Версия для печати
Журналы: Читаем БК ->
24 ноября 2019
 15:10   ГЛАВА 2 "ЕСТЬ РЕШЕНИЕ"
ГЛАВА 2. ЕСТЬ РЕШЕНИЕ 

Мы, члены “Анонимных Алкоголиков”, знаем тысячи мужчин и женщин, которые в своё время были точно так же безнадежны, как Билл. Почти все они выздоровели. Они решили проблему пьянства. 

Мы – обыкновенные американцы. Среди нас представлены все районы страны, многие профессии, политические убеждения и вероисповедания, мы занимаем различное экономическое и социальное положение. Мы – люди, которые в обычных обстоятельствах не общались бы. Однако нас связывает товарищество, доброжелательность и взаимопонимание, и это настолько удивительно, что не поддается описанию. Мы – словно пассажиры огромного лайнера, только что спасшиеся после кораблекрушения, когда ощущение братства, радости и равенства наполняет судно, от трюмов до капитанской каюты. Однако в отличие от чувств, которые испытывают пассажиры корабля, наша радость спасения от катастрофы не убывает по мере того, как мы продолжаем идти своим собственным путём. Чувство, что всем мы попали в одну и ту же беду, является лишь одной из составляющих мощного цемента, который связывает нас. И само по себе оно бы никогда не удержало нас вместе так, как мы сейчас соединены.

Потрясающим фактом для каждого из нас является то, что мы нашли общее решение. У нас есть путь к избавлению, с которым мы полностью согласны и благодаря которому мы можем объединиться, в слаженной братской дейтельности. В этом и состоит великое известие, которое эта книга несёт страдающим от алкоголизма.

Болезнь этого рода – а мы пришли к убеждению, что это болезнь – вовлекает окружающих нас людей как никакое другое человеческое заболевание. Если у кого-то рак, все его жалеют, и никто не сердится и не обижается на него. С алкоголизмом же дело обстоит не так, ибо эта болезнь сопровождается разрушением всего, ради чего стоит жить. Она затягивает всех, чьи жизни соприкасаются с жизнью страдальца. Она приносит недопонимание, жестокие обиды, финансовую нестабильность, отвращение друзей и начальства, калечит жизни невинных детей, делает несчастными жён и родителей – этот перечень можно продолжать и продолжать. 

Мы надеемся, что наша книга просветит и утешит тех, кто уже болен или может заболеть. И таких много.

Высококвалифицированные психиатры, имевшие с нами дело, обнаружили, что иногда невозможно убедить алкоголика обсудить его положение, не скрывая ничего. Как ни странно, женам, родителям и близким друзьям обычно ещё меньше, чем психиатрам и врачам, удается достучаться до нас.

А вот бывший проблемный пьяница, который нашел это решение и должным образом вооружен фактами о себе, может, как правило, завоевать полное доверие другого алкоголика за считанные часы. И пока такое взаимопонимание не достигнуто, немногого или почти ничего нельзя добиться. 

То, что у человека, который вступает в контакт с алкоголиком, были те же самые трудности, что он явно знает, о чём ведёт речь; что всё его поведение красноречиво говорит новичку: перед ним тот человек, у которого есть настоящее решение; что в его поведении нет высокомерной набожности и ровным счётом ничего, кроме искреннего желания быть полезным; что не надо платить деньги, думать о выгоде, кому-либо угождать, выслушивать лекции –вот те условия, которые мы считаем наиболее эффективными. При таком подходе многие «берут свою постель и снова начинают ходить». 

Никто из нас не превращает эту работу в свое единственное и не считает, что её эффективность возрастёт, если бы мы так поступали. Мы считаем, что прекращение нашего пьянства - всего лишь начало. Гораздо важнее то, что нам предстоит продемонстрировать наши принципы в своем собственном доме, на работе и вообще в других делах. Все мы проводим значительную часть своего свободного времени, занимаясь деятельностью, которую собираемся описать. Некоторым повезло настолько, что они оказались в обстоятельствах, когда можно отдавать почти все время этой работе.

Если мы будем придерживаться выбранного пути, почти нет сомнений, что произойдёт много хорошего, однако проблема алкоголизма в целом вряд ли будет затронута даже поверхностно. Те из нас, кто живёт в больших городах, не покидает мысль, что где то рядом сотни людей каждый день напиваются до беспамятства. Многие могли бы выздороветь, если бы у них была возможность, которой воспользовались мы. И как мы можем передать другим то, что так щедро было дано нам?

