08:40 Скажи мне кто твой «бог» и я скажу кто ты |
Рассматривая разнообразные программы помощи лицам, страдающим наркотической и алкогольной зависимостями, нельзя не обратить внимания на активно рекламируемые решения, базирующиеся на так называемой методике «12 шагов». Является ли эта система эффективной? Сомнительно. За десять лет внедрения программы в отечественную наркологическую практику она так и не смогла продемонстрировать каких-либо очевидных достоинств или преимуществ. Тем не менее, сегодня промоутеры «Анонимных наркоманов» и «Анонимных алкоголиков» нашли новый способ подогреть интерес к своему товару, используя растущий авторитет в обществе Русской Православной Церкви. Не породит ли такое «сотрудничество» в лучшем случае бесполезную, а в худшем – вредоносную структуру и кому это выгодно? Ответы на эти и многие другие вопросы – в материале православной журналистки Анны Журавлевой, в котором свое отрицательное мнение о вышеуказанной программе высказывают авторитетные представители православного духовенства и научной общественности.
Что скрывает анонимность? Всем известно, анонимный – значит не желающий быть узнанным. Само по себе слово «анонимность» ассоциируется с чем-то скрытным. Мне, например, сразу представляется что-то вроде кляузы в соответствующие органы от доброжелателя за подписью «аноним». Но это, конечно, личное восприятие.
В России же последнее время понятие «анонимность» приобретает статус своеобразной надежности. Например: анонимное обследование на ВИЧ, анонимное лечение, анонимные алкоголики и наркоманы…Вот последнего явления и хочется коснуться особо.
Вообще на Руси-матушке никогда не было такого понятия – «Анонимные Алкоголики» (далее «АА»). Были общины трезвости при церковных приходах. И это себя оправдывало: люди, страждущие от «зеленого змия» по вере своей получали исцеление от недуга. «Без Бога не до порога» – говаривали наши предки.
Программа «12 шагов», о которой пойдет речь, используется обществом «АА» и группами самопомощи, которых так много открывается в последнее время. Позаимствована эта программа у протестантов. С одной стороны, не все зарубежное плохо – пользуемся же мы новыми достижениями медицины, импортными лекарствами. С другой стороны, настораживает столь пристальное внимание Запада к России: ну не выходило для нас из этого ничего хорошего никогда, сколько историю не переписывай! И, тем не менее, вряд ли нужно отгораживаться сразу от предложенного способа. Людям дан неоценимый дар рассуждения: им-то и нужно руководствоваться при решении любых вопросов. Не так давно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал свое благословение на создание групп самопомощи при московских храмах и приходах.
Работа со страждущими людьми проводится по этой программе не первый год. По логике вещей программа должна, по меньшей мере, сочетаться с жизнью Церкви и иметь конечной целью воцерковление людей. Но, при внимательном ознакомлении с программой становится не совсем понятно, о чем идет речь. Вроде бы все правильно: собираются вместе несчастные, одержимые недугом, люди, пытаются изменить свою жизнь, встать на путь веры, вместе молятся…НЕИЗВЕСТНО КОМУ.
Во всех 12 шагах этой программы четко прослеживается мысль о боге, которого каждый понимает так, как вздумается; складывается впечатление что это эдакий «духовный коктейль», мало напоминающий Христианство. Судите сами:
«Шаги, если рассматривать их в широком смысле – это духовная философия с некоторыми элементами Золотого правила, Десяти заповедей, Нагорной проповеди и древних учений восточных философов1. «…Пожалуйста, пусть, Вас не беспокоят слова «Бог» и «Сила», более могущественная, чем мы»! Эти понятия являются неотделимой частью нашей Программы выздоровления. Некоторые из нас понимают под «Богом» и «Силой», более могущественной, чем мы», группу АА, но, самое важное, заключается в признании нами факта, что есть сила, более могущественная, чем наша собственная».
Далеки от Христианства и те принципы, которые используются в реабилитации по этой программе. Приведу некоторые примеры:
Реабилитационный центр «Ступени» г. Одесса2 предлагает своим пациентам: «…Ежедневно – пациент участвует в 2 сессиях групповых медитаций по 15 минут.». Кроме того в программу реабилитации входит ….сексуальное образование наряду с духовной философией (?!). На занятиях изучаются темы: зависимое сексуальное поведение, психологические комплексы, сексуальный сценарий, «полюбить свое тело» и т.д.
В Архангельске на базе центра психо-социального консультирования «Ариадна» работает российско-германский проект по профилактике различного рода зависимостей. Его суть – пропаганда и создание групп самопомощи (занимается в группах психотерапевт Б. Кузнецов, главный инструмент по его словам – программа 12 шагов). На последних шагах использует медитацию…
Таких примеров можно приводить массу. Но, в конце концов, я никому ничего не навязываю, просто рассуждаю на эту тему и следовательно, как и любой человек могу заблуждаться. Поэтому, чтобы получить ответы на свои вопросы я и обратилась к тем людям, которые непосредственно имеют отношение к реабилитации наркоманов и алкоголиков. Тем, что я подчерпнула в беседах с ними, я и хочу поделиться с читателями.
Беседа первая. С руководителем душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадского – иеромонахом Анатолием (Берестовым).
О. Анатолий, Вы, как руководитель душепопечительского центра, несомненно имеете большой опыт в работе со страждущими людьми. Известны Ваши критические замечания по поводу программы реабилитации алкоголиков и наркоманов «12 шагов». Скажите, чем они вызваны?
– Я убедился в неэффективности этой программы. Во-первых, она богословски неграмотна – я очень подробно рассмотрел это в моей книге «Возвращение в жизнь», где раскрыл подробно суть первых трех шагов. Этого вполне достаточно, чтобы понять о чем идет речь. Во-вторых программа дает людям психологическую установку, которая свидетельствует о невозможности исцеления! Беседуя с людьми, проходившими реабилитацию по этой программе, часто приходится слышать абсолютно безнадежное утверждение: «Я – наркоман» или «Я – алкоголик». То есть, человек не верит в свое исцеление. Спрашиваешь: «Ну, а кто тебе помог?» И в ответ: «Программа 12 шагов».-А как же Бог? И вот тут следует замешательство, после которого человек как бы включается: «Ах Бог, ну конечно, но все-таки в первую очередь программа…»
Сторонники этой программы утверждают, что после нее большой процент людей воцерковляется (наверное это важный аргумент для сотрудничества с РПЦ). Насколько по Вашему мнению такое утверждение истинно?
– Не истинно. Вот в Санкт-Петербурге работает Православная программа – там наблюдаются и случаи исцеления, и случаи воцерковления. Но это совсем другая программа.
Значит, есть смысл эти «12 шагов» адаптировать согласно христианским принципам?
– А зачем? У Православной Церкви есть большой положительный опыт. Это и Реабилитационный центр «Воскресение» о. Сергия (Белькова), и Дальневосточный центр реабилитации о. Димитрия (Голько), и Иркутский о. Владимира (Кокорина). Это труды о. Валерия (Ларичева) и о. Алексея (Бабурина). Всего не перечислишь. Ради чего пользоваться сомнительной протестантской программой, когда есть свои наработки?
О. Анатолий, мне приходилось посещать форумы в Интернете, на которых делятся опытом лечения люди с проблемами зависимости. Много попадалось тревожных высказываний о том, что группы самопомощи очень похожи на секту. Действительно ли присутствуют сектантские нотки в этих группах или это преувеличения людей?
– Да, «сектантский дух» у них присутствует. Это такие мини-сектанстские сообщества. Например, у меня была группа – отдельная реабилитация алкоголиков. И в эту группу попали несколько человек из групп «12-шаговой» программы. Вели они себя страшно: требовали отдельного врача, отдельных занятий, не признавали авторитета священников…В итоге группу пришлось распустить и набирать заново. Приходилось общаться и с наркоманами, которые имели опыт общения с «АА». «Эти люди как зомбированные и ни на шаг не отступают от программы» – говорили они. Налицо суживание восприятия мира до рамок программы, развитие тяжелой формы гордыни («мы не такие как прочие»), психологическая зависимость от групп «АА». Все признаки «сектантского духа».
С удивлением прочла, опять же на одном из форумов, что у «АА» форма исповеди несколько странная – они исповедуются «братьям по несчастью», т.е. друг другу. Что Вы об этом скажете?
– Скажу, что это протестантский вариант исповеди, который не приемлем для православного человека, т.к. это подмена Таинства просто человеческим общением. Иными словами – духовный обман.
Благодарю Вас, о. Анатолий.
Беседа вторая. С руководителем Душепопечительского центра им. прп. мч. Великой княгини Елизаветы «Дом милосердия», председателем отдела по работе с медицинскими учреждениями Московской епархии, настоятелем церкви свт. Николая с. Ромашково Московской епархии, протоиереем Алексием Бабуриным.
О. Алексий, Вы занимаетесь реабилитацией алкоголиков и наркоманов с 1989 г. Примерно тогда же в России появилось движение общества «Анонимных алкоголиков и наркоманов» со своей программой реабилитации «12 шагов». Все шаги этой программы вроде бы говорят о Боге, но смущает такая постановка вопроса: «Бога каждый понимает так, как хочет». Насколько с богословской точки зрения верна или не верна такая установка?
– Нет возможности подробно анализировать идейное содержание деятельности «АА», т.к. это дело отдельного исследования. Но на одном принципиальном положении их учения я все же остановлюсь. Согласно утверждениям идеологов «АА», алкоголизм – это болезнь, подобная, скажем, сахарному диабету. Поэтому, с их точки зрения, церковь бессильна помочь больным алкоголизмом людям. А вот сообщества «АА» всесильны. Апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6;9-10), а «АА» твердят: алкоголизм – это не грех, это болезнь. Из православных людей никто не сомневается в том, что злоупотребление спиртными напитками – грех. Многократно повторяемый грех переходит в страсть, в данном случае – в пьянство, которое со временем приводит к болезни – к алкоголизму. Заметим, страсть порождает болезни, а не трансформируется в болезнь. Стало быть и страсть, и болезнь сосуществуют. Поэтому уверения «АА» в том, что алкоголизм всего навсего болезнь – это опасное заблуждение, которое существенно мешает людям избавиться от этого греховного недуга. Ведь самой действенной терапией будет та, которая направлена на устранение причины возникновения заболевания, а не на его механизм развития или симптомы.
Что же касается обращения их к божеству, произвольно понимаемому каждым на свой лад, то здесь можно сказать только одно: Бог Един, в Трех Лицах Славимый и Поклоняемый, иного нет. Для православного верующего человека очевидно – без Церкви нет спасения. Без Церкви человек, заблудившись, создаст себе фантом вместо Бога и неизвестно в какие дебри заведет его такой духовный путь. Различных примеров духовной прелести и ее последствий Православная Церковь, увы, знает множество.
«АА» в последнее время особенно настойчиво выражают желание сотрудничать с Православной Церковью. При Даниловом монастыре г. Москвы уже несколько лет ведется работа групп самопомощи. Значит возможна совместная деятельность?
– Знаете, тут складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны «12 шагов» построена на обращении к некоей «Высшей Силе», т.е. момент веры, несомненно, присутствует. С другой стороны, и это очень сильно подчеркивается, сторонники движения говорят: «АА» не связано ни с какими религиозными организациями или сектами, хотя многие религиозные деятели во всем мире выступают в нашу поддержку и сотрудничают с нами». Интересная позиция : ни с кем не связаны, а вместе с тем получают поддержку. Не случайно они выражают желание приютиться под крылом Церкви – им нужен Ее авторитет среди населения, который из года в год милостью Божией растет.
Что же касается совместной деятельности. За 10 лет их идеи не прижились в приходах Русской Православной Церкви, за редким исключением. А вот, что сказано в итоговом документе Второй епархиальной медико-педагогической конференции «Миссия Церкви на рубеже тысячелетий» (декабрь 1999 г., Воронеж): «Считаем, что пропагандируемые и активно внедряемые в России общества «АА» и «АН» (т.н. программа «12 шагов»), насаждаемые из-за рубежа, неприемлемы для Православной традиции». Понимаете, в принципе диалог с представителями другой конфессии возможен, но только на Православной основе, иначе мы потеряем свое лицо. И здесь между нами и идеологами «АА» непроходимая пропасть. Во-первых они категорические не желают упоминать имя Господа нашего Иисуса Христа в своей деятельности, хотя на каждом шагу говорят о Боге. Во-вторых их главная установка – невмешательство со стороны. Т.е. если за каждой группой «АА» закрепить священника или духовного цензора, то со всех сторон начнутся протесты. С подобными примерами уже сталкивались те, кто пытался с ними общаться. Не может быть диалога еще и потому, что они манипулируют (вольно или невольно) сознанием людей, используя подмену понятий, ценностей, смыслов. К тому же в рядах «АА» существует раскол: истинные последователи считают тех, кто сотрудничают с РПЦ неистинными и наоборот. Появляются разные интерпретации этой программы; занимаются ей люди, зачастую вообще далекие от проблем наркомании. Во всем этом очень трудно разобраться и священникам, и мирянам. Исходя из всего выше сказанного, считаю совместную деятельность нецелесообразной. А закончить нашу беседу мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Алексия II: «Церковь призвана восстановить имевшуюся у нее в дореволюционное время весьма эффективную программу борьбы с алкоголизмом и использовать накапливаемый ею опыт спасения молодежи, равно как и людей всех возрастов, от смертельной опасности, вызванной наркоманией» (из Пасхального Послания за 1994 год). Вот такой деятельностью, собственно и занимаются у нас уже многие православные приходы – восстанавливают опыт дореволюционных общин и братств трезвости. По-моему, это – единственный правильный путь.
продолжение следует...
|
| Цитата || Печать || Комментарии:0 | |
08:13 Еще к теме парадигм |
Некоторые считают, что алкоголизм - болезнь, ссылаясь на ВОЗ. Это было так, ведь АА в США пролоббировали в 1952 принятие этого решения. Однако позже, в 1992 алкоголизм вычеркнут из перечня медицинских болезней ВОЗ. С 1992 г. (в русском переводе с 1994 г.) стала распространяться международная классификация МКБ-10, где в раздел F10 вошли «Психические и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя». Эта классификация носит рекомендательный характер и направлена, прежде всего, на правильный, статистически сопоставимый учет различных болезненных состояний. Т.е., болезнью могут быть различные состояния, вызванные систематическим употреблением алкоголя, но само употребление алкоголя болезнью не является.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:0 | |
00:54 Формулировка парадигм |
Научные парадигмы также должны формулироваться точно, четко и ясно, а их истинность и пользу следует проверять применимостью и действенностью на практике.
В моем докладе речь пойдет о целесообразности использования социально-экологической концепции алкоголизма и других видов пристрастий для оказания помощи людям, пристрастившимся к алкоголю и другим психоактивным веществам в условиях прихода.
Дело в том, что с 1795 г., после публикации американским врачом Бенджамином Рашем (1745-1813) научного труда, посвященного действию спиртов, "вызывающих пристрастие тела и сознания", в котором он назвал чрезмерное употребление ректифицированной спиртосодержащей жидкости болезнью, в Америке получил становление медико-биологический подход во взглядах на проблему алкоголизма[1]. Стронники точки зрения на пристрастие к алкоголю как на болезнь в классическом ее понимании опирались также на позицию шотландского врача Томаса Троттера (1760-1832), характеризовавшего злоупотребление алкоголем как медицинскую проблему. Они еще больше утвердились в своей правоте после выхода в свет в 1849 году работы шведского врача Магнуса Хусса (1807-1890) "Хронический алкоголизм".
В 1935 г. биржевой маклер Билл Вю (Вильям Гриффит Вилсон, 1895-1971 гг.) и врач-хирург Боб (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950 гг.)[2], сами страдавшие алкоголизмом, организовали сообщество "Анонимные алкоголики". Оно взяло на вооружение представление об алкоголизме как хронической неизлечимой болезни и сыграло решающую роль в широком распространении этой идеи среди населения. Пропаганда удалась благодаря участию в ней влиятельных членов сообщества и мощным финансовым вливаниям богатого филантропа Р. Бринкли Смитерса (1907 – 1994). Достаточно сказать, что им было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн. долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн. долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является председателем Национального совета по алкоголизму[3]. Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с тем, чтобы обеспечить выплаты клиентам лечебных центров по карточкам медицинского страхования.
В 1951 году ВОЗ признает алкоголизм медицинской проблемой. В 1956 году Американская медицинская ассоциация официально объявляет алкоголизм болезнью, поддающейся лечению. С 1965 года Американская психиатрическая ассоциация начинает употреблять термин "болезнь" в описании алкоголизма[4]. В дальнейшем Смитерс способствует созданию Национального института по вопросам алкоголизма и злоупотреблению алкоголем, Общества по исследованию алкоголизма, а также Американского общества наркологической медицины. Сами американцы говорят, что благодаря объединенным усилиям Р. Бринкли Смитерса, исполнительного директора Национального образовательного комитета по алкоголизму госпожи Марти Манн (1905-1980) и "заказным" работам физиолога Элвина Мортона Джеллинека (1890-1963), алкоголизм был признан болезнью в общенациональном масштабе[5]. Выражение "концепция алкоголизма как болезни" впервые употребил в 1960 году Э.М.Джеллинек в одном из своих исследований[6]. Надо сказать, что в 50-е годы прошлого века он работал в качестве консультанта в подкомитете по вопросам алкоголизма Комитета по охране психического здоровья ВОЗ в Женеве и добился там признания своей концепции.
Однако такой методологический подход не оправдал себя. Об этом мы можем судить, исходя из анализа результатов терапии алкоголизма: за полтора столетия эффективность его лечения продолжала оставаться крайне низкой.
Слава Богу, что существует на свете славянский менталитет, для которого истина дороже денег.
Всемирно известный психиатр, профессор кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психо-неврологической и наркологической клиники больницы "Сестры милосердия" в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации Владимир Худолин (2.05.1922-26.12.1996) c середины 60-х годов прошлого века начал развивать социально-экологическую теорию алкоголизма, согласно которой проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, правильнее рассматривать как тип отклоняющегося поведения, стиль или образ жизни. Действительно: "Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу".
Понятно, – это была революция во взглядах на алкоголизм и на способы решения проблем, им обусловленных. В основу реабилитации и ресоциализации по Худолину, его терапии социальной средой легла идея взаимопомощи. Он создает в 1964 году в Загребе первый Клуб лечащихся алкоголиков и к 1979 году их на Балканах – уже более 2000. Результаты поразительны: среди членов Клубов около 60% имеют стойкую длительную ремиссию[7]. О методике В.Худолина в журнале "Вопросы наркологии" писали Б.Гачич[8], Т.П.Неборакова и Е.А.Кошкина[9], и наш авторский коллектив[10].
Правота учения о законе взаимопомощи, созданного Князем Петром Алексеевичем Кропоткиным (27.11.1842 – 8.02.1921) в противовес открытому Чарльзом Робертом Дарвиным (1809-1882) закону борьбы за существование[11], подтверждалась на практике.
Похоже, дает о себе знать славянский кругозор в мышлении? Владимир Худолин, по всей видимости, внимательно слушал лекции выдающегося невропатолога, дворянина Михаила Никитовича Лапинского (1862, Россия -1947, Хорватия), который организовал в 1921 году при Загребском университете медицинский факультет и открыл кафедру и клинику нервных и душевных болезней, возглавляя ее в течение 25 лет. Известно, что профессор М.Н.Лапинский продолжал поддерживать дружеские связи с Российскими невропатологами Г.Россолимо и В.Бехтеревым. На этой же кафедре с 1921 по 1927 год в должности доцента трудился известный психиатр и писатель Николай Васильевич Краинский (1 мая 1869, Киев – 19 июля 1951, Харьков). Здесь же на медицинском факультете выучился по протекции профессора Лапинского и родной брат писателя и врача М.А.Булгакова Николай (20 августа 1898, Киев – 13 июня 1966, Кламар), будущий доктор медицины в Париже.
Надо полагать, не без влияния члена группы экспертов ВОЗ по психическому здоровью, алкоголизму и другим видам зависимостей Владимира Худолина в 1979 г. термин "алкоголизм" был изъят из Международной классификации болезней и заменен термином "синдром алкогольной зависимости". С этого времени система оказания помощи людям, имеющим проблемы, связанные с потреблением алкоголя, перешагнула границы славянского мира и обосновалась на Апеннинском полуострове. На сегодняшний день в Италии более 2300 семейных клубов трезвости. Более того, они теперь возникают как грибы после дождя и в других странах. Насчитывают уже 34 государства, где на началах самоуправления, взаимопомощи, солидарности и бескорыстия успешно действуют клубы семейной терапии. В России первый семейный клуб трезвости появился 5 декабря 1992 года при Никольской церкви села Ромашкова Московской области. В этом нам содействовали итальянские коллеги. Сейчас при храме действуют два клуба, и мы надеемся, что постепенно идеи трезвого, здорового образа жизни и полученный нами опыт будут востребованы и в других местах.
Согласно экологическому, психо-социальному, антрополого-спиритуальному (социокультуральному) подходу Владимира Худолина, Семейный клуб трезвости является стержневым элементом территориальной системы контроля, профилактики и помощи в решении личных и семейных проблем, связанных с потреблением алкоголя, включая такие комплексные проблемы, как "алкоголь и другие психоактивные вещества", "алкоголизм и ассоциированные с ним аутодеструктивное поведение и психосоматические расстройства", "алкоголь и другие факторы риска различных заболеваний".
Состояние данной экосистемы находится в зависимости от многих факторов и, прежде всего, от положения дел в семьях. На систему в целом и функционирование семейных клубов трезвости влияют также результаты медицинских, психологических и социологических исследований, социальная обстановка и политика в отношении окружающей среды, существующее законодательство в области социальной гигиены и, наконец, социокультурные факторы. Территориальная экосистема под влиянием всех указанных факторов, постоянно приспосабливаясь к новым ситуациям, постепенно приводит к позитивному изменению образа жизни семей, повышению уровня психо-гигиенической культуры населения и к улучшению качества жизни общества в целом.
Такой подход как нельзя лучше соответствует православной церковной практике врачевания всякой страсти, в том числе пристрастия к хмельным напиткам. Сочетанное воздействие на личность страждущего и его ближних соборного литургического общения, церковных таинств, личной и общественной молитвы, пастырского душепопечения, деятельного участия в приходской жизни приводит к оздоровлению прихожан и их духовно-нравственному росту. Следует заметить, что семейный клуб трезвости не подменяет собой приходские церковные общины, так как не ставит перед собой религиозных и сотериологических целей, но вполне может быть действенным подспорьем в решении житейских проблем прихожан.
Закономерное стремление специалистов преодолеть рамки медико-биологической парадигмы, желание учесть существенную роль духовных, социальных и идивидуально-психологических аспектов в онтогенезе аддиктивного поведения вылилось в создание новых формулировок в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (используется всеми врачами для кодирования медицинских диагнозов с 1999 года по настоящее время).
Вместо понятий "болезнь" и "симптом" в психиатрической диагностике стали использоваться категории "расстройство" и "критерий". Это очень важное достижение, потому что врачебное сообщество стало признавать проблематичность определения сущности болезни в наркологии, исходя из узко медицинской трактовки алкоголизма. Таким образом, мы постепенно начинаем понимать, что алкоголизм – собирательный термин для обозначения расстройств поведения и психики, возникающих вследствие систематического употребления алкоголя.
Однако, работа по интеграции социально-психологических и медико-биологических теорий алкоголизма еще далека от завершения. Но русские ученые не останавливаются. Через три недели на заседании диссертационного совета при ГУ НИИ психического здоровья Томского научного центра СО РАМН состоится защита Овчинниковым Анатолием Александровичем докторской диссертации на тему: "Диссоциативная модель формирования психических и поведенческих расстройств в результате употребления алкоголя"[12]. Это – новый прорыв к интегративной модели алкогольной зависимости, так как категория "диссоциация" имеет психологический и физиологический контексты. Здесь автор непосредственно подходит к рассмотрению феномена одержимости человека, злоупотребляющего спиртными напитками.
Святитель и врач Лука (Войно-Ясенецкий) в своей проповеди об исцелении гадаринского бесноватого 12 ноября 1944 года говорил так: "Что же, разве такие люди встречались только в древние времена? Нет ли бесноватых и в наше время? Есть, очень много их и сейчас. Ибо что такое бесноватый? Бесноватый – это человек, одержимый духами злобы поднебесными. Есть много людей, по делам и мыслям своим, по совершенному отсутствию веры в Бога и полному нечестию своему легко доступных этим духам злобы поднебесным. Сердца их служат жилищем бесов. Вы ведь знаете, что рядом с вами живут такие люди, которым ничего не стоит убить человека, даже маленького ребенка, которые всю жизнь свою проводят в грабежах, пьянстве, разврате. Они – жилища бесов, они – бесноватые"[13]. Иными словами, систематическая алкоголизация приводит к изменениям личности по типу двойной идентичности, наряду с нормативным наличным "Я" пояляется алкогольная идентичность. Из этого следует, что основной мишенью во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий должен быть не синдром патологического влечения, а личность страждущего и его окружение. Соответственно, лечебно-реабилитационная и профилактическая помощь при алкоголизме и ассоциированных с ним проблемах должна строиться на основе системного или социально-экологического подхода.
В одной из редакций памятника древнерусской литературы 2-й пол. XV в., "Слове о хмельном питии"[14], обращенном от лица Кирилла, философа словенского, ко всем людям, "будь это светский или духовный, священник, царь, князь, богатый, нищий, убогий, будь это женщина – старая или молодая", чтобы не стать жертвой Хмеля рекомендуется: "Вина же для здоровья телесного принимать мало; первая чаша идёт во здравие, вторая для веселья, третья приводит к пьянству, а четвёртая к беснованию". И в другом месте: "Если пить только во славу Божию, то это не вредно, ибо, как пишет апостол Павел, "Ядите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию"[15]. И, наконец. "Братья, не упивайтесь вином! Огонь истребляет золото, серебро и твёрдое железо, вино же портит сердце человека!". Применительно к нашему времени, я бы хотел процитировать, как призыв, слова апостола Павла: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает"[16]. Святии равноапостольнии Кирилле и Мефодие, помогайте нам! Протоиерей Алексий Бабурин , настоятель Никольской церкви села Ромашкова Одинцовского района Московской области, председатель Совета Душепопечительского центра преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны "Дом милосердия"
|
| Цитата || Печать || Комментарии:0 | |
23:26 ДУХОВНЫЕ СРЕДСТВА ПОМОЩИ (ПРАВОСЛАВНЫЕ !!) |
ДУХОВНЫЕ СРЕДСТВА ПОМОЩИ (ПРАВОСЛАВНЫЕ !!)
