Я побоялся написать это раньше, однако вдохновился одним сообщением алкоголика, которое дало мне понять, что я не одинок и не в белой горячке пришел к такому выводу:
по моему личному мнению, алкоголизм – вообще не химическая зависимость. Конец мысли, которую я побоялся озвучить.
Для наркомана алкоголь может быть (или стать) всего лишь предпочитаемым наркотиком. А для алкоголика? Уже сказано – вода жизни. Как-то в беседе со своим наставником (не спонсором) мы вышли на некий внутренний тест – кто я? Среда была предложена следующая: гроб, крышка, у меня есть полностью свободный выбор и мне за это ничего не будет (ни похмелья, ни наказания, ни обычных последствий – вообще ничего, всё пройдет бесследно, что бы я ни выбрал). Что выбираю я? Я выбрал Hennessy XO, мой наставник тоже выбрал коньяк. Через секунду я сказал, что я вру, у меня другой предсмертный выбор, он согласился (не могу озвучить наш выбор в силу 10-й Традиции, скажу только, что это вообще не изменяющее сознание вещество, а то и вовсе не вещество). Т.е. вопрос к самым моим глубинам - что я выберу (какое вещество) в самом конце, перед смертью, когда лгать и изворачиваться уже нет смысла? Выбрана водка или Тройной одеколон не важно, важно вода это жизни или всё-таки наркотик. Буквально через неделю он мне позвонил и сказал, что был у находящегося в запое человека. И задал ему этот тест. Его выбором был не алкоголь. Смысл ситуации в том, что мой наставник уже не один год пытается донести до несчастного, что его проблема – не алкоголь, пока безуспешно. Тест, естественно, можно провести только на себе и честный ответ дать только самому себе, поэтому пример ни на что не притязает.
Хочу отметить очень важный момент – наркоманы не виноваты в том, что ходят на собрания АА и проповедуют одинаковость проблемы и решения. Их этому интенсивно обучали с первых минут возвращения сознания. А это тот момент, когда вбитые принципы практически невозможно выбить обратно. Часто их учителями становятся другие наркоманы, которые уже ходят на собрания АА и параллельно работают в том же РЦ консультантами. Отсюда проистекают эти непонятные выплески стай наркоманов на группы АА – это сотрудники РЦ и одновременно наркоманы - члены АА вывозят подопечных на тренинг – как выжить на собрании АА. Программу обучения я записал после того, как суммировал и систематизировал несколько частных бесед с наркоманами. На мой взгляд, большинство из них не осознавало, что ей руководствуется. Это мои личные наблюдения, они ни что не притязают, однако лично для меня очень многие ситуации объясняют.
Программа обучения наркоманов
1. Ходить на собрания АН опасно, там нет выздоровления, выздоровление только в АА.
Даже не знаю, нужно ли это комментировать. Я передумал. Надо это комментировать. Мне так видится, что смешивая алкоголизм и наркоманию профессионалы, во-первых, лишают выздоровления и тех, и других, во-вторых - убивают целое стадо зайцев. Ни одна падла, кроме Бога и моего брата-алкоголика не заинтересована в моем выздоровлении Интересы профессионалов идут вразрез с моими, они не нуждаются в моей трезвости, в рекламной паузе пития - да, в полном и окончательном выздоровлении - нет, это коммерчески смертельно для слишком большого числа рабочих мест;
2. Алкоголизм и наркомания – это одно и то же, а после года выздоровления - вовсе тождественные понятия, и нет никакой разницы, куда ходить, и там и там те же 12 шагов.
РЦ в своей работе опираются на медицинские или научные исследования. Эти исследования накопили достаточно свидетельств, что воздействие алкоголя и некоторых наркотиков на тело человека весьма похожи. На эту тему существует достаточно материалов, но касаться их я не буду. Для нас важно, что реакция тела на алкоголь (аллергия) у наркомана и алкоголика может быть очень похожей. Могут быть похожи и симптомы (запои, похмелья и т.п.), а так же методы преодоления проблемы (кодировки, зашивки и проч). И вот здесь у нас возникает серьезная проблема – Программа АА не имеет дела с человеческим телом. Неполноценность позиции РЦ состоит в том, что они настаивают на схожести болезни в сфере тела, а посылая наркоманов на группу АА предлагают им лечение в сфере духа. АА утверждают, что главная проблема алкоголика сосредоточена в уме, а не в теле, и вот как раз в этом моменте и возникают различия между процессом выздоровления ума алкоголика и наркомана, даже несмотря на схожесть в реакциях тела. Я думаю, что алкоголь для наркомана – один из наркотиков, который по весьма банальным причинам (дешевизна, доступность, легкость самооправдания в силу социальной приемлемости) оказался именно алкоголем, а не другим изменяющим сознание веществом. Для алкоголика же это единственно возможное топливо жизни, на определенном этапе не средство словить кайф, а средство сделать жизнь вообще возможной, идол, предпочитаемая всему, в том числе самой жизни вода;3. Ходить нужно на собрания АА и на каждом обязательно высказываться.
Это указание часто приходит в виде настояния психолога, приносится наркоманами из РЦ и радостно подхватывается алкоголиками. Я затрудняюсь определить мотивы такого рецепта, однако склонен утверждать, что это заблуждение. В АА существует неписаный лозунг – «мы больны настолько, насколько мы не высказались». Это враньё, подталкивающее меня высказываться, а не делать Шаги. Высказываниями можно (ограниченное время) поддержать трезвость, но не выздороветь от алкоголизма, последнему же помогают только Шаги, если выздоровление понимать так, как его понимали авторы БК. БК настаивает на том, что «само наше существование… зависит от нашей постоянной заботы о других и от того, в какой степени мы сможем быть им полезными» и нигде, ни единым словом не написано о необходимости высказываться по состоянию. Я думаю, что именно этот лозунг, переданный наркоманами из РЦ стал основным катализатором постепенного и незаметного превращения групп АА («опыт, силы, надежы») в группы психотерапии («мне нужно высказаться по состоянию»);4. Нужно научиться заменять некоторые слова на такие, которые не будут вызывать раздражения алкоголиков: вместо наркоман – алкоголик, вместо ширнулся – выпил или употребил, вместо шприц – стакан, вместо дилер – ларек.
Большинство алкоголиков осознают, что говорит наркоман и говорит он о наркотиках. Остальные алкоголики это понимают интуитивно по обязательному чувству уныния, безысходности и оскомины лжи на зубах, остающейся после слива наркомана. На одной из московских групп рабочим собранием было снято модное в Москве ограничение на озвучивание зависимостей. Идея была такова, что этим ограничением группа АА вынуждает наркомана врать и берет на себя за это ответственность. Снимая это ограничение, группа снимает с себя ответственность и возлагает её на говорящего. Одно время ведущий в начале собрания обращал внимание на то, что можно называть любые зависимости. Ни один наркоман не стал этого делать;5. Я имею право здесь быть в силу 3-й Традиции.
Никто не оспаривает этого права. Я просто озвучиваю, что вопрос членства в АА отстоит от вопроса выздоровления по Программе АА на порой огромную дистанцию и из первого не может автоматически вытекать второе. Здесь я не касаюсь вопроса членства вообще;6. Мы, наркоманы, больны действительно серьезной болезнью. А эти алкаши – так себе, алкоголизм вообще детская проблема, а то и не проблема вовсе. Поэтому мы, как старшие товарищи, должны нести им свой опыт и показывать, как на самом деле нужно выздоравливать.
Тут можно утешиться, сходив на собрание Анонимных Игроков. Вот они-то действительно серьезно больны, а наркомания – так себе, игрушки. Я затрудняюсь выявить источники мессианства наркоманов в АА, однако считаю нужным это озвучить уже просто для осознания степени безумия подобной позиции.Я хочу повториться. На мой взгляд, одним из ключевых параметров наших различий является процесс отождествления. К сожалению, этот термин так же выпал из русских переводов, особенно из 12х12 (в программной части БК он используется в этом смысле один раз и множество раз в историях). На собрании группы АА наркоманы так же отождествляются между собой – шутке наркомана смеются в основном наркоманы, стоит ведущему прервать наркомана – именно наркоманы встают на его защиту. Я часто внимательно за этим наблюдаю и нахожу эти наблюдения очень интересными. Как минимум, они помогают мне не злиться и не кипеть внутри. В моём совсем свежем случае я отождествил себя с другим алкоголиком, с алкоголиком, у которого совершенно иной путь (на мой взгляд тупиковый, естественно, нетупиковый же только мой
). И несмотря на принципиальные расхождения в подходах к выздоровлению, я отождествляю себя с его недостатками, не осуждаю и не испытываю раздражения. У меня нет иного термина, кроме как «чудо отождествления». Я не смогу простить наркоману то, что легко прощу алкоголику. Я не хочу давать этому оценку, это просто факт, для меня он – прямое следствия отождествления с алкоголиком и неотождествления с наркоманом. Хочу привести отрывок из одной из историй (БК, стр. 405), мне кажется в нем содержится хорошее толкование термина отождествление:
Мне сказали, что мне нужно отождествлять себя, а не сравнивать. Я не знал, что они имели ввиду. В чем разница? Отождествление, сказали мне, это попытка увидеть в чем я похож на окружающих меня людей. Сравнение, сказали мне, это поиск отличий, обычно таких, где я лучше других. (They said I needed to identify, not compare. I didn't know what they meant. What was the difference? Identifying, they said, was trying to see how I was like the people I was with. Comparing, they told me, was looking for differences, usually seeing how I was better than others.)
Такие дела:). Migs
PS
Спасибо вам за поддержку и комментарии. Вероятно, уже родился на свет тот текст, который я никак не мог написать больше года – то он выходил невнятным, то неоправданно злобным и высокомерным. Я обязательно его опубликую после редактуры и обсуждения с наставником.
PSS
Я не буду участвовать в дискуссии, все вопросы и сомнения можно выразить мне в личный ящик или, лучше, лично в лицо после собрания группы
.