Версия для печати |
Журналы: Таисия -> В Добрый путь!!! |
25 сентября 2011 |
11:54 ЭГО. Что такое Эго (Ego)? | ||
ЭГО. Что такое Эго (Ego)? Свернутый текст Эго (малое «я»,ложное «я», второе «я», его, ego) - это все то,чем мы НЕ являемся в действительности, это наша ложна сущность, которая постоянно что-то ищет, хочет, боится или комплексует. Эго состоит из наших страхов, комплексов, убеждений, верований, вечных желаний. Язык Эго - это нашбесконтрольный ум, который непрерывно болтает, ум который постоянно осуждает,критикует, который выносит оценку «нравится/ненравится», «хорошо/плохо». Это отнашего Эго исходят постоянные желания: иметь много денег, материальных благ,иметь любовь, хотеть «это», а не «то, что в действительности есть», хотетьхорошо выглядеть и не стареть, хотеть самое лучшее (машину, дом, партнера,друга) и т.д. Все это порождает неминуемые страдания, т.к. запросам нашего Эгонет предела! Пока мы отождествляем себя со своим Эго, мы остаемся слепыми и неможем увидеть реальность такой, какая она есть на самом деле. Настоящий моментявляется смертью для Эго, поэтому эта ложная сущность делает все возможное,чтобы только убежать от того, что есть «здесь и сейчас». В те моменты, когданаш ум молчит, когда мы находимся в настоящем моменте, наше Эго растворяется, вэтот миг мы являемся теми, кем на самом деле и являемся – высшим «Я», «душой»,«высшим разумом», «Богом», «истиной» и т.п. Традиционнаяиндийская йога направлена именно на то, чтобы избавиться от оков нашего эго и вконечном итоге, стать тем, кем мы на самом деле являемся – высшим «Я», ВысшимРазумом, Духом, Богом, Просветленными – каждый называет это по разному, носмысл и конечная истинна одна. Эгоизм –представляет собой более узкое понятие, отличное от эго. Эгоизм – это всеголишь, малая доля человеческого эго. Эгоистичный человек заботится только осебе, преследует корыстные цели. Такой человек может делать все что угодно радисобственной выгоды, не взирая на то, что кто-то от его действий можетпострадать. Например, человек открывает окно в транспорте, не спрашивая об этомокружающих его пассажиров. Поэтому не стоитсвязывать понятия эго и эгоизма. Также имеетсятакое понятие как "Альтер Эго":Что такое АльтерЭго? Альтер Эго (Alter Ego)- вторая сущность человека, вторая личность или персона внутри персоны.Явление, когда человек полностью меняется в конкретной среде. Например, тихийотличник выходит на баскетбольную площадку, и начинает рвать и метать всевокруг, забыв про правила. Замкнутый парень выходит на сцену, и поражаетзрителей своей игрой и глубиной чувства. Измученный скромный профессор в очках,идет на дискотеку и дает жару молодым. На нашем духовномпути, для нас имеет значение только понятие «Эго». Для более полногопонимания значения Эго (Ego), мы советуемВам почитать главу из книги Экхарта Толле: "Новая Земля": Эго: СовременноеСостояние Человечества (Ego) Слова —произносятся ли они вслух или остаются в виде невысказанных мыслей — могутпроизводить на тебя почти гипнотическое действие. Они тебя завораживают, ты вних легко теряешься и начинаешь безоговорочно верить, что если прикрепил кчему-нибудь слово, то знаешь, к чему. Дело в том, что ты не знаешь, к чему егоприкрепил. Ты просто накрыл тайну ярлычком. Всё — птица, дерево, даже простойкамень, и тем более человек — абсолютно непознаваемы. Потому что в них естьнеизмеримая, непостижимая, бездонная глубина. Все, что мы способнывоспринимать, ощущать и о чем можем думать, — это поверхностный слойреальности, который меньше верхушки айсберга. Под внешнимобликом не просто все связано со всем — всё связано с Источником всей жизни, изкоторого и произошло. Даже камень, а еще лучше — цветок или птица могутпоказать тебе обратный путь к Богу, к Источнику, к себе. Когда ты на нихсмотришь, или держишь в руках и позволяешь им быть, не накрывая ментальнымиярлыками, в тебе поднимается чувство благоговения, удивления. Сама их сутьбезмолвно говорит с тобой и отражает твою собственную суть. Это то, чточувствуют великие художники и вносят в свое искусство. Ван Гог не говорил: «Этовсего лишь старое кресло». Он смотрел, смотрел и смотрел. В этом кресле ончувствовал Существование. Затем он подходил к за холсту и брал кисть. Цена томукреслу была — несколько долларов. То же кресло, только написанное им, сегоднястоит больше 25 миллионов долларов. Если ты ненакрываешь мир словами и ярлыками, в твою жизнь, потерянную очень давно, когдаеще человечество вместо того, чтобы использовать мышление, было им захвачено,возвращается волшебное чувство. В твою жизнь возвращается глубина. Все вновьобретает новизну и свежесть. И самое большое чудо — это ощущение своегоистинного «я», что важнее любых слов, мыслей, ментальных ярлыков и образов.Чтобы это произошло, тебе нужно очистить свое чувство «я», чувствоСуществования от того, с чем оно смешалось и спуталось, иначе говоря,отождествилось. Эта книга как раз о том, как его очистить. Чем быстрее тынаходишь вербальные и ментальные ярлыки и прикрепляешь их к вещам, людям илиситуациям, тем меньше твоя действительность наполняется жизнью, и тем слабее тычувствуешь эту действительность, чудо жизни, которое непрерывно разворачиваетсявнутри и вокруг тебя. Так можно развить умение, но вместе с тем утратитьмудрость, а значит — и радость, и любовь, и способность к творчеству, ижизненную силу. Они таятся в просвете безмолвия между восприятием иинтерпретацией. Конечно же, нам приходится пользоваться словами и мышлением, вних есть своя красота — но разве нам нужно быть у них в плену? Слова уменьшаютмасштаб реальности до такой степени, чтобы ум человека смог что-то ухватить.Язык состоит из пяти основных звуков, производимых голосовыми связками. Этогласные а, е, и, о, у. Другие звуки — согласные, они произносятся при помощисжатого воздуха: с, ф, ж, и т.д. Неужели ты думаешь, что какая-нибудь комбинацияиз этих основных звуков может объяснить, кто ты такой, или разъяснить конечнуюцель Вселенной, или хотя бы что такое дерево или камень в своей глубине? Эго - ложное «Я» Слово «я», взависимости от контекста, олицетворяет либо величайшую ошибку, либо глубочайшуюистину. В своем расхожем смысле оно является не только одним из наиболееупотребительных (вместе с производными от него «мне», «меня», «моё»), но такжеи одним из тех, что вводят в самое сильное заблуждение. Слово «я» в рамкахобычного повседневного употребления воплощает изначальную ошибку, неверноевосприятие того, кто ты есть, воображаемое чувство личности. Это и есть эго.Альберт Эйнштейн, обладавший даром чувствовать суть не только реальностипространства и времени, но и человеческой природы, называл это мнимоевосприятие себя «оптическим обманом сознания». Затем этовоображаемое «я» принимается за опорную точку для дальнейших ошибочныхинтерпретаций действительности, а также за основание, от которого отталкиваютсявсе мыслительные процессы, варианты взаимодействия и взаимоотношений. Твоядействительность превращается в отражение исходной иллюзии. Хорошая новость:если ты видишь иллюзию как иллюзию, то она растворяется. Распознание обмана —это его конец. Необходимым условием выживания иллюзии является то, чтобы тыпринял ее за реальность. Поэтому, когда ты видишь, кем ты не являешься,реальность «кто ты есть» возникает сама собой. Именно это будет происходить причтении этой и следующей главы, в которых описывается механика мнимого «я»,называемого нами эго. Итак, какова же природа этого мнимого «я» (эгоизма)? Произнося слово«я», ты имеешь в виду совсем не то, чем являешься на самом деле. Беспредельнаяглубина тебя истинного в результате чудовищного сжатия замещается звуком, производимымголосовыми связками, мыслью о «я» у тебя в уме, или чем-то еще, с чем это «я»может отождествляться. Итак, к чему же обычно относится «я» и его производные —«мне», «меня», «моё»? Когдаребенок усваивает, что произносимая родителями последовательность звуков, — этоего имя, он начинает приравнивать слово, становящееся в его уме мыслью, к тому,кто он есть. На этой стадии некоторые дети говорят о себе в третьем лице:«Джонни хочет есть». Вскоре они выучивают волшебное слово «я» и приравнивают егок своему имени, которое до этого уже приравняли к тому, кто они есть.Затем приходят другие мысли и сливаются с исходной «я»-мыслью. Следующий шаг —определить и обозначить те вещи, которые будут составлять «меня», станут частью«меня». Это — отождествлениес предметами, то есть наделение вещей, а, в конечном счете, обозначающих ихмыслей, своим самоощущением. Так ребенок отождествляет себя с ними. Когда «его»игрушка ломается или ее кто-нибудь отнимает, он испытывает сильное страдание.Не потому, что игрушка имеет какую-то особенную ценность — ребенок скоропотеряет к ней интерес, и она будет заменена другими игрушками, другимипредметами, — а из-за мысли, что она «его». Игрушка стала частью развивающегосяв ребенке самовосприятия, чувства «я». По мере ростаребенка исходная «я»-мысль стягивает к себе другие мысли: она отождествляется сего половой принадлежностью, его вещами, воспринимающим и чувствующим телом,национальностью, расой, религией, профессией. Другие вещи, с которымиотождествляется «я», — это роли (мать, отец, муж, жена и т.д.), накопленныйопыт или мнения, симпатии и антипатии, а также то, что произошло со «мной» впрошлом, память о чем представляет собой совокупность мыслей, определяющих моедальнейшее самовосприятие как «я и пережитое мной». В итоге онипредставляют собой не что иное, как мысли, случайным образом собравшиеся вместев результате того, что все они были наделены моим самовосприятием. Именно этументальную конструкцию ты имеешь в виду, произнося слово «я». Точнее, большуючасть времени, говоря или думая как «я», на самом деле говоришь или думаешь неты, а некий аспект ментальной конструкции, элемент эготипического «я». Когда тыпробудишься, то будешь продолжать пользоваться словом «я», но тогда оно будетисходить из намного более глубокого места внутри тебя. Большинство людейвсе еще полностью отождествлены с непрерывным потоком мыслей в голове,навязчивым думаньем, для большей части которого характерны повторяемость иотсутствие смысла. Для них никакого «я» за пределами мыслительного процесса иприходящих вместе с ним эмоций не существует. Это и называется быть духовнонеосознанным. Когда говоришь им, что у них в голове есть никогда не умолкающийголос, они либо удивляются: «Какой голос?», либо яростно отрицают это, а между темэто и есть тот самый голос, думатель, ненаблюдаемый ум. Его можно считать некойзавладевшей ими сущностью. Для кого-то стал незабываемым миг первогоразотождествления с мыслями, сдвиг от состояния, когда они были отражениемсодержимого собственного ума, к возникшему где-то на заднем плане осознаванию.У других это произошло так тонко, что они либо даже не заметили, либо ощутилинекий приток радости или внутренний покой, не понимая причины этого. Эго: Голос вГолове Первый проблескосознанности произошел со мной в мою бытность первокурсником ЛондонскогоУниверситета. Мне нужно было дважды в неделю ездить на метро в университетскуюбиблиотеку. Это бывало часов в девять утра ближе к концу часа пик. Как-то раз ясидел напротив женщины лет тридцати. Я и раньше не раз видел ее в поезде,поэтому не мог не узнать. Несмотря на то, что народу в вагоне было много, местапо обе стороны от нее оставались свободными. Причиной, без сомнения, был еестранноватый вид. Взгляд женщины был крайне напряжен, и она непрестанноговорила сама с собой громким и раздраженным голосом. Она так глубокоушла в свои мысли, что была совершенно неосознанной. Казалось, она даже незамечает окружающих. Ее голова была опущена и немного наклонена влево, словноженщина обращалась к сидящему рядом с ней. Хотя я точно не помню, о чем онаговорила, но ее монолог был примерно следующим: «А потом она мне говорит …поэтому я говорю ей: нет, ты врешь, как ты смеешь обвинять меня … ведь тывсегда была одной из тех, кто меня обманывал, я тебе верила, а ты предала меня…»В ее голосе слышались гневные интонации, обращенные к той, кого она считаланеправой, и кому, по идее, следовало защищаться, чтобы не быть уничтоженной.Когда поезд прибыл на станцию Тоттенхэм Коурт Роуд, она встала и, не прерывая потокаслов, направилась к дверям. Мне тоже нужнобыло выходить, поэтому я встал позади нее. На улице она направилась в сторонуБедфорд Сквер, по-прежнему погруженная в воображаемый диалог, сердито обвиняя ичто-то доказывая. Мне стало любопытно, и я решил пойти за ней, поскольку мневсе равно нужно было идти в ту же сторону. Несмотря на полную погруженность ввоображаемый разговор, женщина, похоже, знала, куда ей нужно идти. Вскорепоказался внушительный Дом Сената, высотка 1930-х годов постройки, главный административныйкорпус университета и библиотека. Я был поражен.Неужели мы с ней шли в одно и то же место? Да, как раз туда она и направлялась.Кто она — преподаватель, студентка, офисный работник или библиотекарь? Можетбыть, она проводила какой-нибудь психологический эксперимент? У меня не былоответа. Я держался шагах в двадцати за ней, и к тому моменту, когда вошел вздание (по иронии судьбы бывшее штаб-квартирой Полиции Мыслей в фильме пороману Джорджа Оруэлла «1984»), один из лифтов уже поглотил ее. То, чему я сталсвидетелем, несколько обескуражило меня. Будучи взрослым двадцатипятилетнимстудентом первого курса, я считал себя интеллектуалом, и был убежден, что всеответы можно найти и все проблемы человеческого бытия можно решить при помощиинтеллекта, то есть — думанья. Тогда я еще не понимал, что неосознаваемоедуманье и есть основная проблема человеческого существования. Профессора мнепредставлялись мудрецами, знающими все ответы, а университет — храмом знания.Как она могла быть частью всего этого? Перед тем, каквойти в библиотеку, продолжая думать о странной женщине, я зашел в мужскуюкомнату. Я мыл руки и размышлял: «Надеюсь, я не закончу так же, как она».Стоявший рядом человек бросил взгляд в мою сторону, и я вдруг с потрясениемпонял, что не только подумал, но и пробормотал это вслух. «Боже мой, да я ужетакой же, как она», — промелькнуло в голове. Разве мой ум не работал так женепрерывно, как ее? Между нами была ничтожная разница. Похоже, что доминирующейэмоцией ее думанья был гнев. В моем случае преобладала тревога. Она думалавслух. Я думалпреимущественно про себя. Если она сумасшедшая, то тогда все сумасшедшие, и я втом числе. Разница только в степени. На какой-то миг я сумел отступить отсвоего ума и увидеть его как бы с более глубокой точки. Произошел краткий сдвигот думанья к осознанности. Я по-прежнему был в мужской комнате, только теперьодин, и смотрел на отражение своего лица в зеркале. В момент отделения от ума ягромко засмеялся. Это может показаться безумным, но мой смех исходил изздравого ума. Это был смех пузатого Будды. «Жизнь не так серьезна, как еерисует ум». Похоже, смех сообщал мне именно это. Но это был лишьпроблеск, и очень скоро он забылся. Следующие три года я прожил в состояниитревоги и депрессии, целиком отождествленный с умом. И прежде чем ко мневернулась осознанность, мне довелось очень близко подойти к мысли осамоубийстве, но тогда это было уже гораздо больше, чем проблеск. Я освободилсяот навязчивого думанья и мнимого, созданного умом «я». Тот случай дал мне нетолько первый проблеск осознанности, он также заронил первые зерна сомнения вабсолютной ценности человеческого интеллекта. Спустя несколько месяцевпроизошло нечто трагическое, еще более усугубившее это сомнение. В понедельникутром мы пришли на лекцию к профессору, чей ум восхищал меня. Как оказалось, мыпришли лишь для того, чтобы услышать: в выходные он совершил самоубийство —застрелился. Я был в шоке. Профессор был чрезвычайно уважаемым преподавателем,и, как мне казалось, знал все ответы. Однако тогда я еще не видел альтернативыкультивированию разума. Я еще не понимал, что мышление — это всего лишь тонкийслой сознания, которым мы являемся, а также ничего не знал об эго, не говоряуже о возможности обнаружить его в себе. Содержимое иСтруктура Эго (Ego) Эготипический умцеликом обусловлен прошлым. Его обусловленность состоит из двух частей:содержимого и структуры. В случае с ребенком, плачущим от глубокого страданияиз-за отобранной игрушки, игрушка представляет собой содержимое. Она может бытьзаменена любой другой игрушкой или предметом. Содержимое, с которым тыотождествляешься, обусловлено средой твоего обитания, твоим воспитанием иокружающей культурой. Что касается страдания ребенка, то нет никакой разницы,вызвано ли оно потерей простой деревянной игрушки в виде животного илидорогостоящей и сложной электронной безделушки. Причина такого острогострадания заключена в слове «моя» и имеет структурный характер. Бессознательнаяпотребность усиливать свое отождествление через слияние с предметом встроена всаму структуру эготипического ума. Одной изсамых основных ментальных структур, благодаря которой эго существует, является отождествление.Слово «отождествление» (или идентификация) происходит от латинского слова idem, означающего «такой же», и слова facere, означающего «делать». То есть, если я с чем-тоотождествляюсь, то «я» «делаю это таким же». Таким же, как что? Я наделяю этовосприятием себя, становящимся частью моего «отождествления». Один из основныхуровней отождествления — это отождествление с вещами: со временем моя игрушказаменяется моей машиной, моим домом, моей одеждой и так далее. Я пытаюсь найтисебя в вещах, но это никогда не удается, и я заканчиваю тем, что теряю себя вних. Это удел ego . Отождествление Эгос Вещами Работающие врекламном бизнесе очень хорошо знают: чтобы продать человеку вещь, не особенноему нужную, его надо убедить, что она будет добавлять нечто к тому, как он себявидит, или как его воспринимают окружающие, иначе говоря — что-то добавлять кего самовосприятию. Например, они могут сказать тебе, что, пользуясь этимивещами, ты сможешь выделяться из толпы, и поэтому будешь еще больше собой. Илиже могут сформировать в твоем уме ассоциацию между рекламируемым продуктом икаким-нибудь знаменитым человеком или молодой, привлекательной и счастливойособой. Для этой цели вполне годятся даже фотографии какой-либо состарившейсяили покойной знаменитости, сделанные в пору ее расцвета. В этом естьневысказанное предположение, что, купив этот продукт, ты путем какого-товолшебного слияния с этой знаменитостью становишься таким же, или хотя бывнешне будешь выглядеть похожим на нее. Поэтому в большинстве случаев тыпокупаешь не продукт, а «усилитель отождествления». Фирменные наклейки — этото, на что ты «клюешь» первым делом. Они дорогие, а значит, «эксклюзивные».Если бы их мог купить любой, то они потеряли бы свою психологическую цену, иосталась бы только их физическая цена, которая вряд ли составила бы хотьнебольшую долю той, что ты платишь. То, с какимивещами человек отождествляется, зависит от него самого — от его возраста, пола,уровня дохода, принадлежности к определенному социальному классу, моды,окружающей культурной среды и т.д. То, с чем ты отождествляешься, имеетотношение только к содержимому; тогда как бессознательная вынужденнаяпотребность отождествляться является структурной. Это один из основных способовфункционирования эготипического ума. Парадоксально, нов основе существования так называемого общества потребления лежит факт, чтонайти себя через вещи невозможно: чувство удовлетворения эго живет недолго, ипоэтому ты все время ищешь что-то большее, продолжаешь покупать, продолжаешьпотреблять. Разумеется, в томфизическом измерении, где обитают наши поверхностные «я», вещи необходимы иявляются обязательной частью жизни. Нам нужны жилье, одежда, мебель,инструменты, средства передвижения. Вместе с тем в нашей жизни могут быть вещи,ценимые за красоту или присущие им качества. Нужно проявлять уважение к мирувещей, а не презирать его. В каждой вещи есть Сущее. Вещь — это преходящаяформа, берущая начало в единой, не имеющей формы Жизни, исходящей из источникавсех вещей, всех тел, всех форм. В самых древних культурах люди верили в то,что во всём обитает дух, даже в так называемых неодушевленных предметах, и вэтом отношении были гораздо ближе к истине, чем мы сегодня. Живя в мире,лишенном жизненной энергии и пораженном ментальной абстракцией, перестаешьчувствовать жизненную силу Вселенной. Большинство людей существуют не в живой,а в концептуальной реальности. Однако нельзясказать, что мы проявляем уважение к вещам, если используем их в качествесредства самоусиления, иначе говоря, если стараемся найти себя с их помощью. Аэго делает именно это. Эготипическое отождествление с вещами создаетпривязанность к вещам, одержимость вещами, что, в свою очередь, формирует нашеобщество потребления и его экономические структуры, где единственным мериломпрогресса неизменно является больше. Бесконтрольная неутолимая жажда иметь больше— это и функциональное расстройство, и болезнь. Это то же самоефункциональное расстройство, что проявляется в раковых клетках, когда их цельюстановится приумножение самих себя. Больные клетки не осознают, что уничтожениеорганизма, частью которого они являются, приведет к их собственной гибели.Некоторые экономисты настолько привязались к понятию роста, что обойтись безэтого слова не могут, называя спад «негативным ростом». Многие людитратят значительную часть жизни на то, чтобы стать обладателями вещей. Вотпочему одна из болезней нашего времени называется пролиферацией — быстрымростом количества вещей. Когда ты перестаешь чувствовать жизнь, каковою сам иявляешься, то стараешься заполнить ее вещами. В качестве духовной практики ясоветую тебе при помощи самонаблюдения исследовать свои отношения с миромвещей, в особенности с теми, что созданы миром «моё». Тебе нужно бытьбдительным и честным, чтобы понять, связана ли, к примеру, твоя самооценка свещами, которыми ты владеешь. Стимулируют ли какие-либо вещи появление в тебетонкого чувства собственной важности или превосходства? Заставляет ли тебяотсутствие каких-то вещей чувствовать себя ниже тех, кто имеет больше тебя?Упоминаешь ли ты о каких-то вещах непредумышленно или, может быть, специальновыставляешь их напоказ, чтобы поднять свою цену в чьих-то глазах, а через это всвоих собственных? Чувствуешь ли ты обиду или злость, некоторую ущербностьсамовосприятия, если кто-то другой имеет больше, чем ты, или когда сам теряешьчто-то очень ценное? ИсторияПотерянного Кольца Одно время япосещал людей в качестве советника и духовного учителя. Тогда я дважды в неделюнавещал одну женщину, чье тело было поражено раком. Ей было немного за сорок, иона была школьной учительницей. Врачи не давали ей больше нескольких месяцев.Иногда во время моих посещений мы почти не разговаривали, а в основном сидели вмолчании. Именно в такие часы она пережила первые проблески внутреннегоспокойствия, о существовании которого даже не подозревала в течение долгих летсвоей работы в школе. Тем не менее,однажды я нашел ее в состоянии величайшего страдания и раздражения. — Что случилось?— спросил я. Ее кольцо сбриллиантом, стоившее больших денег и дорогое как память, пропало, и онасказала мне, что уверена: его украла женщина, приходившая на несколько часов вдень, чтобы ухаживать за ней. Она поражалась, как человек может быть такимчерствым и бессердечным, чтобы сделать такое, и спросила меня, стоит ли ейпровести с этой женщиной очную ставку или лучше сразу вызвать полицию. Яответил, что не знаю, но попросил подумать, так ли важно это кольцо иличто-либо еще в данной точке ее жизни. — Вы непонимаете, — сказала она. — Это кольцо моей бабушки. Я носила его каждый день,пока не заболела и пока у меня руки не распухли. Для меня это не просто кольцо.Как я могу не расстраиваться?Быстрота ответа,гнев и стремление защититься, прозвучавшие в ее голосе, показывали, что в нейеще не было достаточно присутствия, чтобы заглянуть внутрь себя и отделитьреакцию на событие от самого события и понаблюдать за обоими. Ее гнев истремление защищаться свидетельствовали, что сквозь нее продолжает говорить ego. Я сказал:— Мне бы хотелосьзадать вам несколько вопросов, только не отвечайте на них сразу, а посмотрите,не сможете ли вы найти ответы внутри себя. После каждого вопроса я буду делатьнебольшую паузу. Когда к вам придет ответ, то он совсем не обязательно придет вформе слов.Она сказала, чтоготова слушать. Я спросил:— Понимаете ливы, что в какой-то момент, возможно, довольно скоро, вам придется расстаться сэтим кольцом? Сколько еще вам нужно времени, чтобы вы были готовы отпуститьего? Станете ли вы меньше, если отпустите его? Каким образом та, кто вы есть,может стать меньше из-за этой потери? — Прозвучал последний вопрос, и нанесколько минут воцарилось молчание. Когда женщинаснова заговорила, на лице у нее появилась улыбка, а сама она выгляделаспокойной: — Последнийвопрос заставил меня понять что-то важное. Сначала я обратилась к разуму, и онответил: «Да, конечно же, ты станешь меньше». Затем я задала этот вопрос себе:«Стала ли меньше та, кто я есть?» На этот раз я попыталась скореепочувствовать, чем придумать ответ. Я вдруг почувствовала природу своего «ЯЕсть». Никогда раньше я этого не чувствовала. Если я так сильно чувствуюприроду своего «Я Есть», то та, кто я есть, никак не может стать меньше. Я всееще чувствую это, что-то спокойное, но очень живое. — Это радостьСущего, — сказал я. — Вы можете чувствовать это, только когда выходите изголовы. Сущее надо чувствовать. Его нельзя думать. Эго о нем ничего не знает,потому что состоит из мыслей. На самом деле кольцо было у вас в голове в видемысли, какую вы приняли за свое «Я Есть». Вы думали, что «Я Есть» или хотя быего часть находится в кольце. Все, что эгоискажает и к чему привязывается, подменяет Сущее, но эго не может егочувствовать. Вы можете ценить вещи и ухаживать за ними, но если вы к нимпривязываетесь, то знайте — это работа эго. В действительности выпривязываетесь не столько к самой вещи, сколько к мысли, содержащей «я» или«мое». Принимая эту потерю целиком, вы выходите за пределы ego, и тогда возникает то, кто вы есть — «Я Есть» — самаосознанность. Моя подопечнаясказала:— Теперь якое-что понимаю из того, что сказал Иисус, — «Если кто-то берет твою рубашку,отдай ему и верхнюю одежду», — но раньше это не было наполнено для меня такимсмыслом. — Верно, — сказаля. — Только это не значит, что вам больше не нужно запирать дверь. Это значит,что отпускание вещей является актом намного большей силы, чем их защита иудержание. В последние двенедели своей жизни, по мере угасания тела, она становилась все более и болеесветящейся, словно сквозь нее струился свет. Она отпустила многое из того, чемвладела. Отпустила женщину, укравшую, как она думала, у нее кольцо, и с каждойотпущенной вещью ее радость только углублялась. Когда ее мать позвонила мнечтобы сообщить о кончине дочери, то упомянула, что после смерти кольцо нашлось.Оно было в ванной комнате медицинского кабинета. Может быть, та женщина вернулакольцо, а может, оно все время там лежало? Никто никогда этого не узнает.Только одно мы знаем наверняка: жизнь дает тебе только такой опыт, которыйлучше всего способствует эволюции твоего сознания. Как понять, какой именноопыт тебе нужен? Очень просто — такой, который ты проживаешь в данный момент. Разве есть что-тонеправильное в том, чтобы гордиться своим имуществом, или ощущать себя нижетех, кто имеет больше тебя? Отнюдь нет. В чувстве гордости, потребностивыделиться, усилении своего «я» через «больше чем» (и ослаблении через «меньшечем») нет ничего, что было бы правильным или неправильным — это ego. Эго не является чем-то неправильным — этонеосознанность. Наблюдая эго в себе, ты выходишь за его пределы. Не принимайего слишком всерьез. Замечая в себе эготипическое поведение, улыбайся.Временами это может даже рассмешить тебя. Как человечество могло быть захваченоэтим так долго? Прежде всего, знай, что эго (эгоизм)— не что-то личное. Эго —это не ты. В том, что ты считаешь ego своей личнойпроблемой, еще больше эго. Эго и ИллюзияОбладания Что на самом делеозначает — чем-то «владеть»? Что значит сделать что-то «своим»? Если тыостановишься на улице Нью-Йорка, покажешь на небоскреб и скажешь: «Он мой. Я имвладею», — тогда ты либо сказочно богат, либо заблуждаешься, либо лжешь. Влюбом случае, ты рассказываешь некую историю, в которой мыслеформы «я» и«небоскреб» сливаются в одну. Так работает ментальный принцип владения. Если ствоими словами все согласятся, то за этим появятся подписанные листки бумаги,удостоверяющие, что люди с этим согласны. Ты богат. Если с этой историей никтоне согласится, тебя отправят к психиатру. Либо у тебя галлюцинация, либо тызавзятый лгун. Здесь важнопонять, что ни история, ни мыслеформа, из которой эта она вытекает, независимоот того, соглашаются с тобой люди или нет, не имеет абсолютно ничего общего стем, кто ты есть. Даже если люди соглашаются, это все равно фикция. Многие,пока не окажутся на смертном одре и пока все внешнее не отпадет, не понимают,что ничто, никакая вещь, не имеет ничего общего с тем, кто они есть. Когдасмерть близка, вся концепция владения теряет какой-либо смысл. В последниемгновения жизни люди также осознают, что пока они тратили жизнь на поискисвоего более полного самоощущения, их Сущее — то, что они на самом деле искали,— всегда было с ними, но его плотно закрывало отождествление с вещами, в итогеоказавшееся отождествлением с умом. «Блаженны нищиедухом, — сказал Иисус, — ибо их есть Царство Небесное». Что значит «нищиедухом»? Никакого багажа, никакого отождествления. Ни с вещами, ни с ментальнымиконцепциями, которые формировали бы в них это самоощущение. И что такое«Царство Небесное»? Это простое, но глубокое чувство радости Существования,остающееся после того, как ты отпускаешь отождествление и становишься «нищимдухом». Вот почемуотречение от всей собственности издревле было духовной практикой и на Востоке,и на Западе. Однако отречение от собственности не сделает тебя автоматическисвободным от эго. Эго будет пытаться гарантировать себе выживание, находянечто, с чем можно отождествиться, например, ментальный образ себя, вышедшегоза пределы интереса к материальному обладанию, и поэтому ставшего вышеостальных, духовнее. Есть люди, отрекшиеся ото всего, — чье эго больше, чем умиллионеров. Когда устраняешь один вид отождествления, эго быстро находитдругой. В конечном счете,ему все равно, с чем отождествляться, главное, чтобы было с чем.Антипотребительство, или отказ от личной собственности — это иная мыслеформа,иная ментальная позиция, которая может стать заменой отождествлению симуществом. С ее помощью ты можешь делать себя правым, а других неправыми. Какмы увидим позже, делать себя правым, а других неправыми — это один изпринципиальных стереотипов эготипического ума, одна из основных формнеосознанности. Другими словами, содержимое эго может меняться, аподдерживающая его структура ума — нет. Одна избессознательных предпосылок состоит в том, что, отождествившись с материальнымобъектом через иллюзию обладания им, ты наделишь себя его несомненнойпрочностью и постоянством, которые войдут в твое самоощущение и придадут емуеще большую прочность и постоянство. Это в значительной мере относится кзданию, и в еще большей степени к земле, поскольку ты считаешь ее единственнойиз принадлежащих тебе вещей, которой не грозит разрушение. В случае с землейабсурдность понятия владения еще более очевидна. Во времена белой колонизациикоренное население Северной Америки никак не могло понять, что это такое —право собственности на землю. Поэтому, когда европейцы заставляли ихподписывать листки бумаги, в результате чего они эту землю теряли, индейцы былине в силах этого уразуметь. По их представлениям, это они принадлежат земле, ане земля им. Эго стремитсяприравнять владение к Существованию: я владею — значит, существую. И чем большеимею, тем больше существую. Эго живет через сравнение. То, как тебявоспринимают другие, превращается в то, как ты воспринимаешь себя. Если бы всежили в больших особняках и были богаты, то особняк и богатство не служили быусилению твоего самоощущения. Тогда ты мог бы оставить богатство, перебраться впростой домик и вернуть себе подлинную тождественность. Тогда ты мог бысчитать себя более духовным, чем остальные, и так же воспринимали бы тебядругие. То, как тебя видят другие, становится для тебя зеркалом, говорящим, накого ты похож и кто ты такой. В большинстве случаев чувство самооценки ego связано с тем богатством, которым ты владеешь вглазах окружающих. Они нужны тебе, потому что дают такое самоощущение. И если ты живешьв культурной среде, в значительной мере уравнивающей самооценку с тем, чем и вкаком объеме ты владеешь, — если, конечно, ты сам не способен смотреть сквозьэто коллективное заблуждение, — то всю оставшуюся жизнь ты обречен гоняться завещами в тщетной надежде отыскать в них собственную ценность и завершенностьсамовосприятия. Как ты можешьотпустить привязанность к вещам? Даже не пытайся.Это невозможно. Привязанность к вещам уходит сама, когда ты перестаешь искатьсебя в них. Просто осознай эту привязанность. Иногда ты можешь даже не знать отом, что к чему-то привязался, иначе говоря, отождествился, пока не потеряешьэто или не почувствуешь угрозу утраты. Если ты расстроишься, встревожишься ит.д., это будет означать, что ты привязан. В момент осознавания, что тыотождествлен с вещью, данное отождествление перестает быть полным. «Я естьосознанность, осознающая то, что есть привязанность». Это начало трансформациисознания. Эго и Алчность:потребность иметь больше Эгоотождествляется с чувством обладания, но удовлетворение от обладания являетсяотносительно мелким чувством и живет недолго. Скрытое внутри, оно остается ввиде глубокой неудовлетворенности, чувства нецелостности и недостаточности.Говоря: «я еще недостаточно имею», эго в действительности подразумевает: «я ещене достаточен». Как мы ужевидели, обладание — концепция владения чем-либо — это фикция, созданная эго дляпридания себе качеств видимой прочности и постоянства, а также для того, чтобывыделиться, стать особенным. Если тебе не удается найти себя через чувствообладания, то, значит, под этим кроется одна еще более мощная и характерная дляэго тенденция: потребность иметь больше, которую иначе мы можем назвать«алчностью ». Никакое ego не может долгожить, не нуждаясь в большем. Поэтому алчностьдаже в большей степени, чем чувство обладания, поддерживает жизнь эго. Эгобольше хочет хотеть, чем иметь. Поэтому на смену слабому чувству удовлетворенияот того, что я имею, всегда приходит другое чувство — хочу иметь больше. Этопсихологическая потребность иметь больше, иначе говоря, потребность иметьбольше вещей, с какими можно отождествиться. Это аддиктивная потребность — ненастоящая. Иногда стольхарактерная для эго психологическая потребность иметь больше, или же чувствонедостаточности, переносится на уровень физического тела и ощущается какнеутолимый голод. Страдающие от булимии часто вызывают у себя рвоту, чтобыможно было продолжать есть. Голоден их ум, не тело. Это расстройствопищеварения можно исцелить, если страдающие от булимии перестанут отождествлятьсебя с умом и войдут в соприкосновение с телом, и тем самым почувствуют егоистинные потребности, а не псевдопотребности эготипического ума. Некоторые эгознают, чего хотят, и неотступно, с беспощадной и неумолимой жестокостьюпреследуют свою цель. Чингисхан, Сталин, Гитлер — это лишь несколько крупныхпримеров. Однако энергия, стоящая за алчностью, создает энергию такой жеинтенсивности, но противоположной полярности, что в конечном итоге приводит ких падению. Тем не менее, они делают несчастными и себя, и многих других, вмасштабе жизни творят ад на земле. Желания у большинства ego конфликтуют между собой. Они одновременно хотятразного, или даже понятия не имеют, чего хотят, за исключением одного — ониникогда не хотят того, что есть: настоящего момента. Спутникаминеутоленной алчности становятся беспокойство, нетерпение, скука, тревога,неудовлетворенность. Алчность — это структурный элемент, поэтому, пока структурасохраняется, никакой объем ее содержимого не сможет дать продолжительногочувства удовлетворения. Острая форма алчности в виде хотения чего-тонеопределенного легко обнаруживается в развивающемся эго подростков. Тут лучше читать. http://naturalworld.ru/article_chto-takoe-ego.htm Комментарий Лиатрис - 25.09.2011 - 14:40: До Э.Толле я тоже собираюсь добраться. Чуть позже. Комментарий Любаша - 8.10.2011 - 12:30: Мне не близко понятие "эго". То, что мне близко - это православная антропология. То есть что человек - это единство духа, души и тела. И в этом единстве должна быть иерархия - то есть дух должен главенствовать над душой и телом (а душа - над телом). А над духом должен главенствовать Бог. В результате первородного грехопадения эта иерархия разрушилась и для её восстановления нужны усилия и помощь Бога. Когда над духом не главенствует Бог, а над душой и телом не главенствует дух, то душа и тело начинают буйно и беспорядочно транслировать вот это всё:
Вот это самое "дух-душа-тело" для меня гораздо понятнее и проще, чем рассуждения в восточном или психологическом (сформулированном Фрейдом) ключе про Эго, суперэго, ложную сущность и прочее. Ну никакая не ложная это сущность! Это наши же составляющие - душевная и телесная - которые верховодят как неразумные дети в "день непослушания" Когда над ними нет просвещённого духа, они неизбежно безумствуют. Надо их поставить на их место и восстанавливать иерархию |
||
Комментарии :0 |
Нет комментариев к выбранной записи. |
mJournal v1.05 © 2003-2004 by UriSoft and IBResource.ru |