Правила избавления от алкоголизма
Решив жить трезвой жизнью, нужно приступить к этому подвигу незамедлительно.
Но разве это просто? Нет. Недостаточно произнести: «Я не буду больше пить», потому что человек слаб и часто бывает не в силах справиться со своей страстью. Избавление от страстей - нелегкий, упорный и, как правило, долгий труд.
Алкоголизм - не единственная страсть в душе человека. Чтобы достичь полноценного исцеления, нужно преодолевать и другие пороки, питающие эту страсть: гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд и прочее. Необходимо стремиться не только к трезвости, но и к трезвению.
Будем помнить: с того момента, когда человек вступает на борьбу со своими страстями, время работает на его оздоровление, а не на усугубление страстей.
Выделим основные правила избавления от страсти к спиртному:
Правило первое. Работу по избавлению от алкоголизма следует начинать сразу же, как только принято такое решение. Не нужно рассчитывать на более благоприятное время, поскольку время в таком случае будет работать против человека. Страсть к спиртному, укрепляясь в человеке, будет все больше и больше поражать его душевную и духовную сферы. Если страсть сформировалась, то она будет развиваться неуклонно.
В Школе трезвения мы не устаем напоминать: если страждущий человек в борьбе со страстью к спиртному будет исходить из того, что в борьбе с алкоголизмом все средства хороши, то при такой установке, реальной пользы для души не будет. Поэтому обращаем ваше внимание на второе правило: беззаконные способы избавления от алкоголизма использовать нельзя ни при каких обстоятельствах. Иначе можно приобрести такое поражение души, что и Школа трезвения уже ничем не поможет.
Правило третье. Посоветуйся с человеком мудрым и, по наставлению пророка, без рассуждения не делай ничего (Сир. 32, 21). Более всего остерегайтесь следовать ложной (как правило, «экзотической», не традиционной для нашей страны) духовной ориентации. Чтобы легче преодолевалось тяжелое душевное состояние, не следует замыкаться в себе. Отвращаясь от неполезных компаний, нужно стремиться к общению с теми, от кого душа получает пользу.
Правило четвертое. Вырабатывайте в себе твердые трезвенные убеждения. Для этого изучайте проблему алкоголизма по достоверным источникам. Помните указание Г. А. Шичко, что трезвым человеком нужно становиться по убеждению.
Но одно лишь знание о проблеме саму проблему не решит. То, насколько хорошо усвоены знания, проверяется лишь на практике. Лишь в практической работе знания приобретают свою настоящую ценность. А без упорного труда, без постоянной борьбы никто еще никаких хороших результатов не получал. Поэтому очень важно следовать еще одному правилу.
Правило пятое. Начав борьбу с пороком, вести ее нужно не от случая к случаю, а каждый день, без перерывов в работе. Трудность борьбы не должна вас смущать - положительные результаты достигаются только при упорном, зачастую тяжелом труде. Не следует оставлять труд самоисправления при первых же сложностях или сомнениях: нужно учиться решать свои проблемы, приобретая опыт.
Апостол Павел предупреждает: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1Кор.15, 46). Кому-то можно быстро приступать к духовным вопросам, а кому-то полезно разобраться сначала со своими психологическими проблемами. Да и последние не сразу решаются. Должна быть благоразумная постепенность в трудах, без «рывков» и «перепрыгивания через несколько ступеней».
У каждого человека своя мера в труде, поэтому работа должна быть посильной. Это - шестое правило. Начиная борьбу, не стоит сразу брать на себя слишком много. Иначе результат может оказаться прямо противоположным ожидаемому. Выяснив, что ноша непосильна, вы можете впасть в уныние и совершенно забросить заботу о спасении души.
Правило седьмое. Нужно постоянно следить за своим внутренним состоянием, осознанно преодолевая страсть к спиртному. Очень важно, чтобы работа не шла наугад.
Для этого мы рекомендуем:
а) Иметь достоверные знания по своей проблеме, постоянно их пополнять. Этой цели, например, служат занятия в Школе трезвения. Можно самостоятельно изучать специальную литературу.
б) В начале каждого дня рекомендуется обдумать, какие события должны произойти и какие внутренние движения эти события могут в вас вызвать. Заранее подготовьте оружие, которым можно отразить нападение.
Так, например, если вам предстоит встреча с пьющей компанией, во время которой может случиться срыв, заранее решите и зафиксируйте варианты своих действий, чтобы избежать лишних искушений.
Как только приступает кто-либо к осознанной борьбе со своей страстью к алкоголю, бесы пьянства понимают, что против них началась борьба. А пока эта борьба человека против них не увенчалась с помощью Божией победой, демоны изо всех сил строят свои козни. Злые духи в некотором смысле часто «хватают через край» своими атаками (прежде всего, посредством воздействия на психическую сферу человека), обнаруживая перед христианином несомненный факт существования демонических сил и их боязнь потерять господство над своим подопечным. Если человек начинает вести осознанную борьбу со страстью, фиксируя свое состояние в дневниковых записях, то на их страницах постепенно высвечиваются страшные, болезненные внутренние поражения, а также воздействия на область психики, явно указывающие на их внешний источник.
Тяготы, боли и скорби не должны, однако, никого ни удивлять, ни пугать: они даются нам для нашего духовного оздоровления. Лекарство горькое, но целительное, от него неполезно отказываться.
в) Необходимо надеяться на Господа и на то, что Он не оставит вас один на один с врагом, и молиться. Поначалу не обязательно «уметь молиться». Мы знаем много случаев, когда страждущим от алкоголизма людям помогала даже такая несовершенная молитва:
«Господи, если Ты есть, помоги мне!» Молитва - это не «последнее средство», когда все другие способы не помогают, а краеугольный камень всех действий по избавлению от страстей.
г) Ежедневно читать хотя бы одну главу из Евангелия (лучше всего вечером). Старайтесь обдумать прочитанное. Пусть будут слова Евангелия вам напутствием на следующий день.
д) Вести дневник происходящих событий, составлять продуманный план работы по борьбе со страстью к спиртному (на сутки) и давать письменный анализ выполнения плана. Работать с дневником лучше всего также вечером.
Правило восьмое. Следует постараться перестроить все свое внешнее поведение, особенно обращая внимание на провоцирующие к срыву факторы, стремясь не только сохранять трезвый образ жизни, но и избегать ситуаций, в которых может прийти соблазн к выпивке. Нужно распределить время суток таким образом, чтобы не оставалось ни одного часа для пустого времяпровождения. Все время должно быть наполнено делами, творимыми по совести, которые способствуют отдалению от выпивок и укреплению духа. Для укрепления духовного состояния полезны паломничества в монастыри.
