стояли гвардейские части в зимней парадной форме, но без шинелей и перчаток – такова была традиция. После Обедни в Зимнем дворце высшее духовенство во главе с митрополитом выходило на Иордань – служить молебен с водосвятием. Затем появлялись сам Император и Великие князья. В годы царствования Николая II водосвятие невской Иордани проходило без дам, поскольку в начале января в столице, как правило, стояли знаменитые крещенские морозы. Высший иерарх опускал в воду крест. В это время из пушек Петропавловской крепости и на Стрелке Васильевского острова давали салют 101 залпом. Считалось, что в этот момент вода в проруби мгновенно становилась святой, и все по очереди подходили испить ее, несмотря на то что уже тогда вода в Неве не отличалась чистотой. По совершении водосвятия митрополит окроплял святой водой всех присутствовавших, а также полковые знамена. После этого Император принимал Крещенский парад – мимо него церемониальным маршем проходили войска, присутствовавшие на Иордани Комментарий Илья алкоголик - 19.01.2013 - 11:32: Водоосвящение "великое" и "малое" Дело в том, что Православная Церковь различает два вида водоосвящения – "великое" и "малое". Великое водоосвящение непосредственно связано с праздником Богоявления (Крещения Господня), отсюда его другое название – богоявленское, или крещенское водоосвящение. В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды – накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя. Вода, остающаяся после таинства крещения ("крестильная вода"), также именуется "великой агиасмой"; ее, разумеется, не пьют, но с благоговением выливают в "место непопираемое" (Номоканон при Большом Требнике). В то же время Церковный устав строго предупреждает тех, кто невольно приравнивает агиасму к Святым Тайнам, соблюдая перед ее вкушением литургический пост и отказываясь пить воду в случае принятия пищи. "Известно же буди всем о святей воде. Яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради – не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже (для того) во всяких местах – и скаредных и всюду – кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея!? Но да увеси (познай), яко не вкушения ради ястия (не от принятия пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду" (Типикон. СПб., 1992. Ч. 1. С. 391-392). О чудесных свойствах богоявленской воды говорит свт. Иоанн Златоуст (†407): "В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год <...>. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но <...> целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников" (О Крещении Христа). Малое водоосвящение совершается 1/14 августа, в день Преполовения Пятидесятницы, в дни храмовых праздников, а также в другое время по желанию верующих или официальным поводам – в храмах, домах, на городских и сельских площадях, в полях. Ему обычно предшествует молебен. Символически это водоосвящение связано с иерусалимской купелью Бетзата ("Дом милосердия") у Овчих ворот, в которой ангел "возмущал" воду, придавая ей тем самым исцеляющую силу (Ин 5:1-9), а также с чудом, совершенным Иисусом Христом у Силоамского источника (Ин 9:1-11). Малая агиасма также обладает благодатными свойствами и применяется в священных церемониях: при окроплении зданий, полей, стад скота и др. Она тоже раздается верующим для употребления дома (обычно утром натощак, часто вместе с просфорой). Определенной разновидностью агиасмы может считаться "родостома", "родостама", "родостамна" (греч. rodostagma – 'розовая вода') – вода с добавками ароматических веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа (Ин 12:3), а Его тайные ученики – все тело Учителя при погребении (Ин 19:39-40 Комментарий Илья алкоголик - 19.01.2013 - 11:33: Водоосвящение и купание "Сегодня освящается естество вод", – поется за службой водоосвящения. Естественно, христианину хочется не только вкусить агиасму, но все тело освятить погружением в эту преображенную стихию. По древнерусским представлениям, такое купание было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – "чтобы смыть с себя скверну бесовских масок". Современные весельчаки, предававшиеся на святках "национальным излишествам", желают столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Здесь мы уже выходим за рамки здравого смысла. В авторитетном богослужебном пособии (впервые вышло в свет в 1892 г.), переизданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, читаем: "В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. <...> Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать2 от Бога чуда [!!! – Ю. Р.], или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. <...> Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены». Это здравое церковное суждение обращено и к некоторым современным батюшкам-экстремалам, бездумно загоняющим простодушных прихожан в ледяную воду. Комментарий Алеша - 19.01.2013 - 15:33: Поздравляю с праздником Крещения! Ты чего так резко против купания на крещение?. У нас в Одессе купания организованы по благословению митрополита, и Ильинский монастырь организует. Хороший обычай, здоровым людям в радость. Комментарий Илья алкоголик - 19.01.2013 - 19:23: Комментарий жека - 19.01.2013 - 23:28: Фанатизм неприемлим нивчем! Я вот например за купание в реке Иордан! При плюс 28!! Комментарий Кльома - 20.01.2013 - 01:03: с праздником крещением господним! |
Комментарии :0 |
Нет комментариев к выбранной записи. |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |