Свернутый текст
«Душ.пок.» или «душ.покой» - вот так: приземлено, утилитарно и ернически. называют душевный
Думается, так же, следующее: увы, не всякому доступно (или будет дано) это . И эта константа верна так же как и печально известная – «Выживет не каждый». Печально, но это так. И дело не в том, что есть некие «избранные» и «не избранные». Дело в готовности человека принять это . Это вопрос выбора и воли человека.
Безусловно, есть определенные категории людей (людей вообще, а не только «зависимых»), по разным причинам не приемлющих . Само понятие «покой» органически неприемлемо для современного (и в особенности «европейского») человека. Навязываемые европейской цивилизацией стиль и темп жизни, казалось бы, совершенно несовместимы с этим понятием. Скорее, оно, более присуще «дремотной» Азии… Что ж, возможно, философские корни этой категории действительно лежат на Востоке. Так уж сложилось, что поистине великие и религиозные доктрины приходят к нам именно с Востока…
Благодать Божья – понятие присущее христианству вообще и православию в частности. Ни в коей мере не пытаясь анализировать это понятие с религиозной точки зрения, я, тем не менее, осмелюсь говорить об идентичности понятий и Благодати Божией.
Исходя из личного опыта выздоровления, осмелюсь сделать следующие выводы:
1. Желающий обрести это должен стремиться к нему, и, прежде всего, именно желать его. Оно никогда не придет к человеку не желающего его.
2. Человек, по своему естеству не в состоянии самостоятельно обрести душевный , как бы он не стремился к нему, и как бы он его не желал.
3. Состояние истинного не может быть вечно (постоянно). Оно временно в силу нашего человеческого естества (имеется в виду не конечность нашего физического состояния, а относительная краткость периодов . В моем случае – примерно, четыре месяца).
4. Душевный – это дар «высшей силы», который дается вне зависимости от «заслуг» и затраченных на его обретение усилий.
Обретение этого состояния может быть внезапным и ярким как солнце (прошу простить за поэтические сравнения, но не могу иначе!) - в особенности, думается, на первых годах трезвости. И, постепенным, «мягким», почти незаметным образом: тогда, когда человек, обладающий определенным опытом трезвой жизни сознательно стремится к обретению , и. соответственно, сознательно старающийся пребывать в пограничном к нему, состоянии.
Знающий человек четко различает для себя истинный душевный и состояния к нему формально близкие. Критерии различия, я полагаю следующие. Истинный душевный перманентно абсолютен. Внешние факторы не способны перевести его в какое-либо иное качество (со знаком «+» или «- « - без разницы!). Душевный не тождественен равнодушию, безразличию, душевной черствости. Душевный способен с достоинством принять как великую радость так и горе. Я бы уподобил его некоему духовному стержню, который влагает в нас «высшая сила» по наитию своему. Человек в состоянии способен сострадать ближнему в несчастье, испытывать горечь утраты при утере собственных близких (я утрированно беру наиболее критические ситуации). Но чувства его при этом лишены черного окраса, хотя и могут быть трагичны (или даже торжественно трагичны) по сути. Они также далеки от депрессии, как свет от тьмы. Чувства - светлы, как светлы и чисты - и мысли человека, находящегося в состоянии . Если человек в этом состоянии и испытывает скорбь, скорбь его деятельна и направлена не на саморазрушение, а на созидание.
Человек, пребывающий в душевном покое ощущает промысел Божий в любом событии, в независимости от эмоциональной оценки его содержания. Он на духовном уровне ощущает свое единение с окружающим его миром, природой, Богом. Это можно охарактеризовать одним словом – Гармония.
Человек, испытывающий душевный , отнюдь не стрекоза, застывшая в счастливом полете в куске янтаря. Он не пребывает в сладкой бездумной спячке, в дремоте души. Душа его парит над миром, являясь частью мира. Он равно готов к вечному полету, подъему к сжигающему солнцу, или стремительному и, возможно, смертельному падению. Здесь речь идет, разумеется, не о суицидных порывах, а о тех жизненных коллизиях, от которых не застрахован ни кто из нас. Если хотите, речь идет и о жертвенности в высшем ее человеческом и гражданском смысле.
Душевный – это своего рода эмоциональный, психологический и, разумеется, духовный фон, на котором развертывается жизнь и деятельность человека. Графически это не синусоидальный всплеск, но и не ровная линия абсолютного .
Покой… Вечный … «И вечный бой! Покой нам только снится!» -писал классик. Сызмальства, мое поколение (да и многие другие до него) готовили к этому вечному бою, подразумевая под ним человеческую жизнь. До сих пор, у многих из нас ассоциируется со старостью, а «вечный » - со смертью. И уж конечно, никто из нас не желает ни старости, ни смерти. И это одна из причин того, что некоторая категория людей (не только «зависимых») органически не приемлет для себя , как таковое. Их девизы: «жизнь – это дорога», «движение – все, конечная цель – ничто», «хочешь жить – умей вертеться» и пр., пр., пр. … Мне могут еще напомнить: «Душа обязана трудится и день и ночь, и день и ночь…»
Что ж, душевный – это не «сомати» или, скажем, нирваны. Жизнь человека в состоянии не просто наполнена, она сверхнаполнена. И эта полнота жизни – отнюдь не заслуга человека (он в силу своих ограниченных душеных сил попросту не способен на это), это Дар свыше. Причем для самого человека не суть важно: события ли это «вселенского» масштаба или «житейские» мелочи! Он в состоянии дать им объективно-житейскую оценку, но их истинная ценность для него равнозначна и одинаково дорога.
Душевный , как уже говорилось – не горизонтальная эмоциональная черта. В этом глубинном состоянии возможны и «спады» и «подъемы», объективно обусловленные внешними событиями, иногда даже остро воспринимаемыми. Но, как правило, они кратковременны и легко (хотя и глубоко) переживаемы. Яркость и сила ощущений и переживаний отнюдь не снижены, но душа полна сил перенести и радости и горести с достоинством Человека, сотворенного по Образу и Подобию Божию.
Состояние дается свыше, оно по сути своей - духовно, но и между тем оно так же и психо-физиологично (А как же иначе?.. Ведь, мы, люди - из плоти и крови!).
Итак, исходя из собственного опыта, могу предположить, что впервые этот дар дается нам не по трудам нашим, а по страданиям, которые мы перенесли (т.е. по милосердию Божию), и по готовности принять этот дар.
Готовность к состоянию не есть мой субъективный фактор (оценка). О том готов ли я принять это может судить только моя Высшая сила.
Единожды испытавший это будет жаждать испытать его снова. И это не склонность к очередной зависимости. Это есть не стремление к кайфу, а стремление к совершенству восприятия полноты жизни.
Пограничное к душевному покою это и есть осознанное стремление к полноте жизни. Девиз человека находящегося в нем - «здесь и сейчас».
Психофизиология зависимых, по большей части, циклична по своему характеру. Пример из собственного жизненного опыта: депрессионный период резко сменяется , затем следует период медленного эмоционального спада, в свою очередь сменяющегося выраженным депрессионным периодом. Такой годичный цикл я наблюдал у себя первые три года трезвости. Причем, примерно совпадая по сезонным периодам депрессионные отрезки с каждым годом протекали все более мягче, все более сокращались по времени… И в один январский день, на исходе периода эмоционального спада, я вдруг обнаружил, что ожидаемый мной депрессионный период так и не начался. Цикл был сломан. Но, я, как ни странно, был несколько обескуражен и огорчен этим обстоятельством: я ведь твердо знал – за депрессионным периодом (который я научился принимать и переживать как неизбежное, но, безусловно, конечное (т.е. имеющее свои временные рамки) неизбежно должен последовать период . Такая цикличность подтверждалась моим личным трехгодичным опытом трезвости. И вот, на тебе: период спада закончился, ожидаемый «кризис» не наступил (замечательно!), но и не наступил период !.. Душевное , в котором я пребывал на тот момент - для меня совершенно непонятное, необычное. Можно сказать – «душевный раздрай», но совершенно без негатива. Имела место легкая тревога по поводу времени наступления … Я опасался, что наступление этого периода теперь неопределенно отсрочено (как большинство людей я не люблю неопределенность). В общем было довольно странно. Во всяком случае, мне казалось, что я готов переступить через душевную боль депрессии, лишь бы «заполучить» желанный душевный . Вскоре я окончательно убедился: механизм цикличности сломан. И, уж много позднее, я уяснил для себя – «лафы» («халявы») т.е. подарков больше не будет (т.е. возможно подарки свыше и будут, но они будут другие). Теперь - для меня наступил период, когда душевный будет мне даваться не как подарок, не как награда за трезвость, а как естественное человека, сознательно стремящегося к нему. (Цикличность, вообще, а такая как у меня, в частности, вовсе не обязательна для других «зависимых». Количество вариантов, столько же, сколько и людей.)
Стремление к душевному покою – всегда есть работа души. Работа не обязательно номинальная (например, самое простое и, одновременно, самое сложное – «работа по шагам»). Но это - всегда ярко выраженное стремление к положительному восприятию мира во всем его многообразии.
В чем это стремление выражается для меня лично?
Прежде всего, неоходимо осознание того, что любое мое эмоциональное (со знаком «+» или «-« - неважно) временно (т.е. имеет свои начало и конец). Любое событие в моей жизни также имеет временные рамки. Под осознанием понимается не конечный результат – знание о том, что все в этом мире конечно, а процесс. Т.е. подразумевается некая внутренняя работа. Проще говоря, необходимо постоянное осознание того, что за «черной полосой» всегда следует – «белая». (А если, за ней следует еще более «черная», то значит, предыдущая была недостаточно «черной»… Шутка!) А, «белую» полосу - рано или поздно сменит «черная» (вот только степень ее «черноты» зависит от меня самого, точнее от моего восприятия и оценки тех или иных негативных явлений, ее составляющих). Очень конструктивно известное идеалистическое положение: «Не существует внешних обстоятельств, реально только мое субъективное восприятие». Иначе – «что во мне, то и вовне».
Мы, зависимые привыкли делить все в этой жизни на черное и белое (иначе говоря – «кайф» и «не кайф»). Эти две краски нам очень знакомы. С трезвостью приходит ощущение неисчерпаемости жизненной палитры. И вместе с осознанием этого приходит стремление к обладанию всем спектром. Желать – не всегда значит мочь. Бытие зачастую тяготеет к серости. «Серые» полосы – вот наш основной противник. Как бороться с серостью?.. Да не надо бороться. Жизнь она такова, какова она есть (простите за банальность!). И если в моей жизни отсутствуют яркие насыщенные краски (события, эмоции), то никто кроме меня не насытит ее ими. Но!..
Мы ведь говорили о полном спектре жизненной палитры, а она содержит не только кричащие краски, но и полутона. А вот их то мы («зависимые») разбираем с большим трудом.
Наслаждение процессом жизни – это Искусство с большой буквы. Прежде всего - временной аспект. По факту – нет прошлого, нет будущего, есть только настоящее: здесь и сейчас. Уметь принимать и наслаждаться тем, что имеешь в данный момент жизни – вот сверхзадача!
Люди, по сущности своей, в отличие от иных тварей большей частью недовольны тем, что имеют. И, в отличие, от них же, по Божьей воле, способны изменить существующее положение дел. Даже в нашей традиционной молитве «О душевном покое» мы просим высшую силу дать нам разум и душевный принять то, что мы не в силах изменить. Следовательно, изменение мира – есть естественно-небходимая форма существования человека (т.е. то, что ему свойственно). И здесь (в молитве) вовсе не отказ от действия, от движения присущего человеку. Здесь – отказ от ненужной суеты.
В состоянии истинного всякая суета «обтекает» меня, она не способна привести меня в «смятенье духа». Повторяю, это не означает моего полного устранения от жизненных коллизий. Нет, в этом состоянии, я продолжаю активно жить и действовать. Впрочем, занимать ли при этом так называемую «активную жизненную позицию» - это право моего выбора. Высшей силой мне даровано право изменять, либо не изменять «то, что могу». Для меня главное помнить: я не могу изменить тех или иных людей, часто я не могу изменить ту либо иную ситуацию, но я могу изменить свое отношение к этим людям и этим ситуациям. Осуществляя свой выбор, я стараюсь руководствоваться старой истиной - «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кому хватает».
Итак, как мне приблизиться к состоянию желанного мной ?
Для этого я буду придерживаться следующих правил:
- Я буду стремиться жить «здесь и сейчас». Я буду стараться наслаждаться каждой минутой отмеренной мне жизни.
- Я буду стараться избегать ненужной суеты в моей жизни.
- Я буду стараться со смирение принимать те жизненные коллизии, с которыми я встречусь на своем жизненном пути.
- Я буду благодарить свою Высшую силу, за все, что мне даровано в этой жизни.
- Я буду постоянно помнить, что я не бог, а всего лишь человек.
Что может мне помешать в моем стремлении к душевному покою?
- Ничто.
Кто может помешать мне в моем стремлении к душевному покою?
- Только Враг рода человеческого и я сам, грешный.
Что я могу противопоставить проискам Врага рода человеческого?
- Молитву, обращенную к моей Высшей силе.
Должен ли я бороться с самим собой за обретение ?
- Путь борьбы – не мой путь. Я могу лишь осознать дефекты своего характера и со смирением принять себя таким, какой я есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Что может дать мне эти осознание и принятие?
- честно признать (хотя бы перед собой) негативные черты своего «я» есть то же самое что опознать своего врага (а враг известный уже не так страшен). Я не могу сам исправить свои недостатки (ибо я слаб и несовершенен, как всякий человек). Но, теперь я смогу отслеживать проявление этих дефектов и просить мою Высшую силу избавить меня от них.
Принятие своих достоинств ни менее важно для меня. Ибо, осознав их, я сделаю шаг - к любви к себе. А, отталкиваясь от этой любви – любви к творению Божьему, я смогу полюбить и Господа и ближних своих.
Я не могу объективно судить о себе, как о личности, но осознание положительных своих сторон поможет мне стать лучше.
Состояние «нелюбви» - есть объективное препятствие на пути обретения . Казалось бы, о каком душевном покое может идти речь, если я нахожусь в состоянии нелюбви к себе?.. А между тем, первый опыт обретения был дан мне на первом году трезвости в состоянии обостренной нелюбви к себе самому. И лишь недавно, (на пятом году трезвости) я осознал принятие себя как личности, со всеми моими плюсами и минусами. И это принятие (процесс перманентный) является для меня инструментом приближения к состоянию .
Я думаю, что «нелюбви к себе» объективно-необходимый этап процесса духовного роста личности. Осознание своих недостатков – есть первый шаг к их устранению.
Попробуем резюмировать: что необходимо мне для обретения состояния ?
1.Желание обрести его.
2. Готовность к его обретению.
3. «Стремление-действие» к нему. Под эти термином я понимаю не сколько, какое-либо конкретное действие, а, скорее, вектор направления воли, наполненный неким содержанием. Так, например, положительное восприятие мира во всем его многообразии (возможны ваши личные варианты).
4 Сознательное старание пребывание в пограничном к душевному покою состоянию.
5. Стремление жить «здесь и сейчас». (Осознание краткости и конечности нашего бытия.)
6. Осознание конечности всякого события и состояния (в том числе и состояния .) Принятие этого.
7. Принятие на веру следующих положений: «Не существует внешних обстоятельств, реально только мое субъективное восприятие», «Что во мне, то и вовне».
8. Осознание того, что «активная жизненная позиция» и суета - вещи суть различные. Другими словами: «Живи полной жизнью», но «Не «парься»!»
9. Осознание и принятие того, что - «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кому хватает».
некоторые из моих братьев по сообществу. Что ж, это их право. Но я лично твердо уверен: человек, действительно имевший счастье хотя бы недолго пребывать в этом состоянии, будет относиться к нему с большим уважением.Думается, так же, следующее: увы, не всякому доступно (или будет дано) это . И эта константа верна так же как и печально известная – «Выживет не каждый». Печально, но это так. И дело не в том, что есть некие «избранные» и «не избранные». Дело в готовности человека принять это . Это вопрос выбора и воли человека.
Безусловно, есть определенные категории людей (людей вообще, а не только «зависимых»), по разным причинам не приемлющих . Само понятие «покой» органически неприемлемо для современного (и в особенности «европейского») человека. Навязываемые европейской цивилизацией стиль и темп жизни, казалось бы, совершенно несовместимы с этим понятием. Скорее, оно, более присуще «дремотной» Азии… Что ж, возможно, философские корни этой категории действительно лежат на Востоке. Так уж сложилось, что поистине великие и религиозные доктрины приходят к нам именно с Востока…
Благодать Божья – понятие присущее христианству вообще и православию в частности. Ни в коей мере не пытаясь анализировать это понятие с религиозной точки зрения, я, тем не менее, осмелюсь говорить об идентичности понятий и Благодати Божией.
Исходя из личного опыта выздоровления, осмелюсь сделать следующие выводы:
1. Желающий обрести это должен стремиться к нему, и, прежде всего, именно желать его. Оно никогда не придет к человеку не желающего его.
2. Человек, по своему естеству не в состоянии самостоятельно обрести душевный , как бы он не стремился к нему, и как бы он его не желал.
3. Состояние истинного не может быть вечно (постоянно). Оно временно в силу нашего человеческого естества (имеется в виду не конечность нашего физического состояния, а относительная краткость периодов . В моем случае – примерно, четыре месяца).
4. Душевный – это дар «высшей силы», который дается вне зависимости от «заслуг» и затраченных на его обретение усилий.