Мы решили опубликовать анонимно книгу, изложив проблему так, как мы видим ее. Для этого мы обратимся к нашему совместному опыту и знаниям. Это поможет предложить полезную программу для любого, кого затронула проблема пьянства.

Будет необходимо обсудить некоторые вопросы медицинского, психиатрического, социального и религиозного плана. Мы сознаём, что все эти вопросы уже по самой природе своей – спорные. Нам было бы так приятно написать книгу, которая не оставит места для разногласий или споров. И мы сделаем все возможное, чтобы достичь такого идеала. Большинство из нас понимает, что обладая истинной терпимостью к недостаткам и взглядам других людей, а так же уважением к их мнению, мы становимся полезнее для окружающих. Сама наша жизнь- жизнь бывших пьяниц- зависит от нашей постоянной заботы о других и от того, как мы можем быть им полезными.

Возможно, вы уже задали себе вопрос, почему пьянство сделало нас всех настолько больными. Несомненно, вам очень хотелось бы узнать, как и почему, вопреки мнению специалистов, мы выздоровели от безнадежного состояния ума и тела. Если вы – алкоголик, который хочет покончить с этим, возможно вы уже спрашиваете: “Что я должен делать?”

Цель этой книги как раз и состоит в том, чтобы ответить на такие вопросы чётко и ясно. Мы расскажем вам, что сделали мы. Но прежде чем обсуждать всё подробно, было бы неплохо обобщить некоторые моменты так, как мы понимаем их.

Как много раз нам говорили : “Я могу пить, могу не пить. Почему же не может он?”; “Почему вам не пить как как порядочному человеку или бросить?”; “Этот парень не умеет пить”; “Почему бы вам не ограничится пивом или вином?”; “Держитесь подальше от крепкого”; “Должно быть, у него нет силы воли”; “Он мог бы остановиться , если бы захотел”; “Она такая славная девушка, мне кажется, он бы мог перестать пить ради нее”; “Врач сказал ему, что, если он снова начнёт пить, это убьет его, однако вот он: опять набрался”.

Таковы на сегодня избитые рассуждения о пьющих, которые мы постоянно слышим. 
За ними кроется бездна невежества и непонимания. Мы полагаем, что эти высказывания принадлежат людям, чья реакция на алкоголь сильно отличается от нашей. 

Умеренно пьющие не испытывают больших трудностей с тем, чтобы полностью отказаться от спиртного, если у них на то есть веские причины. Они могут пить, а могут не пить.

Есть так же определённый тип крепко пьющего человека. Он рискует зайти столь далеко в своей скверной привычке, что постепенно разрушит себя физически и умственно. Это может привести его к преждевременной смерти. Если на первый план выйдут достаточно веские причины- плохое здоровье, влюбленность, смена окружающей обстановки или предостережение врача – такой человек тоже способен остановиться или начать пить умеренно, хотя ему при этом может быть трудно и плохо, и, вероятно, даже понадобится медицинская помощь.

Но как обстоит дело с настоящим алкоголиком? Он может начать как умеренно пьющий. Он может стать или не стать одним из тех, кто пьет постоянно и помногу. Но на определенном этапе своего пьянства он начинает полностью терять контроль над количеством выпитого, стоит ему только начать. 

И тут он становится человеком, который приводит вас в замешательство, в особенности отсутствием чувства меры. Когда пьет, он совершает абсурдные, невероятные, трагические поступки. Он воистину человек, у которого два лица. Редко он бывает всего лишь подвыпившим. Он всегда безумно пьян- когда в большей степени, когда в меньшей. Он так мало похож на себя когда пьёт. Он может быть одним из самых славных парней в этом мире. Однако стоит ему денёк попить, и зачастую он становится отвратительным и даже опасным для окружающих типом. У него есть в буквальном смысле дар напиваться в самый неподходящий момент, особенно когда нужно принять важное решение или выполнить взятые на себя обязательства. Часто он вполне разумен и уравновешен во всём, кроме спиртного – здесь же он невероятно нечестен и эгоистичен. Нередко он обладает особыми умениями, мастерством и одаренностью и может рассчитывать на блестящую карьеру. Он использует свои дарования, чтобы выстроить радужные перспективы для себя и своей семьи, а потом обрушивает всё это себе на голову бессмысленной серией попоек. Он из тех, кто ложится спать настолько пьяным, что должен отсыпаться сутками. А на следующее утро он исступлённо ищет бутылку, которую задевал куда-то вчера вечером. Если средства позволяют ему, он может припрятывать спиртное по всему дому, чтобы быть уверенным, что никто не отнимет у него все его запасы и на выльет их в канализацию. По мере того, как ухудшается положение, он начинает сочетать сильные успокоительные и спиртное, чтобы унять свои нервы и быть в состоянии выйти на работу. Затем приходит день, когда он просто не может этого сделать, и он снова надирается. Вероятно, он обращается к врачу, который дает ему морфий или какое-нибудь другое успокоительное, чтобы с его помощью выйти из запоя. Затем он начинает попадать в больницы и спецлечебницы. 

Это ни в какой мере не составляет исчерпывающей картины того, что представляет собой настоящий алкоголик, так как модели нашего поведения различны. Однако это описание должно охарактеризовать его в общих чертах.

Почему он ведет себя так? Если сотни раз он убеждался на собственном опыте, что одна рюмка означает ещё одну катастрофу со всеми сопутствующими ей мучениями и унижением, почему получается, что он выпивает ту самую одну рюмку? Почему он не может воздержаться от выпивки? Что стало с тем здравым смыслом и силой воли, которые он все еще иногда обнаруживает по отношению к другим делам?

Возможно, на эти вопросы никогда не будет дано полного ответа. Мнения, почему алкоголики реагируют не так, как нормальные люди, весьма разнообразны. Мы не знаем наверняка, почему алкоголику, достигшему определенной точки, уже нельзя помочь. Мы не можем решить эту загадку.

Мы знаем, что пока алкоголик не притрагивается к выпивке, а это он может делать в месяцами и годами, он реагирует в основном как другие люди. Мы также знаем, что как только он выпивает что- нибудь из спиртного, с ним происходит нечто такое – и на телесном и на умственном уровне, что фактически исключает для него возможность остановиться. Жизненный опыт любого алкоголика многократно подтвердит это.


Эти наблюдения были бы праздными и бессмысленными, если бы наш друг никогда не опрокидывал ту самую первую рюмку, запуская весь ужасный циклический процесс. Следовательно основная проблема алкоголика сосредоточена в уме, нежели в его теле. Если вы спросите его, почему он в очередной раз ушел в запой, вероятнее всего, он представит вам одну из сотен оговорок. Иногда эти оправдания могут выглядеть убедительно, но в действительности они бессмысленны на фоне того опустошения, к которому приводит запой алкоголика. Они напоминают рассуждения человека, который бьет себя по лбу молотком, чтобы не чувствовать головной боли. Если вы обратите внимание алкоголика на ошибочность его доводов, он высмеет вас или станет раздраженным и откажется разговаривать.

Иногда он может сказать правду. А правда, как ни странно, обычно такова, что он не более вас понимает, почему он выпил ту самую первую рюмку. У некоторых пьющих есть оправдания, которыми они довольствуются какое-то время. Но в душе они действительно не знают, почему они так поступают. Как только они оказываются во власти этого недуга, их карта бита. Они одержимы тем, что как-нибудь, когда-нибудь они выиграют этот бой. Но чаще всего они подозревают, что уже лежат на полу ринга, и рефери открыл счёт. 

Лишь немногие осознают насколько это правда. Члены их семей и друзья смутно ощущают, что эти пьяницы ненормальны, однако каждый с надеждой ждёт того дня, когда страждущий проснется от летаргического сна и проявит силу воли. 

Трагическая правда заключается в том, что, если человек – настоящий алкоголик, этот счастливый день может и не наступить. Такой человек утратил контроль. В определенный точке своего пьянства каждый алкоголик переходит в состояние, при котором даже самое сильное желание бросить пить совершенно не работает. Практически в каждом случае эта трагическая ситуация наступает задолго до того, как о ней начинают догадываться.

Дело в том, что подавляющее большинство алкоголиков, по причинам пока неясным, утратили способность выбора в отношении выпивки. Наша так называемая сила воли практически перестаёт существовать. В определенные моменты мы не способны достаточно отчётливо воспроизвести в своем сознании воспоминания о том страдании и унижении, которое мы пережили всего неделю или месяц тому назад. У нас нет защиты от первой рюмки.

