8 КОМПОТ

 

&От составителя

Прелесть компота – в разнообразии.

Предлагаемый сборник – компот из высказываний, подслушанных на группах Анонимных Алкоголиков. Каждый вправе выбрать себе фрукт по вкусу, отложив прочее. Порядок историй абсолютно хаотичный, не ищите в нём никакого скрытого смысла.

Приятного аппетита!

 

!Срыв и рецидив

Если говорить простым языком, с точки зрения медицинской науки срыв – это употребление алкоголя или наркотика после периода воздержания и в количестве настолько небольшом, что не включается химическая потребность продолжить, иначе говоря без похмелья и ломки. Если доза больше – срыв незаметно перетекает в рецидив. Если же не было периода воздержания и химическая потребность в одурманивающем веществе не прекращалась, тогда и о срыве говорить не приходится.

Вы хотите сказать, что разочаровались в медицине? А вас никто тут и не собирается лечить. И вообще, ваши экстравагантные эмоции не ассоциируются с данными банальными тенденциями.

Двенадцать шагов были открыты до Билла Вилсона! Двенадцать шагов плюс научный подход к болезни – вот “ноу хау” Анонимных Алкоголиков.

Продолжим скучную лекцию. Вопрос первый: с какой такой лестницы срываются? Ответ заключён в самом вопросе – со ступеней программы А.А., если уж мы говорим об этой терапии. Но в отличие от падения с обычных ступенек лестницы, в нашем случае возникает один нюанс: шагов именно двенадцать не потому, что 12 красивое число, а потому, что они необходимы, и срыв с программы А.А. – это срыв со всех 12 шагов, а не банальный запой после вялого признания себя алкоголиком или аналогичный подвиг. И вопрос второй: считать ли срывом, например, бокал шампанского для героинового наркомана? Вопрос был бы интересным, если бы речь не шла о смертельной болезни. А как, например, отнестись к дозе героина для алкоголика? Оставим споры о различиях алкоголизма и прочих форм наркомании профессионалам. Трезвость – нечто большее, чем просто отсутствие алкоголя. Трезвость – это жизненная позиция.

Случай из жизни: две подруги пришли к врачу-наркологу и одна из них говорит, указывая на другую: “Вот её надо лечить, она наркоманка, она героин нюхает. А я не наркоманка, я нюхаю кокаин!”

Комментарии, как говорится, излишни.

Желающим избежать срыва могут быть полезны некоторые наблюдения, сделанные медицинской и психологической наукой.

Срыв начинается принятием решения. Это не обязательно решение о неотвратимом употреблении. Это может быть мыслью по типу: “Сейчас май, и до нового года я пить не буду, но я не понимаю, как встретить новогоднюю ночь без бокала шампанского.” Этот человек уже в срыве, употребление может начаться в любую минуту, и вероятно задолго до нового года.

Предшествует срыву неудовлетворённость трезвой жизнью, или, иначе говоря, эмоциональный срыв. “Да, без алкоголя моя жизнь стала налаживаться, но до чего же скучно с друзьями без рюмки” или “Заболела моя ручная морская свинка, я умру от душевной боли!” Рецептов здесь нет, вы либо хотите трезвой жизни, либо все уговоры и убеждения бессмысленны.

И напоследок о симптомах. Высокая температура – симптом гриппа. Симптомами надвигающегося срыва являются четыре чувства: раздражения, обиды, утомления и жалости к самому себе. Если есть хоть одно из них, стоит осмотреться в поисках трёх других, эти чувства редко ходят поодиночке.

Наш разговор был бы неполным, если бы я не затронул ещё один вопрос: Правда ли, что наука не знает рецепта от срывов? Да, не знает, иначе бы алкоголизм и наркомания лечились бы легче аппендицита. Однако встречаются люди, которые пережили различные этапы эмоционального срыва, но смогли всё же избежать самого последнего этапа, употребления, и вернулись к нормальной трезвой жизни без рецидива. Учиться у победителей – этому и учит нас программа А.А.

#Фыва

“Человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым”.

Если бы выздоровление от болезни было мрачным и грустным, никто бы не выздоравливал. Но самое радостное в мире выздоровление – это выздоровление от алкоголизма.

Придя в подвал какой-то обшарпанной хрущёвки, обнаруживаешь десятка три трезвых жизнерадостных личностей, которые на вопрос, где найти анонимных алкоголиков, предлагают заходить. И пьют чай. И не перебивают... И говорят, что они – алкоголики, только непьющие. Цирк! Театр!

Всё начинается с милой шутки: на вопрос, как остаться трезвым, отвечают: “Не пей, ходи на собрания группы...” А на вопрос, как же не пить, отвечают, мол Бог поможет. “Бог подаст” – говорят нищему, кладя в его шляпу пробитый трамвайный билет. Я хохотал до колик.

Хохотал до следующего собрания группы. А там мне рассказали ещё один прикол. Оказывается, надо не пить всего один день. Что за бред, один день я могу не пить и сам, мне бы на всю оставшуюся жизнь. Смеются. Чуть со стульев не попадали. А один говорит: “Да я не пью только один день, только сегодня. Правда и вчера тоже не пил, но это было вчера. А из таких “вчера” сложилось уже...” – и называет такой срок, и тут уже я чуть со стула не упал, а потом начал хохотать как ненормальный, ну, говорю, ты и шутник. А он мне вроде как на полном серьёзе говорит, что не шутит.

Есть такое слово: “фыва” – это когда проводишь пальцем по клавишам пишущей машинки слева направо. Может получиться и “фывапролдж”, но обычно литеры застревают и печатается только “фыва”. То есть, пока не видел пишущую машинку, в жизни не угадаешь, но стоит раз посмотреть на клавиатуру... Для меня уже давно это слово означает что-то очень простое, но совершенно не очевидное.

Один очень анонимный алкоголик рассказал мне анекдот о том, как мужичонку вытащили из петли; когда он стал объяснять, что у него нет другого выхода, так как машину угнали, собака сдохла и тэ дэ и тэ пэ, ему в ответ объяснили, что жизнь “полосатая” и за чёрной полосой следует белая, только надо жить и надеяться; так вот через неделю он и говорит, что это всё правда, жизнь действительно полосатая, и вот тогда как раз была белая полоса...

Другой не менее анонимный алкоголик дал мне определение, что такое полное бессилие перед алкоголем: это когда просыпаешься с потрясающим похмельем на помойке, на самом интимном месте сидит ворона, и нет сил сказать: “Кыш!”.

Вот это и есть настоящая “фыва”, то есть нечто настолько очевидное, что не приходит в голову. Очевидно же то, что хватит уже мечтать о счастливом будущем, сегодня белая полоса и надо наслаждаться этим сегодня, пока не наступило полное бессилие перед алкоголем.

 

·I шаг

Всё началось с признания истины: я не нормальный китаец, мой организм не переносит тухлые яйца и ласточкины гнёзда; я не нормальный человек, мой организм не переносит алкоголь. Когда я выпиваю, что-то происходит с моим мозгом, он идёт вразнос: пить – так до потери сознания, спорить – так до пробитых голов. Так мне поначалу и понималось бессилие перед алкоголем: я бессилен научиться пить по-другому, я могу пить только так, как и пил до сего дня.

Я настолько глубоко убедился в бессмысленности новых алкогольных экспериментов, что не заметил, как привалила новая напасть. Есть масса успокаивающих лекарств, с которыми у меня не было особых проблем в прошлом, но которые и раньше помогали мне пережить периоды временного воздержания от алкоголя. В один не самый прекрасный день я услышал просто крик моих растрёпанных эмоций: дай хоть что-нибудь. И это что-нибудь тут же оказалось под рукой.

Спасибо опыту Анонимных Наркоманов, я признал, что я не могу, как нормальные люди, химическим путём изменять свои эмоции, иначе эти эмоции быстро изменят всю мою жизнь, и алкоголь – это любимый, но всё равно частный случай одной проблемы.

И тогда я дошёл до понятия неуправляемости. Неуправляемость – это когда не я употребляю алкоголь, а алкоголь “употребляет” меня, диктует мне с кем дружить, где проводить отпуск, да всё на свете. Неуправляемость – это когда больно и обидно не только за сотворённое спьяну, но и за сотворённое будучи физически совершенно трезвым.

Я не представляю себе жизни без дыхания, поэтому я даже не думаю о жизни там, где нет воздуха, например под водой. Пока я не представлял себе жизни без алкоголя, я и не думал о жизни, в которой нет места алкоголю, именно поэтому среди моих знакомых не было непьющих людей. Когда тебе перекрывают кислород, невольно пойдёшь на любые ухищрения, чтобы восстановить дыхание. Когда кто-нибудь начинал перекрывать мне “алкогольный кран”, я тоже проявлял чудеса изобретательности. Например, за мной следят, чтобы я не пил на даче, так я специально возьму с собой ребёнка, никому и в голову не придёт, что вообще возможно пить в таком случае, и в итоге я беру с собой столько спиртного на неделю, сколько обычный человек не выпивает и за год, и теряю ребёнка в лесу, и в конце концов больно и обидно, и чудо, что не случилось трагедии.

Неуправляемость – это когда в моей голове возникают вроде бы мои мысли, которые побуждают меня действовать, а потом я удивляюсь, как такое только в голову могло придти. И тогда я говорю: “Бес попутал”. Вот этот “бес” и есть болезнь.

Бессилие и неуправляемость ходят рядом. Я в силах вылить рюмку в раковину, но я бессилен в попытках не замечать рюмку на столе.

Первый шаг – самый тяжёлый из двенадцати, это принятие решения, что больше я не могу так жить, это отказ от своего собственного сознания, взглядов на жизнь, привычек, это отказ от самого себя. Но попробовав другой жизни, когда благодаря остальным одиннадцати шагам исчезло навязчивое влечение к алкоголю, я могу по-другому сформулировать своё представление о Первом шаге: я могу и хочу и дальше жить без алкоголя; мне нравится моя новая жизнь.

Спасибо.

їIX шаг

IX шаг А.А. Вот уж где принцип “тише едешь, дальше будешь” имеет особое значение. Даже, я бы сказал: “семь раз отмерь, один раз отдай”.

Возможности “наломать дров” при выполнении этого шага просто огромны. Пример? Извольте! От “былого веселья” остался долг, выражающийся круглой суммой, и я обрекаю себя и свою семью на полуголодное существование, чтобы скорее освободиться от этого долга. Но позвольте, как это выходит, задолжал я один, а расплачиваются вместе со мной и мои близкие? Это ещё можно назвать выплатой долга, но никак не IX шагом. Или ещё пример: Так как от моих выходок больше всех страдала моя жена, я решаю во искупление оберегать её, идти на уступки в любых спорах, позволить ей, к тому же и как более трезвомыслящей, быть высшим авторитетом в семье; в течении достаточно короткого времени из неё формируется законченный домашний тиран, сгибающийся под грузом ответственности, причём нам обоим становится в чём-то даже хуже, чем было до знакомства с IX шагом.

Но позвольте рассказать как я сегодня делаю этот шаг.

Во-первых, я признаю своё бессилие с безупречной точностью определить размеры моих долгов и порядок их отдачи. Затем я препоручаю и эту сторону своей жизни Богу, как я Его понимаю. Иначе говоря, я не ломлюсь в двери со своими долгами, а ежедневно и ежечасно жду возможности вернуть свои долги (“...где только возможно”). Дальше уже забота провидения: единственное, что принадлежит только мне, это право покаяния, поэтому возмещение ущерба я начинаю с признания этого ущерба непосредственно перед “пострадавшим” и не привлекаю к этому “посредников” или “заместителей” (“Лично возмещали...”). Затем я признаю право пострадавшей стороны определять “степень моей ответственности”, впрочем, есть и высший авторитет, но об этом можно поговорить в рамках XI шага. И очень важно в действиях по IX шагу не дописать строку-другую в список VIII шага (“...кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому”).

Ещё конкретнее: я в долгу в том числе перед теми миллионами алкоголиков, которые погибли или погибают от этой болезни, тем самым показывая мне между чем и чем я выбираю, и именно ради этих безымянных для меня алкоголиков я и пишу сейчас эти строки, вкладывая свою каплю в копилку А.А.

Спасибо.

CНаучный подход

“Научный подход“ – эти слова у большинства нормальных людей способны вызвать зевоту. Поэтому вынужден сразу предупредить, что научные теории, рассматриваемые нами, никем не доказаны, в отличие от жизненных историй, которые просто придуманы автором. Более подробно этот вопрос освещён в романе Михаила Анчарова “Самшитовый лес”.

Там, где пасует наука, приходит на помощь здравый смысл, и тогда рождаются “теории, понятные даже обывателю”.

На вопрос, откуда берутся алкоголики и наркоманы, есть правильный ответ: с Марса (с Проксимы Центавра, с Эпсилон Водолея или откуда-нибудь ещё). Этому есть элементарное доказательство. Алкоголик или наркоман отличается от обычного человека сильней, чем негр от китайца, сказками об ошибках природы тут не отделаешься. Когда у китаянки родится чёрный ребёнок, причина или в фестивале молодёжи и студентов Африки, или в летающей тарелке. Когда у нормальных родителей ребёнок наркоман – причины те же.

К вопросу о различиях алкоголиков и наркоманов: если есть всепоглощающая страсть затуманивать собственное сознание, то по сравнение с этим тайфуном разница в приличности мартини и героина кажется освежающим ветерком. В жизни морковка и пирожные мирно соседствуют, и слова про тех, кто не пробовал ничего слаще морковки – просто выпендрёж. Можно швыряться грязью в “наркош” и свински упиваться водкой, втихаря покуривая “план”. Для простоты признаем, что мы будем говорить о марсианах, хотя некоторые зануды утверждают, что речь идёт о химически зависимых людях.

Лет 60 тому назад в одной очень благополучной стране одному благополучному учёному пришла в голову мысль поискать различия между людьми и марсианами, и он начал у всех подряд записывать электрические сигналы мозга. Оказалось, что у марсиан почти всегда обнаруживаются отклонения в энцефалограмме в виде отсутствия третьей волны вызванных звуковых потенциалов над амигдалой (да простят меня за эти подробности). Но такие же отклонения иногда обнаруживаются и у новорожденных. И тогда стали наблюдать за этими подозрительными детьми и обнаружили, что к тридцатилетнему возрасту 91% из них становится сформировавшимися алкоголиками, 7% — наркоманами, и только 2 из 100 не определились ещё в своих пристрастиях.

Ну как, предположения о летающих тарелках не кажутся достойными обсуждения?

Теперь о делах земных. У больных сахарным диабетом в организме не хватает инсулина, и обычный сахар для них становится ядом. У алкоголиков в организме тоже отмечается недостаток, только не инсулина, а альдоксидазы, усваивающей этиловый спирт, и самый обычный алкоголь становится ядом, в первую очередь поражающим тот орган, который и у алкоголиков называется мозгом. У наркоманов тоже говорят об эндорфинах и опиатных рецепторах, но это уже совсем заумно, поверим специалистам, что аналогия здесь есть. Именно это в книге “Анонимные Алкоголики” доктор Уильям Д. Силкуорт назвал “аллергией на алкоголь”; и если при этих словах профессионалы начнут криво усмехаться насчёт дремучих невежд и допотопных теорий, скажите им про идиосинкразию на алкоголь, что по сути ничего не изменит, и наука образца последнего десятилетия XX века вновь перестанет насмехаться над обывателем. В сторону шутки о летающих тарелках, ведь и диабетики мучительно любят сладкое и нередко “срываются” с диеты, иначе бы они были бы не диабетиками, а просто людьми, не употребляющими сахара. Очевидно, корень зла просто в природе человеческой.

Все мы от природы разные. Попробуем принять в качестве гипотезы, что склонность “срываться” – это врожденная особенность, частица личности, настолько материальная, что даже имеет эквивалент в электрической активности мозга. Проще говоря, кто-то рождается блондином, кто-то рождается склонным “срываться”. А уж на чём “сорваться” найдётся всегда: не на сахаре, так на алкоголе, не на алкоголе, так на эмоциях на худой конец.

Доказательства? Пожалуйста! В одной деревне под Рязанью жил китаец. То есть не совсем китаец, родители у него были русские, и сам он не был жёлтым и раскосым. Но, как и все китайцы, он не мог есть свёклу. То есть проглотить-то он мог, но потом начиналось такое... Просто грязевой гейзер на Камчатке. Так вот, надо же такому случиться, что и родители, и впоследствии жена, тёща и дети Китайца, и все его сослуживцы и друзья любили свекольный суп, или, попросту говоря, борщ. Наш Китаец чувствовал себя с ними белой вороной, и, чтобы доказать всем, что он самый русский из всех русских, поедал борщ кастрюлями и вёдрами. Ну а когда начиналось извержение гейзера, тогда ему было так плохо, что он был готов признать себя не только китайцем, да хоть эскимосом, только отстаньте. Потом проходили дни... в общем всё начиналось по новому кругу. Хеппи-энда не будет: недавно он погиб, переев суррогатной свёклы.

Тяжело жить китайцем под Рязанью. Тяжело русским в Америке. Но если китаец на Рязанщине был один, да и тот не выжил, то русских в Америке просто завались. Некоторые из них сами приспосабливаются к американскому образу жизни и становятся стопроцентными американцами, другие же чтобы не умереть от американского виски, американских хот-догов, фаст-фудов и прочих прелестей американской жизни, становятся “русскими в Америке” и неплохо вместе живут на Брайтон-бич.

