|
|||||||||
|
Шаг 5, малая группа по шагам | Текстовая версия этой страницы |
חשב את אצמו Профиль Журнал Группа: Почтальоны Сообщений: 33370 Пользователь №: 1 На форуме: Карма: 68 |
Возвращаюсь в график. Кому не хватило даже с дополнительным временем двух недель на 4-й шаг, могут его еще доделывать, ибо 5-й шаг можно сделать не быстро, а очень быстро.
Цели пятого шага:
Но я так и не смог ответить сам себе на вопрос: почему я, такой умный, раз за разом пользовался худшими качествами своего характера и раз за разом совершал поступки, о которых затем сожалел. Вроде не дурак, чтобы маршировать на граблях, а маршировал. Пятый шаг - это и есть выявление истинной природы своих недостатков, ответ на вопрос: почему я так жил. Я для себя это назвал "корнем зла". То самое качество, которое никогда не проявляется в поступках, но которое вынуждает меня раз за разом пользоваться своими недостатками, пренебрегая своими достоинствами. Пятый шаг программы АА говорит, что самому невозможно (или почти невозможно) найти эту истинную природу своих недостатков, и нам нужна помощь: помощь Бога и помощь какого-либо другого человека. Лично я во 2 шаге признал для себя богом группу АА, поэтому у меня уже не было сложностей в поисках доверенного помощника для 5 шага: я просто делал этот шаг на группе. Хочу заметить: я часто видел в АА, как люди зачитывают наставнику дневник 4-го шага, и называют это пятым. Нигде в тексте пятого шага нет слов: "зачитали вслух..." Давайте делать то, что рекомендует программа, а не то, что делает большинство. Большинство, в конце концов, трезвеют через срывы... Давайте находить и принимать свою истинную природу. Критерий "сделанности" пятого шага: Желание в конце концов изменить свою жизнь: пользоваться своими достоинствами и перестать пользоваться своими недостатками. Шаги 4–5 в книге «АНОНИМНЫЕ» Шаги 4–5Прежде, чем говорить о четвертом шаге, мы хотим сделать важное замечание. Четвертый шаг большой и трудоемкий, и, в отличие от других шагов, в процессе работы по этому шагу не понятно, куда он ведет. Это не удивительно: четвертый шаг — фундамент нашей новой жизни. Глядя на фундамент, трудно увидеть в нем будущее здание. Опыт множества собраний групп по шагам и спонсорской работы с новичками показал, что самый большой отсев из программы происходит именно на четвертом шаге. Мы настоятельно рекомендуем внимательно прочитать главу «Заглянем в ваше будущее» прежде, чем вы приступите к работе по четвертому шагу. Строя фундамент, не лишним будет держать перед глазами будущую картину строящегося здания. Итак, мы переходим к работе по четвертому шагу программы выздоровления. В первых трех шагах мы убедились, что нам надо менять себя и свою жизнь. Не начинать жить заново, с нуля, мы не можем родиться заново, — нам предстоит перестраивать наши мысли, чувства и привычки, чтобы наша жизнь нравилась нам. Но прежде нам предстоит провести инвентаризацию самих себя. Наверное, каждому из вас приходилось делать инвентаризацию в собственном холодильнике: что испортилось и полетит в мусорный бак, что свежее и пригодно в пищу. Аналогично мы провели инвентаризацию своих чувств, своих душевных качеств и своих поступков за прожитые годы: от чего мы хотим избавиться, а что мы хотим оставить и пользоваться всю дальнейшую жизнь. Мы хотим предостеречь всех, приступающих к четвертому шагу, от самобичевания и от смакования давних обид. Разбирая холодильник, можно проливать слезы над протухшим дорогим деликатесом, вспоминая, где и почем он был куплен, подсчитывая, сколько чего можно было бы купить на эти деньги, но если мы хотим закончить инвентаризацию до того, как в холодильнике испортятся даже консервы, следует без долгих размышлений просто выбросить испорченное и перейти к следующему. Аналогично и в инвентаризации своей жизни, оценивая каждый памятный случай, не следует тратить на него времени больше, чем потребуется для анализа и записи в строку таблицы. Наш опыт показал, что, освоив на нескольких первых строках метод анализа, последующие строки занимали никак не больше 5 минут времени. Некоторым из нас потребовались 2–3 недели на составление таблицы, другие справились буквально за один день. У многих из нас таблица разрослась до нескольких сотен строк. Перед нами стоит важный вопрос: критерии инвентаризации. С продуктами в холодильнике все просто: внешний вид, запах, срок годности на упаковке легко подскажут, что свежее, а что испорчено. Книга «Анонимные Алкоголики» говорит про «moral inventory» — английский язык не видит разницы между моралью и нравственностью. Нам же предстоит выбрать, будем ли мы