20:08 Скажи мне кто твой «бог» и я скажу кто ты (окончан |
Окончание
Беседа четвертая. С руководителем отделения детской наркологии ННЦ Наркологии Росздрава, к.м.н – А. В. Надеждиным – врачом, который, долгие годы работал главным детским наркологом Минздрава России.
Алексей Валентинович, как наркологическая служба России узнала о группах Анонимных Алкоголиков (сокр. «АА») и программе «12 шагов»?
– Движение «АА» на Российском пространстве активно позиционировалось в конце 80-х – начале 90-х годов. Позиционирование сопровождалось не только материальной поддержкой из-за рубежа; распространением и присылкой соответствующей литературы, но и направлением специалистов, работающих по программе «12 шагов» в Россию, а также приглашением врачей и общественных деятелей в США для обучения.
Внедрялась программа достаточно интересно и своеобразно. Российские «неофиты» 12-шагового движения проявляли нерациональную агрессию по отношению к любым другим видам лечения. При внедрении этого движения доходило буквально до опорочивания уже существующих наработок в лечении и даже до призывов к демонтажу наркологических структур и служб бывшего «Союза». Инициатива была поддержана тогдашним демократическим руководством Минздрава России: были разосланы письма в территориальные наркологические службы, в которых предписывалось создавать условия для создания групп самопомощи на базе государственных наркологических учреждений. Движение «АА» было встречено с энтузиазмом наркологами и на большинстве территорий страны эти группы были созданы.
И каковы были результаты начатой деятельности?
– Значимых результатов западное новшество в преодоление алкогольной зависимости, увы, не принесло. Постепенно волна инициативного энтузиазма сменилась разочарованием, т.к. пациенты неохотно обращались в эти группы, а те, кто все же обращался, покидали их без какого-либо серьезного терапевтического эффекта. Только незначительному количеству людей эта группы оказались действительно полезными. Надо полагать, дело в том, что российские граждане, даже с постсоветским атеистическим мировоззрением, оказались неспособными принять идеологию «12 шагов», имеющую отчетливое протестантско-экуменическое звучание. Традиционно русский менталитет, пусть даже деформированный алкоголем, сопротивлялся подобной идеологической «психохирургии».Я достаточно часто сталкивался с людьми, обращавшимися к «АА». Им не нравилось то, что там происходит – вся методика называлась «пустой говорильней». Такой метод не затрагивает эмоциональных струн нашей души.
Интересный момент: специалисты, работающие в этих программах и ведущие прием пациентов, достаточно быстро определяют подходит ли человек для программы. В одной из клиник я даже столкнулся с терминами «программный» и «непрограммный» пациенты. Хочу заметить, что представители тоталитарных сект и неокультов, вербуя своих сторонников, обращаются не ко всем подряд, а четко выискивают определенный тип людей. Я не провожу никаких параллелей, но это любопытное наблюдение.
Несмотря на то, что группы самопомощи бесплатны, активно рекламируются, за время их существования (более десятка лет)они не смогли внести существенного вклада в борьбу с алкогольной и наркотической зависимостью. А вот вредное влияние их оказалось очевидным – идеология «АА», как я уже говорил оказалась агрессивной к другим видам и формам помощи. Этот вывод мы можем сделать из выступлений адептов этого движения.
Последнее время складывается тревожная ситуация вокруг групп самопомощи и движения «АА». С их стороны отчетливо прослеживаются попытки прочно войти в жизнь Православной Церкви. Как Вы это прокомментируете?
– Сегодняшняя ситуация не может не тревожить. Идеология, казалось бы уже утратившая в нашем обществе свои позиции, вдруг получает некий мощный импульс и начинает активно входить в структуры РПЦ. Для чего? Видимо, это объясняется тем, что лидеры пытаются «оседлать» тот энтузиазм, который возникает в нашей стране на ее пути возвращения к Православной вере. Причем риторика «АА» существенно меняется: они уже не выступают в качестве оппозиционной силы, а говорят о плюралистичности подходов, точек зрения, о возможных точках соприкосновения между РПЦ и идеологией своей программы. В результате мы видим: с одной стороны доверие населения к Православной Церкви как бы автоматически переносится на эти программы и популяризует их, а с другой стороны, принимая эти программы, Церковь принимает под свой кров их членов, имеющих вполне определенное мировоззрение, основой которого является «12 шагов».
Скажите, Алексей Валентинович, оказывается ли в группах самопомощи какая-то медикаментозная помощь, ведь зачастую люди в ней нуждаются?
– Нет. Более того, они категорически против лекарственной терапии и часто эта их позиция является ущербной, а в некоторых случаях и небезопасной.
Используют ли сейчас метод «12 шагов» в наркологии?
– Практикующие наркологи используют частично какие-то постулаты программы, но альтернативой другим видам помощи это не стало.
И в завершении нашей беседы хотелось бы добавить, что первенство широкого народного движения за трезвый образ жизни отнюдь не принадлежит Западу. Оно возникло еще в Российской Империи в православных братствах трезвости, причем их эффект был неоспорим.
|
| Цитата || Развернутый вид || Печать || Комментарии:0 | |
Нельзя комментировать эту запись |
|
|
|