КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩЕМУ ПЬЯНСТВОМ ИЛИ НАРКОМАНИЕЙ
Едва ли не за каждым богослужением возносятся в наших православных храмах молитвы за одержимых страстию винопития, служатся молебны и акафисты. И – по немалому числу верных свидетельств – не тщетны в своем уповании остаются матери, жены, дети, взывающие ко Господу об исцелении дорогих им людей.
Но глубокая нравственная оценка свидетельствует, что страшная волна безудержного, беспробудного пьянства в нашей стране вздымается все выше. Страсть к вину, охватившая добрую половину православного населения России, стала без преувеличения национальным бедствием. Это беда как отдельных людей, так и всего общества. Вот как пишет святитель Тихон Задонский о всепагубном действии пьянства: «Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Пьянство приводит к убожеству и нищете. Работник, склонный к пьянству, не обогатится, – говорит Сирах (Сир. 19:1). Оно отнимает славу и доброе имя, напротив, приводит к бесславию, презрению и омерзению, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку».
В последнее десятилетие новый для России змий – наркомания – требует в жертву души наших детей. Православные семьи, в которых дети попали в наркозависимость, оказались, за редким исключением, не готовыми дать исполненный духовной силы ответ на вызов греха. Почему же православные семьи беспомощны порой в ситуации, которая требует от них незамедлительной духовной реакции?
Можно – и это, конечно, будет верно, – говорить о последних временах с их оскудением веры, о наступающей конечной брани с силами преисподней, когда противостояние добра и зла обостряется до предела. Но все же главная причина заключается в нас самих. Поколение за поколением мы привыкли жить теплохладно, двойственно, нецелостно, забывая один из главных принципов христианской аскетики: «Время это есть время борьбы». На эту изнурительную, до самого нашего исхода, борьбу должен себя обречь каждый православный. Иного пути, по слову апостола Петра, нет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8). Если же наша жизнь во Христе сводится к ставшему обыденным хождению в храм, начетническому и механическому прочтению молитвенного правила, если день наш протекает вне Христа, не в стяжании Духа Святого, то стоит ли удивляться, что мы, сами не навыкшие к постоянной борьбе с грехом, не знаем, как и чем помочь мужу, сыну, дочери в их борьбе со страстью?
Борясь за душу дорогого нам человека, будем помнить: Милосердный Господь никому не желает погибнуть. И Церковь, как Невеста Христова, имеет великие благодатные силы для помощи погибающим. Известно, сколь сильна церковная соборная молитва, сколь многих вернула к духовной (покаянной) жизни дерзновенная слезная молитва матерей или жен.
Мы предлагаем в этом сборнике советы, молитвословия, которые духовно подкрепят и страждущих, за которых вы молитесь, и вас самих. Но не будем забывать: спасение – это встреча воли Божией (всегда благой) и воли человеческой. Как помочь привести ослабевшую, пораженную волю вашего близкого к покаянию, ежедневному (скорее, ежечасному) труду над собой – вот в чем проблема.
Прежде всего, попытаемся определиться в ключевых духовных понятиях.
Что такое страсть? Страстность в человеке есть следствие грехопадения. Страстность присуща нашей падшей природе. В Таинстве Крещения Христос врачует природу человека, но волю свою человек с помощью Божией должен исцелить сам. Для укрепления воли Господь попускает различные испытания (искушения).
В падшем человеке одна страсть, как правило, влечет за собой другую. Это выражено в классической формуле апостола Павла: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5:18). О том же говорит Блаженный Августин: «Пьянство – сестра любострастия».
По этой причине от детей, увлекающихся вином, родители вряд ли могут ожидать целомудренного поведения. Понятно, что и курильщик табака пристращается к курению марихуаны (анаши) быстрее, чем тот, кто противится самому курению.
