13:44 12 быстрых шагов материалиста FatCat |
Шаг первый: Мы признали свое бессилие перед алкоголем - признали, что потеряли контроль над собой.
Я специально выяснял - в середине текста действительно тире, а не запятая. Это значит, что я не буду признавать "бессилие перед жизнью" и прочие глупости, придуманные мессионерами для моего унижения с целью последующего воцерковления. Я - когда трезвый - нормальный взрослый человек. У меня есть профессия и профессионализм, мастерство я не пропил, у меня на самом деле много чего есть, чего я не пропил, и главное - у меня все еще есть перспективы, я все еще могу расти и развиваться.
Я бессилен перед алкоголем. Причем "подло" бессилен. Идя домой, я могу решить выпить сока или кваса. Я могу стопроцентно гарантировать, что сок или квас не помешают мне придти домой. Если же я решу по пути домой выпить пива, я попаду домой не стопроцентно. Сотни раз выпивал пива и приходил домой, но пару десятков раз следовало развитие и продолжение алкогольного сюжета до утра или на несколько суток.
Итак, начав пить, я неуправляем. Подобно пловцу в быстрой реке, от меня что-то зависит, но течение сильней... Алкоголь - та среда, погружаясь в которую я становлюсь ее щепкой в волнах. В штиль мне будет позволено выплыть без потерь, но никогда не гарантирован штиль в следующий раз.
Итак, пыпивший я бессилен перд алкоголем - я пью ВМЕСТО ТОГО, чтобы делать то, что я считаю нужным.
Но и трезвый я бываю бессилен перед алкоголем. Памятный пример: я твердо решил 4 недели не пить на море, и даже с женой договорились, что 4 недели сухой закон. Я этого САМ ХОТЕЛ. Но жена съела несвежую рыбу, отравилась, и ей надо было выпить стакан водки с солью, чтобы не заразиться глистами. Я купил бутылку водки, стакан с солью намесил жене, а остатки пошел выливать в туалет, чтобы не было мне соблазна... и в туалете залпом вылил в себя... Я хотел не пить, я шел обезопасить себя от соблазна, и... доля секунды, и моя воля сломлена. Это как удар боксера профессионала в солнечное сплетение - даже не успеваешь заметить движение кулака...
Я перый раз сам принимал решение бросить пить в конце 8 класса, и тогда даже не пил 2 года - до конца школы. Потом я принимал такое решение много раз... С 14 лет до 31 года я бросал пить раз 200-300 наверное. Когда удавалось на несколько месяцев, когда меньше; раз было, что хватило на 40 минут... Я о СЕРЬЕЗНОМ ОБДУМАННОМ решении, а не о пустых обещаниях родственникам, их я не считаю. 300 поражений и ни одной победы? В общем, трудно спорить с термином бессилия перед алкоголем...
Пора переходить ко второму шагу.
Цитата Пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.
Ключевое слово этого шага для меня - слово "пришли". Я пришел на собрание "анонимных", и я увидел трезвых алкоголиков. Более того, я увидел среди них более "алкогольных" алкоголиков, чем я, они падали в алкоголе ниже меня. Все же я не лежал в больницах, и две своих белые горячки я пережил цивильно дома, отпиваясь чаем и лекарствами, которые сам себе и назначал, не на вязках и не под аминазином...
В первом шаге я признал, что у меня нет силы самому противостоять алкоголю. На "аноимных" я увидел таких же, если не хуже, алкоголиков, но они были трезвыми. Если внутри меня нет силы быть терзвым, но есть такие же люди, которым удается быть трезвыми годы и годы - значит эту силу имеет смысл поискать.
Это мой второй шаг на логическом уровне. Чтобы его сделать хотя бы так, мне пришлось шевелить ногами - мне пришлось придти на собрание.