Именно такую жизнь и предлагает для алкоголиков, наркоманов и прочих “химически зависимых” людей Сообщество Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов.

Можешь сам стать стопроцентным американцем – флаг тебе в руки, нет – место тебе на Брайтоне или в могиле.

Можешь сам перестать пить и “торчать” или же делать всё это “прилично” – тебе не нужен никакой “научный подход”; но если нет – надо подыскивать место на ближайшем кладбище или ближайшее место собрания Анонимных Алкоголиков и Наркоманов.

Вот именно это, а не заумные теории, я и называю воистину и с большой буквы Научным подходом.

Спасибо.

DГусь свинье не товарищ

Болезнь тоже может помочь самоутвердиться. Гинекологическое отделение чувствует своё превосходство над сифилитиками, но пасует перед травмой. Такая своеобразная иерархия. И только в реанимации все равны.

За больничным забором то же самое. Опийный наркоман, голубая кровь, чувствует себя на голову выше алкоголика с его “свинским кайфом”, а кокаин – чуть ли не верх крутизны. И только на кладбище всем лежать рядом.

Тяжко жить пещерному человеку: в пещере холодно, а в костёр и днём и ночью надо всё время подбрасывать дров, и вонь в пещере от костра изрядная; а в соседнем племени вообще не такие дрова жгут, вот уроды! Тяжело жить активному наркоману: на душе холодно, а чтобы согреть душу наркотиками, их столько надо, и всё равно вонь на душе изрядная, а эти свиньи алкоголики ещё вроде как и...

Говорят пещерному человеку: “На дворе уже ХХ век, иди жить в современный дом с электричеством и центральным отоплением”. “Нет – отвечает – это не для меня, я не понимаю в электричестве, и вообще привык сам всё делать, и наплевать, что в соседнем племени уже половина из пещер выбрались, да и из нашего племени уже некоторые тоже”. Говорят наркоману: “Седьмой десяток лет существует А.А., да и NA уже не первое десятилетие разменивает”, а он в ответ: “Нет, это не для меня, а алкоголики все вообще козлы”.

Здорово жить с электричеством и центральным отоплением, и не важно, жил ты так всегда, приехал ли с северного полюса или с южного. Хорошо жить в кругу единомышленников, опираясь на помощь Силы более могущественной, чем своя собственная, и не так уж и важно, впитал ли ты эту простую истину с молоком матери или же с горькими последствиями алкоголизма или наркомании.

Небывалое Сообщество, где “священник учится жить у сантехника”, а крутой кокаинист учится трезвой жизни у презренного алкоголика.

V шаг

Раскрыть другому человеку своё подлинное “я” – более нелепого предложения я не слышал за всю свою жизнь.

Собственной кровью и шрамами в прямом и переносном смысле я всю свою жизнь подтверждал правильность строк: “...и вся наша жизнь есть борьба”. Для себя я бы назвал точнее – война. По мне лупили милицейские дубинки и осуждение окружающих, били по носу асфальт и упрёки жены. В этой войне нет друзей, а только временные союзники: милиционер спасёт от грабителя, а затем “обчистит” не хуже самого последнего вора. Осторожность и скрытность – вот первое необходимое условие для выживания! Это как бронежилет под обстрелом. И мне ещё предлагают совсем “раздеться” перед “каким-либо другим человеком”!

Действительно, предлагают. Моя жизненная позиция потерпела крах. Хорошо, что пятый шаг следует за четвёртым, а не за первым: я понял, что я не просто не могу нормально пить спиртное, а вся моя жизненная философия потерпела крах.

Итак я оказался в положении бабы на сносях, которая и рожать боится, и носить больше не может: я и боялся делать V шаг, и боялся расплескать то варево, которое собралось в моей душе в процессе выполнения IV шага. И тоже в конце концов смирился с неизбежным, понял, что не миновать мне и этого этапа духовного роста.

Все мои беды оказались от недоверия. Я не верил в порядочность и щепетильность других по отношению к моей частной жизни, и главное – я не верил в Бога.

В Бога не обязательно верить, Ему можно доверять. При выполнении пятого шага результат не в том, что я получил психотерапевтический эффект от честного и открытого разговора на тему моих черт характера. Результат этого шага для меня в том, что я смог примириться с тем, что я такой, какой есть. Результат этого шага для меня в том, что я воочию убедился, что Бог делает для меня то, что я не мог сделать для себя сам, не в обмен на мою “веру”, а стоит мне только перестать противиться.

А сделал я этот шаг на удивление просто. На собрании группы А.А. обсуждали как раз пятый шаг. Одно из высказываний было о том, что не надо путать покаяние и явку с повинной к следователю, а исповедь с протоколом допроса – я быстренько вспомнил 12 заповедей. Второе высказывание было о том, что книга “Анонимные Алкоголики” писалась не с целью зашифровать и спрятать, а с целью как можно проще объяснить, и не надо искать в тексте шагов скрытый смысл, а стоит попытаться понимать буквально – я в то время не верил ни в Бога, ни в чёрта, а верил только в то, что группа А.А. поможет мне, то есть мой Бог – группа, а значит если “Признали перед Богом...”, значит для меня – перед группой, и нечего юлить и откладывать.

И тут произошло чудо. Открылась дверь и вошёл тот человек, которому я в самую последнюю очередь согласился бы что-либо рассказать. И я понял, что если когда я и сделаю пятый шаг, то только сейчас, откладывать до лучшего момента я могу всю жизнь, поэтому надо делать, пока момент худший.

Это я сейчас пытаюсь облечь происходившее со мной в слова, а тогда было только одно чувство: здесь и сейчас.

