Мы уже усвоили, что первым шагом к выздоровлению является полное осознание того, что мы - травмированные насилием люди. Мы - жертвы и, как правило, виновники насилия. Насильники. Нужно полностью отказаться от заблуждения, что мы такие же, как и другие люди, или когда-нибудь станем такими. Мы - другие, и это навсегда.
Признавая свое бессилие и неспособность управлять своей жизнью, мы открываем дверь нашему выздоровлению. Никто не способен убедить нас в том, что мы являемся жертвами насилия и насильниками. Это признание мы должны сделать сами. Те из нас, кто пережили насилие в раннем возрасте, могли забыть об этом. Многим из нас внушали, что говорить о перенесенном или причиненном насилии - плохо. Те из нас, кто некоторое или продолжительное время жили в атмосфере насилия, испытывают трудности с распознанием насилия в отношении себя и других. Когда-нибудь все равно наступает такой момент, когда мы обнаруживаем, что применение насилия - это путь, дающий иллюзию контроля над жизнью. Мы можем отрицать, что перенесли насилие или что причиняли насилие себе и другим. Как и в случаях с другими зависимостями, отрицание - мощный и неизбежный симптом нашей болезни, однако делать вид, что "ничего такого не было" - по сути та же попытка иллюзорного контроля над жизнью. Большинство перенесших насилие тут же поймут, что такой контроль невозможен. Что бы мы ни пробовали, мы обнаруживали, что не в состоянии контролировать применение насилия: либо мы снова переживали насилие, продолжая оставаться его жертвами, либо, превратившись в насильников, мы применяли насилие к себе и другим. Либо являлись насильниками и жертвами насилия одновременно.
Если вы еще сомневаетесь, спросите себя: "Могу ли я контролировать свое поведение в отношении насилия?".
Это значит, что у пережившего насилие нет контроля над насилием. Бессилие обозначает продолжение цикла насилия против нашей воли. Если мы не можем остановиться, то о каком контроле может идти речь? Неспособность прекратить управляемое насилием поведение, даже имея самую большую силу воли и самое искреннее желание, - вот что мы имеем в виду, когда говорим, как говорят Анонимные Алкоголики: "У нас нет абсолютно никакого выбора." Однако, у нас все же есть выбор, если мы прекратим оправдывать свое "употребление" насилия, сравнимое с употреблением химического вещества химически зависимым человеком.
Мы оказались здесь не случайно. Мы дошли до такой черты, когда уже не могли больше продолжать жить в атмосфере насилия или его последствий из-за физической, психической и душевной боли. Только достигнув дна, у нас появилась готовность к действиям.
Мы бессильны как перед пережитым нами насилием и насилием, совершенном нами в отношении себя и других, так и перед насилием вообще. Нам необходимо признать этот факт для того, чтобы выздоравливать. Насилие - это нездоровая почва, в которой развивается болезнь тела, разума и души. Наша болезнь прогрессирующая, неизлечимая и смертельная. Многие из нас испытали облегчение, узнав, что они не плохие, а просто травмированные и больные люди.
Мы не несем ответственности за нашу болезнь, но мы отвечаем за наше выздоровление. Большинство из нас пытались остановиться самостоятельно, но мы уже не могли жить ни с насилием, ни без него. В конце концов мы осознали, что были бессильны перед своей зависимостью.
Пока мы оставляем возможность отступить, неважно каким образом, сама основа нашего выздоровления находится в опасности. Находя разного рода отступные пути, мы обкрадываем себя, лишаясь тех благ, которые предлагает эта программа. Отказ от любого рода отступления означает капитуляцию. Теперь вопрос в следующем: "Если мы бессильны, как Анонимные Выздоравливающие от последствий насилия могут помочь?" Мы начинаем с просьбы о помощи. Основанием нашей программы служит признание, что мы сами по себе не могли совладать с нашей зависимостью. Когда мы признали этот факт, мы выполнили первую часть Первого Шага.
Прежде, чем наше основание будет завершено, нам надо признать второй факт. Ибо если мы остановимся здесь, мы узнаем только половину правды. Если мы не могли контролировать насилие и свое поведение в отношении насилия, то как мы могли контролировать свою жизнь? Перенесенное, переносимое и причиняемое нами себе и другим насилие превратило нас в марионеток, которые не могут отвечать за свою жизнь, поскольку она контролируется не нами, а насилием, которое процветает в нас и в нашей жизни. Неспособность эффективно работать, устанавливать и поддерживать близкие отношения, болезни явно характеризуют неуправляемость жизни. Мы поняли, что у нас нет выбора кроме полного изменения нашего старого образа мышления. Когда мы стараемся изо всех сил, это работает для нас, так же, как это срабатывало для других. Когда мы больше не могли жить по-старому, мы начали меняться. До тех пор, пока мы не приняли Первый Шаг, мы были полны страхов и сомнений. В этот период многие из нас чувствовали себя запутавшимися и потерянными. Мы чувствовали, что не такие, как все. После работы по этому шагу мы принимаем принципы нашей Программы. Только оставаясь чистыми от насилия и работая по этому шагу, мы освободились от наших оков. Однако ни один шаг не работает по волшебству. Мы не просто проговариваем слова этих шагов, мы учимся жить по ним. Мы видим на собственном примере, что программа может нам предложить помощь.
Мы обрели надежду. Мы можем научиться действовать в мире, в котором мы живем. Мы можем найти смысл и цель жизни и можем спастись от безумия, порочности и смерти. Когда мы признаем наше бессилие и неспособность управлять своей жизнью, мы открываем дверь Силе, более могущественной, чем наша собственная, чтобы она помогла нам. Не имеет значения, откуда мы пришли, важно куда мы идем.