опираться на моральные критерии, или на нравственные. Мораль — продукт общества: «10 заповедей христианства» или «моральный кодекс строителя коммунизма» — примеры морали разных общественных групп. Те из вас, кто принадлежит к одной из мировых религий, могут воспользоваться готовым: моральным кодексом своей религии. Нравственность — личная система ценностей, частично полученная от родителей в детстве, из книг, прочитанных в детстве, и, главным образом, сформированная собственным жизненным опытом. Мораль и нравственность — крайности; в жизни каждого человека моральные и нравственные нормы сосуществуют, но в разных пропорциях. Мы будем говорить об инвентаризации себя и своей жизни с нравственной точки зрения. Мы называем нравственными те поступки, за которые нам потом не стыдно, которые потом приятно вспомнить, даже если кто-то посчитает их аморальными. В конце концов, даже очень религиозные люди, мы думаем, хотят, чтобы их жизнь нравилась прежде всего им самим, а не только их религиозной общине. Те из нас, кто полностью придерживаются христианских заповедей, пользовались ими для ответа на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо». Еще один важный вопрос: что и в каком порядке мы будем инвентаризировать. Книга «Анонимные Алкоголики» предлагает анализировать обиды: «Я обижен на Г-на Брауна…», «Я обижен на Г-жу Джонс…», «Я обижен на своего начальника…» (стр. 63). При этом, на господина Брауна приходятся 3 разных обиды, и все 3 в одной строке таблицы. Спойлер
Еще один важный момент: шаги 4 и 5 помогают избавиться от ресентимента, о котором в книге «Анонимные Алкоголики» говорится: «наши обиды и претензии, а также их внутренние основы», сопровождающие нас в течение длительного времени (стр. 63). Прописав свои обиды в четвертом шаге, а потом рассказав о них другому человеку в пятом шаге, многие испытывают катарсис, чувство избавления от груза обид. Это тоже может быть важным, но этим четвертый и пятый шаги программы не ограничиваются. Во-первых, с одним и тем же человеком у нас могли происходить очень разные события, в которых мы проявляли разные черты характера; в общении с начальником таких событий, скорее всего, был не один десяток — в итоге, некоторые строки получаются чудовищно перегруженными. Во-вторых, что важнее, анализ обид — это, в конце концов, анализ наших неудач с этими людьми. Инвентаризация одних лишь недостатков сродни разборке холодильника, в ходе которой мы составляем список испорченных продуктов. После такой инвентаризации холодильника непонятно, чем сегодня поужинать, а после такого четвертого шага впору повеситься, ибо не понятно, с чем продолжать жить. В-третьих, начиная с обид, мы волей-неволей испытываем всю гамму негативных чувств от обиды и унижения до страха и гнева. Как бы ни стрались мы подходить к работе отстраненно, мы живые люди, и получим много отрицательных эмоций. Не случайно в малых группах по прохождению шагов самый большой отсев происходит именно на четвертом шаге: люди не справляются с таким количеством отрицательных эмоций и возвращаются к привычной «анестезии» — возвращаются к своей зависимости. Поэтому мы предлагаем начинать заполнять таблицу не по обидам и не по людям, а по воспоминаниям, начиная буквально с сегодняшних или вчерашних, по самым незначительным на первый взгляд событиям. Это, по сути, элемент десятого шага, в котором мы анализируем лишь один прожитый день. Приступая к четвертому шагу, мы учимся анализировать один день своей жизни — вчерашний день — с нравственной точки зрения. Через несколько дней или через несколько месяцев, когда мы освоили этот инструмент и научились без особых затруднений заполнять строки таблицы, мы переходили к нравственной инвентаризации прошлых лет. Мы не предлагаем «запрягать телегу впереди лошади», делая десятый шаг раньше четвертого. Мы предлагаем, приступая к анализу себя и своей жизни, начинать с последних событий. Во-первых, прошло не так много времени, и мы хорошо помним все подробности. Это позволит нам направить все внимание на освоение нового для нас навыка анализировать свои чувства, душевные качества и поступки. Во-вторых, на этих простых случаях мы можем «набить руку» в заполнении строк таблицы, доведя эти действия до автоматизма, что позволит нам без лишних эмоций подвергнуть инвентаризации тяжелые моменты нашей зависимой жизни. Итак, мы приступаем к заполнению таблицы четвертого шага. Один из нас поделился двумя ситуациями. Вот что он пишет: «Две довольно простые ситуации произошли одна за другой. Приезжаю по делам, навигация не работает, и я не знаю, правильно ли приехал. На доме, который по моим предположениям тот, что мне нужен, написан совсем другой номер. Спрашиваю у прохожего как найти нужный мне адрес, он не знает. Я расстроен. Навигатор и без спутникового сигнала может проложить маршрут от одного адреса до другого, собственно, так я и ехал, но сейчас я не знаю, где я нахожусь. И тогда я решаюсь спросить у этого прохожего адрес того места, где мы находимя. Он сильно удивляется, но отвечает. Я прокладываю маршрут и благополучно добираюсь до нужного мне места. Сейчас, спустя несколько дней, мне приятно об этом вспомнить. Свободных мест для парковки не находится, места есть только во дворе, но двор закрыт шлагбаумом. Паркуюсь в нарушение правил, ибо выходной день и мне буквально на четверть часа. Но по возвращении вижу на лобовом стекле квитанцию на штраф. Вспоминая эту историю сейчас, я испытываю досаду, что не позвонил тем, к кому я приехал, с просьбой открыть мне шлагбаум». В первую колонку мы записывали, как и в книге «Анонимные Алкоголики», тех людей, организации или учреждения, на которых мы обижены или же, наоборот, которых мы вспоминаем с большим удовольствием:
Если с одним и тем же человеком связано несколько памятных ситуаций, мы отводили каждой ситуации новую строку. Ситуации мы писали во вторую колонку:
Спойлер
Один из нас, вспоминая вчерашний день, отметил, что было два ярких приятных впечатления: после двух недель поисков наконец купил ребенку осенние сапоги и сходил с ребенком на детский праздник. На первый взгляд, налицо две ситуации. Но вот его история более подробно: За лето ребенок вырос, и прошлогодние сапоги стали малы. Начались дожди, две недели ребенок ходил в летних кроссовках. Две недели родители искали подходящие сапоги, но так и не нашли. Утром праздничного дня был сильный дождь, и за час до праздника ребенок насквозь промочил последние сухие кроссовки. Праздник оказался под угрозой срыва. Отец ребенка, всегда с недоверием относившийся к рынку, все же поехал туда с ребенком. На рынке нашлись ровно такие сапоги, какие требовались; тут же переобув ребенка, они успели на праздник. Мы предлагаем в этой истории говорить об одной ситуации, — об угрозе срыва детского праздника, — а не о двух событиях с покупкой сапог и походом на праздник. В четвертом шаге мы анализируем свои действия от принятия решения действовать до нравственной оценки результатов своих действий. Принятие решения было одно — решение срочно поехать на рынок. Действие тоже было одно — поездка на рынок. И нравственная оценка тоже одна — радость за «спасенный» детский праздник и нужную покупку. Соответственно, в первую колонку таблицы запишется имя ребенка, а во вторую — угроза срыва праздника. В третью колонку мы записали чувства, которые испытывали в тот момент:
В следующую колонку мы записали свои действия в этой ситуации:
Прежде, чем заполнить следующую колонку таблицы, мы предлагаем представить содержимое дамской сумочки: расческа, помада, кошелек, кредитка, проездной, носовой платок, мобильник, ключи от дома, ключи от машины… несколько десятков предметов. Мужчинам может быть легче представить багажник автомобиля: масло, тосол, незамерзайка, бутылка воды помыть руки, бутылка питьевой воды, тряпка для вытирания рук, тряпка подстелить, если лечь под капот, старая куртка, перчатки, набор ключей, запаска, домкрат… Будем галантными, мы будем дальше говорить о дамской сумочке. Суть не меняется. Это набор инструментов на разные случаи жизни. Подобно дамской сумочке, внутренний мир человека (душа) с самого рождения наполнен множеством качеств (ресурсов): злобность и способность сострадать, эгоизм и щедрость, лень и любопытство — многие десятки разных качеств. Этими качествами, как инструментами, мы совершаем поступки — любые поступки в нашей жизни. Следующую строку мы назовем «ресурсом», понимая под этим словом те душевные качества, которые всплыли в душе — те свойства характера, которые управляли нашими действиями в этой ситуации, те «инструменты», которыми работало наше сознание:
Заполнив эти 5 колонок, мы возвращаемся мыслями в сегодняшний день. Вспоминая сегодня давнюю ситуацию своей жизни, мы обнаруживаем, что чувства в моменте, как правило, не совпадают с чувствами, когда ситуация позади, когда прошли часы, дни или годы. Чувства спустя длительное время — это наша эмоциональная оценка прошлых событий. Чтобы избежать путаницы, мы будем называть такие чувства послевкусиями. Ребенок, чувствовавший любопытство при виде выпавшего прута решетки, сегодня, давно взрослый, испытывает послевкусие: недовольство собой тогдашним, или стыд за опрометчивый поступок, или относится к ситуации с юмором. Наша задача описать послевкусие к каждой ситуации, записав его в последнюю, шестую колонку таблицы:
Как бы ни были сильны наши чувства в ответ на обиды, причиненные нам другими людьми — это поступки и это жизнь других людей, мы же хотим изменить себя и свою жизнь, а не характер или жизнь других. Ресентимент — наши чувства в результате поступков других людей в наш адрес — пусть останется на совести этих людей. Послевкусие — наши чувства в результате наших поступков в адрес других людей. При заполнении строк таблицы четвертого шага мы не будем заниматься ресентиментом, сосредоточимся на послевкусиях. Для лучшего понимания читателем мы показали в нашем примере заполнение строк слева направо на примере сразу двух строк. На практике строки заполняются по одной, на каждую ситуацию отдельная строка. Наш опыт показал, что следует с осторожностью анализировать те события, которые происходили в измененном состоянии сознания. Многие из нас, будучи опьяненными алкоголем, наркотиками, азартом или иной одержимостью, совершали поступки, не укладывающиеся в голове трезвого. Мы вели себя так, словно в наше тело вселился чужой разум. Если, вспоминая о таком событии, мы испытываем ужас, если наш мозг отказывается принять такое воспоминание, если мы чувствуем, что «я не мог такого сделать» — строки с анализом этих событий мы заполняли не полностью, а только первую колонку (имя пострадавшего от наших действий человека) и четвертую (описание наших действий). Эти строки нам понадобятся в восьмом и девятом шагах, ибо мы ответственны за свои поступки. Но в нравственной инвентаризации самих себя мы исключим эти строки из анализа, как события, совершенные не нами, а нашим отравленным мозгом. Еще раз остановимся на «чувственных» моментах нашей таблицы, их три, и на первых порах их не всегда просто отличить. Первый: чувство в ситуации — что мы чувствуем, попав в ту или иную жизненную ситуацию, до того, как мы что-то успели сделать или сказать. Второй момент: ресурс или используемое душевное качество — это не чувство, но нередко его путают с чувством. Не всегда есть слово, чтобы его выразить. Легко отличить страх (чувство) от трусости (душевное качество), но слово «лень», например, одно и для чувства, и для ресурса, сравните: «мне лениво что-то сделать (я сейчас чувствую лень» и «я ленив по жизни (во мне есть лень)». И третий «чувственный» момент: послевкусие — оценочное чувство, когда ситуация закончилась, и у нас было время на осмысление произошедшего. Спойлер
Эти 4 колонки во многом представлены и в нашей таблице: Для удобства дальнейшей работы с таблицей мы рекомендуем пользоваться электронными таблицами, чтобы в дальнейшем было удобно сортировать строки. Увидев похожие строки, их удобно будет разместить рядом, как в этом примере:
Мы предлагаем обратить внимание на совпадение двух последних колонок в этих строках, с этим мы будем работать дальше. Совпадает и чувство на входе в ситуацию. Если присмотреться, можно увидеть, что и ситуация однотипная: есть плохо сделанная работа, которую требуется исправить в ущерб личному времени и своим планам. Мы записывали в таблицу все яркие воспоминания, не только негативные, но и позитивные. Если проследить за ситуациями и чувствами, обнаруживается, что строки таблицы группируются именно по ним, как в этом примере:
По мере того, как наша таблица пополнялась несколькими десятками строк, мы обнаруживали все больше и больше таких соответствий, когда в сходной ситуации при одинаковых чувствах на входе в ситуацию, используя разный ресурс, мы совершали разные действия, и на выходе получали разное послевкусие. Но, что важно, выбор всегда происходит между двумя возможными ресурсами, и на выходе возможны соответствующие им два послевкусия, позитивное и негативное. Таким образом, у нас появился критерий для оценки своих душевных качеств: если послевкусие позитивное, значит ресурс — наше достоинство; если послевкусие неприятное, значит в этой ситуации работал дефект нашего характера. Но список наших открытий на этом не заканчивается. Еще одним открытием стало то, что свойства характера сами по себе не являются достоинствами или недостатками: беда происходит, когда в поведении используется не подходящий к ситуации ресурс. Спойлер