Мой пятый шаг начался с того, что я на группе назвал те самые 12 заповедей, которые я нарушил. Как это ни странно, потолок не обрушился, ОМОН не ворвался.

А на следующее утро я впервые за много лет проснулся с чувством, что я хочу просыпаться, что я верю в лучшее не во сне, а в реальной жизни, словом я и в самом деле впервые проснулся после долгой и тяжёлой болезни...

Спасибо.

XI шаг

Впервые в жизни я обратился к Богу на четвёртом десятке лет, спьяну, от полной безысходности, так как больше помочь было некому. Я обещал поверить в Него, если исполнятся три моих самых главных в тот момент желания; первое из них было выжить, остальные казались ещё более невыполнимыми, как например третье – избавиться от навязчивого влечения к алкоголю.

Вскоре я попал в А.А.

Вскоре я узнал, что чудеса изредка даются авансом, и для меня кредит на чудеса уже исчерпан.

Ну да не беда, я привык всю жизнь не ждать милостей от природы, и с Богом как-нибудь поладим, меня сильно порадовали слова “бывалых” анонимных алкоголиков о рабочем контакте с Богом. И началась игра в кошки-мышки: раз денег не даёт, попросим сил заработать, раз и не всегда даёт сил заработать (Может Ему не нравится мой способ заработка? Перемудрим!) попросим избавить меня от лени...

Прошло время, и эти мысли тоже прошли. В самолёте может быть только один штурман, а я смирился с ролью пилота.

Появилось чувство благодарности. За что? Да хотя бы за то, что я живу и даже трезвым. Труднее научиться видеть “руку Божью в тех порой мелочах”, в которых я и живу.

Я не видел воочию Высшую Силу, и до сих пор не определился, как мне Её называть, и единственное, что я наверняка знаю – это то, что она действует, и действует через людей. Поэтому с каждым человеком я стараюсь не думать, что я получу от него, а думать, что я могу дать. И если от меня не ждут чего-то противного моему естеству, я задаю себе вопрос: “Не для того ли мне и дан этот день, может сегодня в этом и есть моё предназначение?”

А “делаю” я XI шаг очень просто: утром я испытываю благодарность за ещё один день, который я могу провести трезво, а вечером я испытываю чувство благодарности за трезво прожитый день. И не так уж важно, в какие слова я это облекаю.

Спасибо.

MXII шаг

Совершенно секретно

Только полностью выполнившим Программу до XI шага включительно

Для начала парадокс: Если Вы думаете в какой-то момент: “Я сейчас выполняю двенадцатый шаг” – то Вы выполняете что угодно, но только не его.

Двенадцатый шаг — это на самом деле “высший пилотаж”. Он выполняется настолько бескорыстно, что даже чувство гордости собой, даже просто чувство морального или любого другого удовлетворения следует рассматривать как плату. Когда я и не думаю совершать что-нибудь положительное, а просто живу так и не могу иначе – только тогда это и есть настоящий Двенадцатый шаг.

Я никого не отговариваю совершать положительные поступки и доносить смысл наших идей до других алкоголиков, которые всё ещё страдают... Я хорошо помню первую заповедь психотерапии: если тебе на душе плохо, найди кого-нибудь, кому ещё хуже и помоги ему; даже если не поможет ему, то тебе всё равно станет легче. Я так поступаю с первого дня знакомства с Программой, когда не только одиннадцать шагов – первый ещё был под большим вопросом.

Только давайте не будем своё зарабатывание душевного покоя методом оттаптывания ушей дремучих активных алкоголиков называть Двенадцатым шагом.

Спасибо, вскипело.

ЅКорень зла

Каждый человек хоть раз в жизни выпивал лишнего. Почти каждый человек хоть раз в жизни испытал на себе действие того или иного вещества, способного вызывать наркотическую зависимость, будь то крутые “большие наркотики” или безобидные снотворные. Взрослый человек, никогда не пробовавший ничего крепче чая, вызывает серьёзные опасения в его психическом здоровье.

Я хочу развеять миф, что мир полон алкоголиков и наркоманов. Есть немало людей, употребляющих алкоголь, и при этом не ставших алкоголиками, и есть немало людей, по тем или иным причинам употреблявших наркотики, и не ставших наркоманами.

А вот и отличие болезненного пристрастия от обычного употребления, пресловутый “корень зла”: он скрыт за словами “по тем или иным причинам”. Нормальный человек употребляет алкоголь и наркотики для достижения какой-либо цели; как только цель достигается, или если цель не достигается совсем - употребление прекращается. Только алкоголик выпивает “сто грамм для храбрости” чтобы познакомиться с девушкой, затем ещё девять раз по “сто грамм”, затем пачкает костюм этой девушки собственной рвотой, и в следующий раз со следующей девушкой опять хватается за роковые “сто грамм для храбрости”. Только наркоман вводит в себя вещество, вызывающее чувство радости жизни, и вскоре начинает всерьёз размышлять о самоубийстве. Это никак не похоже на простого парня, для которого бутылка – единственная радость после тяжёлой работы, и он со спокойной совестью позволяет себе эту радость именно после тяжёлой работы, и впоследствии не испытывает никакого раскаяния. Это никак не похоже на умирающую от рака старушку, для которой наркотики - это единственная возможность не изводить своими стонами детей и внуков.

Нормальные люди употребляют алкоголь и наркотики чтобы жить, и только очень больные люди могут сказать, что они живут, чтобы употреблять алкоголь или наркотики, или вообще любое вещество. Хотя мы и приучены к парадоксам: человек, говорящий, что для него наибольшей радостью в жизни является котлета с чесноком, вызывает в окружающих опасение в его нормальности; говорящий же, что наибольшей радостью в жизни считает водку с килькой, вызывает чувство доверия.

Есть старая шутка, что алкоголик находится в состоянии “недоперепил”, то есть выпил больше, чем мог, но меньше чем хотел. Желание алкоголика выпить намного превышает его возможности.

Гениально просто: алкоголик - тот, кто злоупотребляет алкоголем; наркоман - тот, кто злоупотребляет наркотиками. Именно злоупотребляет, а не просто употребляет.

Если напоить кота валерьянкой, не удивительно, что он будет орать и кидаться на стены. Если накачать человека спиртным или ещё чем похлеще, не удивительно, что его поведение станет необычным. Если кота поить валерьянкой достаточно долго и регулярно, он променяет самую распрекрасную кошку на очередную порцию, предав тем самым всю свою кошачью природу. Если достаточно долго употреблять вещества, изменяющие сознание, нет ничего удивительного в том, что своё родство с человеческой породой трудно порой ощутить даже в бане. Я не собираюсь читать мораль, я просто пытаюсь назвать вещи своими именами: алкоголики и наркоманы - не люди в общепринятом смысле слова.

Суть проблемы не в том, чтобы прекратить употребление определённых веществ, проблема измениться настолько, чтобы вновь стать существом, скроенным по образу и подобию Бога. Только в этом случае можно будет говорить, что “корень зла” действительно вырван.

Я не буду распространяться о медицинских и психологических методиках и о содержании Программ А.А. и А.N., скажу лишь, что эта задача выполнима, и я видел это сотни и сотни раз.

LV традиция

Мне не раз приходилось слышать мнение, что Программа 12 шагов – это программа индивидуального выздоровления, а Традиции обобщают опыт существования групп А.А. Что ж, такая точка зрения имеет право на существование. И тогда V традиция подсказывает, что группе А.А. не следует заниматься коммерцией, политикой и вообще ничем, кроме единственной цели – донести смысл наших идей до других алкоголиков.

Но неужели это и всё?

Слова “...донести смысл наших идей до других алкоголиков...” есть и в V традиции, и в 12 шаге. И вообще, кто конкретно будет доносить? Ответ нашёлся на последней странице первой же попавшей в руки ЭйЭевской брошюре: “... А.А. всегда будет рядом, и я отвечаю за это”.

В каком-то смысле А.А. находится во мне. Каким бы прекрасным не было собрание группы, если я не пришел, то для меня собрания не было. И наоборот, даже если я пришёл один – для меня группа всё равно состоялась. Так что V традиция ещё раз подтверждает моё право доносить смысл наших идей до других алкоголиков, которые всё ещё страдают этим недугом.

И вот что ещё я обнаружил: нигде в тексте 12 шагов не употребляется местоимение “я”, а везде “мы”. И ещё есть лозунг: “Мы можем то, что не могу я”. То есть Я могу выздоравливать только будучи частичкой большого МЫ. 10 июня 1935 года Билл не искал, где проходит собрание группы А.А., он искал алкоголика, мечтающего перестать пить, то есть в высшем смысле Анонимного Алкоголика. Или как сказал один человек: ”Доктор Боб не звонил Биллу Вилсону, Билл, трезвый алкоголик, позвонил доктору Бобу.”

Любой разговор двух или больше алкоголиков о трезвости можно считать собранием группы А.А. И я прихожу на собрания группы А.А. не только тогда, когда меня замучила “тяга”, но тогда, когда у меня есть чем поделиться, просто когда могу придти, точно так же как и делюсь своим опытом трезвой жизни с другим алкоголиком не только тогда, когда он меня об этом попросит, но и тогда, когда надеюсь, что смогу помочь, просто когда могу поделиться.

Спасибо.

XIII шаг

Продолжали доносить своё понимание Программы до других алкоголиков, используя все дозволенные и недозволенные приёмы убеждения.

Здесь есть два существенных момента: Первый – именно своё понимание; если кто и может донести до другого саму Программу, то в моих силах поделиться только своим мнением, а моё мнение о Программе А.А. в значительной мере отличается от понимания других знакомых мне членов Сообщества Анонимных Алкоголиков.

Второй существенный момент – именно недозволенные приёмы убеждения и не только убеждения. На этом хочу остановиться поподробнее. Каждому драчуну известно, что к победе скорее всего ведут именно недозволенные приёмы. Боксёр, к примеру, не ожидает удара ниже пояса, а если к тому же достать из кармана пулемёт – быстрая победа обеспечена. Это только в комнате собрания группы новичок – главное лицо, а в беседе один на один – это противник. Ошеломить внезапным натиском, выбить из рук все контраргументы, задавить авторитетом, иногда немного хитрости и манёвра, и победа обеспечена. Я предлагаю примерно такой план атаки: сначала ошеломить фразой типа “Алкоголизм –смертельная болезнь, у тебя есть выбор слушать меня или сдохнуть”, затем спросить, когда он выпивал в последний раз и тут же объяснить ему, что его срок трезвости не идёт ни в какое сравнение с моим (если же идёт, тогда по поводу своего срока трезвости можно и приврать лет несколько, ради благородного дела можно), максимально использовать слабые стороны противника, например косноязычие или красный нос (можно сказать, что у Анонимных Алкоголиков быстро “подвешиваются” языки, а красные носы уменьшаются в размерах вместе с печенью); и, наконец, нельзя пренебрегать обстановкой, в которой происходит воздействие на уши новичка, например в постели степень воздействия неизмеримо больше, чем на скамейке в парке.

Кстати о постели: Тринадцатый шаг – это не Двенадцатый вперемежку с сексом. Тринадцатый шаг – это... это как песня, а точнее как заключительный победный аккорд.

Я слышал такое мнение, что Двенадцатый шаг – это найти самого грязного подзаборного алкаша, отмыть его и дотащить до Трезвости. Нет уж, вот это и есть самый настоящий Тринадцатый шаг. Нашёл, увидел, победил.

Одна только проблема: в таком деле одного “духовного пробуждения” мало, здесь требуется не меньше, чем духовное перерождение. Но это уже тема Четырнадцатого и Пятнадцатого шагов.

