Публичное Покаяние
Публичная исповедь назначалась членам христианской общины, которые совершали тяжкие грехи, унижающие достоинство Церкви и вносившие соблазны в среду верующих. В апостольский век известен пример покаяния коринфского грешника, которого апостол Павел повелел вначале извергнуть из общения с Церковью, потому что «малая закваска квасит все тесто» (Кор. 5, 6). После полного раскаяния грешника тот же апостол просил снова принять его в церковное собрание: «Для такого довольно сего наказания от многих. Так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы не был поглощен чрезмерной печалью, и потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2, 6—8). Публичное покаяние служило врачевством для самих кающихся и назиданием для других.
Вместе с публичным покаянием кающимся грешникам назначались и соответствующие епитимии: лишение права делать приношение в Церковь и участвовать в причащении; запрещение присутствовать на собрании верующих, особенно на Литургии (за более серьезные греховные поступки).
Исповедание тяжких плотских грехов совершалось публично лишь в случаях, когда было известно, что данный человек совершал их. Святой Василий Великий говорит, что такие грехи «отцы наши запретили явными творить (предавать оглашению), да не подадим причины к смерти обличенных».112 Совершившие их должны стоять с верными без Причащения до истечения времени покаяния. В случае же, если тайная исповедь не приводила к исправлению кающегося, назначалось публичное покаяние.
В Древней Церкви виновные в одном из трех смертных грехов: идолопоклонстве, убийстве и прелюбодеянии — отлучались от церковного общения; им полагалось длительное покаяние, иногда в течение всей последующей жизни, и только ввиду близкой кончины могло состояться принятие их в лоно Церкви и приобщение Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии.
Отлучение от Церкви совершалось за грехи, содеянные сознательно, свободным волеизъявлением, а не по немощи, необдуманности или принуждению. Отлучение состояло в совершаемом всенародно исключении из Церкви, точнее, свидетельстве Церкви о том, что данный человек, прежде чадо церковное, своим образом мыслей и жизнью сделал невозможным свое пребывание в Церкви. Имя отлученного удалялось из диптихов — списков членов христианской общины. Верующие прерывали с ним не только церковное, но и всякое другое общение. Прощение отлученным могло быть даровано через многолетнее покаяние. «Ты, грешник, — увещает Тертуллиан такого человека, — предайся покаянию, ухватись за него, как потерпевший кораблекрушение хватается за спасительную доску. Оно вынесет тебя из бездны греха и препроводит в гавань Божественного милосердия».113
Назначение епитимий и публичного покаяния могло совершаться только епископами по причине важности этих актов как для кающихся, так и для всей общины. Пресвитерам разрешалось примирять кающихся с Церковью в отсутствии епископа только когда имелась смертельная опасность для лица, проходящего публичное покаяние.
Публичное покаяние оформилось в особый чин к концу первой половины III века. Исторической основой для этого послужило гонение на христиан императора Декия (249—251). Гонение это началось неожиданно после двадцати лет покоя и отличалось особой жестокостью. Многие поколебались в исповедании имени Иисуса Христа, приносили жертвы идолам, воскуряли им фимиам или же так или иначе доставали свидетельства об этом. Когда гонение прекратилось, падшие возжелали восстановить общение с Церковью. Расценивая свое падение как вынужденное обстоятельствами, они не считали необходимым подвергать себя строгости покаяния и старались получить себе свидетельства исповедников веры. Исповедники, открыто исповедавшие веру и перенесшие мучения, давали им такие свидетельства, а пресвитеры, ревнуя без благоразумия о спасении, спешили допустить падших к общению с верными. Ненаказуемость преступления против веры приводила к ослаблению христианских нравов.
В Карфагенской Церкви явился исповедник Лукиан, который высказал мнение о возможности разрешения грехов всех падших. Это мнение Лукиана начал применять на практике один из непримиримых противников святителя Киприана Карфагенского — Филикиссим. Святитель Киприан высказался против такого исключительного права исповедников судить отступивших и принимать их в общение с Церковью. Он считал, что лишь епископ, как руководитель местной Церкви, может нести ответственность за возвращение отступивших. По его словам, примирение падших с Церковью должно совершаться через покаяние перед служителем Таинства. В своем письме «К клиру» святитель Киприан упрекает предстоятелей общины в том, что они, отвергая покаяние падших, оскорбляют тем Господа и Церковь. «Грешники, — говорит он, — и в меньших грехах... должны по Уставу благочиния совершать исповедь и потом уже через возложение руки епископа и клира получать право общения. А теперь, в такое тяжкое время,... когда не восстановлен еще мир самой Церкви, их допускают к общению, возглашают в молитвах их имя, и без принесения ими покаяния, без совершения исповеди, без возложения руки епископа и клира преподается им Евхаристия... Но тут повинны не те, которые не соблюдают заповеди Писания (см. 1 Кор. 11, 27): вина падает на предстоятелей, не внушающих братьям делать все по их наставлению, со страхом Божиим».114
В Римской Церкви, наоборот, пресвитер Новациан отнимал у падших всякую надежду на примирение с Богом и Церковью. Он протестовал против того, чтобы воссоединять с Церковью не только падших, но и вообще всех тех, кто вновь согрешил после первого покаяния, ибо через общение с грешниками Церковь, полагал он, оскверняется и перестает быть святой. К этому присоединился спор монтанистов и мелетиан: первые требовали строгого отношения к падшим, вторые — снисходительного.
Для водворения мира церковного в Карфагене состоялся Собор (251 г.), который, отвергнув крайности Филикиссима и Новациана, постановил «падших исцелять и врачевать средствами покаяния».115 Определение Карфагенского Собора было единодушно принято Римским Собором (251 г.). Так был восстановлен мир в Церкви и особо регламентировано публичное покаяние, «посредством которого отселе должны быть возвращены в ее недра те из христиан, которые явными пороками своими расторгали взаимный союз с ней».116 Это установление предусматривало принятие в разряд публично кающихся, прохождение публичного покаяния — несение епитимии и возвращение в лоно Церкви — сакраментальный акт публичного покаяния и разрешения грехов.
К публичному покаянию допускались все падшие без различия пола и возраста, звания и состояния. Желающий возвратиться в лоно Церкви приходил к пресвитеру, который подвергал испытанию искренность обращения, вносил имя его в список церковный и, возложив руки на пришедшего в знак разрешения отлучения, отпускал его. В первый день Великого поста осужденный на публичное покаяние приходил к церкви. У дверей его встречал епископ и вводил в храм. Здесь кающийся посыпал голову пеплом, надевал вретище и повергался на землю ниц. В это время епископ, клир и народ возносили за него молитву, после чего святитель возлагал на согрешившего руки, окроплял его водой и произносил краткое слово. Принятие в число публично кающихся этим оканчивалось. Теперь нужно было проходить подвиги покаяния с плачущими, слушающими, припадающими и купностоящими (разряды кающихся в Древней Церкви). Некоторым кающимся назначалось место на паперти храма, где они, во вретище, с посыпанной пеплом головой, повергались на землю пред входящими в храм, прося о себе молитв (плачущие); другим разрешалось стоять в притворе церкви (слушающие) или же в самом храме (припадающие) до Литургии верных; третьим дозволялось участвовать во всех молитвословиях вместе с верными (купностоящие).
Кающихся обычно отделяли от верных (согласно словам апостола Павла — 1 Кор. 5, 9—18), лишали права участвовать в агапах (вечерях любви), они должны были строго поститься для ослабления греховных порывов. Им надлежало бодрствовать, воздерживаться от удовольствий, молиться в течение долгого времени коленопреклоненно или падши ниц. Подвиги определялись в зависимости от вины согрешившего. Святитель Киприан говорит: «Сколь много мы согрешаем, столь тяжко должны и плакать. Глубокую рану надобно врачевать прилежно и долго. Покаяние не должно быть менее преступления».117 Отсюда в Церкви и установлены были сроки покаяния.
Срок публичного покаяния был различен. По отношению к некоторым грешникам он ограничивался годами, для других продлевался на десятки лет, а иным определялся на всю жизнь. Впрочем, степень покаяния и срок его зависели не от тяжести грехов, но от обстоятельств падения. Отсюда к падшим во времена преследований со стороны имперских властей допускалось снисхождение, к согрешившим смертно при менее тяжких обстоятельствах относились строже. Были и другие поводы для сокращения сроков, например, приближение смертного часа кающегося, усердие несших покаяние, ходатайство мучеников и исповедников. Однако и в этих случаях Церковь действовала в духе правосудия Божия: равнодушных и беспечных не принимала в свою ограду.
Когда завершались дни публичного покаяния, кающиеся становились полноправными членами Церкви. Это происходило обыкновенно в Четверг или Пятницу Страстной седмицы и совершалось торжественно. Кающиеся являлись к дверям храма. Настоятель, прочитав над ними молитвы, вводил их в храм, где они со слезами просили прощения у верных и давали обет не возвращаться к прежним порокам. Епископ возлагал на них «руки и дозволял, наконец, быть в стаде».118 Молитва о них и возложение рук епископа составляли сущность разрешения грехов и возвращения в Церковь. О какой-нибудь определенной формуле, произносившейся епископом при разрешении, ясного свидетельства у писателей Древней Церкви не встречаем.