Обретение этого состояния может быть внезапным и ярким как солнце (прошу простить за поэтические сравнения, но не могу иначе!) - в особенности, думается, на первых годах трезвости. И, постепенным, «мягким», почти незаметным образом: тогда, когда человек, обладающий определенным опытом трезвой жизни сознательно стремится к обретению , и. соответственно, сознательно старающийся пребывать в пограничном к нему, состоянии.
Знающий человек четко различает для себя истинный душевный и состояния к нему формально близкие. Критерии различия, я полагаю следующие. Истинный душевный перманентно абсолютен. Внешние факторы не способны перевести его в какое-либо иное качество (со знаком «+» или «- « - без разницы!). Душевный не тождественен равнодушию, безразличию, душевной черствости. Душевный способен с достоинством принять как великую радость так и горе. Я бы уподобил его некоему духовному стержню, который влагает в нас «высшая сила» по наитию своему. Человек в состоянии способен сострадать ближнему в несчастье, испытывать горечь утраты при утере собственных близких (я утрированно беру наиболее критические ситуации). Но чувства его при этом лишены черного окраса, хотя и могут быть трагичны (или даже торжественно трагичны) по сути. Они также далеки от депрессии, как свет от тьмы. Чувства - светлы, как светлы и чисты - и мысли человека, находящегося в состоянии . Если человек в этом состоянии и испытывает скорбь, скорбь его деятельна и направлена не на саморазрушение, а на созидание.
Человек, пребывающий в душевном покое ощущает промысел Божий в любом событии, в независимости от эмоциональной оценки его содержания. Он на духовном уровне ощущает свое единение с окружающим его миром, природой, Богом. Это можно охарактеризовать одним словом – Гармония.
Человек, испытывающий душевный , отнюдь не стрекоза, застывшая в счастливом полете в куске янтаря. Он не пребывает в сладкой бездумной спячке, в дремоте души. Душа его парит над миром, являясь частью мира. Он равно готов к вечному полету, подъему к сжигающему солнцу, или стремительному и, возможно, смертельному падению. Здесь речь идет, разумеется, не о суицидных порывах, а о тех жизненных коллизиях, от которых не застрахован ни кто из нас. Если хотите, речь идет и о жертвенности в высшем ее человеческом и гражданском смысле.
Душевный – это своего рода эмоциональный, психологический и, разумеется, духовный фон, на котором развертывается жизнь и деятельность человека. Графически это не синусоидальный всплеск, но и не ровная линия абсолютного .
Покой… Вечный … «И вечный бой! Покой нам только снится!» -писал классик. Сызмальства, мое поколение (да и многие другие до него) готовили к этому вечному бою, подразумевая под ним человеческую жизнь. До сих пор, у многих из нас ассоциируется со старостью, а «вечный » - со смертью. И уж конечно, никто из нас не желает ни старости, ни смерти. И это одна из причин того, что некоторая категория людей (не только «зависимых») органически не приемлет для себя , как таковое. Их девизы: «жизнь – это дорога», «движение – все, конечная цель – ничто», «хочешь жить – умей вертеться» и пр., пр., пр. … Мне могут еще напомнить: «Душа обязана трудится и день и ночь, и день и ночь…»
Что ж, душевный – это не «сомати» или, скажем, нирваны. Жизнь человека в состоянии не просто наполнена, она сверхнаполнена. И эта полнота жизни – отнюдь не заслуга человека (он в силу своих ограниченных душеных сил попросту не способен на это), это Дар свыше. Причем для самого человека не суть важно: события ли это «вселенского» масштаба или «житейские» мелочи! Он в состоянии дать им объективно-житейскую оценку, но их истинная ценность для него равнозначна и одинаково дорога.
Душевный , как уже говорилось – не горизонтальная эмоциональная черта. В этом глубинном состоянии возможны и «спады» и «подъемы», объективно обусловленные внешними событиями, иногда даже остро воспринимаемыми. Но, как правило, они кратковременны и легко (хотя и глубоко) переживаемы. Яркость и сила ощущений и переживаний отнюдь не снижены, но душа полна сил перенести и радости и горести с достоинством Человека, сотворенного по Образу и Подобию Божию.
Состояние дается свыше, оно по сути своей - духовно, но и между тем оно так же и психо-физиологично (А как же иначе?.. Ведь, мы, люди - из плоти и крови!).