Заведомо известные последствия, которые наступают даже после выпитой кружки пива, не приходят на ум, чтобы удержать нас. И если такие мысли и появляются, то они туманны и охотно вытесняются старой заношенной идеей, что в этот раз мы сможем контролировать себя как другие люди. Тот защитный механизм, благодаря которому человек не прикасается к горячей плите, у нас полностью выведен из строя. 

Алкоголик, как всегда, может сказать себе: “В этот раз я не обожгусь, надо делать так-то и так-то!” Или, возможно, он не думает вовсе. Как часто некоторые из нас вот так беспечно начинали пить, а после третьей или четвертой рюмки ударяли по стойке бара и говорили себе: “Боже мой, как это я начал снова?” – лишь для того, чтобы эта мысль была вытеснена другой: “Ничего, я остановлюсь после шестой”. Или “А не всё ли теперь равно?”


Когда такой тип мышления полностью возобладал в человеке со склонностью к алкоголизму, не исключено, что он уже поставил себя за грань человеческой помощи, и если его не посадить под замок, он может умереть или сойти с ума. Эти ужасные голые факты подтверждены легионами алкоголиков за всю историю человечества. И если бы не Божья милость, можно было бы привести ещё тысячи убедительных примеров. Очень многие хотят остановиться и не могут. 

Есть решение. Почти никому из нас не нравилось исследовать себя, унимать свою гордыню, признавать изъяны- делать всё то, чего требует процесс выздоровления для своего успешного завершения. Однако мы видели, что это действительно работало у других, и уже пришли к убеждению, что жизнь, которой мы прежде жили, безнадежна и тщетна. Поэтому когда нам встретились те, у кого эта проблема была решена, нам ничего не оставалось, как поднять положенный к нашим ногам простой набор духовных инструментов. Нам открылись небеса и мы были стремительно перенесены в четвертое измерение бытия, о котором прежде даже не мечтали. 

Поистине великим фактом для нас стало то, что мы обрели глубокий и действенный духовный опыт (полностью обьяснено в Приложении II), который коренный образом изменил всё наше отношение к жизни, к нашим ближним и к Божьему миру. Самое главное в нашей жизни сегодня – это абсолютная уверенность, что наш Создатель вошёл в наши сердца и жизнь поистине чудесным способом. Он начал совершать для нас то что мы никогда не могли сделать сами.

Если вы такой же закоренелый алкоголик, какими были мы, то мы убеждены, что и для вас не существует половинчатого решения. Мы были в положении, когда жизнь становилась невозможной, и уж если мы зашли туда, откуда нельзя вернуться с человеческой помошью, у нас было всего два пути: один- продолжать бретси к своему горькому концу, всячески вычерскивая из памяти осознание невыносимости своего положения; и другой- принять духовную помошь. И мы приняли духовную помощь, потому что честно хотели этого и были готовы приложить усилия. 

Один американский бизнесмен обладал способностями, здравомыслием и благородным характером. Годами он кочевал из одной спецлечебницы в друю. Он консультировался у лучших американских психиатров. Затем он отправился в Европу, где стал наблюдаться у прославленного врача (психиатра Юнга, доктора медицины), который назначил ему лечение. Хотя предыдущий опыт и сделал его скептиком, он обрел необычайную уверенность по завершении курса лечения. Он чувствовал себя на удивление хорошо- и физически и душевно. А главное, он считал, что получил такие глубокие знания о внутренней работе своего ума и его скрытых пружинах, что о рецидиве нечего было и думать. И всё же он очень скоро напился. Самое обескураживающее по-прежнему заключалось в том, что он сам мог найти вразумительного объяснения своему падению.

В результате он вернулся к этому врачу, которым восхищался, и прямо спросил его, почему он не смогу выздороветь. Больше всего на свете ему хотелось вернуть самоконтроль. Казалось, что он вполне разумен и уравновешен перед лицом других проблем. Почему так?

Он умолял врача сказать ему всю правду, и он её услышал. Согласно вердикту доктора он был совершенно безнадёжен; никогда уже он не сможет восстановить своё положение в обществе, и ему придется посадить себя под замок или нанять телохранителя, если он надется прожить долго. Таким было мнение выдающегося врача.

