08:40 Скажи мне кто твой «бог» и я скажу кто ты |
Рассматривая разнообразные программы помощи лицам, страдающим наркотической и алкогольной зависимостями, нельзя не обратить внимания на активно рекламируемые решения, базирующиеся на так называемой методике «12 шагов». Является ли эта система эффективной? Сомнительно. За десять лет внедрения программы в отечественную наркологическую практику она так и не смогла продемонстрировать каких-либо очевидных достоинств или преимуществ. Тем не менее, сегодня промоутеры «Анонимных наркоманов» и «Анонимных алкоголиков» нашли новый способ подогреть интерес к своему товару, используя растущий авторитет в обществе Русской Православной Церкви. Не породит ли такое «сотрудничество» в лучшем случае бесполезную, а в худшем – вредоносную структуру и кому это выгодно? Ответы на эти и многие другие вопросы – в материале православной журналистки Анны Журавлевой, в котором свое отрицательное мнение о вышеуказанной программе высказывают авторитетные представители православного духовенства и научной общественности.
Что скрывает анонимность? Всем известно, анонимный – значит не желающий быть узнанным. Само по себе слово «анонимность» ассоциируется с чем-то скрытным. Мне, например, сразу представляется что-то вроде кляузы в соответствующие органы от доброжелателя за подписью «аноним». Но это, конечно, личное восприятие.
В России же последнее время понятие «анонимность» приобретает статус своеобразной надежности. Например: анонимное обследование на ВИЧ, анонимное лечение, анонимные алкоголики и наркоманы…Вот последнего явления и хочется коснуться особо.
Вообще на Руси-матушке никогда не было такого понятия – «Анонимные Алкоголики» (далее «АА»). Были общины трезвости при церковных приходах. И это себя оправдывало: люди, страждущие от «зеленого змия» по вере своей получали исцеление от недуга. «Без Бога не до порога» – говаривали наши предки.
Программа «12 шагов», о которой пойдет речь, используется обществом «АА» и группами самопомощи, которых так много открывается в последнее время. Позаимствована эта программа у протестантов. С одной стороны, не все зарубежное плохо – пользуемся же мы новыми достижениями медицины, импортными лекарствами. С другой стороны, настораживает столь пристальное внимание Запада к России: ну не выходило для нас из этого ничего хорошего никогда, сколько историю не переписывай! И, тем не менее, вряд ли нужно отгораживаться сразу от предложенного способа. Людям дан неоценимый дар рассуждения: им-то и нужно руководствоваться при решении любых вопросов. Не так давно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал свое благословение на создание групп самопомощи при московских храмах и приходах.
Работа со страждущими людьми проводится по этой программе не первый год. По логике вещей программа должна, по меньшей мере, сочетаться с жизнью Церкви и иметь конечной целью воцерковление людей. Но, при внимательном ознакомлении с программой становится не совсем понятно, о чем идет речь. Вроде бы все правильно: собираются вместе несчастные, одержимые недугом, люди, пытаются изменить свою жизнь, встать на путь веры, вместе молятся…НЕИЗВЕСТНО КОМУ.
Во всех 12 шагах этой программы четко прослеживается мысль о боге, которого каждый понимает так, как вздумается; складывается впечатление что это эдакий «духовный коктейль», мало напоминающий Христианство. Судите сами:
«Шаги, если рассматривать их в широком смысле – это духовная философия с некоторыми элементами Золотого правила, Десяти заповедей, Нагорной проповеди и древних учений восточных философов1. «…Пожалуйста, пусть, Вас не беспокоят слова «Бог» и «Сила», более могущественная, чем мы»! Эти понятия являются неотделимой частью нашей Программы выздоровления. Некоторые из нас понимают под «Богом» и «Силой», более могущественной, чем мы», группу АА, но, самое важное, заключается в признании нами факта, что есть сила, более могущественная, чем наша собственная».
Далеки от Христианства и те принципы, которые используются в реабилитации по этой программе. Приведу некоторые примеры:
Реабилитационный центр «Ступени» г. Одесса2 предлагает своим пациентам: «…Ежедневно – пациент участвует в 2 сессиях групповых медитаций по 15 минут.». Кроме того в программу реабилитации входит ….сексуальное образование наряду с духовной философией (?!). На занятиях изучаются темы: зависимое сексуальное поведение, психологические комплексы, сексуальный сценарий, «полюбить свое тело» и т.д.