Итак, исходя из собственного опыта, могу предположить, что впервые этот дар дается нам не по трудам нашим, а по страданиям, которые мы перенесли (т.е. по милосердию Божию), и по готовности принять этот дар.
Готовность к состоянию не есть мой субъективный фактор (оценка). О том готов ли я принять это может судить только моя Высшая сила.
Единожды испытавший это будет жаждать испытать его снова. И это не склонность к очередной зависимости. Это есть не стремление к кайфу, а стремление к совершенству восприятия полноты жизни.
Пограничное к душевному покою это и есть осознанное стремление к полноте жизни. Девиз человека находящегося в нем - «здесь и сейчас».
Психофизиология зависимых, по большей части, циклична по своему характеру. Пример из собственного жизненного опыта: депрессионный период резко сменяется , затем следует период медленного эмоционального спада, в свою очередь сменяющегося выраженным депрессионным периодом. Такой годичный цикл я наблюдал у себя первые три года трезвости. Причем, примерно совпадая по сезонным периодам депрессионные отрезки с каждым годом протекали все более мягче, все более сокращались по времени… И в один январский день, на исходе периода эмоционального спада, я вдруг обнаружил, что ожидаемый мной депрессионный период так и не начался. Цикл был сломан. Но, я, как ни странно, был несколько обескуражен и огорчен этим обстоятельством: я ведь твердо знал – за депрессионным периодом (который я научился принимать и переживать как неизбежное, но, безусловно, конечное (т.е. имеющее свои временные рамки) неизбежно должен последовать период . Такая цикличность подтверждалась моим личным трехгодичным опытом трезвости. И вот, на тебе: период спада закончился, ожидаемый «кризис» не наступил (замечательно!), но и не наступил период !.. Душевное , в котором я пребывал на тот момент - для меня совершенно непонятное, необычное. Можно сказать – «душевный раздрай», но совершенно без негатива. Имела место легкая тревога по поводу времени наступления … Я опасался, что наступление этого периода теперь неопределенно отсрочено (как большинство людей я не люблю неопределенность). В общем было довольно странно. Во всяком случае, мне казалось, что я готов переступить через душевную боль депрессии, лишь бы «заполучить» желанный душевный . Вскоре я окончательно убедился: механизм цикличности сломан. И, уж много позднее, я уяснил для себя – «лафы» («халявы») т.е. подарков больше не будет (т.е. возможно подарки свыше и будут, но они будут другие). Теперь - для меня наступил период, когда душевный будет мне даваться не как подарок, не как награда за трезвость, а как естественное человека, сознательно стремящегося к нему. (Цикличность, вообще, а такая как у меня, в частности, вовсе не обязательна для других «зависимых». Количество вариантов, столько же, сколько и людей.)
Стремление к душевному покою – всегда есть работа души. Работа не обязательно номинальная (например, самое простое и, одновременно, самое сложное – «работа по шагам»). Но это - всегда ярко выраженное стремление к положительному восприятию мира во всем его многообразии.
В чем это стремление выражается для меня лично?
Прежде всего, неоходимо осознание того, что любое мое эмоциональное (со знаком «+» или «-« - неважно) временно (т.е. имеет свои начало и конец). Любое событие в моей жизни также имеет временные рамки. Под осознанием понимается не конечный результат – знание о том, что все в этом мире конечно, а процесс. Т.е. подразумевается некая внутренняя работа. Проще говоря, необходимо постоянное осознание того, что за «черной полосой» всегда следует – «белая». (А если, за ней следует еще более «черная», то значит, предыдущая была недостаточно «черной»… Шутка!) А, «белую» полосу - рано или поздно сменит «черная» (вот только степень ее «черноты» зависит от меня самого, точнее от моего восприятия и оценки тех или иных негативных явлений, ее составляющих). Очень конструктивно известное идеалистическое положение: «Не существует внешних обстоятельств, реально только мое субъективное восприятие». Иначе – «что во мне, то и вовне».
Мы, зависимые привыкли делить все в этой жизни на черное и белое (иначе говоря – «кайф» и «не кайф»). Эти две краски нам очень знакомы. С трезвостью приходит ощущение неисчерпаемости жизненной палитры. И вместе с осознанием этого приходит стремление к обладанию всем спектром. Желать – не всегда значит мочь. Бытие зачастую тяготеет к серости. «Серые» полосы – вот наш основной противник. Как бороться с серостью?.. Да не надо бороться. Жизнь она такова, какова она есть (простите за банальность!). И если в моей жизни отсутствуют яркие насыщенные краски (события, эмоции), то никто кроме меня не насытит ее ими. Но!..