Правило девятое. Не нужно смущаться, если у вас долгое время не наблюдается никаких видимых значительных улучшений. Борьба со страстью к спиртному требует, как правило, долговременной работы. Кодировщики и экстрасенсы обещают быстрое избавление от алкоголизма. Но к чему это приводит, мы говорили выше.
Дурные пристрастия имеют прогрессирующий характер, развиваются во времени, укрепляясь в человеке, поэтому, если не давать дурному пристрастию и дальше развиваться, то в этом и будет состоять первый видимый результат.
Положимся на волю Божию, не будем торопить события, а будем утверждаться в усердии и терпении. Демонические силы, которые стоят за той или иной страстью, обязательно будут пытаться столкнуть человека со спасительного пути мысленными представлениями о тяжести трудов и даже о безсмысленности сопротивления, а также внешними искушениями. Будем помнить, что страх и уныние - не что иное, как воздействие этих сил на человеческую душу. Помнить, что это учит нас постоянно обращаться за помощью к Господу, и не впадать в уныние при малейших искушениях.
Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7, 7-8). Поэтому не надо предаваться унынию при возникающих трудностях в работе и даже при срывах. Каждый шаг на пути избавления от дурного пристрастия ослабляет действие сил зла в человеке. Как бы ни было трудно, пока человек сопротивляется - он не побежден. Если сопротивление прекратить, то все, что полезного и хорошего было достигнуто в борьбе, может быть моментально потеряно.
Правило десятое. Выбрать традиционную для России духовную ориентацию - Православие. Принять крещение, начать воцерковление. Помните, что бездуховный человек не обретет полноценное избавление от алкоголизма. Нужно освятить свое жилище. Для духовного укрепления ежедневно употребляйте натощак святую воду и кусочки просфоры.
Правило одиннадцатое. Для исцеления от страсти к спиртному нужно как можно чаще прибегать к Причастию. Это Таинство дает благодать и новые силы для борьбы с алкоголизмом. Причастие может снять даже психическую зависимость от спиртного. Однако, Причастие уничтожает последствия действия страсти, но не саму страсть. Оно снимает зависимость от алкоголя, которая образуется у пьющего человека при потакании своим греховным желаниям. Задача человека состоит в том, чтобы проявить свою волю в сопротивлении страсти к спиртному и не впасть в зависимость от него снова.
Правило двенадцатое. По благословению духовника принять Обет трезвости. Для этого крайне важного шага нужно принять твердое решение: «Я изменяю Свою жизнь к лучшему, иду путем воцерковления». Должно быть твердое убеждение в необходимости трезвости для вас лично.
Обет трезвости совершается в храме священником. Вы должны помнить, что Обет трезвости дается Богу и нарушать его нельзя.
Правило тринадцатое. Если начались внутренние искушения, старайтесь не давать врагу «завладеть территорией». Стремитесь уничтожить его еще на подступах, то есть пресечь помысел в тот момент, когда он только зародился.
Надо отвергать мысли, оправдывающие страсть. Главное, ни в коем случае не склоняться в мыслях своих на сторону врага и не поддаваться его увещеваниям. Следует в молитве обратиться за помощью к Господу и уповать уже только на Его милость. Нужно установить постоянный внутренний контроль за своими чувствами (зрением, слухом, вкусом и т. д.), а также за языком. Именно эти чувства являются самыми верными проводниками греха из окружающего мира в сердце.
От помыслов, ведущих ко греху, лучше всего избавляться призыванием Господа Иисуса Христа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)».
Правило четырнадцатое. Если произошел срыв не нужно впадать в уныние. Невозможно не падать, но нужно и упав, восстать.
Чтобы не было вразумляющих падений, нужно вести работу в смирении. Это - пятнадцатое правило. При успехах в работе не следует гордиться, приписывать заслуги себе. Ибо во всем хорошем есть Божия помощь через доброжелательных людей - без нее человеку не справиться с трудностями. Чтобы не потерять приобретенное благо, надо стараться не осуждать, не злословить кого-либо. «Ибо каким судом судите - таким будете судимы». (Мф. 7, 2). Нужно внимательно следить за тем, чтобы, пытаясь освободиться от влияния одного злого духа, не привлечь в свою душу семь, более злейших его.
Правило шестнадцатое. Во всех происходящих событиях искать Промысл Божий, следить за ними не с точки зрения их житейского смысла, но как за некоторыми знамениями, которые посылает нам Господь. То есть воспринимать окружающий мир как духовное училище, в котором одна ситуация учит хорошему, другая показывает, как делать не стоит, а третья является экзаменом на выученный урок.
Кстати, с этой точки зрения можно проанализировать наиболее важные события предшествующей жизни. Результат, как отмечает М. Седых69, получается крайне любопытным, поскольку очень многие происшествия начинают видеться в совершенно ином свете, нежели представлялись ранее. Многие случаи, которые вы считали неудачными, покажутся теперь самыми большими удачами. Например, однажды Господь уберег от блуда, а вы смотрели на это как на несчастную любовь. В другой раз - от лихоимства, а вы думали: «В кои-то веки решил схитрить, и то за руку схватили: вот невезуха».
Правило семнадцатое. Осуществлять в своей жизни православное служение. Помните, что спасется тот, кто накормил голодного, одел нагого, посетил больного и заключенного (Мф. 25. 35). Благодать Господня дается христианину не через одну веру (Мф. 7, 21), но и добрые дела (Иак. 2, 24), как выразители этой веры. Нельзя получить исцеление души без доброделания: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва» (Иак. 2, 19-20). Православное служение лучше всего осуществлять в православных сообществах и братствах.
Помните, что нужно не забывать пользоваться лекарством под названием совесть. А совесть каждому говорит о том, что если ты стал православным христианином, то служить ближним своим обязан по любви к ним и к Богу. Тот, кто попытается заглушить в себе действие этого лекарства и отказаться от обязанности служения, пожнет целый «букет» душевных и духовных повреждений.
Из опыта борьбы со своим дурным пристрастием нужно научиться замечать в своей жизни Промысл Божий и милосердие Божие. Нельзя неблагодарно оставлять без внимания помощь Господа, а нужно, возблагодарив Спасителя, находить утешение в являемом нам милосердии Божием. Из сказанного следует правило восемнадцатое: учитесь благодарить Бога и людей, через которых вы получаете помощь. Поможет вам в этом лекарство под названием совесть.
Следующее, девятнадцатое правило: следует всегда стремиться хранить мир души. Вспомните, что когда вы раздражались, злились на кого-то или на что-то, мрачное настроение надолго поселялось в вашей душе. Немирность, раздражительность, злоба, осуждение - пусковой механизм для срыва.
Последнее, двадцатое правило: заботьтесь о своем физическом здоровье. С ложным принципом пьющих людей «водка - сила, спорт - могила» следует расстаться. Спортом, может быть, вам заниматься не нужно, но ежедневная зарядка весьма желательна. Посмотрите, как трудно даже молодым людям стоять на службе в храме. В таких случаях виноваты не столько «козни бесовские», сколько безалаберное отношение людей к своему здоровью.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:0 | |
00:11 Фрагмент |
фрагмент выступления митрополита Солнечногорского Сергия на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году, на тот момент занимавшего должность Управляющего делами Московской Патриархии:
"Сегодня назрела острая необходимость вернуться к методам и опыту церковного врачевания социальных недугов общества. Имеющийся опыт борьбы за народную трезвость и воздержание, накопленный прежде в лоне Русской Православной Церкви, становится сегодня как никогда актуален.
Возрождение этих традиций при участии Отдела по церковной благотворительности и НИИ наркологии Министерства здравоохранения можно видеть на примере приходов Московской епархии – храма святых мучеников Флора и Лавра и храма святителя Николая в селе Ромашково, где действуют терапевтические общины (семейные клубы) трезвости и воздержания на основе опыта церковного врачевания недугов пьянства. Возможности этих приходов, однако, чрезвычайно малы, если их сравнивать с числом обращений за помощью.
В настоящее время Душепопечительский центр во имя святого и праведного Иоанна Кронштадтского (Москва) начал проводить работу с подростками-наркоманами..."
Прошло семь лет и за это время потребность в такого рода деятельности, к сожалению, только возрастает – проблема алкоголизма и наркомании остается одной из самых актуальных для нашей страны. При поддержке местных администраций и священноначалия, вместе с представителями государственной наркологической службы в различных регионах России организуются подобные терапевтические общины, призванные обеспечить максимально эффективный механизм борьбы с различного рода пристрастиями. С Божьей помощью и благодаря умелым действиям персонала они демонстрируют высокие результаты – за это время сотни и тысячи россиян обрели в них трезвость и стали истинно верующими людьми с активной гражданской позицией. И все используемые методики основаны исключительно на Православной религиозно-нравственной основе, остальное – лишь дополнение.
Поэтому вызывает недоумение тот факт, что наряду с этим ряд общественных объединений и даже небольшая группа православных священнослужителей продолжают свои попытки навязать Русской Православной Церкви и нашему народу методики, которые, манипулируя сознанием людей, уводят их от Православных традиций, обесценивают принципы Православия, пытаясь подменить их чуждой для нас духовной практикой. С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в церковных учреждениях, в частности, за советский период не был систематизирован опыт работы с нарко – и алкогользависимыми лицами и слабо использовались какие-либо более или менее эффективные лечебно-реабилитационные программы, священнослужители Русской Православной Церкви решили испытать предложенную американцами "12-ти шаговую" программу и начали ее использовать в России. При этом создатели таких групп в своей деятельности до сих пор стараются максимально дистанцироваться от официальных взаимоотношений с государственными психиатрическими и наркологическими учреждениями, считая свою методику единственно эффективной и исцеляющей.
Кроме того, классические группы подобного толка категорически отрицают духовные причины возникновения пристрастия к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам, считая его исключительно медицинской проблемой, сродни гипертонической болезни, бронхиальной астме или сахарному диабету. Естественно, с такой позицией не могут согласиться не только представители любой религии, но и большинство отечественных врачей психиатров и наркологов, не считающих эту позицию соответствующей действительности. Не может быть приемлемой для нас и другая базовая установка Программы. Она утверждает, что алкоголизм, равно как и наркомания – это неизлечимая болезнь длиною в жизнь. И исцелиться члену группы "Анонимные Алкоголики (АА)/Анонимные наркоманы (АН)" по убеждению авторов Программы и их последователей уже никогда не удастся. Только лишь пожизненное нахождение в программе "12 шагов", по их твердому убеждению, способно поддержать трезвость у членов данных сообществ. Такой подход к пониманию наркологического страдания чреват медицинскими проблемами для химически зависимых лиц и обуславливает их патологическую зависимость от группы, вне которой сохранить адекватное психическое состояние им удается с трудом. Часто прекращение посещения собраний "АА/АН" провоцировало алкогольный или наркотический срыв. Приобретенная трезвость в таком случае обеспечивается механизмами, несовместимыми с пониманием здорового образа жизни.
При внимательном ознакомлении с деятельностью организаций, работающих по программе так называемых "12-ти шагов", вызывает особую обеспокоенность в отношении целесообразности использования их опыта в практике православного душепопечения.
В своих работах священники Русской Православной Церкви, отстаивающие право "12-ти шаговых программ" работать с прихожанами по всей России, часто ссылаются на Ваше благословение о "продолжении работы групп самопомощи, построенных на духовных основах, на покаянии и творении добрых дел и распространении этого благого начинания на приходах Первопрестольного града Москвы", которое было дано Вами 18 мая 2006 года в обращении к пастве по случаю Дня почитания иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша". Мы убеждены, что тогда Вы благословили деятельность групп самопомощи в тесном взаимодействии с Православным священством, но не работу групп "Анонимные Алкоголики (АА)/Анонимные Наркоманы (АН)", использующих в своей практике программу "12 шагов". Ведь по сути на наших глазах роль Церкви в исцелении страждущих пытается взять на себя некая общественная организация, которая предлагает собственный автономный алгоритм спасения от всех страстей. Русская Православная Церковь в данном случае становится лишь обслугой в руках сообщества "АА/АН", неким прикрытием в своей деятельности.
Необходимо отметить, что вышеупомянутая программа "12 шагов" построена на обновленческих идеях так называемой "Оксфордской группы". Эта организация была создана в конце 20-х годов прошлого века инициативной группой в Оксфордском университете, что и обусловило ее название. Идеологами объединения были личности, далекие от христианского мировоззрения. Оксфордский кружок неуклонно расширялся и распространял свое влияние на другие страны. Особенно мощным оно было в Норвегии, Японии и США, а также нацистской Германии. Одним из его членов был шеф СС и гестапо Генрих Гиммлер. Основным лидером и идейным вдохновителем "Оксфордской группы" с момента ее основания был Фрэнк Натан Дэниел Бакмэн (Frank Buchman), американский лютеранский священник и агент английской разведки. Он же завоевывал доверие людей, чтобы контролировать и управлять их чувством вины, называя это личным, "исповедальным подходом" в "лепке человека". Бакмэн создал себе ореол моральной непогрешимости и воздержания, и приглашал людей делиться с ним их личными проблемами. Вникая в суть поступков, в которых люди винили себя больше всего, он убеждал их, что свою слабость они могут преодолеть полностью доверив ему свои тайны, и превратившись в его верного сторонника. Такой техникой он завербовал многих, она же легла в основу тактики вербовки членов созданной в те же годы организации "Моральное перевооружение". Главной же целью было привлечение людей, имеющих власть и влияние в обществе. Позже он разработает технику обнажения "я" для массовой вербовки в условиях собраний большого количества людей. С падением берлинской стены в 1989 году "Движение морального перевооружения" организовало новое движение, "Основы свободы (Foundations for Freedom)", с целью проникновения в бывшие коммунистические страны. В 2001 году "Движение морального перевооружения" сменило имя – теперь оно называется "Инициативы перемен (Initiatives of Change)". Они продолжают оставаться проводниками британской глобальной стратегии и используют движения с внешне благородными целями для достижения политических целей. Сегодня главной темой в их деятельности стала "роль индивида как движущей силы перемен в век глобализации".
Вместе с тем, в исторической справке о возникновении сообщества "АА", приведенной на информационном Интернет-ресурсе "Анонимные Алкоголики Северного Кавказа" прямо говорится, что опыт упомянутой выше "Оксфордской группы" частично использовался при написании Программы "12 Шагов", что в поисках Своего Бога и глубокого духовного обновления основатели движения "АА" становятся членами Оксфордской группы и лишь в 1937 году выходят из ее состава, чтобы организовать "Группу анонимных алкоголиков". Таким образом, в виде программы "12 шагов" нам предлагается особая духовная практика, якобы обновляющая личность и приносящая исцеление от любых пристрастий и через это приобщающая нас к некоему Сообществу, способствуя тем переменам в нас самих и в обществе, о которых мечтают наши "благодетели". Здесь уже нет места для Таинства истинного Богообщения. Священники, врачи и психологи призваны лишь к тому, чтобы поставлять неофитов для поклонения Анонимному богу. Без него ведь они бессильны. Хотя лидеры сообществ "АА/АН" отрицают свою религиозную принадлежность, на самом деле они уже давно внесены в реестр религиозных организаций. Информацию об этом совершенно не сложно обнаружить в компьютерной сети Интернет.
Естественно, без нравственной оценки наших поступков не может быть должным образом изменено само поведение. Идеологи Программы "12 шагов" категорически отказываются признавать нравственную составляющую патологических пристрастий. О грехе ничего не сказано ни в одном шаге программы проведения терапевтических групп "АА/АН". В "12-ти шаговой программе" вообще отсутствует такое духовно-нравственное понятие как ГРЕХ, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви. Таким образом, Программа "12 шагов" не знает Христа, а люди, проходящие в ней реабилитацию, не приходят к Нему и не живут Им. Тем не менее, среди членов общества "АА/АН" есть православные священники! Их статьи и откровения в специальной литературе этой организации чрезвычайно противоречивы. Например: "Человек может быть духовной личностью и для этого не обязательно ходить в церковь". Если внимательно рассмотреть основные программные тексты "12 шагов", то подлинная ее миссия выясняется очень скоро: отвлечь как можно больше людей от спасительного пути ко Христу. При окончательном оформлении Программы один из ее авторов Билл Уилсон, по его словам, "пошел на некоторый компромисс в формулировках, касающихся Бога". Из вышесказанного следует, что Программа "12 Шагов" строится не на живой связи со Христом Спасителем, а использует идею Бога лишь только как удобный инструмент для манипуляции сознанием своих клиентов. В таком случае "12-ти шаговая" Программа не имеет отношения не только к Православию, но и к христианству в целом. Не может быть христианства без Христа! Поэтому и вызывают, по меньшей мере, удивление упорные попытки внедрить "12-ти шаговую программу" в Русскую Православную Церковь в качестве дополнительной или даже основной методики реабилитации химически зависимых лиц.
Есть еще одно положение Программы, с которым не может согласиться Православный христианин. По мнению сторонников данного движения, "алкоголику может помочь только алкоголик, наркоману – только наркоман", и речь здесь не идет ни о медицинской поддержке, ни о духовно-нравственном восстановлении личности падшего человека через таинства Церкви. Вот почему такая разница в получаемых результатах между ней и Православными методами реабилитации. Именно поэтому многие и многие Православные священнослужители, а также миряне не принимают "АА/АН".
В этом году в городе Санкт-Петербург было проведено масштабное диссертационное психологическое исследование, анализирующее в сравнении личностные особенности лиц, прошедших курс реабилитации после злоупотребления наркотиками в Православных программах и в группах, работающих на идеологической почве "12-ти шаговых программ". В частности, было показано, что уровень агрессии у молодых людей, принявших Православие, был значительно ниже показателей посетителей групп "Анонимные наркоманы". В то же время у Православных реабилитантов был на 15-20% выше уровень социальной ответственности, отношения к нормам поведения, к традиционным семейным ценностям. Необходимо особо подчеркнуть, что те, кто перестал употреблять наркотики после прохождения "12 шагов", строили свои отношения в обществе, в том числе сексуальные, на основе дружеских, то есть, неформальных отношений. Ребята, обретшие трезвость в душепопечительских Православных центрах после прохождения в них полного курса реабилитации и в последующем благополучно вошедшие в социум, в первую очередь при построении отношений между полами ориентируются на создание семьи, что свидетельствует об их более высоком духовно-нравственном состоянии в сравнении с "выздоравливающими наркоманами", как они себя называют в "12-ти шаговых группах", даже несмотря на сохранение трезвости в течение нескольких лет. Естественно, в условиях демографического кризиса, который переживает сегодня Россия, только создание семьи и рождение детей в законном браке способно дать нашему народу шанс на дальнейшее благополучие. А жизнь во грехе способна лишь спровоцировать дальнейшее грехопадение.
Также настораживает то, что в течение короткого времени участники Программы усваивают специфическую терминологию, начинают мыслить ее категориями и используют "12-ти шаговую" лексику и фразеологию для манипулирования другими людьми. При этом в поведении реабилитируемого таким методом человека проявляется выраженное рассогласование между "правильными" Программными высказываниями и реальными действиями, особенно по отношению к близким и родным. Это делает подобные группы если и не сектами, то, по крайней мере, сектоподобными образованиями. Самое страшное, что данная ересь проникает теперь и в лоно Русской Православной Церкви.
В связи с этим возникает вопрос: нуждаются ли Православные люди в такой духовности или все же мы найдем, с Божьей помощью, в себе силы жить во всех отношениях трезво и благочестиво, опираясь на богатые отечественные традиции и опыт Русской Православной Церкви, не поддаваясь ловким и лукавым манипуляциям тех, кто осознанно или неосознанно стремится лишить нас собственной идентификации?
|
| Цитата || Печать || Комментарии:0 | |
|
|
|