Вспоминая дамскую сумочку, о которой мы говорили в начале, ключи от машины хороши, только они не годятся, когда нам надо открыть дверь квартиры. Непримиримость хороша для общения с врагами, но не годится в общении с теми, кто любит нас. Нам не надо перед дверью квартиры избавляться от автомобильного ключа, нам просто нужно будет научиться доставать из сумочки своего «я» подходящий ресурс, чем мы и займемся в 6–7 шагах нашей программы. По мере пополнения нашей таблицы, мы все больше и больше убеждаемся, что в однотипных ситуациях у нас всегда есть два варианта выбора: есть два ресурса, которыми мы можем воспользоваться, чтобы получить два разных послевкусия:
В первой группе ситуация открывшейся возможности, вызвавшая чувство любопытства. Во второй группе злящее указание «начальника» на совершенную ошибку. И там и там была возможность выбора из двух ресурсов, приводивших к разным послевкусиям. Таким образом, в результате группировки большой таблицы у нас получается список типичных ситуаций, которые можно легко и быстро узнать по чувствам, возникающим на входе в ситуацию, и для каждой ситуации желательный и нежелательный для нас ресурс. Так, из продемонстрированной нами таблицы можно составить список в 2 строки:
В этом и заключается нравственная инвентаризация: узнать правду о своем «я», получить объективную информацию о том, что на самом деле движет нашими поступками. Но мы были бы чересчур наивными, если бы предполагали, что проделанной работы достаточно, чтобы в самом деле разобраться с собственным «я». Все мы реальные живые люди, и все мы нередко обманываем самих себя, да и память имеет свойство со временем иначе преподносить прошлые события. Те из нас, кто раньше вели дневник, знают, как сильно могут отличаться сегодняшние воспоминания от описания тех же событий в дневнике годами ранее. Мы не можем улучшить нашу память, но мы можем попросить другого человека выслушать нашу историю, посмотреть на нее со стороны критическим взглядом и указать нам на те моменты, где мы, возможно, продолжаем заблуждаться или обманываем самих себя. И последний момент, в котором нам не обойтись без помощи другого человека — причина. Пятый шаг в книге АА звучит: «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений». Светская программа выздоровления предлагает: «С помощью другого человека выявили причину, побуждающую нас раз за разом пользоваться не лучшими качествами нашего характера». Многие из нас, проводя нравственную инвентаризацию себя и своей жизни, задавались вопросом: «Почему я, вроде бы не моральный урод, раз за разом пользовался худшими качествами своего характера?» Для ответа на этот вопрос нам и нужен взгляд со стороны — помощь другого человека. Спойлер
Вспоминая свои зависимые действия, приходится с сожалением признать, что здравый смысл там если и присутствовал, то где-то за горизонтом. Так что же было «катализатором», когда мы раз за разом проявляли не лучшие черты характера? В этом бывает трудно признаться самому себе, именно поэтому нужен другой человек, который, узнав нашу историю жизни, сможет предложить очевидное на его взгляд. Нам лишь останется согласиться с его мнением или, не согласившись, попросить другую оценку, может быть, несколько раз, пока мы не услышим то, что отзовется в нас: «Да, это про меня, это моё». Книга «Анонимные Алкоголики» подталкивает читателя к мысли, что «корнем зла» является гордыня-себялюбие-эгоцентризм: «Себялюбие – эгоцентризм! В этом, мы полагаем, корень всех наших проблем» (стр. 60). Тем из нас, кто не принадлежал к христианству, это порой представлялось попыткой «натянуть сову на глобус». Благодаря помощи другого человека в пятом шаге, истинная природа наших заблуждений у кого-то из нас оказалась низкой самооценкой, у кого-то равнодушием, у кого-то завышенной самооценкой или высокомерием. Истинная природа наших заблуждений — тот самый «корень зла», «катализатор» не лучших наших поступков — по сути, такое же душевное качество, как и те, которые мы выявили в себе и записали в колонку «ресурс». Но, очевидно, его нет в в списке наших ресурсов. Как в химии: катализатор в химической реакции не участвует, но присутствует, запуская реакцию. Один из нас, врач по профессии, так это описывает: «В работе с больным, в ситуации, когда от меня ожидают чего-то сверх минимума моих профессиональных обязанностей, у меня всегда есть выбор: воспользоваться состраданием и пойти навстречу просьбе, или воспользоваться ленью и проигнорировать или отказать. Наверное, не надо объяснять, где тут вмешивается равнодушие». Прежде, чем обратиться за помощью по пятому шагу, нужно было выбрать, к кому обратиться, и решить, что и в каком объеме мы расскажем. По очевидным причинам нам не следует обращаться к тем, кого мы упоминали в четвертом шаге в качестве источников наших обид: трудно построить конструктивный диалог с тем человеком, с которым есть взаимные обиды. Кроме того, не следует обращаться