По совершении руковозложения кающийся приступал к Причащению Тела и Крови Христовых на Литургии, и с этого момента снова вступал во все права верных. Только клирики лишались прежних степеней безвозвратно.
Начиная с IV века, когда гонения римских императоров на христиан прекратились и число верных стало возрастать, все реже применялось публичное покаяние. Постепенно упразднились степени покаяния и священнодействия, которыми сопровождалось принятие в разряд публично кающихся, хотя в некоторых общинах практика публичного покаяния сохранялась до VII—IX веков.
Тайная и публичная исповеди восполняли одна другую. Одна подготавливала к другой. На исповеди тайной открывалось внутреннее состояние грешника, исследовался его грех, определялись побуждения и обстоятельства, вызвавшие греховный поступок, узнавалась степень искренности кающегося и давались ему, если было нужно, наставления к прохождению публичной исповеди, определялась дисциплинарная мера церковного исправления согрешившего.
Практика публичной исповеди, наряду с положительным влиянием, таила в себе и некоторые опасности. Открытая исповедь перед всей церковной общиной могла заронить семя греха в душу немощного человека. Слыша о грехах ближних, такой человек, естественно, мог считать себя совершеннее кающегося грешника, и таким образом в его душе зарождался грех самомнения, самодовольства, превозношения. Кроме этого, некоторые христиане, боясь осуждения и презрения со стороны окружающих, иногда скрывали свои тяжкие грехи. Учитывая эти причины, предстоятели Церквей признали достаточной исповедь совершенную сначала пред Богом, потом пред священником, ходатайствующим о грехе кающегося119 Патриарх Константинопольский Нектарий ( 398) отменил должность пресвитера-духовника, который вел дела публичного покаяния. Каждому христианину было предоставлено право приступать к Таинству Покаяния только по велению своей совести. С того времени пресвитеры получали право свободно принимать на исповедь кающихся христиан и, независимо от тяжести грехов, разрешать их по своему усмотрению, сообразуясь с канонической практикой Церкви.
Лишь в исключительных случаях пресвитер должен был обращаться за советом к епископу, когда тяжесть греха и нераскаянность согрешившего требовали мер для предохранения Церкви от соблазна или явного вреда, а также когда личный грех являлся препятствием для вступления в клир.
К концу IX века публичное покаяние практически всюду в Церкви было вытеснено тайной исповедью
http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8475
Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 18:58: "Видим, что в качестве исключения великие святые избирали методы публичного покаяния, не имевшие места в приходской жизни. В практике церковной твердо установилась норма индивидуальной исповеди. Возврат к публичному покаянию невозможен, как нельзя повернуть время вспять, сделав вид что мы живем в первохристианское время в первом веке. Это будет фальшью и надуманностью. Нельзя искусственно ввести практику публичного покаяния" http://www.pravmir.ru/ne-vernutsya-li-k-otkrytoj-ispovedi/ Комментарий Великий Комбинатор - 2.10.2012 - 19:27: Столько много буков...спасибо но еле осилил... ...я лично сторонник опираться только на на факты АА есть. и это факт.... и Покаяние, как Главнейший инструмент исцеления, данный нам Богом в АА работает в форме публичной исповеди ... когда во время собрания происходит очищение души.. Поэтом дядя написавший столько много буков неправ.... Цитата (Илья алкоголик @ 18:58 02/10/2012 ) | . Возврат к публичному покаянию невозможен, как нельзя повернуть время вспять, сделав вид что мы живем в первохристианское время в первом веке. |
Людям свойственно ошибаться аднако...
Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 20:02: Цитата (Великий Комбинатор @ 19:27 02/10/2012 ) | Столько много буков...спасибо но еле осилил... |
Азбуку читай - там букофф меньше Цитата (Великий Комбинатор @ 19:27 02/10/2012 ) | Поэтом дядя |
Еще скажи что: Мы в духовных академиях не обучались Комментарий Великий Комбинатор - 2.10.2012 - 20:05: Цитата (Илья алкоголик @ 20:02 02/10/2012 ) | Азбуку читай - там букофф меньше |
Ты свою азбуку наверно как Буратино пропил и не помнишь.. а у меня в Азбуке буков столько же... Комментарий Великий Комбинатор - 2.10.2012 - 20:06: Цитата (Илья алкоголик @ 20:02 02/10/2012 ) | Мы в духовных академиях не обучались |
Там где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного..... Мне ближе те старцы которые академиев не кончали,мой земляк например.. Архимандрит Павел (в миру Павел Александрович Груздев (10 (23) января 1910 — 13 января 1996) — архимандрит Русской православной церкви вот это мне очень по душе...прям мне моего наставника напоминает.. И когда вдруг батюшка мог выразиться крепким словом, все вокруг ощущали: это наша грязь. С разными людьми старец мог разговаривать на их языке. Часто неверующие люди стараются при священниках, при верующих ругнуться матом, чтобы задеть, оскорбить, показать, какие они бравые. Это лукавый их так научает. Но батюшку таким образом нельзя было взять, он употреблял оружие врага против него самого. Такого человека он мог отбрить очень сильно, и тот смирялся и видел, что отец Павел не уступает ему в этом, а в другом-то во всем превосходит. Батюшка нес трудный подвиг, по апостолу Павлу: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»[4]. Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 21:54: Цитата (Великий Комбинатор @ 20:06 02/10/2012 ) | Мне ближе те старцы которые академиев не кончали |
А мне, те кто заканчивал: Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, т.к. те, кто не заканчивал, все-равно учились у тех, кто заканчивал Комментарий Великий Комбинатор - 2.10.2012 - 22:02: Цитата (Илья алкоголик @ 21:54 02/10/2012 ) | все-равно учились у тех, |
Не факт что имея первоисточник..от Учителя... • 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; • 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; • 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. • 11 Больший из вас да будет вам слуга: • 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
плюс "хорошую" жизненую школу и природную мудрость многих поколений русского народа им ваще это надо... Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 22:09: Великий КомбинаторКороче иди ты ... работай по программе Комментарий Великий Комбинатор - 2.10.2012 - 22:11: А ты Филя №2 Книжник и фарисей... Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 22:11: Цитата (Великий Комбинатор @ 22:02 02/10/2012 ) | Не факт что имея первоисточник..от Учителя... |
Стилистика до боли напоминает Чмоку Догадаться, что имел ввиду в принципе можно, а вот понять - врядли Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 22:12: Цитата (Великий Комбинатор @ 22:11 02/10/2012 ) | Книжник и фарисей... |
Типо Закхей ? Согласен Комментарий Великий Комбинатор - 2.10.2012 - 22:13: Цитата (Илья алкоголик @ 22:11 02/10/2012 ) | а вот понять - врядли |
А хрен ли..Учитель один..остальные Проводники.. Переписка в течении 20 веков простых истин... p/s/ представляю сколько бумаги извели.... а вопрос: Зачем? Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 22:18: Цитата (Великий Комбинатор @ 22:13 02/10/2012 ) | p/s/ представляю сколько бумаги извели.... а вопрос: Зачем? |
Да, да: " А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. …А надо всё взять и поделить!..." Комментарий Великий Комбинатор - 2.10.2012 - 22:19: Деревцо не сломай... Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 22:22: Цитата (Великий Комбинатор @ 22:19 02/10/2012 ) | Деревцо не сломай... |
Этта типо намёк ? «Напился, подрался, сломал деревцо! стыдно смотреть людям в лицо!»... Комментарий Великий Комбинатор - 2.10.2012 - 22:24: Цитата (Илья алкоголик @ 22:22 02/10/2012 ) | Напился, |
Сознание в измененке... эт точно религия в ударных дозах - это опиум для народа Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 22:26: Великий КомбинаторКароче некогда мне тут с тобой неуком возицца : надо проект птичника разрабатывать Комментарий Великий Комбинатор - 2.10.2012 - 22:27: Ладно спокойной ночи.... у меня дед в прицепе лежит С Новгорода привез..завтра хоронить будем в Луге. Тут и бабка с электрички на кладбище забежит иногда.. Комментарий Илья алкоголик - 2.10.2012 - 22:29: Молился сегодня за него. Комментарий Любаша - 5.10.2012 - 18:39: Цитата (Великий Комбинатор @ 20:06 02/10/2012 ) | Мне ближе те старцы которые академиев не кончали |
Великий Комбинатор ты, Юра, забыл, в какое время мы живём? Родившись в начале прошлого века, ещё можно было интуитивно держаться дореволюционной духовной традиции. Но нынеживущие люди - не из тех времён. А публичная исповедь давно стала одним из инструментов контроля в нынешних тоталитарных сектах. Которые расплодились до безобразия и в которые легко на раз попадают незнающие люди. Посему не гони бочки на образование и не возвеличивай малообразованность, плиз.
|