... высокий, сутулый, но при этом удивительно изящный мужчина пятидесяти с лишним лет, его лицо было именно таким, какие рисуют на грузинских иконах. Характера Нико был странного. Он часто сидел неподвижно и смотрел в одну точку невидящими глазами. Порой бывал очень мнителен, спрашивал: “Зачем вы оказываете мне гостеприимство, если у вас нет задних мыслей?”
Мог обидеться непонятно на что, раскричаться. При этом порой поражал
смирением, и талантом своим вовсе не кичился (соглашался, к примеру, покрасить стену или написать название улицы и номер дома). Когда же он занимался живописью, собутыльники вечно вмешивались. К примеру, кто-нибудь говорил: “Нико, дорогой! Хорошая картина, но нарисуй на ней зайца!” Нико отвечал: “Нет, здесь не нужен заяц. Зачем заяц? К чему?” “Нико, нарисуй для моего уважения!”.
И художник соглашался. Он никогда ни с кем не торговался, и с одинаковой охотой отдавал картины и за 30 рублей, и за рубль, и за копеечную тарелку лобио со стаканом водки (трезвым Пиросмани не работал никогда). Часто он говорил заказчикам: “За деньги рисовать не хочу. Купите лучше мне краску” (он писал английской, довольно дорогой).
(с).