Спасибо.

ЛПосле романа

Любовные романы заканчиваются свадьбой. Учиться трезвой жизни по учебникам наркологии – это как учиться семейной жизни по любовным романам.

Очевидное.

Мои самые что ни на есть научные представления о природе алкоголизма были “умерщвлены мерзким фактом”: я ничего не могу изменить в своём питье. Применение самых изощренных научных методов позволило увеличить срок “сухости” с 5 дней до 5 месяцев, но затем становилось еще хуже. Выздоровление началось с признания очевидного. Если вывихнута рука, не удивительно попасть ложкой не в рот, а в глаз. Если вывихнуты мозги, не удивительно принять решение бросить пить навсегда и напиться в тот же день.

Это называется бессилие и неуправляемость. Бессилие – это когда я принимаю решение, что в эту новогоднюю ночь я не выпью даже бокала шампанского, так как уже 8 лет подряд к бокалу шампанского добавлялся солидный “прицеп” и я засыпал в туалете, но таинственным для меня образом и девятая новогодняя ночь (и десятая) заканчивается все в том же месте. Неуправляемость – это когда я отказываюсь от прекрасной и престижной работы, о которой мечтал все годы института, и устраиваюсь дежурить сутки через трое; на самом деле я устраивался пить трое через сутки.

Признание собственного бессилия дало мгновенный эффект: в минуты соблазна я не сомневался, что не смогу немного выпить как все так называемые “нормальные” люди, а пить так, как умею пить я, мне что-то не хотелось. Признание собственной неуправляемости не облегчило мне жизнь. Но вот что я понял: Если я будучи физически совершенно трезвым неоднократно совершал безумные поступки, как, например, прятанье бутылки в туалете, хотя признавал полным безумием пить там, то значит для прекращения безумия недостаточно просто физической трезвости; необходимо еще что-то.

И я стал ещё и ещё раз приходить на собрания группы анонимных алкоголиков, чтобы понять, что же помогает этим мужчинам и женщинам оставаться трезвыми дольше, чем я мог себе представить. И вот что я услышал от этих людей: “Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие”. И ещё: “Мы можем то, что не могу я”. И я понял, что это разные стороны одной медали.

Конечно, я могу отдавать свои проблемы на волю самого, что ни на есть настоящего Бога, но это имеет хоть какой-нибудь смысл только пока я на деле поддерживаю своё единение с другими алкоголиками, и как минимум я должен и дальше приходить на собрания Анонимных Алкоголиков. Так я впервые узнал, что вера без действий мертва.

Видеть и иметь – это большая разница. Для избавления от алкоголизма нужен настоящий рабочий контакт с Силой, более могущественной, чем моя собственная.

Один человек сказал, что если бы для трезвости было достаточно 3 шагов, то их было бы 3. Эти шаги я делаю не потому, что они милы и приятны, а потому, что они необходимы. И я принял решение пройти все 12 шагов Анонимных Алкоголиков. Говоря другими словами, я принял решение препоручить свою волю и свою жизнь Богу, как я его понимаю, путем работы над остальными шагами программы Анонимных Алкоголиков и продолжать эту работу ежедневно.

Говорят, что никому еще не удалось сделать маринованный огурец свежим, но многим удается найти для маринованного огурца место в салате. Моя задача не в том, чтобы сделать из себя так называемого нормально пьющего, а в том, чтобы найти для себя достойное место в жизни. Удивительно, но никто на самом деле не заставляет меня отказываться от алкоголя, а у меня есть право выбирать, какого места в жизни я достоин. Но сначала – что за огурец мне достался, с чем я начинаю трезвую жизнь?

Я всегда верил, что ничто на свете не происходит случайно; каждое событие имеет причину и само служит причиной последующих событий. И любое мое сегодняшнее безумие имеет не только корни в далеком прошлом, но и сегодняшние причины. Иначе говоря, я сам себя загоняю в психологический тупик, и сам страдаю, что нет выхода.

Когда одержимый желанием прыгнуть с балкона кричит: “Держите меня, а то прыгну!” – здравомыслящий человек будет держать и не давать прыгнуть, а мудрый посоветует не выходить на балкон, раз уж не можешь стоять на балконе как все нормальные люди. Мудрость АА не в том, чтобы удерживать от выпивки, хотя и это тоже иногда требуется, а главное в том, чтобы научиться не попадать в психологические ловушки, из которых трудно найти другой выход кроме выпивки.

Только не будем говорить об удовольствии, удовольствие осталось в далеком прошлом. Когда у меня болит зуб, я принимаю анальгин не потому, что он приятный, а потому, что он необходим. Когда у меня болит душа, я выпиваю не потому, что это приятно, а потому, что это необходимо. А душевная боль у меня всегда выражалась чувствами раздражения, обиды, одиночества и жалости к самому себе.

Меня не пугает необходимость трудиться. Когда я использую свои навыки, я действую, а затем наступает пора вознаграждения в зависимости от результатов труда. Когда моя душа трудится, она использует мои свойства характера, а затем наступает пора вознаграждения в виде положительных или отрицательных эмоций. Вот последовательность причин и следствий: свойство характера – поступок – чувство. И я начал перелопачивать свое прошлое, исходя из поступков: какими душевными качествами пользовался и что в результате чувствовал. И сделал два открытия: во-первых, цепочки бывают подчас запутаны, например нетерпеливость (свойство) не всегда приводит к нетерпеливости (чувство), а уж скорее к раздражению, и во-вторых, мои беды не от “отрицательных” качеств, а от их “отрицательного” использования: мой немузыкальный голос доставлял мне немало страданий, когда я использовал его для других, но сколько наслаждения, когда только для себя!

Это называется узнать свое подлинное я. Если раньше я просто не любил сам себя, то теперь я узнал, что значит презирать и ненавидеть себя. Иметь так много на старте и так все испортить!