с такой просьбой к родственникам и близким, которым некоторые факты нашей биографии могут причинить боль. Прихожане религиозных конфессий, предполагающих таинство исповеди, могут обратиться к священнику в формате исповеди. Обращение к психологу или психотерапевту тоже будет неплохим решением. Большинство же из нас обращались за помощью по пятому шагу к другим зависимым, которые уже прошли этот шаг. Теперь несколько слов о том, что мы рассказывали другому человеку о себе в рамках пятого шага: В тексте пятого шага нигде не написано: «прочитали другому человеку все, что мы написали в четвертом шаге». Некоторые из нас так делали; это занимало огромное время и изматывало и говорящего, и слушающего. Так тоже можно, но не обязательно. Пятый шаг — не явка с повинной к следователю, пятый шаг, скорее, сродни исповеди. Перед следователем надо озвучивать мотивы преступления, место и орудия преступления; исповедь предполагает признание своих ошибок и раскаяние там, где мы причинили зло другим. Пятый шаг, выполняемый в формате исповеди, дополнительно предполагает озвучивание механизмов своего поведения: какие душевные качества работали в каждой ситуации. Нам, в конце концов, нужна конкретная помощь. Нам нужно, чтобы другой человек помог нам найти тот самый «корень зла» — истинную природу наших заблуждений. Нам нужно предоставить для этого достаточный объем информации о себе, излишние подробности будут избыточными и лишь помешают. Как правило, мы рассказывали другому человеку, как мы анализировали каждый свой поступок: ситуацию, чувство в этой ситуации, душевное качество («ресурс» — душевный инструмент, которым мы совершали поступок), наши действия в ситуации, и что мы чувствуем сейчас («послевкусие»). Мы иллюстрировали этот анализ парой примеров из нашего четвертого шага. Затем мы переходили к выводам, которые мы сделали, сгруппировав строки таблицы по ситуациям и чувствам: какие ресурсы у нас есть для каждой ситуации. Если мы хорошо поработали в четвертом шаге и не ждем, что собеседник будет делать за нас нашу работу по анализу нашего морального облика, пятый шаг не занимает много времени. В конце концов, описание даже нескольких десятков типичных ситуаций и перечисление душевных качеств, использовавшихся в каждой из этих ситуаций, займет не больше часа времени. Если наш собеседник достаточно умен или имеет опыт 4–5 шагов, очень может быть, что он сумеет составить о нас представление после описания нами буквально нескольких ситуаций, и сразу же сможет назвать, что, по его мнению, является «корнем зла». Если его мнение отзовется в нас, цель пятого шага будет достигнута в считаные минуты. Спойлер
Те из нас, кто годами носили в себе страшные воспоминания о своих поступках, которые, как они считали, «никто никогда не поймет и не простит», рассказав об этом другому человеку, как о совершенном их болезнью, — эти люди, увидев, что их слушатель не отворачивается от них с отвращением, смогли испытать чувство очищения, приняв, наконец, и для себя самих, что в самом деле виноваты не они, а их болезнь. Пришло время менять наше поведение так, чтобы было не стыдно вспомнить вчерашний день, чтобы наша жизнь начала нам нравиться. http://addictions.vesvalo.net/ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
если с другом вышел в путь)) Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 2317 Пользователь №: 820 На форуме: Карма: 3 Трезвая: 10 лет, 4 месяца, 26 дней |
В конце прошлого года В.С. послала мне подругу, с которой я встречалась раз в две недели и она помогала мне разбираться в ситуациях трудных для меня. Часто просто рассказывая примеры из своей жизни. Как поступала она в такой же ситуации. И какие уроки она получала. И за этот год я как то поняла, что уже научилась сама смотреть на себя со стороны. При последней встречи она сказала что я уже повторяюсь и всё это мы уже обговаривали. так что я думаю я уже готова перейти на другой уровень не скидывать своё прошлое на других. и наша дружба должна тоже в новом году перейти на новый уровень. То-есть она теперь не палочка выручалочка а просто хороший друг по жизни . Что встречи с ней должны быть положительны для нас обоих. Я уже мозгами уже понимаю, в чём и как мне нужно поступать, но пока действия у меня очень отстают и над этим нужно работать. Пример; сегодня есть возможность сходить на собрание группы понимаю, что это полезно для меня. Но после прогулки с собакой я так замёрзла (далеко с ней ушли). Что выходить на холод совсем не охота. Легче отложить это на завтра.
|
-------------------- Иногда думаешь ,вот оно счастье!!!!А нет ,опять опыт.