Мы ведь говорили о полном спектре жизненной палитры, а она содержит не только кричащие краски, но и полутона. А вот их то мы («зависимые») разбираем с большим трудом.
Наслаждение процессом жизни – это Искусство с большой буквы. Прежде всего - временной аспект. По факту – нет прошлого, нет будущего, есть только настоящее: здесь и сейчас. Уметь принимать и наслаждаться тем, что имеешь в данный момент жизни – вот сверхзадача!
Люди, по сущности своей, в отличие от иных тварей большей частью недовольны тем, что имеют. И, в отличие, от них же, по Божьей воле, способны изменить существующее положение дел. Даже в нашей традиционной молитве «О душевном покое» мы просим высшую силу дать нам разум и душевный принять то, что мы не в силах изменить. Следовательно, изменение мира – есть естественно-небходимая форма существования человека (т.е. то, что ему свойственно). И здесь (в молитве) вовсе не отказ от действия, от движения присущего человеку. Здесь – отказ от ненужной суеты.
В состоянии истинного всякая суета «обтекает» меня, она не способна привести меня в «смятенье духа». Повторяю, это не означает моего полного устранения от жизненных коллизий. Нет, в этом состоянии, я продолжаю активно жить и действовать. Впрочем, занимать ли при этом так называемую «активную жизненную позицию» - это право моего выбора. Высшей силой мне даровано право изменять, либо не изменять «то, что могу». Для меня главное помнить: я не могу изменить тех или иных людей, часто я не могу изменить ту либо иную ситуацию, но я могу изменить свое отношение к этим людям и этим ситуациям. Осуществляя свой выбор, я стараюсь руководствоваться старой истиной - «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кому хватает».
Итак, как мне приблизиться к состоянию желанного мной ?
Для этого я буду придерживаться следующих правил:
- Я буду стремиться жить «здесь и сейчас». Я буду стараться наслаждаться каждой минутой отмеренной мне жизни.
- Я буду стараться избегать ненужной суеты в моей жизни.
- Я буду стараться со смирение принимать те жизненные коллизии, с которыми я встречусь на своем жизненном пути.
- Я буду благодарить свою Высшую силу, за все, что мне даровано в этой жизни.
- Я буду постоянно помнить, что я не бог, а всего лишь человек.
Что может мне помешать в моем стремлении к душевному покою?
- Ничто.
Кто может помешать мне в моем стремлении к душевному покою?
- Только Враг рода человеческого и я сам, грешный.
Что я могу противопоставить проискам Врага рода человеческого?
- Молитву, обращенную к моей Высшей силе.
Должен ли я бороться с самим собой за обретение ?
- Путь борьбы – не мой путь. Я могу лишь осознать дефекты своего характера и со смирением принять себя таким, какой я есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Что может дать мне эти осознание и принятие?
- честно признать (хотя бы перед собой) негативные черты своего «я» есть то же самое что опознать своего врага (а враг известный уже не так страшен). Я не могу сам исправить свои недостатки (ибо я слаб и несовершенен, как всякий человек). Но, теперь я смогу отслеживать проявление этих дефектов и просить мою Высшую силу избавить меня от них.
Принятие своих достоинств ни менее важно для меня. Ибо, осознав их, я сделаю шаг - к любви к себе. А, отталкиваясь от этой любви – любви к творению Божьему, я смогу полюбить и Господа и ближних своих.
Я не могу объективно судить о себе, как о личности, но осознание положительных своих сторон поможет мне стать лучше.
Состояние «нелюбви» - есть объективное препятствие на пути обретения . Казалось бы, о каком душевном покое может идти речь, если я нахожусь в состоянии нелюбви к себе?.. А между тем, первый опыт обретения был дан мне на первом году трезвости в состоянии обостренной нелюбви к себе самому. И лишь недавно, (на пятом году трезвости) я осознал принятие себя как личности, со всеми моими плюсами и минусами. И это принятие (процесс перманентный) является для меня инструментом приближения к состоянию .
Я думаю, что «нелюбви к себе» объективно-необходимый этап процесса духовного роста личности. Осознание своих недостатков – есть первый шаг к их устранению.
Попробуем резюмировать: что необходимо мне для обретения состояния ?
1.Желание обрести его.
2. Готовность к его обретению.
3. «Стремление-действие» к нему. Под эти термином я понимаю не сколько, какое-либо конкретное действие, а, скорее, вектор направления воли, наполненный неким содержанием. Так, например, положительное восприятие мира во всем его многообразии (возможны ваши личные варианты).