Или другой пример. Некоторые течения современной рок-музыки, которой так безоглядно увлечена изрядная часть российской молодежи, изначально ориентированы на развитие страсти через привлечение самых неожиданных и неординарных музыкальных выразительных средств. Но так как восприятие имеет свойство притупляться, то для достижения все новых и новых страстных ощущений на концертах и дискотеках молодые люди прибегают к употреблению наркотических средств. И тогда музыка получает как бы новое звучание, жизнь расцвечивается неожиданными красками. Безумное подчинение себя захватывающему ритму музыки открывает двери несравненно более безумному и опасному «походу за предел» обычных чувств.
Таким образом, ни страсть к винопитию, ни страсть к наркотикам не возникают на пустом месте. Это – производное и, в свою очередь, порождающее другие страсти.
Но первоисточник страстей, по святоотеческому учению, есть темная (бесовская) сила. Так, преподобный Иоанн (сомолитвенник преподобного Варсонофия Великого) говорит: «страсти суть демоны».
Святые отцы называют и ступени, по которым грех входит в нас: сперва возникает прилог (то есть греховные помыслы и пожелания), затем сочетание (интерес к помыслу, согласие с ним), а затем уже и пленение (долговременное пленение называется страстью). Страсть есть одержимость демоническими силами, властвующими над человеком.
Поэтому должно быть понятно, что, приступая к духовной битве за близкого человека, мы не можем ожидать быстрого и успешного результата: не одним днем грех, страсть укореняется в душе, не одним днем человек и избавится от страсти. Мы имеем дело как с больными волей и природой самого человека, так и с могущественными духами злобы, навыкшими за историю человечества вполне успешно склонять человеческую волю к греху. Главная наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12).
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРИСТУПАЮЩЕМУ К МОЛИТВЕ ЗА СТРАЖДУЩЕГО Приступая к взысканию погибающего, получите благословение на это у духовника или священника того храма, где вы обычно молитесь. Это благословение не раз поддержит вас в минуты отчаяния.
Помните великую святоотеческую мысль: надо бороться не против грешника, но против греха, уродующего человека. Относясь к ближнему (по-славянски – искреннему) как к духовноболящему, нуждающемуся в вашей поддержке и понимании, следует ожидать, что от вас потребуется жертвенная любовь (то есть, не требующая ответной любви). Ясно, что придется много терпеть как от самого болящего с его укоренившимися привычками к наслаждению, так и от бесов, которые будут его непременно восставлять против вас. Какое великое научение в различении духов можно вынести из этого подвига борьбы за душу ближнего!
Определите для себя с самого начала, что борьба за душу человека потребует от вас подвижнических усилий и напряжения всех сил, использования всего духовного опыта. Берегитесь относиться к этому, как к бытовому, житейскому, обычному делу.
Взгляните на себя: не являетесь ли вы сами рабом какой-либо сильной многолетней страсти? Не скажет ли вам обуреваемый: «Врач, исцелися сам». Дабы не смущалось сердце ваше и чтобы слово ваше имело силу, вам нужно обладать определенным опытом поражения страстей.
Используя свой опыт духовной невидимой брани, не давайте прямолинейных советов, говоря: «Вот я, например…». Лучшая педагогика – это педагогика опосредованного, непрямого действия. Помните слова преподобного Иоанна Лествичника: «Не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь может быть одна и та же». Отцы Церкви советуют: учи другого, как сам же учащийся (ибо кто совершенно победил грех?). Возьмите за правило всегда обращаться к Господу с мольбой: «Господи, вразуми, что мне сказать, как поступить».
Помните о довольно ограниченной силе воздействия увещеваний: как из-за особенностей духовного врачевания (душа врачуется через очищение сердца), так и из-за того, что отношения в семье обычно всегда фамильярные, и потому слово наше имеет мало веса, никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк. 4:24).
Старайтесь никогда не опускаться до уровня разговора болящего, который может допустить по отношению к вам резкие словесные выпады, оскорбления и т. п.
Будьте внимательны в отношении времени и места увещевания. Так, период абстинентного синдрома (похмелья) или «ломки» у принимающего наркотики почти всегда неблагоприятен для вразумления. Далеко не каждый страждущий согласится, чтобы его недуги стали предметом обсуждения на людях, при посторонних.
Взгляните внутрь себя: не надо ли вам принести покаяние за те страдания, которые испытывает ваш ближний? Нет ли здесь и вашей вины? Родители могут припомнить, что, как бы шутя, давали выпить спиртного сыну или дочери – подросткам. Всегда ли вы сами были образцом трезвости или умеренности в употреблении вина? Не потому ли начал выпивать ваш супруг, что вы долго не желали разрешить семейный конфликт? Нет ли у вас повода для покаяния, если вы, помня лишь о своих делах и заботах, не замечали, что ваше чадо потеряло интерес к учебе, стало изворотливым и хитрым, приходит с дискотеки с расширенными или суженными от употребления наркотиков зрачками?
Думается, что всегда есть повод для покаяния. Наложите на себя пост, усильте молитву, поисповедуйтесь и причаститесь Святых Тайн.
К ИСТОКАМ СТРАСТИ
Если ваши отношения со страждущим близкие и искренние, то вы, несомненно, уже давно знаете (или догадываетесь) о побудительных мотивах его погружения в пучину страсти. Болящий и сам прекрасно может их сознавать, зачастую даже выставлять их в разговоре в качестве самооправдания.
Назовем некоторые их этих побуждений: — Не найден или утерян смысл самой жизни («Жизнь абсурдна. Есть только смерть, одиночество, страх. Все бессмысленно. Если и есть истина, то она в вине, в наркотиках»). — Разочарование в самом себе («Годы ушли, а я так и не реализовал себя. Что толку теперь к чему-то стремиться»). — Семейные невзгоды: непонимание друг друга, супружеская неверность, бесплодие одного из супругов, развод, гибель дорогого человека. — Неблагоприятное окружение, где все пьют или принимают наркотики («Меня засмеют», «Я не белая ворона»). — Долговременное пребывание в экстремальных ситуациях (война, заключение).
Нельзя перечислить все мотивы, да в этом и нет нужды. Важно понять, что все они имеют духовную первопричину. Это необходимо уяснить, чтобы успешно противостоять страсти. При духовном лечении средства помощи также должны быть духовными.
Это, прежде всего, относится к наркоманам. Принимающему наркотики следует знать, что он не просто «кайфует», а восхищает (крадет) и потому платит такой горькой и страшной ценой – быстрым саморазрушением. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам, – призывает Христос в Евангелии (Мф. 6:33). И это Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Царство Божие зрят только чистые сердцем (Мф. 5:8). Чистота сердца достигается тяжелым целожизненным трудом, подвигом очищения от страстности во славу Божию и с помощью Божией – Царство Небесное силою берется (Мф. 11:12). Ничто же скверное не войдет в это Царство, и потому не может человек, не победивший свою страстность и не очистивший себя от скверны греховности, иметь те блаженные состояния, о которых сказано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9).
Невозможно человеку, подверженному таким, например, грехам, как гордость, блуд, сребролюбие, зависть, осуждение, ложь, иметь благодатные (от Бога) видения и ощущения. Он может их только украсть. Этим и занимались всегда колдуны, маги, чародеи, используя наркотические вещества для впадения в транс, для общения с демонами. Поэтому «поход за горизонт» в «розовый мир» – это вызов Богу, нарушение духовных законов. И потому плата столь высока – гибель души. При наркомании речь должна идти не просто о биохимической зависимости организма от наркотика, но о почти полной порабощенности человека бесами. Без помощи Божией, без Церкви, без духовных средств достигнуть в этих случаях исцеления невозможно. И страждущему нужно хорошо понимать, что предстоит длительная изнуряющая борьба. Утешением, может быть, является то, что и каждому христианину всю свою жизнь приходится бороться с грехом.
Конечно, если человек, за которого вы боретесь, верующий, молится сам, просит ваших молитв, ходит в церковь – то это самая благоприятная для выздоровления ситуация.
Но чаще мы имеем дело с человеком, у которого отсутствует духовный взгляд на мир. Это, тем не менее, не должно приводить нас в уныние – «Сила Божия в немощи совершается». Нужно время для возрастания в духе, накопления духовных сил. Будьте внимательны к проявлению Промысла Божия в жизни болящего. В беседах с ним постарайтесь указать на конкретные примеры явления милости Божией к нему. Хорошо, если вы укажете вашему близкому на то, как вразумляет его Господь, когда тот нарушает духовные законы.
Если ваш болящий не видит смысла жизни, ему был бы полезен разговор со священником или кем-либо из духовно опытных людей. Не забудьте про назидательные книги. Хотя, конечно, самое действенное – это наш образ жизни. Если лик наш ясен, никакие житейские бури не сдвигают нас с камня веры, если в любых обстоятельствах мы благодушны, кротки, приветливы – это, и, безусловно, самое сильное средство для приведения человека к вере и духовной жизни.
Обычно человек пьющий или пристрастившийся к наркотикам лжет всем окружающим. Лжет он и самому себе. Попытайтесь привести его к серьезному взгляду на самого себя. Это решит немало проблем: окажутся виноватыми не жена и не теща, не начальники и друзья, а он сам. Увидеть свою нищету душевную и духовную (не впав при этом в уныние) – значит положить начало духовной жизни. Именно тогда из груди вырывается: «Господи, помилуй меня! Господи, помоги!». Без этого бесполезно говорить о работе над собой, о самолишениях, о духовном движении (подвиге).
В самом начале духовной жизни большое значение имеет окружение, среда, круг общения. Святоотеческий совет: «Бежать мест, где проходил грех» особенно важен для тех, кто борется со своим влечением к наркотикам. Возможно, нужно будет даже сменить район проживания, место учебы. Иногда один только запах, услышанная знакомая по дискотеке рок-композиция могут все возвратить на круги своя – вновь ввергнуть в омут. Надо ли говорить, что, не оставив прежних знакомых, борющийся рискует в любой момент оказаться побежденным.
Поговорите с приходским священником на эту тему. Известны случаи, когда очень благотворно действовало на болящих их послушание на черновых работах в каком-либо храме, приходе. Там есть присмотр священника. И окружение там, естественно, иное. Для отсечения гордыни, для навыкания слушать Бога, а не сатану, для воздержания – здесь подходящее место.
Иногда родственники болящего стремятся отправить его на послушание в монастырь в качестве трудника, паломника. Если вы все же решились на это, то к выбору монастыря отнестись надо очень внимательно и выбирать те обители, где трудники живут по строгим правилам. Хорошо, если вашего болящего будет сопровождать, постоянно находясь рядом, духовно опытный человек.
Заметим, что и самим родным болящего надо будет измениться, если вы хотите соработать духовно. Вот мудрые советы, которые дает в письме своей духовной дочери игумен Никон (Воробьев): «Если он пьет, то его надо пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может. Ты же вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то твоя обязанность понести его немощи. Вы, сильные, немощи немощных несите, – вот что требует от тебя Господь. Еще сказал: Вы, духовный, исправляйте такового духом кротости. Слышишь? Духом кротости исправляйте, а не руганью, упреками, ссорой...
Комментарий Юрий-швед - 8.11.2014 - 15:01: Жора, спасибо за статейку. Как ты, где сейчас находишься? Комментарий jarvis - 8.11.2014 - 21:13: Юра, у меня тут таких статеек полно )) Кстати, я не сбрасывал тебе книгу "Илиотропион" о познании божьей воли ? Очень практичная книга. Я по-прежнему с семьей в Ессентуках с семьей, положение стабильно тяжелое, но могло бы быть в 100 раз хуже... Слава Богу за все !
Спасибо, что спросил.
|