Дальше я начинаю разбираться на том же логическом уровне, что же это за сила, которая вне меня, и которая поможет мне быть трезвым. Всё то же ключевое слово: "пришли". Я пришел на собрание еще раз, и я стал спрашивать трезвых алкоголиков, что помогает им оставться трезвыми. Я занялся первым действием арифметики - сложением. Я начал складывать в кучу чужие силы. Вот куча, котрую я собрал прямо сейчас, сегодня, читая наш форум и общаясь с близкими алкоголиками: Христос, Аллах, Будда, Оше, кусок линолеума в комнате собраний группы, Бог без конкретизации имени, "дядька сверху", медалька за трезвость в кармане, единство АА, служение в АА, "не хочу обнулять счетчик", возможность позвонить кому-нибудь из анонимных в любое время суток, "бог во мне"... Затем второе действие - вычитание. Христа первым вычел, с острым чувством злорадства. Будду вычеркнул с сожалением; нравится он мне, но не врю, что поможет. Аллаха и Оше (если не переврал имя) равнодушно вычеркнул - не знаю и знать не хочу. Кусок линолеума вычеркнулся с небольшим сожалением - романтично звучит, а я все еще иногда цепляюсь романтикой. Абстрактного бога с толикой злорадства. "Дядьку сверху" устало, ибо это от жены, сотни раз уже вычеркивал для себя, устал вычеркивать. Единство АА не вычеркивается. И 13 лет назад не смог вычеркнуть, и сейчас не могу. Тогда это было в формулировке "мы можем то, что не могу я", и меня зацепила формулировка. Сейчас есть реальный опыт единства. Мне легко быть трезвым в любой пьющей компании, если я знаю, что где-то в мире есть другой трезвый алкоголик, и если я выпью и потом ему расскажу, что выпил - он расстроится. С мыслью об этом, может быть даже незнакомым мне, алкоголике - с этой мыслью мне легко не пить в самом пьющем месте; эта мысль может остановить меня даже тогда, когда бокал уже налит и я его держу в руке. 13 лет назад я не смог вычеркнуть фразу "в бога можно не верить, богу нужно доверять". Сейчас она у меня преобразовалась в совсем-совсем другое: "незнание закона не отменяет его действия; особенно это касается законов природы". Я не знаю почему, но на концерте нелюбимогомной Фимы Шифрина в зале я смеялся весь концерт. Слушая те же миниатюры дома в магнитофонной записи я зевал от скуки. Я могу не верить в свою стадность, но от моего неверия или незнания мои стадные инстинкты меня не покидают, они действуют. Если я хочу управлять своей жизнью - мне стОит попробовать изучить эти неведомые законы, которые действуют во мне - изучить законы природы. Третье, что я не могу сегодня вычеркнуть, хотя 13 лет назад вычеркнул безжалостно - это служение. Сегодня у меня есть опыт служения. Говоря о служении, я говорю не только и не столько о служении на группе "анонимных", сколько о своем стремлении оставить после себя что-то хорошее в этом мире. Это может быть хорошо сделанный сайт, это может быть успешновылеченный больной, с которого я не взял денег за лечение, это может быть моя работа во внеурочное время только потому, что я вижу смысл в своей работе... Вот те три силы, на которые я сегодня полагаюсь, пишу в чистой формулирвке: - Знания и здравый смысл; - Единство с трезвыми алкоголиками; - Служение.
"Приняли решение препоручить свою волю и свою жизнь Богу, как мы его понимаем".
Третий шаг у меня получился самым простым, и в то же время я его делал дольше, чем все остальные шаги вместе взятые...
Ключевое слово для меня "приняли решение". Ибо начиная с четвертого шага я приступаю к реальным действиям по изменению самого себя. Мне нужно будет произвести нравственную инвентаризацию себя и своего прошлого, нужно будет избавляться от недостатков характера, отдавать долги, учиться самоанализу и самоконтролю с нравственной точки зрения; разобраться наконец с пресловутой "высшей силой" - как же я ее понимаю - и в довершение начать делиться опытом и применять новые навыки в других своих делах, не связанных с алкоголем...
Всё вроде ничего, но 5-й и 9-й шаг я не хотел делать. Я считал, что есть некоторые моменты моей биографии, которые я НИКОМУ НИКОГДА НЕ СМОГУ рассказать, ибо никто не поймет и все осудят; и что есть несколько людей, которым я НИКОГДА не верну долг, ибо их долг мне намного больше. И я пробовал делать 4-й шаг, а после него сразу 6-й, а жизнь моя не улучшалась, и мое мироощущение оставалось ниже плинтуса. И вот в какой-то момент я решил, что я всё же расскажу иносказатьельно самые непроизносимые непроизносимости из моего прошлого; и что хрен с взаимными кредитами, пусть я зря отдам долги этим уродам, но если это нужно дял улучшения моей жизни, я готов... Иными словами, я принял решение сделать все 12 шагов насколько только смогу хорошо и полно.
А ведь именно через эти шаги я и препоручаю себя и свою жизнь... не богу, которому я не доверяю, а программе АА, которой я решил попробовать довериться.