Однако этот человек всё ещё жив, и он – свободный человек. Ему не нужен телохранитель, и он не в заточении. Он может отправиться в любое место на земле и бывать там, где бывают другие свободные люди, не боясь никакой беды, при условии, что он сохранит готовность придерживаться определённой простой системы взглядов.
Некоторые из наших читателей-алкоголиков могут думать, что им удастся обойтись без духовной помощи. Позвольте рассказать вам остальную часть беседы нашего друга с его врачом.

Доктор сказал: “У вас ум хронического алкоголика. Я никогда не видел ни одного случая выздоровления у людей, когда такое состояние ума проявлялось в той же степени, что и у Вас». Наш друг почувствовал себя так, будто ворота ада с грохотом захлопнулись за ним.

Он спросил: “Неужели не бывает исключений?”

“Исключения бывают, – ответил врач. – в таких случаях как Ваш, они встречаются с давних времен. Изредка в разных местах алкоголики обретают то, что называют жизненно важным духовным опытом. Для меня эти случаи – необъяснимое явление. Они выглядят как нечто, напоминающее мощный эмоциональный сдвиг и перестройку. Мысли,эмоции, и установки, которые когда то направляли жизнь этих людей, внезапно отбрасываются в сторону, и совершенно новые представления и мотивы начинают довлеть над ними. По правде говоря, я пытался произвести в вас подобную эмоциональную перестройку. Со многими пациентами методика которую я применял, была результативной, но я ни разу не преуспел с такими алкоголиками как Вы» (развёрнутое описания смотри в Приложении II)

Услышав это, наш друг испытал некоторое облегчение, ведь он, в конца концов, считал себя примерным церковным прихожанином. Однако эта надежда рухнула, как только врач сказал ему, что, несмотря на глубокие религиозные убеждения, в его случае они не означают наличия необходимого жизненно важного духовного опыта.

Именно в этом заключалась ужасная дилемма, перед которой предстал наш друг, когда он и обрёл тот исключительный опыт, сделавший его, как мы уже сказали вам, свободным человеком.

Мы, в свою очередь, искали того же спасения с отчаянием утопающего. То, что представлялось вначале хрупкой тростинкой, оказалось любящей и сильной Божьей дланью. Новая жизнь была открыта нам, или, если хотите, “модель жизни”, которая действительно работает. 

Выдающийся американский психолог Уильям Джеймс в своей книге “Многообразие религиозного опыта” указывает на множество путей, которыми люди приходили к Богу. У нас нет желания убеждать кого бы то ни было, что есть лишь один способ обретения веры. 
Если всё, что мы познали, почувствовали и поняли, имеет хоть какое-нибудь значение, то оно заключается в том, что независимо от расы, вероисповедания или цвета кожи, все мы – дети живого Создателя, с которым можно строить простые и понятные отношения, как только мы будем в достаточной мере готовы и чесны, чтобы попробывать. Те, кто принадлежит к какой либо религии, не обнаружат здесь ничего опасного для своих верований или обрядов. Между нами не возникает трения по таким вопросам.

Мы считаем, что не наше дело, к какой религиозной организации относят себя наши члены. Это должно быть всецело личным делом, которое каждый решает для себя сам, в соответствии со своими прежним членством или с сегодняшним выбором. Не все из нас присоединяются к религиозным общинам, но в большинстве своем мы благосклонно относимся к такому членству. 


В следующей главе излагается наше понимание алкоголизма, за ней идёт глава, обращённая к агностикам. Многие, кто когда то был в их числе, теперь среди наших членов. Как ни удивительно, мы полагаем, что такие убеждения не являются серьезным препятствием к обретению духовного опыта.

Далее даются четкие указания, из которых видно, как мы выздоровели. Далее приводятся 42 истории о личном опыте. 


Каждый человек из них, рассказывая личную историю, описывает своими словами и со своей точки зрения, как он установил взаимоотношения с Богом. Эти истории дают беспристрастный взгляд на наше сообщество изнутри и чёткое представление о том, что на самом деле произошло в жизни этих людей.

Мы надеемся, что никто не сочтет эти откровенные свидетельства дурным тоном. Мы надеемся, что многие отчаянно нуждающиеся алкоголики, мужчины и женщины, увидят эти страницы, и мы верим, что только полностью раскрывшись и обнажив свои проблемы, мы побудим других сказать: “Да, я тоже один из них; и я тоже должен обрести то, что есть у них”.

Комментарии :0

Нет комментариев к выбранной записи.

mJournal v1.05   © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru