Я подписалась на православную рассылку, приуроченную к Великому Посту. Хочу поделиться, возможно кому-то так же будет полезно.
День первый(23.02.). Начало Премудрости -страх Господень Каждый выпуск рассылки будет состоять из нескольких частей.1. Чтомый сегодня на вечерне отрывок из книги Притч и комментарий к нему преподавателя библейского колледжа "Наследие" Владимира Владимировича Сорокина. 2. Несколько молитв из Постной Триоди 3. Предложение что-то сделать в связи с постом, отличающееся в зависимости от дня недели. Итак, книга ПритчКнига Притч, глава 1, стихи 1-201 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; 5 послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; 6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 7 Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление. 8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9 потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. 10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, 12 живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу; 13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; 14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", - 15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, 16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. 17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, 18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души. 19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. 20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой. ______________ Для чего написана книга Притч? На какие места из отрывка отзывается ваше сердце?Наставления отцаВ некоторых ситуациях мы бываем в растерянности и не знаем, как поступить. Или поступаем так, что последствия приходится расхлебывать еще несколько лет. Или у нас возникает ощущение, что чего-то мы в этой жизни не понимаем. Никто не научил нас, как поступать правильно и как правильно смотреть на мир. Родители либо сами не знали, либо не считали нужным нас учить. Иными словами, нам не хватает мудрости. Книга Притч написана для того, чтобы восполнить этот пробел. Она строится как наставление отца (или матери) к сыну, а иногда нас учит мудрости сама Премудрость. Она дает нам "мудрость и наставление, правила благоразумия, суда и правоты, смышленость и рассудительность". Что такое, по вашему мнению, мудрость?Мудрость (хокма)– не простое понимание, что такое хорошо, а что такое плохо. Не созерцание какой-то абстрактной истины, познание которой само по себе мало что меняет в жизни человека. Для ветхозаветного иудея это вопрос практики. Причём практики вполне конкретной, связанной с праведностью. Все, чему книга Притч обещает научить человека, так или иначе связано с праведностью и мудростью. - Наставление (мусар). Без него нет мудрости: ведь всякий опыт надо передать, и опыт праведной жизни — не исключение. - Разум (бина). Под ним подразумевается не интеллект, а умение различать понятия и реалии — понятия умозрения и реалии жизни, включая добро и зло. - Благоразумие (сехель). Оно означает не только осторожность, но предполагает умение видеть всякую ситуацию целиком, во всей полноте и глубине, и видеть её так, как показывает Бог. - Смышленость (арума), которую в других книгах переводят словом «хитрость» (Быт. 3 : 1 — змей тут не «смышлён», а «хитёр», но это то же самое слово, что и здесь). - Знание (даат) с рассудительностью (мезима) — оба понятия связаны, в частности, не только со знанием в нашем обычном понимании, но и с богопознанием. - Праведность (цедек), обозначающая так же и «справедливость», а в ст. 3 Синодального перевода названное «правосудием», от которой неотделимы - справедливый суд (мишпат) и прямота (мейшарим) в смысле цельности как жизни, так и восприятия реальности. Искусство как мудростьБиблия называет мудрыми сердцем тех людей, которые изготовляли для Скинии всё то, что нужно было для неё изготовить из камня, металла, дерева (Исх.10:35). Почему? Потому, что каждая созданная этими людьми вещь была произведением искусства. Она была красивой, каждая созданная ими вещь. Красоту надо уметь увидеть, для этого нужен особый навык. Чтобы воплотить эту красоту в камне, дереве, металле тоже нужен навык — но уже не видения, а работы руками. Cочетание умения видеть красоту и умения её воплотить в материале называлось мудростью. Если вы умеете видеть красоту и воплощать ее в чем-то материальном, вы встали на первую ступеньку лестницы мудрости. Но Библия на таком понимании мудрости не останавливается. Мудрость руководителяВскоре после восхождения на престол Соломон молится Богу о даровании мудрости. Какой? Вряд ли он думал, что ему придётся работать руками, как ремесленнику. Зато он точно знал, что ему придётся управлять и судить. А значит, он должен научиться понимать человека. Видеть его сердце. Уметь выстроить отношения с ним — и понять его отношения с другими людьми. Его мотивы и планы. Его ожидания и разочарования. И, зная всё это, он, царь, должен уметь выстроить свои отношения с людьми и отношения своих подданных между собой — постольку, поскольку ему придётся это делать, по крайней мере, в своём ближайшем окружении. Так, на примере Соломона, выявляет Библия ещё один вид мудрости, связанной с практикой выстраивания межчеловеческих отношений. Именно такая мудрость пригодится любому руководителю, любому отцу или матери. Да и вообще любому человеку. Обладаете ли вы мудростью такого рода? Нужна ли она вам?Начало премудрости - страх ГосподеньДальше — вполне естественно и органично — делается следующий шаг: мудрость становится практикой отношений человека с Богом. Своего рода навыком праведности, связанным с практикой праведной жизни. Не случайно начинается Книга Притчей со слов о страхе Божьем. Речь не о том, что мысль о Боге вызывает у человека страх, какой вызывает у него мысль о неотвратимости наказания за совершённое преступление. Один из великих пророков Израиля, Иезекииль, ещё до прихода Христа говорил, что Бог не хочет смерти грешника, Он хочет, чтобы грешник обратился и остался жив (Иез.33:11). Но если у человека нет того трепета перед Богом, которое вызывает у него чувство священного, ни о какой праведности речь вести не приходится. Праведность - это умение идти за БогомПраведность, как понимает её Библия вообще и Книга Притчей в частности, не имеет никакого отношения к безгрешности. Праведность — это умение идти за Богом вопреки своим грехам. Она — не свойство и не качество человека, она — его состояние. Состояние, которое может поддерживаться лишь как некая духовная динамика. Можно быть в состоянии праведности, но нельзя стать праведником, которому праведность будет присуща, как нечто неотъемлемое. А быть в состоянии праведности — это особое искусство. Практика. Навык. Именно эта практика и этот навык называется в Книге Притчей мудростью. И понятно, почему начинается всё с того священного трепета, который испытывает человек перед Богом и который называется страхом Божьим: он и есть духовное основание того состояния, которое позволяет человеку поддерживать динамику праведной жизни. Ведь Страх Божий связан не со страхом наказания, а с тем чувством ответственности, которое переживает человек, понимающий, что ему доверил Бог. А доверил Бог человеку — святость. Своё присутствие, которое сопровождает праведника на его пути и которое делает его праведником. Человек, получивший от Бога такой дар, вполне естественно чувствует особую ответственность. Как чувствует её всякий, несущий особо ценный груз. Чтобы пронести его по жизни, не потеряв и не испортив, и нужна мудрость, о которой говорится в Книге Притчей. А что при этом нередко автор касается, казалось бы, чисто бытовых мелочей, то это неудивительно: в духовной жизни мелочей нет. Предостережение сынуУже начиная с 10-го стиха мудрость приобретает практический характер. Начинается предостережение от общения с теми, кто страха Божьего не имеет, кто готов нарушить все Божьи заповеди, чтобы получить то, что хочется получить. Тут всё понятно: боящийся Бога бандитом и грабителем не станет. Но при чём тут мудрость? Разве надо быть таким уж мудрецом, чтобы понимать столь простые вещи? Но что мудрого в том, чтобы пойти на поводу у разбойников и убийц? Что мудрого в том, чтобы нарушить заповеди Божии? Здесь у мудрости есть несколько уровней. Первый уровень - просто не грабить, не воровать, не убивать. Человек, который способен воспротивиться этому искушению и не связываться с дурной компанией, безусловно в каком-то смысле мудр. Во всяком случае, не грабить умнее, чем грабить. И конечно, бандитом и грабителем с большой дороги становится далеко не каждый. Вот только вопрос, что это в каждом конкретном случае: заслуга или недоработка. Оттого ли человек не становится разбойником и грабителем, что боится наказания, или оттого, что его духовное состояние не позволяет ему ничего подобного? Если человек уверен в своей безнаказанности (а у нас в стране многие могут творить беззаконие и быть в ней уверены), но при этом не творит зла - это и есть настоящая мудрость, происходящая от страха Божьего. Вопросы для повторенияКаково библейское понимание мудрости? Как связаны мудрость и страх Господень? Что такое праведность? Как изменились ваши представления о том, что такое мудрость? Можете ли вы назвать себя мудрым человеком по библейским критериям? Молитва. Из службы Утрени Чистого понедельника, творения прп. Феодора Студита
Из трипеснца, творение прп.Феодора СтудитаСлава Тебе Боже наш, слава Тебе. Радостно встретим, верные, приход поста / и не будем сумрачными; / но омоем лица наши водою бесстрастия, / благословляя и превознося Христа вовеки. Елеем сострадания помазав души главу, / не будем многословны, / Отцу нашему, пребывающему на Небесах, молитвы воссылая, / благословляя и превознося Его вовеки. Хвалим, благословим, покланяемся Господу, поюще, и превозносяще во вся веки. Ныне настало время святого поста; / начнем его с добрым поведением: / ибо со спорами и ссорами не поститесь, / Господь говорит. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. На горе Хорив, постом очистившись, / увидел Бога Илия; / и мы постом очистим сердце / и узрим Христа. Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа, Господа. Вечного, безначального Отца, воспоем, верные, / и Сына, столь же безначального, / и Духа с Ним вместе воссиявшего от Отца, - / единосущные Лица поистине Всесильного, / Единого началом и властью. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Матерь, Богом призванная, / воистину умилостивление о верных, / ибо от Тебя отпущение подается всем обильно! / Сына Твоего и Господа не прекращай умолять / о воспевающих Тебя. ПредложениеПридумайте себе задание на пост, не связанное с едой. Например, одна из подписчиц Рождественской рассылки решила не кричать во время поста на мужа и детей. Моя подруга решила в этот пост уделять больше внимания семье. А я сама постараюсь меньше раздражаться и унывать. Хорошо продумать также положительную программу. Радостный человек по определению не раздражается и не унывает, поэтому я, например, буду искать во время поста поводы радоваться.
День второй(24.02.).Премудрость возглашает на улице Напоминаю, что каждый выпуск рассылки состоит из нескольких частей. 1. Чтомый сегодня на вечерне отрывок из книги Притч и комментарий к нему преподавателя библейского колледжа "Наследие" Владимира Владимировича Сорокина. 2. Несколько молитв из Постной Триоди 3. Предложение что-то сделать в связи с постом, отличающееся в зависимости от дня недели. Книга Притч, глава 1, стихи 20-3320 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22 "доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? 23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. 24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. 26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. 28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. 29 За то, что они возненавидели знание и не избрали [для себя] страха Господня, 30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; 31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. 32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла". ______________ На какие места из отрывка отзывается ваше сердце? Сформулируйте кратко главное содержание того, что говорит ПремудростьСлова олицетворённой Премудрости вновь возвращают нас к теме страха Божьего. Но вместе с тем звучит в её словах и нечто новое, такое, что может заставить задуматься многих из нас. Простаки, легкомысленные, глупцы — вот те, кто в первую очередь подвергается обличению (ст. 22). Как вы думаете, почему именно они и чем они отличаются друг от друга?Простаки, благодать и мыКто такие упомянутые тут «простаки» (петаим)? Это люди, не ищущие знания. Речь идёт, конечно же, не о всяком знании вообще, а о знании того, что такое праведная жизнь и как её достичь — том самом главном знании, которое и составляет основание мудрости, как её понимает Книга Притчей. Простаки же думают, что праведности учиться не надо, что навык праведной жизни придёт к ним сам собой, что тут достаточно одного Божьего присутствия, как сказали бы мы сегодня, одной Божьей благодати. Исповедовался, причастился, прочитал правило – и этого достаточно, дальше действует благодать. Между тем, Божье присутствие само по себе ещё ничего или почти ничего не меняет в жизни человека. Конечно, если на человека действительно вдруг изливается Божья благодать, такой человек неизбежно становится другим, во всяком случае, до тех пор, пока это излияние не прекратится. Но никакое излияние благодати не бывает постоянным. Божье присутствие, Божья благодать даются человеку для работы, а не для наслаждения теми яркими переживаниями, которые их сопровождают. И никакой особой заслуги человека в этих переживаниях нет. А уж в самом явлении Божьего присутствия или излиянии благодати её просто нет — совсем. Такие события относятся не к тому, что человек делает, а к тому, что с ним происходит. Произойти же с человеком, ещё не вставшим осознанно на путь праведности, может всё, что угодно. И с точки зрения его собственного пути между упавшим на голову человека кирпичом и излившейся на ту же голову благодатью разница лишь во внешних последствиях — кирпич, увы, падший человек помнит дольше, чем благодать. Главный вопрос в том, что сделает в ответ на действие Божье сам человек. Включится ли он в ту духовную работу, которую Бог ему предлагает, открывая Себя. Каждое явление Божьего присутствия в жизни человека, каждое излияние благодати — открытая дверь, приглашение встать на путь праведности и начать учиться этим путём идти. Начать приобщаться к мудрости в том понимании, в котором говорится о ней в той же Книге Притчей, да и в других книгах Библии тоже. Но простак оттого и простак, что в его воображении всё просто и нет никакого пути, так, что и идти никуда не надо, а Бог каким-то волшебным образом сделает нас другими. Отказ учиться праведности, а значит, и отказ от мудрости — главная характеристика простоты в том смысле, в котором употребляется это слово в Книге Притчей. Считаете ли вы, что благодать изменит вас сама? Есть ли у вас знакомые, которые так считают?Буйство или легкомыслиеДругая категория людей, отказывающихся от мудрости, а значит, и от пути — легкомысленные (лецим; в Синодальном переводе их называют «буйными»). Таким людям, конечно, и впрямь бывает свойственна несдержанность, но дело не в ней, а в их отношении к жизни. (Иногда проявляемая этими людьми несдержанность — лишь симптом). Такие люди могут понимать больше, чем простаки, и путь праведности в теории может быть им известен лучше, чем простакам. Но только в теории. На практике же они никуда идти не собираются. При этом нередко такие люди никак не обосновывают свой выбор, порой они просто отказываются выбирать всерьёз, не желая понимать, что отказ от выбора в определённой ситуации — тоже выбор. Тут именно легкомыслие, сводящееся к принципу (если его можно так назвать) «как-нибудь проживём и так». Легкомыслие отнюдь не безобидное: в пределе оно вполне может сделать из человека циника, не того активного циника, который утверждает себя за счёт других, а такого, которому всё на свете равно безразлично, и для которого нет практической разницы между грехом и праведностью. И если простак, даже получив от Бога всю возможную для него полноту благодати, обычно её теряет из-за неимения навыка праведной жизни, то легкомысленный никогда этой благодати и не получит: к равнодушным циникам Бог обычно близко не подходит. Есть ли действия, про которые вы точно знаете, что так поступать правильно, но поступаете по-другому?ГлупцыНо есть ещё и третья категория людей, для которых путь праведности закрыт: те, кого олицетворённая Премудрость называет глупцами (кесилим). Эти люди не умеют различать как понятия, так и реалии как духовной жизни, так и жизни вообще. Их глупость является антитезой тому, что в первой главе Книги Притчей называется словом «понимать» (ст. 2) и что в других случаях в Синодальном переводе передаётся словом «разумение» (бина). Она противоположна тому самому «разумению», которое позволяет понять смысл притч-афоризмов (машал) и наполненных смыслом шуток (мелица; в Синодальном переводе они названы «замысловатой речью») мудрецов (ст. 6). Но прежде всего эти люди не могут различать добро и зло, без чего никакой путь праведности невозможен в принципе. Притом не абстрактное добро и зло, а вполне конкретное: то, что соответствует Божьей заповеди, и то, что ей не соответствует. Для этого надо хорошо знать заповеди, как Ветхого Завета, так и Нового и уметь соотносить с ними разные жизненные ситуации. Такое различение необходимо как в теории, когда речь идёт о мире идей и концепций, так и на практике, когда дело касается жизненных ситуаций, в которых надо делать выбор и принимать решение, соответствующее данной Богом заповеди. Правильно сделанный в конкретной ситуации выбор и есть тот камень, который ложится в основание праведной жизни, и чем больше таких камней, тем ближе человек к праведности. Умение делать правильный выбор и принимать верные решения и есть то самое, что отличает разумного от глупца.
Хорошо ли вы знаете заповеди? Как часто вы задумываетесь над тем, как в той или иной жизненной ситуации поступить по заповеди? ИтогиОлицетворённая Премудрость исчерпывающе описывает то, что мешает человеку встать на путь праведности: неумение и нежелание различать добро и зло, легкомысленное отношение к собственной жизни, наконец, надежда на то, что можно пройти путь праведности, ничему не учась и не овладевая никакими навыками праведной жизни. Тому, кто попадает в одну из этих ловушек, встать на путь будет очень непросто. Что является противоположным этим разным видам глупости поведением? Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях. Вопросы для повторения
Чем простаки отличаются от глупцов и легкомысленных людей? Свойственен ли вам какой-либо из этих видов глупости? Выпишите на листочек Как вы собираетесь его преодолевать? Что для вы можете сделать для этого уже сегодня?
Молитва. Из службы Утрени Чистого Вторника
Из трипеснца, творение прп.Феодора СтудитаДуши нашей радость показывая во время поста, / не будем угрюмыми, / ожидая прекращения этих желанных дней, / ибо воссиял нам свет подвигов благочестия. Воздержанием души окрылив, / все к небесам молитвы вознесем / благоприятные Господу. Дух сокрушения приняв, / прослезимся ради избавления душ, / воспевая Христа вовеки. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. Время благоприятное, день спасения: / принесем Богу дары добродетелей; / в это время, отложив дела тьмы, / облечемся в доспехи света, братия, / как Павел возглашает. Давайте, как Господь постом убил врага, / и мы им сокрушим его стрелы и уловки: / "Иди от меня, сатана", - да возглашает каждый, / когда тот будет искушать нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе Богородичен: Мольбу сотвори за воспевающих Тебя, Всечистая, / да избавятся они / от всяческих искушений и опасностей. Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века. Стихиры на стиховне, глас 3Начнем, люди, непорочный пост, / который является для душ спасением; / поработим себя Господу со страхом, / елеем благотворительности головы помажем, / и водою чистоты лица умоем; / не будем многословными в молитвах, / но как мы научены, так возгласим: / "Отче наш, Который на Небесах, / отпусти нам согрешения наши, / как Человеколюбец!" Стих: Насытились мы рано утром милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились. Во все дни наши возвеселились: за дни, в которые Ты смирил нас, за годы, в которые мы видели злое. И воззри на рабов Твоих и на дела Твои, / и укажи путь сынам их. Пс 89:14–16 Начнем, люди, непорочный пост, / который является для душ спасением; / поработим себя Господу со страхом, / елеем благотворительности головы помажем, / и водою чистоты лица умоем; / не будем многословными в молитвах, / но как мы научены, так возгласим: / "Отче наш, Который на Небесах, / отпусти нам согрешения наши, / как Человеколюбец!" Стих 2: И да будет сияние Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас, / и дело рук наших исправь. Пс 89:17 И мученикам: Пред царями и тиранами страх / отринули Христовы воины, / и с дерзновением благим и мужеством Его исповедали / всех Господом, Богом и Царем, / и ходатайствуют о душах наших. Слава, и ныне, Богородичен: Богородица, Защитница всех молящихся Тебе, / с Тобою мы дерзаем, и Тобою хвалимся, / и на Тебя – вся надежда наша; / моли Родившегося от Тебя / за непотребных рабов Твоих. ПредложениеДля сохранения великопостного настроения послушайте в течение дня кондак "Душе моя" и ирмос "Помощник и Покровитель" Великого Канона Д.Бортнянского.
День третий (25.02.).Господь дает мудрость Каждый выпуск рассылки будет состоять из нескольких частей. 1. Чтомый сегодня на вечерне отрывок из книги Притч и комментарий к нему преподавателя библейского колледжа "Наследие" Владимира Владимировича Сорокина. 2. Несколько молитв из Постной Триоди 3. Предложение что-то сделать в связи с постом, отличающееся в зависимости от дня недели. Итак, книга ПритчКнига Притчей Соломона, сына Давидова глава 2, стихи 1-221 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3 если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. 6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; 7 Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; 8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. 9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. 10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, 11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, 12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, 13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; 14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, 15 которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; 16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, 17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. 18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; 19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. 20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, 21 потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; 22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее. ______________ На какие места из отрывка отзывается ваше сердце? Что нужно делать для того, чтобы достичь мудрости? Что происходит с человеком, достигшим мудрости?Как искать сокровище?Мудрость дает Господь и именно от Него исходят "знание и разум". Но каким образом одни люди обретают мудрость, а другие нет? Что зависит от нас в этом процессе? - Принять слова премудрости. (если примешь слова мои). Мало услышать, как правильно жить и как поступить, нужно еще с этим внутренне согласиться. Примером нам может послужить Богородица, которая приняла слова архангела Гавриила: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.(Лук.1:38)» Соглашаетесь ли вы внутренне с заповедями?- Сохранить заповеди (сохранишь при себе заповеди мои). Приняв заповеди от Бога, их надо не забывать, а хранить как драгоценность не просто в уме, а в самом сердце. Как мы храним в сердце память о дорогих нам людях. Также надо хранить в сердце и Божии повеления, и соотносить с ними свою жизнь, то есть исполнять их. Замечательным примером такого отношения к заповедям является 118 псалом. - Быть внимательным. (ухо твое сделаешь внимательным к мудрости). Даже саму премудрость можно слушать вполуха и думать о своем, сидеть в интернете или смотреть телевизор. Если поступать так, услышанное не задержится ни в нашем уме, ни в нашем сердце. Для того, чтобы воспринять мудрость, надо быть внимательным к ней. Внимательны ли вы при чтении Писания?- Размышлять. (наклонишь сердце твое к размышлению). Когда мы размышляем о чем-то, мы глубже усваиваем это. Святые отцы говорят, что слова Писания надо пережевывать, как жвачные животные, названные в Библии чистыми, пережевывают свою жвачку. О тех же, кто не размышляет над Писанием, отцы высказываются достаточно резко: «Нечистым названо в законе животное, которое не жует жвачки; это не его недостаток, а сущность его природы. Есть люди, которых можно уподобить таким животным; они нечисты не по природе, но по свойственному им пороку; охотно слушая слова мудрости, они затем вовсе о них не думают. А что такое в духовном смысле «жевать жвачку», как не вызывать в сладостном воспоминании, словно из внутренней памяти, то полезное, что ты услышал, поднося его ко рту размышлений? те, кто этого не делают, и представлены теми животными; запрещение есть их мясо предостерегает нас от этого порока». (Блаж.Августин, «Против Фавста»). Размышляете ли вы о прочитанном?- Призывать. (призывать знание и взывать к разуму). Ребенок зовет маму. Мы взываем к Богу, когда жаждем чего-то. Человек, заблудившийся в лесу, зовет своих товарищей. Мы зовем то, недостаток чего ощущаем, и в то же время чувствуем, что оно нам жизненно необходимо. Именно таков идеал отношения к мудрости. - Искать как сокровище. Мудрость здесь сравнивается с сокровищем, то есть чем-то бесконечно ценным, как сравнивается с сокровищем Царство Божие в Новом Завете. И это сокровище надо неустанно искать. В жизни каждого из нас есть что-то, к чему мы стремимся больше всего, на обретение чего направлены все наши действия. Кто-то изо всех сил ищет славы, кто-то любви людей, кто-то стремится сделать карьеру и приносит ей в жертву все остальное, кто-то во всем ограничивает себя, чтобы выплатить ипотеку и через 20 лет жить в своей квартире, кто-то думает только о том, как бы выйти замуж. Где сокровище наше, там и сердце наше будет, говорит Христос. Если нашим сокровищем будет премудрость Божия, то и сердце наше будет с Богом. Воспринимаете ли вы мудрость как нечто бесконечно ценное?
Как познать БогаЧеловек, который так относится к мудрости, будет возрастать в богопознании. В ст. 6 кроме «мудрости» (хокма), упоминается ещё «знание» (даат). Здесь, очевидно, речь идёт о том же самом «познании Бога», что и в стихе 5. Между тем под соответствующим еврейским выражением подразумевают обычно не абстрактное богословие, а практическое богопознание, связанное с опытом непосредственного богообщения. Так повелось ещё со времён пророка Осии (Ос. 4 : 1; здесь пророк употребляет выражение даат элохим, означающее «знание Бога»). Такое богопознание оказывается неотделимым от «разума» в том смысле, в котором говорит о нём Книга Притчей. От «разума» как от инструмента различения понятий и реалий в контексте вопроса о добре и зле, вопроса о соответствии или несоответствии их данным Богом заповедям. Обретение такого «разума» неотделимо от обретения «страха Божьего» (ст. 1 – 5): тут не просто страх наказания за совершённый грех, а чувство ответственности за тот путь праведности, на который встал. Без различения добра и зла, вообще без умения различать и отличать друг от друга понятия и реалии, без целенаправленного, осознанным волевым актом осуществлённого разделения того потока сознания, в котором обычно живёт падший человек, ни о каком осознанном же духовном пути говорить не приходится. «Разум» оказывается тут не просто интеллектом, а интеллектом, подкреплённым волей, направленной на различение добра и зла и стремящейся соблюсти Божью заповедь. Без соблюдения заповедей говорить о праведности невозможно. А соблюдение заключается в том, как оценивает человек те ситуации, в которых оказывается, и какие решения принимает в том или ином случае. Праведность и правосудиеГлавным, что нужно понять человеку, ищущему мудрости, оказываются праведность и правосудие. (ст. 9) Здесь автор употребляет еврейские слова, из которых одно (цедек; «правда» Синодального перевода) обозначает праведность и справедливость, а второе (мишпат; «правосудие» Синодального перевода) означает, собственно, судебное определение или постановление. Казалось бы, понятие праведности и даже справедливости вряд ли возможно свести только к юриспруденции, хотя справедливый суд и правильные законы, безусловно, важны. Но связь между двумя упоминаемыми тут понятиями глубже юридического измерения. Не случайно выше упоминаются «размышления» (ст.2) и «разум» (ст. 3), в еврейском тексте обозначенные одним и тем же словом (бина). Напоминаем, что смысл этого понятия связан с умением различать как теоретические понятия, так и реалии практической жизни. Прежде всего речь идёт о различении добра и зла, которые надо различать право. Прямые путиПраведность соседствует с правосудием и с тем, что автор книги называет «прямотой» (мейшарим; ст. 9). Соответствующее еврейское слово может обозначать как прямой (во всех смыслах) путь, так и прямоту самого человека, его духовную цельность. В духовной жизни главное — воля, и прямота в этом случае предполагает, что воля человека не раздваивается в повседневной жизни. Для этого и нужно то, что называется «правосудием» (мишпат). Речь идёт не только и не обязательно о судьях. Каждый из нас в той или иной конкретной ситуации оказывается судьёй для самого себя и для других, оказавшихся рядом. Не нам решать судьбу человека в вечности, но нам приходится оценивать поступки тех, кто оказался рядом, и своё собственное отношение к ним и положение: принимать решения всё равно необходимо. Нужно выбирать, как поступить, иногда решать кого поддержать, а кого нет. Из таких выборов и решений состоит духовная жизнь. Но выбор и решение должны всякий раз соответствовать Божьей заповеди, а решать, что ей соответствует, а что нет, придётся, скорее всего, нам самим: решения приходится принимать по много раз за день и не всегда есть возможность предварительно посоветоваться с кем-нибудь, кто лучше нас знает Божьи заповеди и данный Им Закон. Тут и понадобится каждому из нас умение справедливо судить. Только при справедливом, праведном суде возможна та прямота, о которой говорится в ст. 9. При правильном выборе и верных решениях не будет раздвоенности, свойственной нашей сегодняшней жизни. В зависимости от места и ситуации люди часто следуют не только разным принципам и правилам, но и мотивируются разными ценностными системами.Такая раздвоенность и праведность — вещи несовместимые. Какими ценностными системами вы обычно руководствуетесь при принятии решений?
Новый Завет и жизнь ЦерквиПокаяние, к которому призывает Иоанн Креститель, напрямую связано с прямотой путей: "Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. (Матф.3:3)". Только тот, кто сделал свои пути прямыми, и сотворил плод покаяния, может быть крещеным "Духом Святым и огнем". Примером исправления путей Господу в Новом Завете является мытарь Закхей. Встреча с милостью Христа, с благодатью Божьей привела его к исправлению всего, что он сделал неправедно. Он выпрямил свои пути. В древности, в 3-4 веке, человека не крестили, если уже крещеный христианин не мог засвидетельствовать о нем, что он исправил свои пути и его образ жизни вполне христианский. Этот человек был его крестным. Великий пост был временем подготовки к крещению, в частности поэтому с того времени в храмах читается книга Притч, учащая исправлению путей. Вопросы для повторения
Как связаны праведность, правота и справедливый (праведный) суд? При каких условиях человек обретает мудрость? Что мудрость, а значит, праведность, дают человеку? От кого исходит мудрость? Вспомните из Нового Завета, из истории Церкви, из современности еще примеры людей, которые не просто уверовали, но исправили свой путь.Молитва. Из службы Утрени Чистой среды
Из Трипеснца прп.Феодора Студита Древо Креста цвет воздержания миру произвело; / приветствовав его с любовью, / давайте насладимся всевозможными плодами / Божественных заповедей Христовых. В воздержании от страстей и ныне пребывая, / плоть распнем ради Господа / и мертвым помышление ее покажем все, / живя божественной жизнью. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Распятие воспеваю и прободение копьем / Божественных ребр Твоих, / из которых питие безсмертия я черпаю на всякий день, / Христе, и освящаюсь. Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, / Древом умертвивший грех, / и страх Твой внедри / в сердца нас, воспевающих Тебя. Судия всей земли, / Ты предстал судилищу, / претерпел удары по лицу, насмешки, / был повешен на Кресте, / от погибели меня освобождая / - от греха древнего - на все века. Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века. О благосердие Твое! / Ибо Крест Ты претерпел, / гвозди и копье, Господи, / ради меня, на погибель осужденного; / потому воспеваю Тебя, Христе. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. Крестом Твоим, Господи, и меня укрепив, / даруй мне, Благой, / быть в силах исполнить время поста. Троичен: Божество единое, Троица, / нераздельное Естество, но разделяемое по Лицам, / непреходящее владычество, Отче, Сын, и Дух, / Тебя мы славим в песнях во все века. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Божия Родительница Чистая, / врата небесные, спасительная дверь! / Принимай всех христиан моления, / блаженной именующих Тебя во все века. Стихиры на стиховне, глас 8 Постом помышления страстные / давайте поработим, / духовными крыльями себя покрыв, / чтобы нам, надвигающуюся вражескую бурю легко пройдя, / стать достойными поклонения Кресту, / за мир добровольно закланного Сына Божия / и духовно отпраздновать Воскресение Спасителя из мертвых: / на гору поднявшись, с учениками прославить / принявшего от Отца всю власть / Сына-Человеколюбца! (2) Мученикам: Мученики Христовы непобедимые, / победив обольщение силою Креста, / вы получили за то вечной жизни благодать; / угроз тиранов не убоялись, / муками истязаемые веселитесь. / И ныне потоки крови вашей / стали душам нашим исцелением: / ходатайствуйте о спасении душ наших! Слава, и ныне, Крестобогородичен, глас тот же: "Что перед нами за зрелище, / которое мои очи видят, о Владыка? / Все творение Держащий, Ты на Древо вознесен, / и умерщвлен всем Дарующий жизнь!" - / Богородица Всечистая с плачем возглашала, / когда созерцала на Кресте / из Нее неизреченно воссиявшего / Бога и Человека. ПредложениеВ нашем мире очень много одиночества. Сильнее всего страдают от одиночества пожилые люди. Представьте себе, что вы прожили целую долгую жизнь, и теперь вы один, все вас оставили, и вы вспоминаете, вспоминаете... События проплывают перед мысленным взором, и вызывают сожаления, тоску... Давайте на этой неделе во время вечерней молитвы просить Бога о том, чтобы Он был рядом с пожилыми людьми, чтобы старые одинокие люди открывались Ему, ощущали Его присутствие. О том, чтобы они, вспоминая свою жизнь, видели в ней Божью руку. А также чтобы Бог вдохновлял других людей не бросать, посещать одиноких стариков. Страница рассылки ( можно подписаться ) : http://bible.predanie.ru/groups/info/14773/
Комментарий Alles42 - 25.02.2015 - 14:16: Ух ты! Таня, я тоже получаю рассылку эту. Случайно перед самым постом нашла. Комментарий Причуда - 25.02.2015 - 14:58: Вот и я тоже) Очень интересная рассылка, очень полезная и мне сейчас очень в тему) Комментарий черепашка - 25.02.2015 - 16:28: Спасибо ,Таня,за рассылочку,подписалась.Тоже мне очень в тему.
|