В Архангельске на базе центра психо-социального консультирования «Ариадна» работает российско-германский проект по профилактике различного рода зависимостей. Его суть – пропаганда и создание групп самопомощи (занимается в группах психотерапевт Б. Кузнецов, главный инструмент по его словам – программа 12 шагов). На последних шагах использует медитацию…
Таких примеров можно приводить массу. Но, в конце концов, я никому ничего не навязываю, просто рассуждаю на эту тему и следовательно, как и любой человек могу заблуждаться. Поэтому, чтобы получить ответы на свои вопросы я и обратилась к тем людям, которые непосредственно имеют отношение к реабилитации наркоманов и алкоголиков. Тем, что я подчерпнула в беседах с ними, я и хочу поделиться с читателями.
Беседа первая. С руководителем душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадского – иеромонахом Анатолием (Берестовым).
О. Анатолий, Вы, как руководитель душепопечительского центра, несомненно имеете большой опыт в работе со страждущими людьми. Известны Ваши критические замечания по поводу программы реабилитации алкоголиков и наркоманов «12 шагов». Скажите, чем они вызваны?
– Я убедился в неэффективности этой программы. Во-первых, она богословски неграмотна – я очень подробно рассмотрел это в моей книге «Возвращение в жизнь», где раскрыл подробно суть первых трех шагов. Этого вполне достаточно, чтобы понять о чем идет речь. Во-вторых программа дает людям психологическую установку, которая свидетельствует о невозможности исцеления! Беседуя с людьми, проходившими реабилитацию по этой программе, часто приходится слышать абсолютно безнадежное утверждение: «Я – наркоман» или «Я – алкоголик». То есть, человек не верит в свое исцеление. Спрашиваешь: «Ну, а кто тебе помог?» И в ответ: «Программа 12 шагов».-А как же Бог? И вот тут следует замешательство, после которого человек как бы включается: «Ах Бог, ну конечно, но все-таки в первую очередь программа…»
Сторонники этой программы утверждают, что после нее большой процент людей воцерковляется (наверное это важный аргумент для сотрудничества с РПЦ). Насколько по Вашему мнению такое утверждение истинно?
– Не истинно. Вот в Санкт-Петербурге работает Православная программа – там наблюдаются и случаи исцеления, и случаи воцерковления. Но это совсем другая программа.
Значит, есть смысл эти «12 шагов» адаптировать согласно христианским принципам?
– А зачем? У Православной Церкви есть большой положительный опыт. Это и Реабилитационный центр «Воскресение» о. Сергия (Белькова), и Дальневосточный центр реабилитации о. Димитрия (Голько), и Иркутский о. Владимира (Кокорина). Это труды о. Валерия (Ларичева) и о. Алексея (Бабурина). Всего не перечислишь. Ради чего пользоваться сомнительной протестантской программой, когда есть свои наработки?
О. Анатолий, мне приходилось посещать форумы в Интернете, на которых делятся опытом лечения люди с проблемами зависимости. Много попадалось тревожных высказываний о том, что группы самопомощи очень похожи на секту. Действительно ли присутствуют сектантские нотки в этих группах или это преувеличения людей?
– Да, «сектантский дух» у них присутствует. Это такие мини-сектанстские сообщества. Например, у меня была группа – отдельная реабилитация алкоголиков. И в эту группу попали несколько человек из групп «12-шаговой» программы. Вели они себя страшно: требовали отдельного врача, отдельных занятий, не признавали авторитета священников…В итоге группу пришлось распустить и набирать заново. Приходилось общаться и с наркоманами, которые имели опыт общения с «АА». «Эти люди как зомбированные и ни на шаг не отступают от программы» – говорили они. Налицо суживание восприятия мира до рамок программы, развитие тяжелой формы гордыни («мы не такие как прочие»), психологическая зависимость от групп «АА». Все признаки «сектантского духа».
С удивлением прочла, опять же на одном из форумов, что у «АА» форма исповеди несколько странная – они исповедуются «братьям по несчастью», т.е. друг другу. Что Вы об этом скажете?
– Скажу, что это протестантский вариант исповеди, который не приемлем для православного человека, т.к. это подмена Таинства просто человеческим общением. Иными словами – духовный обман.
Благодарю Вас, о. Анатолий.
Беседа вторая. С руководителем Душепопечительского центра им. прп. мч. Великой княгини Елизаветы «Дом милосердия», председателем отдела по работе с медицинскими учреждениями Московской епархии, настоятелем церкви свт. Николая с. Ромашково Московской епархии, протоиереем Алексием Бабуриным.
О. Алексий, Вы занимаетесь реабилитацией алкоголиков и наркоманов с 1989 г. Примерно тогда же в России появилось движение общества «Анонимных алкоголиков и наркоманов» со своей программой реабилитации «12 шагов». Все шаги этой программы вроде бы говорят о Боге, но смущает такая постановка вопроса: «Бога каждый понимает так, как хочет». Насколько с богословской точки зрения верна или не верна такая установка?
– Нет возможности подробно анализировать идейное содержание деятельности «АА», т.к. это дело отдельного исследования. Но на одном принципиальном положении их учения я все же остановлюсь. Согласно утверждениям идеологов «АА», алкоголизм – это болезнь, подобная, скажем, сахарному диабету. Поэтому, с их точки зрения, церковь бессильна помочь больным алкоголизмом людям. А вот сообщества «АА» всесильны. Апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6;9-10), а «АА» твердят: алкоголизм – это не грех, это болезнь. Из православных людей никто не сомневается в том, что злоупотребление спиртными напитками – грех. Многократно повторяемый грех переходит в страсть, в данном случае – в пьянство, которое со временем приводит к болезни – к алкоголизму. Заметим, страсть порождает болезни, а не трансформируется в болезнь. Стало быть и страсть, и болезнь сосуществуют. Поэтому уверения «АА» в том, что алкоголизм всего навсего болезнь – это опасное заблуждение, которое существенно мешает людям избавиться от этого греховного недуга. Ведь самой действенной терапией будет та, которая направлена на устранение причины возникновения заболевания, а не на его механизм развития или симптомы.
Что же касается обращения их к божеству, произвольно понимаемому каждым на свой лад, то здесь можно сказать только одно: Бог Един, в Трех Лицах Славимый и Поклоняемый, иного нет. Для православного верующего человека очевидно – без Церкви нет спасения. Без Церкви человек, заблудившись, создаст себе фантом вместо Бога и неизвестно в какие дебри заведет его такой духовный путь. Различных примеров духовной прелести и ее последствий Православная Церковь, увы, знает множество.
«АА» в последнее время особенно настойчиво выражают желание сотрудничать с Православной Церковью. При Даниловом монастыре г. Москвы уже несколько лет ведется работа групп самопомощи. Значит возможна совместная деятельность?
– Знаете, тут складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны «12 шагов» построена на обращении к некоей «Высшей Силе», т.е. момент веры, несомненно, присутствует. С другой стороны, и это очень сильно подчеркивается, сторонники движения говорят: «АА» не связано ни с какими религиозными организациями или сектами, хотя многие религиозные деятели во всем мире выступают в нашу поддержку и сотрудничают с нами». Интересная позиция : ни с кем не связаны, а вместе с тем получают поддержку. Не случайно они выражают желание приютиться под крылом Церкви – им нужен Ее авторитет среди населения, который из года в год милостью Божией растет.
Что же касается совместной деятельности. За 10 лет их идеи не прижились в приходах Русской Православной Церкви, за редким исключением. А вот, что сказано в итоговом документе Второй епархиальной медико-педагогической конференции «Миссия Церкви на рубеже тысячелетий» (декабрь 1999 г., Воронеж): «Считаем, что пропагандируемые и активно внедряемые в России общества «АА» и «АН» (т.н. программа «12 шагов»), насаждаемые из-за рубежа, неприемлемы для Православной традиции». Понимаете, в принципе диалог с представителями другой конфессии возможен, но только на Православной основе, иначе мы потеряем свое лицо. И здесь между нами и идеологами «АА» непроходимая пропасть. Во-первых они категорические не желают упоминать имя Господа нашего Иисуса Христа в своей деятельности, хотя на каждом шагу говорят о Боге. Во-вторых их главная установка – невмешательство со стороны. Т.е. если за каждой группой «АА» закрепить священника или духовного цензора, то со всех сторон начнутся протесты. С подобными примерами уже сталкивались те, кто пытался с ними общаться. Не может быть диалога еще и потому, что они манипулируют (вольно или невольно) сознанием людей, используя подмену понятий, ценностей, смыслов. К тому же в рядах «АА» существует раскол: истинные последователи считают тех, кто сотрудничают с РПЦ неистинными и наоборот. Появляются разные интерпретации этой программы; занимаются ей люди, зачастую вообще далекие от проблем наркомании. Во всем этом очень трудно разобраться и священникам, и мирянам. Исходя из всего выше сказанного, считаю совместную деятельность нецелесообразной. А закончить нашу беседу мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Алексия II: «Церковь призвана восстановить имевшуюся у нее в дореволюционное время весьма эффективную программу борьбы с алкоголизмом и использовать накапливаемый ею опыт спасения молодежи, равно как и людей всех возрастов, от смертельной опасности, вызванной наркоманией» (из Пасхального Послания за 1994 год). Вот такой деятельностью, собственно и занимаются у нас уже многие православные приходы – восстанавливают опыт дореволюционных общин и братств трезвости. По-моему, это – единственный правильный путь.
продолжение следует...
|
| Цитата || Развернутый вид || Печать || Комментарии:0 | |
Нельзя комментировать эту запись |
|
|
|