У античных язычников судьба – непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника – это рок, фатум. Человек – игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой «судьбы» Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект – аспект несвободы.
В науке роль судьбы выполняет казуальная детерминация, т.е. причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью – тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен – ты непременно умрешь, личность полностью распадется и не будет ничего. Как говорил тургеневский Базаров, лопух на могиле вырастет. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает.
В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как телеологической детерминации, т.е. Промысла, Провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. ....
Таким образом судьба – это детерминизм, предопределение. В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению ... Здесь слово «судьба» понимается в смысле предназначения.
В противовес языческой или естественнонаучной роковой детерминации Православие дает идею свободы и благого Промысла Божия. Лично человек свободен в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами). Кроме того, существует благой Промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай.
Как всеведущему, Богу открыты все судьбы человека, и Он заранее знает, какой путь изберет человек: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба человека уже известна Богу заранее, и это и есть последний аспект православного понимания судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба полностью зависит от нашей доброй воли. И мы сами выбираем себе свою судьбу.
http://azbyka.ru/dictionary/17/sudba-all.shtml
Комментарий Рыська - 20.01.2015 - 13:53: Как обычно)) куча воды, а в последнем абзаце сами себе противоречат несколько раз Цитата (Илья алкоголик @ 20 января 2015 13:17 ) | Как всеведущему, Богу открыты все судьбы человека, и Он заранее знает, какой путь изберет человек: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба человека уже известна Богу заранее, и это и есть последний аспект православного понимания судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба полностью зависит от нашей доброй воли. И мы сами выбираем себе свою судьбу. |
Комментарий Murka - 20.01.2015 - 14:04: Давно хочу спросить - куда делся А.Кураев? Почему вспомнила? Года полтора назад где-то я начала прислушиваться к идеям православия. Может и зря. Для того, чтобы верить, историю и теорию, знать не обязательно. Иногда - нежелательно. Но мне тогда все это показалось не лишенным смысла, красоты, стройности и т.п. И тут.... Казанская семинария - was fur ein Skandal! Я не про гомосексуализм, даже там - дело, в общем-то, житейское. Вот позиция наших "поп-звёзд" (Чаплин и иже с ним), официально озвученная, вызвала реальное отвращение. От всего сразу. Комментарий Илья алкоголик - 20.01.2015 - 14:16: Рыська
Читай ещё раз. Внимательно. Комментарий Илья алкоголик - 20.01.2015 - 14:33: Цитата (Murka @ 14:04 20/01/2015 ) | куда делся А.Кураев? |
Никуда не делся. Просто шуметь меньше стал.
Комментарий Инсайт - 20.01.2015 - 14:49: MurkaОн все так же много пишет в инете и его там все так же много комментируют. Просто его по ТВ меньше стало, но собственно там его, как и вообще православных деятелей, никогда много и не было. Комментарий Аполинария - 20.01.2015 - 15:39: Цитата (Илья алкоголик @ 15:16 20/01/2015 ) | Читай ещё раз. Внимательно. |
Цитата (Илья алкоголик @ 20 января 2015 14:17 ) | Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. .... |
Цитата (Илья алкоголик @ 20 января 2015 14:17 ) | мы сами выбираем себе свою судьбу. |
Комментарий Илья алкоголик - 20.01.2015 - 16:15: Аполинария
Начальник на работе, регулировщик на перекрёстке тоже управляет. Но от меня зависит подчиниться или нет. Комментарий Илья алкоголик - 20.01.2015 - 16:19: Цитата (Аполинария @ 15:39 20/01/2015 ) | Цитата (Илья алкоголик @ 20 января 2015 14:17 ) Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. ....
|
М.б. я излишне обрезал цитату. Полностью она звучит так:
"В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как телеологической детерминации, т.е. Промысла, Провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за «естественной» зависти братьев, а по Промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Прп.Иоанну Дамаскину отсекли руку, но – вопреки всем физическим законам – она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа."
Т.е. в данном контексте "управлять" - это значит направлять, подсказывать, помогать.
Цитата (Илья алкоголик @ 20 января 2015 13:17 ) | ...благой Промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай. |
Комментарий Илья алкоголик - 20.01.2015 - 16:20: На эту тему мегатонны книг написаны.
А в двух словах:Есть три воли: Воля Бога, воля дьявола и моя. Моя воля состоит в возможности выбора.
|