Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили меня греховные помыслы, и он дал мне такой совет: "Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. МЫСЛЬ МОЖЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ приходящие к нам помыслы, но в нашей воле принять их или нет." Допустим, сидит человек в доме, окна и двери закрыты, за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть, непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли, они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее. Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими - духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть ЗАКОН - природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.
Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: "А для сего спеши поставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел".
Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную.
Например, блудной - целомудренную, чистую; гневливой - доброжелательную; помыслу осуждения - помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.
Начинать борьбу с помыслами нужно с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Что бы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.
Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней как ДЕЯТЕЛЬНО, так и в мыслях. Брань эта никогда не прекратится. "Но все легче и легче... и все удобнее и удобнее будет преодолевать ее. И опытности прибавиться, так что и заметить, и отразить не трудно будет" (святитель Феофан)