Итак, третий шаг - это простое принятие решения, действие длинной доли секунды. Но сколько сил и времени у меня тогда отняла подготовка к принятию решения...
4-й шаг: "глубоко и бесстрашно оценили себя с нравственной точки зрения".
Для меня ключевое слово здесь: "нравственность". Ни в коем случае не "мораль".
Мораль - это основа цивилизации. Мораль - это кодекст писаных и не писаных правил, диктующих мне, как мне жить в обществе. Мораль - это то, чем общество воспитывает ребенка, чтобы ребенок вырос членом общества. Что-то ребенок получает генетически, что-то вкладывают в него родители, остальное вкладывает общество.
Мораль есть и у высших животных. Известен эксперимент, когда в вольере с обезьянами в одном углу была кормушка с лакомствами, но если обезьяна пыталась взять лакомство, наказывали ударом тока всю стаю. Обезьяны очень быстро поняли и запомнили, что лакомства брать нельзя. Затем треть обезьян заменили. Новые обезьяны хотели взять лакомства, но старожилы били их и не разрешали. Вскоре и новые обезьяны усвоили, что нельзя; током бить не пришлось, всё обезьяны смогли объяснить друг другу. Потом заменили еще треть, обезьян, а когда те освоились, заменили последнюю треть. В итоге можно было наблюдать, как обезьяны, ни одна из которых не испытала наказания экспериментатора, не трогали лакомства: ЗДЕСЬ ТАК ПРИНЯТО... Запрет на лакомства стал моралью в этом обществе.
Нравственность - это принципы, приобретенные личным опытом. Нравственность - это мое собственное умение жить в обществе и с пользой для себя и для общества, не потому, что "так здесь принято", а потому, что я это выстрадал собственной шкурой.
Комментарий FatCat - 4.02.2008 - 03:45: За основу я взял методику, описаную в большой книге: анализ чувств и через чувства я вспоминаю людей, вызвавших эти чувства, и обстоятельства, в которых эти чувства возникали. Все это очень напомнило мне функциональные системы, описывающие поведение всего живого. И я стал анализировать мои функциональные системы. Любое мое действие, любой мой поступок - состоит из нескольких последовательных этапов. Первый этап - чувства от органов чувств. Это может быть что-то увиденное или услышанное, это может быть физическая боль, это может быть чувство нехватки времени или еще более сложное чувство. Важно, что эти чувства - это работа органов чувств, работа больше тела, чем мозга. Второй этап - оценка обстановки. Если меня больно толкнул в транспорте худосочный старый хрыч - это совсем не та ситуация, когда толкнул молодой амбал. Чувство боли одинаковое, обстановка отличается. В ответ на чувство и в зависимости от обстановки (это называется афферентным синтезом) во мне поднимается то или иное мое личное качество: это может быть ярость, и я в ответ вонзаю локоть в ребра старого хрыча; или же может быть липкий старх, и я втягиваю голову в плечи и отодвигаюсь подальше от амбала. Да, третий этап - это мой поступок, но определяется поступок не столько моей логикой и не столько моими раньше принятыми решениями, сколько определяется тем качеством, которое во мне всплыло. Это понимание мне потом очень пригодилось в 7 шаге, когда начались изменения меня и моих качеств... Я сотни раз говорил сам себе, что нужно быть смелее, и сотни раз я испытывал липкий страх и вжимал голову в плечи. Четвертый этап - оценка ситуации, и чувство "послевкусия". Эти чувства сильно отличаются от чувств, начинающих поступкаи, - отличаются прежде всего тем, что они не столько телесные, сколько чувства в моем мозгу; они никак не связаны с органами чувств. И второе отличие "чувств послевкусия" - они всегда очень четко могут быть определены как "положительные" или "отрицательные". Если я совершил поступок, может быть даже выгодный для себя, но поступок реально ухудшил мое положение в обществе - я испытываю отрицательное послевкусие. Если поступок, даже в ущерб личной выгоде, усилил мою общность с другими людьми - послевкусие будет положительным.
Таким образом, мне удалось сформулировать нравственные критерии оценки своих качеств и поступков. Те качества, при помощи которых я совершаю поступки, приводящие к положительному послевкусию - эти качества будут нравственными. Те качества, пользуясь которыми я совершаю поступки с отрицательным послевкусием, - будут безнравственными.