Исповедь – перед Богом, никакой человек не наделен правом прощать чужие грехи, а исповедник – всего лишь свидетель таинства покаяния. Не знаю почему, но только после того, как я осмелился открыть свое подлинное я другому человеку, я смог простить себя прошлого и принять себя настоящего таким, какой я есть. Может быть и правда не обошлось без руки Божьей?

Но боже мой, что за свалка у меня в душе! Обидчивость, корыстность, эгоизм, мелочность – вот далеко не полный перечень не самых худших черт моего характера. Как склад на антресолях: и выбросить вроде бы пора, и жалко до слёз; столько вместе с ними прожито, столько радости и горя вместе пережито.

Опять старая история. Я сам не мог не только избавиться от алкоголизма, но и сохранить желание избавления; то же и с моими дефектами характера. Если тогда нашлась сила более могущественная, чем моя собственная, то и здесь не обойтись без неё.

У меня есть Бог, такой, как я его понимаю, и я никому не навязываю своего понимания, но впервые почувствовал я его, а затем наладил рабочий контакт на собраниях анонимных алкоголиков. Именно там я избавляюсь от безумия алкоголизма и именно там я черпаю желание избавиться от дефектов своего характера.

Но к вопросу об избавлении. Организм человека целостный и неделимый. Черты характера – это части души. Вырвать из себя пусть самую неприглядную черту характера то же, что вырвать глаз или печень. Инвалид получится.

Есть такое слово – гармония. Гармония – это не всего поровну, а чем лучше, тем больше, а чем хуже, тем меньше.

Жизнь никогда не даёт непосильных испытаний. Всё, что от меня требуется – это не поворачиваться к жизни худшими своими сторонами и видеть руку Божью в тех порой неприятных для меня мелочах, которые и даны мне для того, чтобы я проявил свои лучшие качества.

Прекрасно быть трезвым и одухотворенным в кругу друзей — анонимных алкоголиков. Но вечер кончается, я вновь возвращаюсь в реальный мир, где никто не хочет заниматься самоанализом, но все так и норовят провести моральную инвентаризацию меня. И мысль о том, что я лучше их всех, что я алкоголик, не греет.

Мой сосед по этажу, с которым мы кроме “здравствуйте” за 15 лет и двумя словами не обменялись, возможно тоже в чём-то меня осуждает, но мне плевать – я ему ничего не должен.

А соседка снизу, которую я три года назад случайно залил из-за аварии сантехники, со мной не здоровается, и я себя неуютно чувствую столкнувшись с ней у лифта.

В общем, можете считать меня ненормальным, я начал отдавать свои старые долги, иногда уже после того, как мои кредиторы об этом давно забыли, иногда даже тому, кто и не знал, что это именно я должен, и даже не особенно задумываясь, спьяну или сдуру я причинил зло другому, и даже, смешно сказать, отдавать долги собственной кошке.

Всегда веселы и счастливы бывают только идиоты. И ещё: Свойство души – болеть; если она не болит – значит её просто нет. Мне пришлось узнать, что не только спьяну совершаются ошибки. Но теперь у меня есть опыт, и я знаю, что мне делать с сегодняшними ошибками.

Даже животные испытывают чувство благодарности.

Моё так называемое “рациональное мышление” противится признанию Бога, для меня это скорее философское понятие, чем реальное существо. Но вот с чем я не могу не согласиться: Не важно имя создателя правил дорожного движения, но если я буду устанавливать свои правила, катастрофа неизбежна; не важно имя Создателя “правил движения по жизни”, но если я буду устанавливать свои правила, катастрофа тоже неизбежна, а мои жизненные катастрофы обычно происходят в форме запоя. И я благодарен анонимным алкоголикам за то, что моя жизнь перестала быть непрерывной чередой катастроф и зализывания ран.

Всё описанное мной происходило естественно, хотя я и пользовался “шпаргалкой” под названием Программа выздоровления Анонимных Алкоголиков.

Описанная история происходила со мной около двух лет назад. В моей душе началась новая эпоха, для которой я ещё не придумал названия, и охарактеризую я её цитатой из книги “Анонимные алкоголики”, которую я к сожалению очень редко слышал на собраниях групп: ““Как войти в ваше братство? — спрашиваете вы. – Где можно найти этих людей?” Вы найдёте их по соседству. Рядом с вами умирают беспомощные алкоголики, подобно людям на тонущем корабле. Если вы живёте в большом городе, их сотни вокруг. Стоящие на разных ступенях общественной лестницы, богатые и бедные, они – будущие члены А.А., среди них вы найдёте себе верных друзей на всю жизнь. Вы будете связаны с ними новыми для вас отношениями, вы вместе избежите катастрофы и плечом к плечу отправитесь в путь. Тогда вы поймёте, что значит отдавать себя другому, чтобы он выжил и заново открыл для себя радость жизни. Вы познаете в полной мере смысл выражения: “Возлюби своего ближнего, как самого себя.”

SСпасибо

Почему у Анонимных Алкоголиков принято благодарить? Зачем и я, выступив на группе, добавляю в конце это ёмкое слово – спасибо?

Не берусь говорить за других, а у меня на то есть целый ряд причин. Одна причина – это то, что я помню, какой была моя жизнь, и я вижу, какой стала благодаря поддержке группы. Другая – в том что я настолько люблю этих людей, и верю, что это взаимно, так что просто спасибо, что вы есть. Ещё одна причина – я действительно испытываю непрекращающееся чувство благодарности моей Высшей силе, подарившей мне трезвость, а узнал я её здесь же, на группе, именно в вас я впервые увидел её проявления.

Но главная причина кроется в традиционной форме проведения собрания: я делюсь положительным опытом трезвой жизни, своими силами и надеждами, отбрасывая плохое. Поэтому спасибо вам за то, что вы позволяете мне быть тем прекрасным человеком, каким я ощущаю себя рядом с вами.

Спасибо.