Версия для печати |
Журналы: tonika_007 -> жизнь продолжается |
30 августа 2021 |
16:49 Догвиль |
ДОГВИЛЬ На третий день был просмотр фильма «Догвиль». Мой приятель заранее предупредил меня, что фильм нудноватый и очень абстрактный. — Смотрится тяжело, но надо высидеть, потому что там есть нечто серьезное. И проблемы он ставит очень острые. Такое ощущение, что выносится приговор христианству. — Это как же понять? — любопытствую я. — Да там главная героиня пытается вести себя по-христиански до последнего. Все строго — так, как Христос заповедовал. А потом взяла, да и, к такой-то матери, перестреляла всех. — Это уже интересно, — оживляюсь я, — интрижка какая-то. — И продолжаю: — «Догвиль», как я понимаю, в переводе означает «собачий город». Типа: все люди там — как собаки. Мой собеседник улыбается: — Там единственное порядочное существо из всех — это собака. Она единственная осталась в живых. Я вспомнил произнесенные кем-то слова: «Все заповеди Христа красиво звучат, но все они абсолютно неприменимы в реальной жизни. Те, кто им следуют, получают унижения и издевательства, а потом их убивают. Если они выживают, то сами начинают истязать и убивать других». Нас было шестеро или семеро человек. В комнате задернули шторы, и фильм начался. Сюжет вроде бы необычный, но ведь, по сути, то же самое происходит с каждым из нас. Человек поверил в идеалы, доброту, нравственность, ненасилие и попытался все это реализовать на практике. А люди постепенно стали пользоваться этим и превратили его в раба. В конце концов герой должен был умереть, но почему-то вмешались другие силы. Главным героем фильма оказывается молодая и красивая женщина. Действие происходит в США в 30-х годах прошлого века. Кругом разгул преступности, люди живут по волчьим законам, а одна молодая, хрупкая и наивная девушка не хочет жить в собачьей атмосфере. Она бежит из этого мира куда глаза глядят. За ней гонятся бандиты. Раздаются выстрелы — их слышит молодой человек, который гуляет на окраине небольшого городка. Этот человек — идеалист. Его не устраивает серая жизнь ради куска хлеба, он постоянно читает книги — много книг. Он говорит, что люди имеют невысокую нравственность. Он сумел убедить граждан в том, что нужно собираться всем вместе и слушать лекции о морали и нравственности, и эти лекции приходится читать ему. Он изо всех сил пытается поднять духовность маленького городка. Он пытается вырвать горожан из рутины обычной жизни, когда все желания человека сводятся к двум-трем удовольствиям — еда, секс, добротное жилище... Он чувствует себя спасителем и покровителем обычных, серых, заурядных прихожан. Он видит несчастную девушку, которая пытается спрятаться от погони, и укрывает ее в надежном месте, а подъехавшим бандитам говорит, что никого не встречал. Умный и опытный пожилой главарь банды проницательно смотрит на него, а потом дает свою визитную карточку: — Если увидите эту девушку, позвоните мне по телефону. Получите большую премию. Главарь банды прекрасно разбирается в характерах людей. Он знает, как неисправимые идеалисты вдруг легко продаются за деньги. А те, кто фанатично поклоняются какой-то идее, рано или поздно, чтобы выжить, сползают на поклонение деньгам и благополучию. Они продают своиидеалы и находят для этого веские обоснования. Главарь не то чтобы знает это — скорее, он это чувствует. Он не оканчивал философских факультетов, где люди напускают туману и читают тонны ненужной литературы, для того чтобы получить статус, звание и убедить себя и других в своей состоятельности. Он практик. Он чувствует жизнь и видит ее. Он знает, сколько стоит каждый человек. Бандиты уезжают, и молодой человек остается один на один со спасенной им юной женщиной. Какое-то время, как он считает, ей надо пожить у них в городке, а потом можно будет уехать. Сначала женщина прячется и живет у кого-то из его знакомых, а потом, чтобы быть полезной людям, начинает помогать горожанам по хозяйству и учить их детей. И все постепенно привыкают к этой бесплатной няньке и входят во вкус. А потом один достаточно грубый и постоянно чем-то недовольный житель городка насилует ее. Она с трудом выдерживает этот позор и унижение. Но те лекции о нравственности и доброте, которые она слышит от своего спасителя, помогают ей удержаться. Потом ее насилует другой мужчина, потом следующий, и постепенно она становится сексуальной рабыней практически у всех мужчин городка. Но ее спаситель, ставший для нее учителем и наставником, убеждает