4 Сознательное старание пребывание в пограничном к душевному покою состоянию.
5. Стремление жить «здесь и сейчас». (Осознание краткости и конечности нашего бытия.)
6. Осознание конечности всякого события и состояния (в том числе и состояния .) Принятие этого.
7. Принятие на веру следующих положений: «Не существует внешних обстоятельств, реально только мое субъективное восприятие», «Что во мне, то и вовне».
8. Осознание того, что «активная жизненная позиция» и суета - вещи суть различные. Другими словами: «Живи полной жизнью», но «Не «парься»!»
9. Осознание и принятие того, что - «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кому хватает».
Игорь С.
Спустя 3 минуты, 24 секунды (11.10.2010 - 13:27) Сергий написал(а):
Выполняю просьбу моего брата из сообщества.Нет у него пока компа-попросил меня выложить его размышления .
Спустя 10 часов, 7 минут, 29 секунд (11.10.2010 - 23:35) матама написал(а):
Цитата |
4. Душевный высшей силы», который дается вне зависимости от «заслуг» и затраченных на его обретение усилий. | – это дар «
Фундаментально.Я думаю,что для написания и осмысления размышлений о душевном покое в данном случае понадобилось много усилий,много размышлений,хотя знаю и другие случаи,когда он,этот душевный просто приходит и становится тихой гаванью,куда всегда можно направить своё судно.Я не могу держать в голове признаки и отслеживать их,я могу его только ощущать.У каждого своё определение этого состояния,свой духовный опыт,что и радует в анонимных.
Спустя 19 минут, 39 секунд (11.10.2010 - 23:54) Лир-ра написал(а):
Да действительно, видно что человек серьезно к вопросу подошел...И знает о чем говорит.
Я бы сказала, что очень хорошее ,можно даже сказать блаженное, но это всего лишь и оно приходит , уходит...
Меня больше интересует Источник от которого я получаю это , на него направляется мое внимание и Его я пытаюсь искать.
Я бы сказала, что очень хорошее ,можно даже сказать блаженное, но это всего лишь и оно приходит , уходит...
Меня больше интересует Источник от которого я получаю это , на него направляется мое внимание и Его я пытаюсь искать.
Спустя 8 минут, 11 секунд (12.10.2010 - 00:03) гаспар1 написал(а):
Цитата (Лир-ра @ 11.10.2010 - 23:54 ) |
Меня больше интересует Источник от которого я получаю это | , на него направляется мое внимание и Его я пытаюсь искать.
тут то как раз все просто - любящий Бог , как я его понимаю
Душевный Он мне дает , сколько угодно ,
Все дело в том , что я от Него отворачиваюсь . И не слышу и не вижу , и естественно и взять не могу
Для меня очень хорошо работает Золотое Правило СТОП
и уже потом все остальные инструменты программы
спасибо я трезвый сегодня и счастливый
Спустя 5 минут, 41 секунду (12.10.2010 - 00:08) Лир-ра написал(а):
Спустя 38 минут, 34 секунды (12.10.2010 - 00:47) гаспар1 написал(а):
Спустя 17 дней, 11 часов, 44 минуты, 21 секунду (29.10.2010 - 12:31) Алена* написал(а):
Цитата (Сергий @ 11.10.2010 - 14:24 ) |
Если человек в этом состоянии и испытывает скорбь, скорбь его деятельна и направлена не на саморазрушение, а на созидание. |
Респект! Отзывается.. Это то, к чему я шла 5 лет и кажется пришла..
Кстати пришла через сильную душевную боль.. Когда меня вдруг осенило, что мои тревоги иллюзорны.. Мой контроль бесперспективен.. Мои страхи загоняют меня в депрессию, вместо того чтобы действовать - согласно инстинкту самосохранения, я прячусь..
Еще раньше я придумала себе "теорию кирпича" - "Что толку переживать о завтрашнем дне, боятся и строить плохие прогнозы, если через пять минут мне может свалиться на голову обычный кирпич".. Все мы смертны, и через смерть познаем жизнь.. Жить одним днем, ставя себе цели, и идя к ним..
Сейчас я без тревоги и паники переживаю и болезнь мужа, и разлуку с сыном.. Я внутренне спокойна, но при этом я сопереживаю и действую..
Спустя 1 час, 48 минут, 17 секунд (29.10.2010 - 14:20) Chichok написал(а):
Спасибо за тему... Сейчас как раз она для меня...