[IMG]https://ne-kurim.ru/ncounter/259423-11.gif[/IMG] |
|
|
חשב את אצמו Профиль Журнал Группа: Почтальоны Сообщений: 33370 Пользователь №: 1 На форуме: Карма: 68 Трезвый: 30 лет, 4 месяца, 9 дней |
Не очень, но наверное успеешь догнать. |
||
-------------------- Малая группа по шагам
Спикерское Светские 12 шагов ______________ Курю бакбук 14 лет, 2 месяца, 13 дней. ______________ Если я вас напрягаю или раздражаю, вы всегда можете забиться в угол и поплакать. |
|||
|
за секунду до времени Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 5803 Пользователь №: 4188 На форуме: Карма: 0 |
Я сдал свой 5-й шаг жене, и кстати после прочтения описания этого шага у FC.
Реально ПОНЯЛ что нужно делать - а то ведь собирался выливать помои на уши людей. Тут как-то давече на группе один парень отмочил - "в процессе деланья пятого шага упомянул про то что мне на футболе заехали мячом по яйцам - так и описал в графе "Что случилось", "Кто сделал", "что задето"... - я долго пытался переварить КАК выглядел его 5-й шаг...... и главное что он ему мог дать. У меня в журнале выложен мой 5-й. |
|
Начать с начала Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 87 Пользователь №: 5755 На форуме: Карма: 0 Трезвая: 15 лет, 4 дня |
Да я как раз хотела тоже спросить на счёт 5 шага.До какого числа его можно сделать(насколько помню-неделя на шаг) в нашей группе.просто не хочу топтаться на месте с 4.Хотя может.я его до конца ещё и не сделала?
|
-------------------- Смотри назад -с Благодарностью ,вперёд- с Надеждой, вверх-с Верой по сторонам-с Любовью!!!
|
|
|
бегу от сухости Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 3967 Пользователь №: 5439 На форуме: Карма: 0 Не пью: 10 лет, 8 месяцев, 11 дней |
Rearranger
Интересно, задумалась...может тоже мужу сделать пятый шаг? |
-------------------- "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - моё почтение". Преп. Амвросий Оптинский старец
|
|
|
חשב את אצמו Профиль Журнал Группа: Почтальоны Сообщений: 33370 Пользователь №: 1 На форуме: Карма: 68 Трезвый: 30 лет, 4 месяца, 9 дней |
Да, по срокам уже пора переходить к 6-му. Думаю, никого выгонять за опоздания не будем. Могу лишь порекомендовать не "застревать" надолго, вместе легче идти, чем одному догонять. |
||
-------------------- Малая группа по шагам
Спикерское Светские 12 шагов ______________ Курю бакбук 14 лет, 2 месяца, 13 дней. ______________ Если я вас напрягаю или раздражаю, вы всегда можете забиться в угол и поплакать. |
|||
|
Прошу у Бога трезвости и помещения для группы. Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 3473 Пользователь №: 4230 На форуме: Карма: 0 Трезвая: 15 лет, 11 месяцев, 1 день |
у меня все именно так, как пишешь ты. Спасибо тебе, Барбацуца.
|
||
-------------------- "О трех предметах не спеши рассуждать, о Боге, пока не укрепишься в вере. О чужих грехах, пока не вспомнишь о своих. И о грядущем дне, пока не увидишь рассвета."
Св. Никола Сербский Сайт Трезвая Луга |
|||
|
ЛюбознательнаЯ Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 3341 Пользователь №: 4784 На форуме: Карма: 1 Трезвая: 15 лет, 9 месяцев, 2 дня |
Rearranger
Спасибо. |
||
-------------------- |
|||
|
Выздоравливающий алкоголик Профиль Журнал Группа: Форумчанин Сообщений: 1775 Пользователь №: 873 На форуме: Карма: 2 Трезвый: 18 лет, 1 месяц, 2 дня |
5-ый шаг жене? Ну..., если тока она из АА.
|
-------------------- Жить хорошо! А хорошо жить ещё лучше!
|
|
|
за секунду до времени Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 5803 Пользователь №: 4188 На форуме: Карма: 0 |
Кибоко
Ерунда на 202%. Зависит от степени доверия и от отношений с человеком. АА - уж вовсе не показатель адекватности и вменяемости. На толпу рассказать про косяки - да нефиг делать. Седня я вас вижу - а завтра захочу и вы пропадете из моей жизни. А вот рассказать значимому человеку - это да! Обсудить с ним. Как-то был на спикерском там один "дядя" про инцест с сестрой по пьяни рассказывал. Ну дык - на массу незнакомых - в принципе легко. Маме своей расскажи... про ваши отношения. (Хотя это уже не алкоголизм - а по части психиатрии). И нигде про то, что "НАДО КОМУ-НИТЬ ИЗ АА" - нет и в помине. И про то, что в 5-м говно на уши лить надо людям - тоже нет. Звиняй. Вот она Я я ни разу не пожалел. |
|
бегу от сухости Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 3967 Пользователь №: 5439 На форуме: Карма: 0 Не пью: 10 лет, 8 месяцев, 11 дней |
Если говорить пятый шаг- это не означает пересказ четвертого, то получается -только выводы, какие получились в четвертом. А у меня получилось -на каждый свой недостаток нашла оправдание и откуда он ваще взялся.
Представила если я это перескажу мужу, то он (додумаю, хоть этого делать и не надо) скорее всего скажет, что просто ищу себе оправдание. И у меня у самой такое ощущение. Не знаю, но в собственных глазах по большому счету оказалась белой и пушистой. Ничего сверхстрашного не накопала. Несколько схем, что мешают жить да. Ну и что? Я так понимаю, в пятом шаге другой чел должен указать твои ошибки в четвертом. Эммм...вот бы увидеть в полном варианте то, что было рассказано в пятом шаге и принесло реально пользу. |
-------------------- "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - моё почтение". Преп. Амвросий Оптинский старец
|
|
|
начинаю жить Профиль Группа: Переписка Сообщений: 579 Пользователь №: 2176 На форуме: Карма: 0 Трезвая: 16 лет, 9 месяцев, 29 дней |
Я так понимаю пятый шаг- другой человек,наверное,должен быть все-таки из АА. Вряд-ли человек из социума поймет в чем я хочу разобраться и какой "корень зла "хочу найти.Все что до Мишиной группы слышала о пятом ,та кэто то,что это откровенный слив.. А смысл? И еще вот что дошло,не собеседник должен во мне разобраться,сама.Так сказать-инсайт должен снизойти в процессе говорильни... Помощь собеседника в том,чтоб поддержать правильное направление.Значит все-таки лучше,если опытный,"срокатый" ААшка.Есть у меня такие люди.
|
-------------------- «Существуют только две вещи, которые мне достаточно знать о Боге: Он есть и это не я!»
|
|
|
за секунду до времени Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 5803 Пользователь №: 4188 На форуме: Карма: 0 |
Вот она я
Достаточно рассказать какие-либо не жуткие примеры, хотя я жуткие рассказал (для меня, как оказалось - жена же восприняла их совершенно нормально), всё тащить не обязательно - на примере их - вывести одну - две закономерности - и обсуждать закономерности со связкой с текущими событиями. Например - вот тогда-то призошло то-то и я подумав увидела там - КАЧЕСТВО. Это качество я потом обнаружила тут, тут и тут. И в итоге - у меня есть такое КАЧЕСТВО как ..... . У меня заниженная самооценка. Которая торчала как заноза из задницы (сорри) из всех поступков. Вот пример - толку мне рассказывать кому-нить что я одной из девушек бывших изменил (теперь я бы сказал - переспал) с ее родной сестрой. Мне эта девушка уже лет 17 никто, у меня уже 2-я жена и ребенок и я смутно помню как она выглядела. А вот про качество проявившееся при этом во мне, поговорить можно. |
|
ЛюбознательнаЯ Профиль Журнал Группа: Переписка Сообщений: 3341 Пользователь №: 4784 На форуме: Карма: 1 Трезвая: 15 лет, 9 месяцев, 2 дня |
Вот она я Rearranger Извиняюсь, что вклинилась. Для меня не безразличный вопрос.
Вот это для меня ключевое. А не то, откуда супруг - из АА, или нет. |
||
-------------------- |
|||
|
зовите меня просто - русалка Профиль Журнал Группа: Тоже почтальон Сообщений: 9293 Пользователь №: 1226 На форуме: Карма: 12 |
У меня "какой-нить другой человек" - это был мой духовник. Мне нужен был человек, которыму я могу расссказать в том числе свои церковные навороты, и так, чтоб он не сказал "забей" (как грят многие нецерковные люди) или не обвинял меня в ереси (как это сделали б многие православные).
|
-------------------- Принципиальный гуманист. Обращайтесь
|
|
|
Страницы: (3) 1 [2] 3 |