принять все это и не противиться. Она верит ему и идет за ним. В ка- кой-то момент у нее появляется ощущение гибели, и она пытается убежать из городка. Просит водителя машины помочь ей, тот соглашается, а поскольку у нее нет денег, он насилует ее. А затем привозит назад и отдает жителям городка, и те заковывают ее в кандалы, чтобы больше не убегала. Единственное, что радовало ее и оставляло хоть какой-то свет в душе, — это глиняные куклы, с которыми она играла. Но с ней переспал муж женщины, детей которой она обучала. Та женщина заревновала, возненавидела ее и попросила знакомых мужчин, чтобы те разбили вдребезги все ее игрушки: — Когда начнете бить, поставьте ей условие: не будешь, мол, плакать — перестанем разбивать игрушки. А если она не удержится, разбейте все. Она знала, что несчастная женщина будет рыдать и удержаться от слез не сможет. Хотелось просто растоптать ее окончательно. Она чувствовала себя неимоверно выше этой загнанной в угол и всеми оплеванной дурочки, которая даже человеком считаться не может. А потом молодому парню, который читал ей лекции о доброте, тоже захотелось переспать с ней. Но она отказывается, сохраняя последние остатки достоинства. Если это любовь, то он не должен был отдавать ее другим. А если это сексуальное желание, то это некрасиво, поскольку он для нее — единственная точка опоры и все высокие чувства, которыми она жила, связаны с ним. Она не хочет опошлять эти красивые чувства, ведь это единственное, что у нее осталось. Все материальное у нее отнято, ее судьба разрушена. Ее надежды, идеалы развеялись, как дым. Единственное, во что она верит, — это в своего спасителя — в его принципы прощения, добродушия, непротивления. Но когда она отказывает ему, он почему-то забывает и о прощении, и о добродушии. Почему-то он находит визитную карточку бандита и набирает телефонный номер. За беглянкой приезжают несколько машин с вооруженными бандитами. Главный мафиози выходит из машины и приближается к молодому человеку, который еще недавно примерял на себя роль спасителя. Тот суетится заискивающе и, трусовато поглядывая по сторонам, ведет бандита к сараю, где находится беглянка. Мафиози видит, в каком она положении, и хладнокровно приказывает снять с нее кандалы и вывести наружу. А затем сажает ее в машину, начинается разговор и неожиданно выясняется, что главный мафиози — это отец девушки. - Тебе пора вернуться, — спокойно говорит он. - Я никогда не поеду с тобой, — отвечает она, — потому что ты жестокий, высокомерный, ты презираешь всех людей. А я хочу жить в светлом и чистом мире. - Ты более высокомерна, чем я, ты гораздо больше презираешь людей, потому что ты не наказываешь их и они превращаются в свиней. Чем больше они издеваются и унижают тебя, тем больше ты чувствуешь свое внутреннее превосходство и презираешь их. А я людей наказываю, когда это нужно, поэтому я добрее тебя. И тут девушка, которая до сих пор жила исключительно идеалами добра, прощения, принятия, вдруг меняется на сто процентов. Абсолютное добро рано или поздно превращается в абсолютное зло, одна крайность всегда переходит в другую. Этот процесс должен был произойти в ней рано или поздно, но под влиянием отца это произошло очень быстро. Ее голос меняется и становится жестким: - Расстреляйте всех жителей деревни, а дома сожгите. - Всех? — переспрашивает ее отец. - Всех, — твердо отвечает она. - А в том доме живет женщина, и у нее четверо детей. - Пусть начнут убивать ее детей и скажут ей: если удержишься от рыданий, остальных детей оставим в живых. Но если у нее на глазах появятся слезы, убивайте всех. Бандиты спокойно и деловито начинают убивать людей. И тут она слышит голос своего спасителя. - Я напишу хорошую книгу на эту тему, — говорит он. — Она будет очень нравственной и поучительной. Он дико боится за свою жизнь, но виду не подает. А она в этот момент вдруг понимает, что все его призывы к нравственности, духовности и великодушию были направлены на то, чтобы ощутить свое превосходство над другими людьми, повысить свой статус, поставить себя в центр вселенной. И спасал он ее для того, чтобы укрепить свою значимость и обеспечить возможность гордиться самим собой. Это поклонение идеалам и красивому будущему истребило в нем все человеческие чувства и даже чувства животные — ведь в животном мире любой самец будет отстаивать и защищать свою самку. А этот человек убеждал, что любит ее, и при этом подкладывал под других. И перекрыл ей возможности