Дальше я начал вытаскивать те восспоминания, у которых было острое послевкусие. Старался вытаскивать в хронрлогическом порядке. Одно из первых детских восспоминаний с острейшим отрицательным послевкусием: Я мечтал иметь черепаху, и тут, гуляя на улице, увидел, как старшие мальчишки закидывают камнями черепаху, пытаясь проломить панцирь. Я хотел выхватить у них черепаху и убежать, но знал, что не сегодня так завтра за это меня побьют. И я взял большой камень и начал бить панцирь черепахи, мол я такой же "крутой" и безжалостный. Я еще потом похвастался родителям, как я лихо расколол панцирь черепахи... Это одно из самых стыдных восспоминаний моего детства, я до сих пор испытываю острейший стыд за себя трехлетнего... И качество, которым я тогда воспользовался - я его называю "как все и даже лучше" - когда я стараюсь быть как все, и перестаю быть собой. Я потом вспомнил множество ситуаций, когда я старался быть "как все и даже лучше", и всегда за этим следовали поступки, оставившие отрицательное послевкусие. Но ведь в похожих ситуациях я иногда проявлял и другое свое качество: самостоятельность. В похожей ситуации, когда во 2 классе играли в "любовь", и одноклассники начали дразнить мою избранницу, я жестоко избил самого нахального и самого сильного из дразнивших; и мне до сих пор приятно вспоминать об этом, хоть и был потом наказан и в школе и дома за такую драку...
Так, раскладывая восспоминания на цепочки чувства - обстоятельства - качество - поступок - послевкусие... так я вытаскивал пары качеств; пары своих свойств, отличавшихся положительным и отрицательным послевкусием. И таких пар у меня получилось несколько десятков.
Я не буду сейчас здесь писать все свои пары... Это все же довольно личное дело; тем более с примерами из личной жизни. Важно, что я знаю качества, живущие во мне, и я знаю,какие поступки я могу совершать в тех или иных ситуациях, и что я потом буду чувствовать в послевкусии. И еще важно, что эти знания проверены временем, это не результаты сиюминутной выгоды, те послевкусия, с которыми я потом живу годами и десятилетиями, собственно, это и есть качество моей жизни. До 31 года, когда я начал осваивать 12 шагов, баланс был довольно отрицательным: отрицательных послевкусий было многократно больше. Не знаю, причина ли это питья; но я абсолютно уверен, что груз таких отрицательных послевкусий не помошник в деле выздоровления.
Много позже и по другому поводу написалось более лаконично и ближе к тексту книги "Анонимные Алкоголики": Цитата (FatCat @ 6.09.2010 - 21:25 ) 4-й шаг - это моральная инвентаризация себя, своих чувств и своих поступков, а не инвентаризация слов и поступков других людей. Страх, выделенный в БК, - это "флажок", привлекающий внимание, что ситуация важная и нуждается в разборе. Но от страхов я тут же перехожу к вопросам: чего я боюсь и почему я боюсь. Страх - признак уязвимости. Если я боюсь - значит мои поступки сделали меня уязвимыми. И я вспоминаю свои поступки, после которых страх возник или, если страх был первым, поступки, не избавившие меня от страха. Таким образом у меня скапливается большой список разных моих прошлых поступков. Тогда я начинаю раскладывать поступки по полочкам в зависимости от того, что двигало мной при совершении этих поступков. То, что двигало, я называю своими внутренними качествами. Результатом 4-го шага для меня стал довольно полный список моих качеств: как отрицательных, так и положительных. Для удобства я разложил их по парам, чтобы каждому моему дефекту был противовес из достоинств; мне это помогло потом при работе по 6-7 шагам.
Эх, придется мне забежать вперед, и чуть-чуть сказать про 5-й шаг. Тогда будет понятнее с 4-м.
Нигде в 5-м шаге не сказано "зачитали вслух всё написанное по 4 шагу". 5-й шаг: "Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истиную природу наших заблуждений."
Пока отложим, перед кем там признавать будем, поговорим об "истиной природе". У меня есть качества и есть дефекты. Отличаются они тем, что качества даны мне от рождения и будут со мной до смерти (как высокий рост или цвет глаз), исправить их нельзя... Неспособность давать молоко - это не дефект козла, это качество козла.
Дефекты - это то, что появилось в моей жизни, и то, что может быть устранено...
Пока что всё, о чем я говорил - это были качества. Они были у меня с раннего детства, они есть во мне и сейчас.
Истиная природа того, что я все еще пользуюсь иногда своими худшими качествами, - это мои дефекты характера. Благодаря дефектам характера я достаю из своей души свои худшие качества и совершаю свои худшие поступки, после которых я испытываю стыд и страх.
Я думаю, что следует обсудить свои свойства с другим человеком, чтобы уменьшить риск ошибок и самообмана. Но это не 5-й шаг, это часть 4-го.
Комментарий FatCat - 21.02.2008 - 11:08: "Были полностью готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков". Два слова вызывают трудности: "избавил" и "недостатки". Как я выявил в 4-5 шагах, у меня десятки отрицательных свойств характера, и один повторяющийся дефект, вынуждающий меня пользоваться этими отрицательными свойствами. Поэтому, для себя, я решил, что "недостаток" - это отрицательное свойство, уже вызванное из глубин моей души моим дефектом. Недостаток - это не перманентное качество, а короткое состояние, когда я уже готов совершить отрицательный поступок. В таком понимании "недостатка" и в самом деле можно ждать избавления.
В 6 шаге я составляю список. Впрочем, сам для себя я не зову его "списком", я пишу "домашние заготовки". Я планирую не поступки, а слова, которые я произнесу внутри себя и сам для себя. Те слова, которые помогут мне вынуть из глубины души мои лучшие качества, и помешают "всплыть" моим худшим. Планирую ситуации и слова...
Ключевое слово 6-го шага: "все". Жизнь состоит из мелочей; чтобы мне чувствовать себя счастливым, мне не хватит одной большой радости, мне нужны сотни маленьких радостей каждый день. Я хочу, чтобы каждый мой мелкий поступок давал мне положительное послевкусие; и я составляю десятки домашних заготовок: ожидаемые ситуации и слова-настроения для меня в эти ситуации.
Ключевое слово 7-го шага: "смиренно". Волей-неволей, я встречу сегодня те ситуации, которые даст мне мир, а не те, которые я хотел бы получить первыми. Я хочу ситуаций, чтобы я мог в них применить мои домашние заготовки 6-го шага. Я хочу ситуаций побольше; я хочу, чтобы сегодня мне встретились ситуации по каждому из моих недостатков. Я не молюсь: стоя на коленях и бормоча слова, я не приманю к себе племя нанайцев. Я иду в мир, иду туда, где ситуации есть на каждом шагу.
Восьмой и девятый шаги чем-то похожи на пару шестого с седьмым: сначала я делаю "домашние заготовки", а затем активно жду ситуаций для их применения.
В восьмом шаге я, методом проб и ошибок, выяснил, что мне нужны два разных списка: я их назвал "нетерпеливым" и "спокойным". В первом списке у меня было всего 5 пунктов. Те 5 человек, чувство вины перед которыми не давало мне спокойно спать и отравляло мою жизнь. И я начал извиняться и возмещать причиненный ущерб практически с первых дней трезвости. Например, второй по списку была жена, и я не стал ждать долго, чтобы хотя бы извиниться перед ней. Итак, в первом списке у меня те люди, которым я буду делать 9-й шаг активно. Во втором списке у меня сотни и сотни людей, так или иначе пострадавших от моего пьянства, или от моей несдержанности, или от моего высокомерия, или от моей необязательности, или от моей суетливости - и дальше по списку 4-го шага. Я могу спокойно спать, и я не хочу потратить пол-жизни на розыски этих людей. Если бог есть - пусть он и устроит мне встречу с этими людьми. Я сделал в 8-м шаге домашние заготовки, и я готов к встрече с ними. Я готов, но я не ищу встречи. Я делаю 9-й шаг пассивно.
К сожалению, я не сразу обратил внимание на слова 9-го шага "...кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому". В результате, наделал ошибок... "Кем-либо другим" могу быть и я сам. Восполнение ущерба другому человеку через причинение ущерба самому себе - почти такая же глупость, как через ущерб своей трезвости. Я не буду возмещать ущерб ценой голодания, или ценой бессонных ночей... Я не буду выплачивать долг из денег семьи. Вообще, с денежными возмещениями ущерба я нашел для себя красивое решение: я скорее должен бросить курить, и возмещать ущерб из денег, сэкономленных на куреве, чем я позволю себе взять деньги из семейного бюджета. До сих пор курю... Это предмет моей гордости: я до неприличия порядочен в меркантильных вопросах...
|
| Цитата || Свернутый вид || Печать || Комментарии:0 | |
Нет комментариев к выбранной записи. |
|
|
|