убежать из городка. Власть над ней, ощущение духовного превосходства, ощущение, что он держит ее судьбу в своих руках, оказались для него гораздо важнее, чем любовь и даже сексуальность. Когда молодая женщина увидела своего спасителя в новом свете, она поняла, что все было ложью. Молодой человек лишь рядился в одежды любви, но внутри любви не было. Его призывы к нравственности, духовности, идеалам, светлому будущему были дорогой не к любви, а к чувству собственной значимости и превосходства. - Этого я должна убить сама, — быстро произносит она и берет в руки пистолет. А затем подходит к нему и стреляет в голову — в то место, где находится поклонение идеалам, духовности и будущему. Фильм длился достаточно долго. Причем декораций в нем нет, подчеркнуто театральная постановка. Фильм натуралистичный и тяжелый. Я проспал почти половину времени, все это видели. Но идею фильма я уловил, и, когда все собрались за столом для обсуждения, я решил пошутить. Видя, как все смотрят на меня, ожидая объяснения и анализа, я сделал круглые глаза и широко развел руки: — А чего это в фильме баба такая дурная? Мужика ни за что замочила и поселок сожгла к такой-то матери. Чисто бабское поведение — то ей одно не нравится, то другое. Не успеваешь понять, что к чему, как попадаешь под раздачу. Все сочувственно посмотрели на меня. - Я понимаю, вы многое проспали, — сказал один из знакомых. - Так объясните же, в конце концов, в чем смысл фильма, — попросил я. — Почему эту бабу шарахнуло из одной стороны в другую? Зачем людей-то поубивали? Мне поверили и начали объяснять, в чем смысл картины. Я специально тянул время и каждому давал возможность высказаться. Истинно ценишь только то, что сам зарабатываешь. Если пытаешься понять сам, тогда понимание будет глубоким. Если берешь чью-то версию, понимание будет поверхностным и недолгим. Минут через сорок, когда у присутствующих все версии были исчерпаны, я рассеянно сказал: - Исходя из той половины фильма, которую я увидел, попытаюсь провести драманализ. На самом деле я лукавил. Я проспал только треть фильма. Но любая сильная и талантливая вещь голографична — целое можно восстановить по части. Некоторые фильмы я смотрю ровно пять секунд. После этого выключаю и понимаю, что смысла смотреть дальше - нет. Когда я прихожу на спектакль, после первой же минуты все становится ясным — и игра актеров, и режиссура, и пьеса. Это когда спектакль откровенно слабый. Но иногда нужно минут пять. У меня есть принцип — не позволять гадить себе в душу. Если мне не нравится продукт, я не буду его есть. Раньше я себя убеждал, что неудобно, что полезно, что дорого заплатил и т. д. А для души это очень вредно. Поэтому сейчас, если мне не нравится еда, я ее не ем или выплевываю. Если мне не нравится спектакль, я встаю и ухожу. Если представление просто слабовато, я ухожу в перерыве после первого действия. Если оно кажется мне отвратительным, я встаю и ухожу сразу. У хорошей вещи вкус и запах не бьют сразу же в нос. Более того, потом приходит послевкусие. Так же и хороший фильм. Он многоплановый, и, периодически возвращаясь к нему, все глубже понимаешь замысел режиссера. Обсуждение фильма продолжалось. А ведь этот фильм — реальный приговор христианству, как сказал кто-то из нашей компании. Все заповеди, изложенные Христом, в жизни, на практике неосуществимы. Как люди ни пытались выполнять все заповеди Христа и жить всепрощением и милосердием, в конце концов они падали ниже десяти заповедей иудаизма. Начинали мстить и убивать, как настоящие язычники. Похоже, режиссер решил озвучить то, о чем многие думают, но молчат. Христианство перестает что-то значить для людей. В Европе храмы стоят пустые. Геи и лесбиянки становятся священниками. Советский Союз рухнул, потому что идеи коммунизма оказались нереальными. А в настоящее время мы наблюдаем, как рушится христианский мир. Все трубят об экологической и экономической катастрофе, которая неотвратимо приближается. А о том, что нравственная катастрофа уже разразилась, все молчат. Действительно, самые страшные потери — это те, которых мы не замечаем. — Так этот фильм — действительно приговор христианству? Я пожимаю плечами: — А при чем тут христианство? Я его здесь не заметил. Я бы назвал это крахом неправильных представлений о христианстве. С.Н.Лазарев. Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 3. |
Комментарии :0 |
Нет комментариев к выбранной записи. |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |